Главные вкладки

    «Поисково – исследовательская деятельность в развитие речи ребенка»
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Бондаренко Ирина Викторовна

    В старшем дошкольном возрасте на ряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитие ребенка. В своей работе я использую методику развития речи детей через поисково - исследовательскую деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx17.97 КБ

    Предварительный просмотр:

      «Поисково – исследовательская деятельность в развитие речи ребенка»

                             «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

                                                                                                              Ральф У. Эмерсон                              

          Ребенок - дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

               С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к поиску и экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи. Во время опытов идёт речевое сопровождение детей: выдвигаются гипотезы и догадки. Дети пытаются рассуждать и анализировать.   Как следствие, развивается речь, дети учатся выстраивать сложные предложения, делать выводы.

                 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать  - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, говорит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в моей группе.

                Мною делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

              Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  

              Творческий процесс экспериментирования завлекает детей. Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети экспериментируют, лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Когда-то видный педагог Е.А.Флерина писала: "Взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску. Прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.".

    А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки "оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру".

              Я считаю, что в поисково – исследовательской деятельности ребенок получает напрямую удовлетворенность и присущую ему любознательность. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не только дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в ее потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения.

                 На основе опыта и тщательно изученной программы разработала и составила «Авторскую педагогическую адаптационную программу дополнительного образования «Юный исследователь» по поисково- исследовательской деятельности и экологическому воспитанию в детском саду». Программа дополнительного образования утверждена муниципальным экспертным советом. Приказ управления образования администрации Тайшетского района  №69 от 31.01.2012г.  Данная программа адаптирована на основе программы дополнительного образования экологического образования детей «Мы», автор: Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова.

    Программа состоит из трех разделов:

    «Живые… как мы?»,

    «Как живые приспосабливаются к среде?»,

    «Мы нужны друг другу на земле».

    В адаптационную программу дополнительного образования включены два первых раздела программы «Мы», а третий раздел усложнен и разработан для детей в соответствии с федеральными государственными требованиями. Периодичность занятий 1 раз в неделю во вторую половину дня, программа рассчитана на три учебных года для детей – с среднего до подготовительного возраста. Реализовывать программу начали с сентября 2012 года.

               Начала работу с организационной деятельности: подбор методической литературы по теме и составление планов. Провела диагностику экологического образования детей, выявив знания и умения к экспериментированию.

                В октябре месяце мною были проведены занимательные опыты:

    «Где прячутся детки». Дети выделяли ту часть растения, из которой могут появиться растения. Рассматривали листья, семена, называли их, выясняли, что для роста нужна вода или земля. Делали зарисовки в «Научный журнал открытий». Игры - экспериментирования, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, проявлению творчества, ребенок ищет, думает, творит и говорит.

                      Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без участия родителей, без тесного с ними контакта. Ведь даже в создании мини – лаборатории большое место занимают родители, без их помощи мы выглядели бы очень бедно. Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении уголков – экспериментирования.

                Жизнь в группе насыщена разными событиями и новостями местного значения, но не всегда родители в курсе всего происходящего. Поэтому придумали фото – выставку «Мир детства», где выставляются фотографии детей с интересными событиями, происходящими за последний месяц.

                 Сейчас в разработке «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребенку возможность действовать с разными предметами, поощряли экспериментировать с ними, формировали в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать новое, потому что интересно и приятно помогать ему в этом своим участием.

    Вся работа с родителями оказалась ненапрасной. Большинство родителей поняли, что экспериментирование,  влияет на всестороннее развитие детей. Они становятся помощниками и союзниками в развитии у детей познавательно – исследовательской деятельности.

      Исследовательская деятельность детей, во-первых, способствует речевому развитию, как в познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.            

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

    laquo;Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».С. Гин...

    «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

    Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых кач...

    Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

    Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

    Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

    Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

    «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

    Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей. Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности ...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

                      Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

    Консультация для родителей «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

    Исследовательская деятельность служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Экспериментальная работа вызывает у ребнка интерес к и...