Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

    Пешкова Татьяна Владимировна

    Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

     

    Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

    Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить?

    Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.

    Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.

    Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

    В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способности психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идёт по трём направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых – целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть методами активизации своего воображения.

    Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в начальной школе и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

    Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.

    Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей надо найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях мало устраивает, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой.    Поэтому надо использовать нетрадиционные приемы рисования.

    Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.

    Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), можно определить задачи работы с детьми:

    1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

    2. Раскрытие творческого потенциала через нетрадиционные приемы рисования.

    3. Налаживание межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности.

    4. Помочь усвоить основные нравственно-этические понятия (добро и зло) через сказочные образы.

    Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляется  через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения. Занятия  проводились во вторую половину дня, в свободное время 1 – 2 раза в неделю. На первых занятиях мы с детьми играли с цветом и красками, познакомились с возможностями гуаши и акварели. Я заметила, что у детей уже появился интерес к цвету. Они различали многие цвета и оттенки. Но очень немногие умели смешивать краску для получения оттенков светлых и тёмных. Первые занятия посвятила этой теме. Сначала мы с детьми смешивали краски в банке с водой, в пакете с кремом, затем на палитре, создавали "Колесо цвета", а потом гуашью "создавали" новые цвета, затем занялись экспериментированием с краской, различными материалами.

    Темы рисунков чаще всего выбирали дети. Очень часто они исходили из событий социальной жизни на данный момент. К примеру, "Ящерица" и "Змейка" появились у нас под впечатлением прочитанных сказок Бажова. Предновогодняя суета, блеск новогодних игрушек, мишуры, всеобщее праздничное настроение побудило нас на создание коллективной работы "С новым годом".

    Затем мы познакомились с рисованием по сырой бумаге. Продолжая рисовать по мокрой бумаге, предлагала детям эксперимент. Что произойдёт, если посыпать солью ещё мокрый рисунок? Нужно дать ему высохнуть, а затем смахнуть соль. Соль придаст деталям рисунка различные очертания и формы. Эксперименты проводились с разными материалами.

    Смешали краску с крупой и получили "зернистую" фактуру. Краска, крахмал и соль – получилась густая масса, похожая на пудинг. Можно было рисовать клеевой кистью или даже палочкой на гладкой поверхности картона, где не ложилась акварель и гуашь. Также рисовали с детьми по картону восковыми мелками и пастелью.

    Неожиданным открытием для детей было рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.

    Каждое занятие детей удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными кляксами, мыльными пузырями, разбрызгиванием по фону с маской, рисованием ниткой, ватными палочками, рельефной краской, восковыми мелками по картону, пастелью, рисованием по фольге тающими карандашами, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска, познакомила детей с техникой рисования на ткани.

    Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создавала ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагала им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью картин холодных и светлых тонов. Объединению детей способствовало создание общих коллективных работ. А при рисовании цветов на ткани (водный батик), ребята уже сами решили выполнить общую работу, совместно договорились, как лучше нарисовать – кистью маки или "узелками" астры. Моей помощи уже не требовалось. Поддерживая интерес к искусству, поощряла детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением настольного театра, ваз из бутылок – все это способствовало развитию опыта общения между детьми. И если раньше многие дети испытывали трудности в общении, не все могли сразу договориться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены. Думаю, что наша работа тоже сыграла в этом существенную роль.

    В работе с детьми я обращалась к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Дети склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. Поэтому ребята легко принимают условия игры-рисования. Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию (конечно, соответствующие сказки были прочитаны раньше) и оказываемся то на празднике овощей с Чипполино, то во дворце с Золушкой, то у колыбели маленькой принцессы с Волшебницами, то у заколдованной подземной царевны Змейки. "Погуляв" в сказке, мы рисуем "увиденное", точнее, представленное. Часто, рассказывая, беседуя, я сама рисовала, не нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Дети свободно выбирали время, когда можно приступить к работе (в ходе рассказа – сказки, или после ее окончания). Если что-то не получилось сразу, можно было повторить эту работу на новом листе, но поощрялась та работа, которая выполнена до конца. Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.

    В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий я предлагаю детям на выбор бумагу разного формата. Художественное описание образа усиливает восприятие изображения. Поэтому в ходе рисования спрашивала ребят: "Покажи мне, как твой динозавр передвигается?", "Твоя принцесса умеет петь, а она весёлая, добрая или грустная?", "А дождик долгий и тёплый или холодный, осенний, поэтому он белый, немного ледяной". Так, играя, дети могут выбирать нужный цвет краски, форму линий.

    Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" чернила через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок. Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальный задум.

    Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки. Читали с детьми сказки, на сюжеты которых я опиралась при выборе темы занятия кружка. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.

    Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.

    Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

    Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования» Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспи...

    Консультация для родителей на тему: «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»

    Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психо...

    Творческий проект на тему "Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования"

    Данный проект предлагает рисование с использованием нетрадиционных способов. Вся работа направлена на развитие у дошкольников творчества, которая определяется как продуктивная деятельность, в ходе кот...

    Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

    На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...