Главные вкладки

    Процессуальные игры детей раннего возраста
    статья на тему

    Телешун Марина Николаевна

    Впечатления и переживания, полученные в раннем детстве, во многом определяют дальнейшую "взрослую " жизнь ребёнка. В игре ребёнок получает первый опыт постижения свободы. В игре создаётся социальное и личностное пространство, где ребёнок регулирует взаимоотношения, приобретает опыт комуникаций и толерантного отношения друг к другу.В раннем детстве мы говорим о процессуальных играх детей: это игры  в которых действия не связаны сюжетом, то есть смысл игры заключается в самом процессе действия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon процессуальные игры84 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

       Детство… Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с миром. Детство на протяжении определённого возрастного периода  рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою реальность – мир сказок, песен, игр. В играх отражается мир. В игре ребёнок получает первый опыт постижения свободы. В игре ребёнок, реализуя свою свободу, одновременно берёт на себя ответственность  за планирование деятельности, её результаты. В игре создаётся социальное и личностное пространство, где ребёнок регулирует взаимоотношения, приобретает опыт коммуникаций и толерантного отношения друг к другу.

       Первые годы жизни один из наиболее важных этапов в жизни человека. Впечатления и переживания, полученные в раннем детстве, во многом определяют дальнейшую «взрослую» жизнь ребёнка. Маленькому человеку как воздух необходимы внимание  и искренний интерес взрослых, развивающая среда – иначе говоря, условия, в которых малыш сможет активно познавать мир и развивать свои способности.

       В раннем детстве игрушка для ребёнка  является простым предметом, с которым можно манипулировать, выполнять различные действия. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретает для малыша самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

       Игрушки моделируют предметы взрослого мира. Игрушки полуфункциональны, с ними ребёнок может делать всё что хочет, взрослый не навязывает ребёнку определённых действий с ними. Важной предметной предпосылкой появления игровой деятельности являются  действия с предметами – заместителями. Первоначально такое замещение осуществляется собственными кулачками ребёнка (ладошка – ложечка, два пальчика – заячьи ушки и т.п.). Несколько позднее появляется использование одних предметов в качестве заместителей других (например, небольшая по размеру палочка – ложечка, совочек, носовой платочек – коврик для куклы, пелёнка, скатерть).

      Развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:

    • наблюдение за игрой взрослого (например, взрослый хлопает в ладошки и приговаривает: «Ладушки, ладушки. Где были? – У бабушки», малыш следит за движением рук взрослого);
    • присоединение к этой игре, совместная игра;
    • подражание действиям взрослого (взрослый берёт руки малыша в свои, хлопает, повторяет те же слова потешки)
    • самостоятельное отсроченное подражание  с появлением вариативности игровых действий;
    • самостоятельные игровые действия  (на этом этапе малыш старается самостоятельно выполнить движения руками под приговоры взрослого).

    Эти этапы отражают поворот от непосредственного подражания  чужим действиям к собственным действиям ребёнка.

      В течение раннего возраста существенно усложняется структура одноактных игровых действий: действия с одной и той же игрушкой много раз повторяются, при этом часто не изменяются по содержанию. Далее с развитием игры игровые действия включают уже  два или более элементарных действий, но не имеющих между собой логической связи.

    Такие игры детей раннего возраста принято называть процессуальными, поскольку смысл игры заключается в самом процессе действия (например, малыш засыпает в кузов машинки песок, затем возит машинку за верёвочку и т.п.). Игровой деятельности, как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста ещё нет. Хотя ребёнок  уже формально играет, но эта игра ещё не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество. Как пишет Л.С.Выготский: «Мы здесь имеем как бы игру, но она для самого ребёнка ещё не осознанна…объективно это уже игра, но она ещё не стала игрой для самого ребёнка».

     В чём же особенности процессуальной игры и её отличия от поздних видов игровой деятельности?

    • однообразие, «однотактность» и разрозненность игровых действий; отсутствие смысловой связи между ними (например, малыш снимает одежду с одной куклы, а укладывает спать в кроватку другую игрушку);
    • содержанием игровых действий является подражание взрослому – ничего нового малыш не изобретает, он лишь воспроизводит с помощью разных игрушек то, что уже делал вместе со взрослым (например, мама повязывает ребёнку салфетку, что бы он не испачкался, кормит его с ложечки, затем малыш кормит свою игрушку);
    • материалом для игры служат только реалистические игрушки, отражающие реальные предметы, которые находятся в поле зрения ребёнка (например, кукла становится дочкой, глубокая тарелка кастрюлькой и т.п.);
    • слабая эмоциональная включённость в игру – ребёнок часто отвлекается, бросает начатое действие; игровые действия осуществляются равнодушно и как бы автоматически, без каких-либо ярких эмоций и переживаний.

    Развитие игровой ситуации происходит в связи с возникновением и развитием роли, которую берёт на себя малыш при выполнении определённого действия. Сначала это происходит по указанию взрослого, например, воспитатель говорит: « Давай поиграем в «Дочки-матери», ты будешь мамой, а я твоей дочкой». При этом ребёнок ищет сходство между своими действиями и действиями взрослого.

       К трём годам игровые действия существенно усложняются. В это  период усиливается игровая мотивация и вовлечённость малыша в игру. Игры ребёнка приобретают более самостоятельный, независимый от взрослого характер, удлиняется время их проведения.  Важным достижением в игре является изменение состава игровых действий, увеличивается их число, развивается вариативность. На смену разрозненным действиям приходят последовательные и самостоятельные. Так, для того, что бы сделать кукле красивую причёску, девочка может в течение длительного времени мыть кукле волосы, расчёсывать, завязывать ленточки, прикалывать заколки и т.п. Кроме того в репертуар игрового поведения прочно входят предметы-заместители. Эти замещения бывают достаточно оригинальными, например, коробка от обуви может быть телевизором, а кубик – сотовым телефоном. Именно в этот период через использование предметов заместителей, называние их в соответствии с игровым значением, усложнение структуры игровых действий, возникновение роли в игре подготавливается основа для зарождения ролевой игры.

      В процессе организованных взрослыми игр малыш 2-3 лет знакомится с предметным окружением, узнаёт название предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, учится называть цвет, величину предметов, материал из которого они сделаны, сравнивает знакомые предметы, подбирает предметы по тождеству. Ребёнок углубляет свои представления о явлениях общественной жизни: семья, детский сад, родной город, труд взрослых. У малыша формируются элементарные экологические представления, вызывается бережное отношение к животным и птицам.

    Использованная литература:

    1. Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №2, 2009г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Предпосылки формирования игры детей раннего возраста.

    Большую роль в формировании личности ребенка имеет развитие самостоятельности в предметной деятельности. По мнению ученых  А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготско...

    «Учим играть детей раннего возраста»

    руководство игрой с 1г. 6м. до 3 лет...

    Процессуальная игра в раннем возрасте

    Особенности развития ребёнка в ходе процессуальной игры....

    МОДУЛЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка - дошкольника и является одним из главных средств воспитания....

    Игры детей раннего возраста в адаптационный период

    Формирование эмоциональногт контактаФормирование доверия к воспитателю...

    Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

    Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...