Главные вкладки

    Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
    консультация (старшая группа) на тему

    Арнаутова Людмила Викторовна

    Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение таких детей не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskoe_voobrazhenie.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческого воображения средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    «Необходимо расширять опыт ребёнка,

                                                                                 если мы хотим создать  достаточно прочную

                                                                                       основу для его творческой деятельности»

    Выготский Л.С.

    В современном мире растет число детей, имеющих нарушения в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов, поэтому так важно обеспечить таким детям доступ к специальной, особым образом организованной и построенной, системе образования. По отношению к ребенку с нарушениями перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач на каждом возрастном этапе.

    Отечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средствами художественного творчества позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития, образования, социальной интеграции.

    Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально средовых и психологических факторов.

    Наблюдения за развитием детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выявили, что воображение у дошкольников имеет ряд особенностей в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что воображение таких детей не становится творческим, а носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является несформированность предпосылок творческого воображения. Поэтому свою работу по развитию воображения у наших детей мы начали с формирования интереса к театрализованной деятельности. Хотелось бы отметить, что в программе «Подготовка к школе детей с ЗПР» (под ред. С.Г.Шевченко) раздела по обучению театрализованной деятельности нет. И мы эту работу ведем только в совместно организованной деятельности с детьми, опираясь на разработки коллег, работающих в этом направлении (ж. «Детский сад от А до Я» №4-2008).

    Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путем переработки предшествующего опыта. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов).

    Развитие детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать один предмет в роли другого (например, палочка играет роль термометра, брусок – телефона). В первой половине дошкольного периода (3-4года) у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов. Это, прежде всего, впечатления, полученные при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов, наблюдении за окружающим миром. Воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. В старшем дошкольном возрасте (5-6лет), когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое (например, волк в сказке был злой, а ребенок представляет его как несчастного, обиженного героя).Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, значит воображение, фантазия является высшей и необходимой способностью человека.

    Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует. Театрализованная деятельность стимулирует развитие основных психических функций дошкольника, является средством становления его личностного и социального опыта.

    Театрализовано - игровая деятельность дошкольников включает в себя различные виды театрализованных игр, организуемых детьми совместно с взрослым или самостоятельно. В нашей группе мы используем следующие виды театрализованных игр:

    • Режиссерские -  в них взрослый или ребенок создает сцены, ведет театрализованное действие и изображает всех персонажей, используя качестве изобразительных средств интонацию и мимику ( настольные  – «конусный театр», «театр игрушек», «игрушки-топотушки»; стендовые театры (фланелеграф, «теневой театр»);
    • Образно-ролевые  -  в них образ персонажа передается самим ребенком (игры- драматизации, инсценировки художественных произведений; или с помощью кукол - «пальчиковый театр», «кукольный», «театр би-ба-бо»).

    Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведений для детей только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, изменяют концовку и т.д. Творчество детей проявляется в реалистическом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, детям надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. И тут мы опираемся на определенные  дидактические методы:

    • Познавательно-аффективная ориентировка

    Цель: выразительное интонирование реплик героев, выразительное исполнение в мимике сказочного образа;

    • Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

    Цель: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, выполнение выразительных движений;

    • Выражение замещающей потребности

    Цель: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний-потребностей в театрализованных играх.

    Умение представить героя произведения, его переживания, обстановку событий, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления от окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

    В своей работе по развитию воображения через театрализованную деятельность мы используем следующие занятия:

    -просмотры постановок сказок, знакомых детям и беседы по ним;

    -игры-драматизации;

    -упражнения для развития творческого воображения детей;

    -коррекционно – развивающие игры;

    -упражнения по постановке дикции (артикуляционная гимнастика);

    -задания по развитию интонационной выразительности;

    -игры-превращения (театральные этюды);

    -упражнения на развитие детской пластики;

    -ритмические минутки;

    -пальчиковый  игротренинг для развития моторики, необходимый для свободного кукловождения;

    -упражнения на развитие выразительной мимики;

    -подготовка к постановке сказки.

    Этими средствами мы добиваемся того, что создаются условия для развития творческой активности; поощряется исполнительское творчество; развиваются способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении и таким образом, происходит побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, а значит и развитие воображения ребенка.

    Также мы приобщаем детей к театральной культуре: знакомим с устройством театра, с разными видами театров.

    Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Для этого нами создана развивающая среда в группе: оборудован театральный уголок, изготовлены полифункциональные ширмы и декорации, оформлены различные виды театров, изготовлены элементы костюмов для театральных представлений, созданы условия для моделирования, поиска к экспериментированию.

    Необходимо заметить, что у детей с ЗПР преобладает наглядно-действенный образ мышления, поэтому совместное участие педагога в играх является необходимым условием.        

    В своей работе мы столкнулись с проблемой в передаче детьми обобщенных эмоциональных состояний образа (радости, печали, удивления и др.). Для решения этой проблемы мы привлекаем к совместной деятельности педагога-психолога. Проводятся игровые задания типа «Изобрази, что почувствовал Колобок, когда Лиса не стала его есть, а предложила ему дружбу?» В этой планомерной работе у детей развивается эмоциональная сфера, дети начинают сочувствовать персонажам, сопереживают разыгрываемым событиям, у них развивается эмпатия, т.е. способность распознавать эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место героя в различных ситуациях. А, следовательно, перевоплощать поведение персонажа в соответствии с творческим воображением.

    Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; наблюдения развивают внимание и память; умело поставленные вопросы заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. В работе над выразительностью реплик персонажей происходит развитие речи детей (словарь, звуковая культура речи, связная речь).

     По нашим наблюдениям, в результате систематической работы, у детей улучшилось воображение (дети могут воспроизвести образ персонажа, внести собственные линии поведения героя драматизации), расширился кругозор представлений об окружающем мире, отношениях людей. Значительно лучше развивается связная речь, мимика, пантомима. Дети более активно идут на контакт с окружающими людьми, эмоциональны.

    Таким образом, в  театрализованной деятельности решаются многозначные задачи развития и коррекции формирования личности ребенка. Можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития личности ребенка и его творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность ее осуществления со всеми воспитанниками, независимо от их психических, умственных и физических данных. Воспитание творческих способностей дело не простое.  Оно требует внимания, любви и уважения к подрастающему поколению.

    «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

                                                                        Л.С.Выготский.

                                       Литература:

    1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду;
    2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте;
    3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр;
    4. Шорохова О.А. играем в сказку;
    5. Щеткин А.В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

    АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

    Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

      Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

    «Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

     «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

    «Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами ИЗО деятельности у детей дошкольного возраста»

    Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из важнейших. Возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы,  к...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности

    Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...