Главные вкладки

    Поиск решения проблемной ситуации в группе ДОУ. Одарённые дети.
    материал на тему

    Канарейкина Марина Леонидовна

    Работа оформлена в стиле кейс-стади ( решения проблемной ситуации ). Пути решения, мнения специалистов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл odarennye_deti.docx222.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практическая работа  по теме «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ»

    Тема : «Одарённые дети. Проблемы общения.»

    Последние публикации на сайте " Страница 6607 " 2013 " КаПриЗ.info - Любой Каприз!                                                                                 

                                                                                                             

                                                                                       автор:

    Канарейкина

    Марина Леонидовна,

     воспитатель

    ГБДОУ №7

    Московского района

     

                                           Санкт-Петербург

                                                     2014 год

                              Содержание :

    1.              Описание случая.
    2.              Пути решения.
    3.              Статьи по теме.
    4.              Другие материалы.

    Ситуация.

    Девочка Маша, 5 лет. С трех лет посещает хореографический кружок,  художественную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах, снимается в рекламе. Быстро учит стихи, схватывает «все на лету», что очень заметно на фоне других детей. Ответственна и послушна. Не навязывает свое превосходство подругам, не пытается руководить, проявляет хорошие дипломатические качества. Сверстницы ищут повод для ссор с ней, всячески игнорируя ее слова, ни в коем случае не хотят подчиниться, даже если это ролевая игра, и часто идут с жалобами  к воспитательнице.

    Решения :

    Вариант 1.

    Под руководством воспитателя предложить одной из подруг главной героини ситуации побыть в роли режиссера игры\выступления, чтобы  помочь всем наравне проявить себя. Показать, что все выступления тоже достойны похвалы, каждое по-своему. Возможен коллективный анализ.

    Вариант 2.

    Предложить детям не ссориться, а распределять роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

    Вариант 3.

    Организовать кастинг на спорную роль – выбрать независимое жюри (дети, незадействованные в этой игре).

    Вариант 4.

    Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

                         Подружки / Болтушки

    Специфика работы с одаренными детьми.

    Проблемы одаренных людей

     

    Подготовила старший воспитатель

    МБДОУ д/с № 11 «Колокольчик»

    Полевая Л.А.

     

    …Одарённый дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Одарённые дети дошкольного возраста  остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «взросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

    Ведущей деятельностью одарённых детей, также как и обычных, продолжает оставаться сюжетно-ролевая игра, неизменно вызывающая их интерес и эмоциональный отклик. Соответственно она остаётся и основной формой проведения развивающих занятий, на которых большая часть заданий даётся в игровой, максимально привлекательной для детей форме.

    Кроме того, в процессе образовательной деятельности следует использовать принципы максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; создания условий для совместной работы детей при минимальном участии педагога, а также принцип свободы выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг, помощи со стороны взрослых или сверстников.

    Ведущими и основными являются методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

                  Многочисленные проблемы и трудности одарённых детей нуждаются в особом, сбалансированном подходе к процессу оказания им помощи. Нередко одарённый ребёнок ставит перед собой завышенные цели, не имея возможности их достичь, так как у него ещё не выработалось умение правильно оценивать перспективу, выбирать оптимальные пути решения поставленных задач. Это, как правило, вызывает сильнейшие переживания, потерю уверенности в своих силах, снижение самооценки. В этой связи одной из основных задач взрослого является задача научить детей не только понимать других, но и лучше разбираться в своих чувствах и переживаниях. Необходимо во всех сферах деятельности всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одарённый ребёнок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от взрослого особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одарёнными детьми. 
                  Поэтому педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.

    Источник : http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=10396&hry=./174581/175591/175595/179660 ( 16.12.14.)

    Памятка-рекомендация учителю по работе со способными и одаренными учащимися

     

    1.Определить уровень знаний учащихся и уровень их обучаемости.

    2.Разработать индивидуальные программы работы со способными и одаренными детьми.

    3.Подобрать методические приемы и формы педагогической деятельности в урочной и внеурочной работе, направленные на дальнейшее совершенствование учебной деятельности и личностного роста способного ученика.

    4.Задействовать способных и одаренных учеников в соответствии с их выбором в работе факультативов, кружков, секций.

    5.Осуществлять индивидуальный подход к способному и одаренному ученику с целью повышения мотивации к обучению, заинтересованности в увеличении качественных показателей учебных достижений учащихся.

    6.Активнее привлекать способных и одаренных учащихся к проблемному диалогу, участию в дискуссиях, исследовательской деятельности, творческих группах учащихся в соответствии с возрастными особенностями.

    7.Воздерживаться от излишней похвалы способного и одаренного ученика, не противопоставлять его более слабым ученикам.

    8.Проявлять постоянное внимание к характеру взаимоотношений с одноклассниками и в случае необходимости осуществлять их коррекцию.

    Источник: http://baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=1991

     

    Рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях.

    На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:

     1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

     2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

     3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

     4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

     5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

     6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

    7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

     8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

      9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

      10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

    Источник :http://psiholog1402.ucoz.ru/publ/osobye_deti/rekomendacii_po_razvitiju_odarennykh_detej_v_doshkolnykh_obrazovatelnykh_uchrezhdenijakh/11-1-0-165

    Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками


    Общение со взрослыми

    Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения со сверстниками. В самом начале дошкольного возраста социальная ситуация совместной деятельности взрослого и ребенка распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок - общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

    Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее,  в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 - 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

    Особенности общения со сверстниками:

    1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

    По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

    2.  Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

    С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

    3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

    Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

    4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

    В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

    В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

    В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

    Формы общения со сверстниками

    1. Эмоционально - практическая форма общения. (2-4года)

    Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

    2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

    Этот период - расцвета ролевой игры. Сюжетно - ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

    3. Внеситуативно - деловая форма общения (6-7лет)

    Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

    Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

    Источник :  http://biofile.ru/psy/11441.html

         Р азвитие общения дошкольников со сверстниками - страница 9

                                     Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста

                                   Стили общения матери и ребёнка статья - Электронные учебники

    Источник : http://vb.userdocs.ru/psihologiya/185783               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование решения проблемных ситуаций в формировании математических представлений о величине в подготовительной к школе группе

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях материальное развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению...

    НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)

    Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...

    Конспект занятия для детей младшей группы с использованием решений проблемных ситуаций «Как собрать ягоды без корзинки»

    Программное содержание: 1.Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии. 2.Развиватьумение видеть и принимать проблемную ситуацию. 3.Расширить п...

    Сборник проблемных ситуаций для детей младшего школьного возраста. Перспективный план работы с детьми по решению проблемных ситуаций.

    Перспективный план работы с детьми по решению проблемных ситуаций. Примерные планы решения проблемных ситуаций....

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ...