Главные вкладки

    Семинар – практикум по обмену опытом между воспитателями «Детский сад – уголок природы. Экологическое воспитание дошкольников в свете реализации требований ФГОС ДО» Тема выступления: «Формирование основ экологического воспитания через сенсорное развитие»
    методическая разработка на тему

    Радивилова Елена Ивановна

    Семинар – практикум по обмену опытом между воспитателями «Детский сад – уголок природы. Экологическое воспитание дошкольников в свете реализации требований ФГОС ДО»

    Тема выступления: «Формирование основ экологического воспитания через сенсорное развитие»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_6.docx15.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум по обмену опытом между воспитателями «Детский сад – уголок природы. Экологическое воспитание дошкольников в свете реализации требований ФГОС ДО»

    Тема выступления: «Формирование основ экологического воспитания через сенсорное развитие»

    Нижнекамск

    2015 год

    В дошкольном детстве закладывается основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

    Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Потребность действовать с  предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии.

    Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

    Одним из важнейших средств в формировании экологических представлений является развитие сенсорных способностей. Так как, именно природа постоянно привлекает внимание малыша, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятияхМалыши узнают об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.д., и лишь на этой основе возникают и развиваются такие самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Ведь для того чтобы вспомнить что-либо, надо было раньше это видеть или слышать.

             Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей: насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественнее он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания может выразить в речи.         

    Сенсорное развитие, с одной стороны  составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны,  имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка, как в детском саду, так и в школе. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания впервые годы жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов.

    Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадания к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становится его представления.
    По формированию у малышей экологических представлений я использую самые разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, беседы, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, опыты.

    Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую,

    то и познаю. Поэтому в образовательной деятельности стараюсь использовать наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.

    Так, при ознакомлении с овощами и фруктами, дети обследовали их

    тактильно, при помощи запаха, пробовали на вкус, рассматривали их,

    отмечали цвет, форму, вкусовые качества.

    Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. После чего  дети  руками  повторяют те же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

    В работе с детьми  следует большое значение придавать игровым

    технологиям.

    Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Найди детёныша для мамы»;

    «Собери снеговика»; «Времена года»; «С какого дерева листик»

    Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте

    они не поймут: растению на окне нужна вода,  березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба.

    Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Формирование основ экологической культуры дошкольников".

    Одной из основных целей экологического воспитания является, формирование экологической культуры, под которой мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, де...

    Презентация практических достижений профессиональной деятельности «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».

    Вашему вниманию представляю вам свою методическую разработку : «Опыт работы по формированию основ экологической культуры дошкольников через трудовую деятельность ».  Как сказал Антон Семёно...

    Научно – практический семинар «Создание современной образовательной среды для реализации требований ФГОС ДОО» Тема выступления: «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО»

    Научно – практический семинар «Создание современной образовательной среды для реализации требований ФГОС ДОО»Тема выступления: «Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ...

    Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

          Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

    Семинар на тему:«Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

    laquo;Организация эффективной работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

    План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

    ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....