Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация для воспитателей "Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу и краю"

    Ягфарова Миннур Вагизовна

    Приобщение детей к народной культуре являетсясредством формирования патриотических чувств.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vos-ley.docx25.54 КБ

    Предварительный просмотр:

                              Консультация для педагогов.

    Тема: «Основные методы развития у дошкольников ценностного   отношения к родному городу и краю»

             Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

    Патриотизм, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо прививать с раннего детства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Воспитатель должен пробудить, у детей, любовь к родному городу, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях, по мнению Виноградовой Н.В, необходимо решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – формировать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Все это в конечном счете будет содействовать патриотическому воспитанию ребенка.

    Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

    Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы…). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих «золотых» рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

    Надо помочь дошкольнику сформировать первые чувства патриотизма: любовь к родному краю, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа и своего родного города.

    Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

    В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

         Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

    Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.

    Так из любви к родному городу развивается у детей чувство любви к Родине.

    В детском саду, как отмечают многие авторы, необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.

        Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие… Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

    Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

    Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к городу, его облику, происходящим событиям, позволяет создать эмоциональный настрой на город и ощущение себя как петербуржца. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Формирование личности ребенка осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

    Задача педагогов и родителей: как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    С младшими дошкольниками, как советуют Александрова Е.Ю. и Гордеева Е.П., надо начинать знакомство с городом с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Взрослые могут обращать внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды). Воспитатель должен объяснить детям, что они тоже – маленькие нижнекамцы, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Обязательно надо рассказывать о большом, красивом родном городе: чтобы дети смогли удивиться большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.

    Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.

    Большое значение имеют беседы с детьми: где они побывали и что знают о городе. Важно показать детям родной город как город – красавец (зеленый город), город – труженик.

    В старшей группе становится актуальной задача знакомства детей с историей родного города. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривании иллюстраций о городе, где побывали с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.

    В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; объяснить назначение герба города и познакомить с гимном Санкт – Петербурга. Приобщить детей к неистощимым богатствам русской литературы.

    Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

    Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой город, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами. Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути. Мы видим, что знакомство с Санкт–Петербургом, с его историей, культурой и архитектурой – это тот стержень, на который нанизываются получение знаний, формирование навыков и умений через разные виды деятельности.

    Прививая детям любовь к городу, Алифанова Г.Т. советует использовать разные методы: экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, занятия – путешествия, вечера досуга, тематические выставки…

    Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном городе, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой город.

    Очень интересно, в ясную погоду, вместе с детьми, встать у подножия Александровской колонны, почувствовать ее высоту и увидеть, как ангел склоняет над нами свой лик. Рассказать, что это самая высокая в мире триумфальная колонна и вызвать чувство гордости за свой город.

    Целевые прогулки. С малышами целесообразно прогуляться в парикмахерскую (там подстригают папу), на почту (мама оплачивает квартиру), с детьми по – старше – в центр города «Невский проспект» — главная улица города, Нева – река, на берегах которой построен наш город…

    Праздники – это всегда радость! Надо суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.

    При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К.А., Саврасов А.К., Васнецов В.М. и других), воспитатель воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему городу, к своей Родине.

    В группе собираются альбомы, которые создаются родителями вместе с детьми), «Мой город», «Где мы были» и записываются рассказы детей о полученных впечатлениях, 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

    Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

    Опыт работы на тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»

    Опыт работына тему: «Формирование у дошкольников ценностного отношения к истории и культуре Донского края»...

    Воспитание у дошкольников ценностного отношения к действительности, освоение традиционных культурных представлений о красоте, добре и зле

    В данной презентации отображена многоплановая работа, проводимая в нашей группе на протяжении длительного периода по теме «Воспитание у дошкольников ценностного отношения к действительн...

    Консультация для педагогов «Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу и краю»

           Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире....

    Формирование у дошкольников ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

    Труд.  Какое это прекрасное и хорошее слово. Ведь все прекрасное, что создано в нашей стране, создано трудом людей. Ни одно дело не обходится без умелых и крепких рук рабочих.Самое большое счасть...