картотека прогулок в старшей группе детского сада
картотека (подготовительная группа) на тему

Куприянова Валентина Алексеевна

наблюдения на участке и целевые прогулки в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_na_uchastke_i_tselevyh_progulkah.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение на участке и целевых прогулках осенью

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдение за солнцем

Цель: увидеть и закрепить особенности осеннего солнца, оно светит, но греет меньше; располагается уже ниже, день становится короче, ночь длиннее.

Наблюдение за деревьями

Цель: показать изменения, произошедшие с деревьями (окрас листьев, листопад), плоды на женских деревьях. отметить, что природа осенью засыпает

Наблюдение за перелётными птицами.

Цель: показать, что перед отлетом птицы собираются в стаи, проследить взаимосвязь с тем, что насекомых меньше значит, птицам труднее добывать корм.

Наблюдение за прохожими.

Цель: посмотреть, что изменилось в одежде людей. Почему? Обращать внимание на поведение, взаимоотношения, чем заняты.

Наблюдение за небом.

Цель: выяснить наличие туч на небе их количество, размеры, небо стало тяжелым, хмурым, осенним. Подобрать слова признаки к словам небо, тучи, осень.

Наблюдение за кустарниками.

Цель: рассмотреть, отметить изменение кустов осенью (изменение цвета листвы, коры).

Наблюдение за насекомыми.

Цель: выявить наличие насекомых на участке, отметить, что их стало меньше, выявить причинно-следственную связь с понижением температуры.

Наблюдение за детьми.

Цель: посмотреть, в какие игры играют, как изменился характер игр, в связи с приходом осени.

Наблюдение за дождем.

Цель: показать разницу между летним теплым ливнем, моросящим осенним дождем

Сравнение травянистых растений на улице и комнатных растений.

Цель: показать влияние окружающей среды на растения.

Наблюдение за зимующими птицами (воробьями, голубями).

Цель: закрепить знание детей о внешнем виде, установить связь между временем года и поведением птиц (чем  холодней, тем птицы поселяются ближе к человеку).

Наблюдение за транспортом.

Цель: вспомнить правила дорожного движения, классификацию транспорта.

Наблюдение за ветром.

Цель: выяснить наличие ветра при помощи ленточек, вертушек, его особенности; в каком направлении дует, сильный или слабый

Наблюдение а березой.

Цель: закрепить строение дерева, рассмотреть почки, серёжки. Вызвать эстетические чувства.

Наблюдение за следами птиц.

Цель: после ночной порошки насыпать на снег крошки до прогулки рассмотреть и сравнить, что общего и чем отличаются следы воробья и вороны.

Наблюдение за работой дворника.

Цель: продолжить наблюдение за работой дворника зимой. Расчистка дорожек от снега и льда, посыпание их песком.

Наблюдение за льдом.

Цель: залить ледяную горку для кукол, обращая внимание на то как быстро замерзает вода и образуется лед. Покатать куклу, закрепляя свойства льда скользкий, гладкий.

Наблюдение травы под снегом.

Цель: обратить внимание, что из под снега кое-где торчат засохшие растения, рассмотреть их (есть ли семена, листья), разгрести снег. Выяснить состояние травянистых растений, причины.

Наблюдение за пробегающей собачкой.

Цель: рассмотреть собачку (цвет, размеры, особенности строения – пушистый хвост и др.). предложить позвать и угостить собачку кусочками пищи. Наблюдать за поведением, выяснить причины.

Наблюдение за транспортом.

Цель: выяснить наиболее распространенные звуки в окружении детского сада. постараться определить по звуку какой транспорт едет. Наблюдать за проезжающим транспортом (разнообразие).

Наблюдение за ветром.

Цель: показать изменение, что ветер стал холодным, изменение силы ветра. Обратить внимание на признаки, свидетельствующие о наличии ветра

Наблюдение за берёзой.

Цель: довести, до сознания детей, что раньше всех меняет окрас листвы, но она также хороша, рассмотреть вдохнуть запах листвы, проследить взаимосвязь.

Наблюдение за кошкой.

Цель: рассмотреть кошку, уточнить, чем изменилось поведение кошки осенью (она больше не лежит долго на земле, т.к. земля холодная, закрывает нос лапой, старается быстрее скрыться в здании).

Наблюдение за работой дворника.

Цель: действия дворника, что в основном осенью собирает дворник (листву).

Целевая прогулка по участку ДОУ. «Неживая природа осенью».

Цель: показать и уточнить знания детей о том, какие изменения произошли осенью в неживой природе.

Целевая прогулка в ближайшем окружении. «Жизнь растений осенью»

Цель: расширить знания детей об изменениях в неживой природе осенью.

Целевая прогулка по участку ДОУ. «Как изменился наш участок осенью»

Цель: учить детей видеть изменения в жизни животного мира осенью.

Целевая прогулка к перекрестку со светофором и пешеходному переходу.

Цель: повторить правила безопасности при переходе улицы, запрещающие и разрешающие знаки.

Целевая прогулка «Неживая природа осенью»

Цель:

  • Провести наблюдения и объяснить детям, что изменения произошли и в неживой природе.
  • Закреплять умение пользоваться полученные ранее знания.
  • Обогащать словарный запас детей.

Ход прогулки:

Предложить детям потрогать камешки (влажные, холодные) и вспомнить какие они были летом в сухую погоду ( сухие, горячие), Выяснить причину почему сейчас нет дождя, а камни влажные и холодные (утренние заморозки).

Затем детям предлагается набрать песка или земли в ведерки. Также легко это сделать? Почему? Какой был песок летом? Что мы делали с песком, чтоб вы могли из него строить? Обратить внимание на лужи? Почему вода в лужах замерзает по утрам, а днем лед тает?

Вместе с детьми установить причины, произошедших изменений в природе.

д/и «Какой? Какая? Какие?» (слова признаки).

д/и «Подбери слова родственники» (земля, воздух, осень и т.д.)

п/п «По камушкам».

Целевая прогулка «Растения нашего участка осенью»

Цель:

  • Углублять и конкретизировать представление об особенностях жизни растений осенью.
  • Закрепить умение дифференцировать растения (травы, кустарники, деревья), умение находить различия в строении.
  • Учит детей видеть и чувствовать красоту природы осенью и умение выражать свои ощущения в речи.

Ход прогулки:

Предложить детям игру «Растения на нашем участке», игровое упражнение «Найди различия между ильмом и тополем; акацией и березой» .Вспомнить какое было разнотравье летом. Что изменилось в природе? Почему? (установить причинно-следственные связи). Дополнить знания детей об изменениях в жизни растений осенью (отмирание наземных частей, прекращение роста, изменение окраски и опадание листьев, увядание, наличие плодов, семян).

Объяснить детям, что в природе все циклично и закономерно, она готовиться к зиме, а затем придет весна, будет тепло и природа оживет.

Дети должны уметь видеть, что природа прекрасна в любое время года.

Чтение отрывков из стихотворений о временах года.

д/и «Если б я был художником…». Учить детей рисовать картины  словесно и в воображении.

п/и. «1-2-3 к тополю (к акации…) беги».

                       

                            Целевая прогулка «Насекомые»

Цель: 

Систематизировать и углублять знание детей о жизни насекомых.

Развивать умение оперировать имеющимися знаниями.

Продолжать учить детей использовать в речи слова-признаки, образованные от существительных.

Ход прогулки: 

Воспитатель предлагает детям вспомнить каких насекомых они встречали на участке летом во время  прогулки (ответы детей, с дополнением воспитателя).

Д/и «Что у бабочки, а что у жучка?», «Кто ползает, а кто летает?».

Затем воспитатель предлагает попробовать поискать этих насекомых.

Их нет! Почему?  Куда они исчезли? Смогут ли они перезимовать живя, как летом.(Выявление причинно-следственных связей).

Рассказ воспитателя, о том как насекомые готовятся к  зиме. Насекомые ищут укромные места и прячутся там на зиму, например жуки – в трещинах коры деревьев или в земляных кучках (можно попробовать поискать), муравьи под

муравьиными кучами, некоторые откладывают яйца и погибают, пчелы улетают в свои ульи и засыпают до весны. А с приходом теплых весенних деньков природа оживает и все просыпаются.

д/и «Воробей и мошкара»

Словесная игра «Измени слова» (дети образуют слова признаки от существительных (Муравей - голова муравьиная, брюшко-…; птица – крыло…; ненастье – погода….. и т.д.).

                         

                   Занятие «Жизнь осеннего леса»

Цель:

Дать детям представление о лесе как природном сообществе, научить понимать причины листопада, называть части листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса.

Способствовать воспитанию интереса к природе, умению видеть красоту осени её поэтичность.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись со звуками леса.

1. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и  вспомнить экскурсию в осенний лес (В Сухотино), как там было красиво, приятно пахло, услышать шелест листопада.  Затем просит подойти к столам. Для каждого ребенка на столе лежат осенние листья от разных деревьев.

2.  Вопросы к детям :

- Что у вас лежит на столах? От каких деревьев? Какого цвета листья? Какие они на ощупь? Приложите их к щеке, какие у вас ощущения? Что есть у листа? Почему листья осенью меняют окраску? Какая погода осенью?

3. Для выяснения представлений о погоде использовать таблицу, где дети должны найти ошибку (т.е. найти знак, который не соответствует осенний погоде)

Новый рисунок                         

       4. Игровое упражнение «Листопад – хорошо, листопад – плохо». Дети

рассматривают рисунки с изображением деревьев  ( один рисунок – с листьями, другой -  дерево без листьев) и объясняют, чем привлекателен листопад, а что не нравиться. Почему?

Воспитатель отмечает, что листва дерева обычно начинает желтеть сверху, так как воздух сверху холоднее, почему происходит листопад и что листопад обильнее при усилении ветра.

Музыкальная пауза.

Дети под музыку кружатся, как осенние листья в лесу и тихо опадают.

5. Беседа.

Почему в народе говорят: «По лесу ходи – под ноги гляди»

(грибы, красивые листья, насекомые).

д/и «Назови и покажи каких животных можно встретить в лесу родного края». (детям предлагаются иллюстрации с различными животными, они должны выбрать животных родного края).

6.Игра «Дорисуй птицу». У детей на столах лежат незаконченные рисунки птиц, им предлагается дорисовать птиц и рассказать, как они зимуют, что с ними происходит осенью.

7.Рассматривание фотографий с экскурсии в осенний лес. Обратить внимание детей на красоту осеннего леса и его таинственность.

Подведение итогов.

                          Экскурсия в лес « Золотая осень»

Цель:

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
  • Через наблюдение учить детей сравнить приметы ранней осени и более поздней, делая акцент на цветовой гамме.
  • Формировать эмоционально – чувственное восприятие красоты окружающего мира, поэзии.
  • Развивать умение проявлять эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок, рассказ.

1. Вводная  беседа

- Какое время года?

- Какие осенние месяцы вы знаете?

Мы знаем  приметы ранней осени (дети перечисляют приметы), а сейчас пришла пора «Золотой осени». И мы отправляемся  в лес, чтобы посмотреть, как он изменился. И почему настоящую пору осени называют «золотой».

Свободный осмотр

Обратить внимание детей на пронзительную голубизну неба с легкими белыми облачками, окружающую красоту и  вдохнуть бодрящий запах осени.

2. Вопросы к детям:

- Что под ногами? (ковёр из осенних разноцветных листьев, они шуршат).

Предложить потрогать опавшие листья  и листочки на деревьях. Чем отличаются? Почему?

Поиграть в игру «Минута тишины». Что услышали дети, какие звуки и шорохи?

- Как изменился лес после последнего посещения?

Подвести детей к пониманию, почему осень «золотая».

3. Чтение стихотворения Е. Трутнева «Осень»

- Как описал поэт осень. Что из прочитанного в  стихотворении мы видим сейчас в лесу.

4. Дидактическое упражнение «опиши берёзу, сосну, осинку, листвиницу, используя эпитеты и  сравнения), обратить внимание на различия.

5. Изоруководитель проводит игру «Мы художники», применяя прием «живая рамка», дети просматривают различные пейзажи (золотые кроны деревьев на фоне голубого неба или мшистый  пенёк в окружении разноцветных листьев.

Изо руководитель предлагает детям запомнить пейзажи, а потом воспроизвести их в рисунках.

Проводиться еще один игровой прием, дети рисуют картину, используя природный материал (выкладывают из веточек, шишек, листьев, коряг и др.), затем все фотографируется, чтобы в саду организовать выставку.

Дети прощаются с лесом до скорой встречи и говорят ему свои пожелания..

                         Экскурсия в сквер  «Проводы осени».

Цель:

  • Закрепить знания детей о качественных изменениях в природе( похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшении светового дня, холодные затяжные осадки, опадание листов, особенности поведения птиц).
  • Развивать познавательный интерес и монологическую речь детей. Игровой момент.
  • Формировать бережное отношение к природе.

Утром в группе неожиданно появляется  бельчонок из сквера. Он очень расстроен тем, что в природе происходят странные вещи: листья с деревьев облетели, трава засохла, кусты торчат как палки ,стало холодно. Неужели природа погибает?

Принимается решение: совершить экскурсию в сквер  и все проверить на месте.

  1. Вводная беседа (по дороге в сквер) о погоде. Чтение стихотворения об осени. Вовлечение детей в разговор.
  2. Коллективное наблюдение: Куда мы пришли? Какие изменения произошли  с прошлого посещения? Почему? …Наступила поздняя осень. Дети вспоминают, какая погода была ранней осенью, как выглядели растения, подмечают, что переменилось.

Воспитатель предлагает походить по скверу. рассмотреть деревья, обратить внимание на почки. Сравнить лиственницу и сосну, плоды и семена деревьев и кустарников.

     Наблюдения детей за птицами.

Вопрос воспитателя: «Что произошло бы в природе, если бы после лета сразу наступила зима?». Беседа с бельчонком (установление причинно-следственных связей  о причине  изменений в природе).

  1. Дидактическая игра «Где спрятался бельчонок?», Воспитатель прячет бельчонка, затем  описывает деревья, а дети опознают дерево и ищут бельчонка, затем игру продолжают дети сами.
  2. Предложить детям выбрать себе любое дерево, кустарник и поговорить с ним, задать ему вопросы и «услышать» (представить) ответ.

После экскурсии, в группе, предложить отобразить свои впечатления в рисунках, поделках.

Экскурсия в лес поздней осенью.

Цель: 

  • Помочь детям увидеть, как природа готовится к зиме. Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.
  • Научится различать деревья по силуэтам. Выявить отличие хвойных деревьев от лиственных, их специфику приспособления к неблагоприятным условиям зимой..
  • Понять в чем заключается правильное отношение к природе.
  • Определит ь роль человека в природе. Воспитывать умение видеть красоту, загадочность и грусть осеннего леса.

Ход экскурсии: Дети и воспитатель входят в лес и встречают Лесовичка (игрушка).

Лесовичок: После приветствия лесовичок спрашивает детей  откуда они? Зачем пожаловали в лес? Умети ли вы правильно вести себя в лесу?

Дети отвечают на вопросы.

Лесовичок: Сейчас проверим. Разные люди в лесу бывают, но не всех стоит пускать. Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал человек в лесу

Дети осматриваются, замечают мусор и говорят об этом Лесовичку.

Лесовичок: 

Но человек делает не только плохие поступки

Расскажите мне, как надо вести себя в лесу и как нельзя.

Лесовичок: 

А Я вижу, что вы не плохие ребята и знаете, как надо лести себя, чтобы не причинить вред природе.

Я очень люблю природу и не хочу, чтобы её обижали. Не обидите? Тогда милости прошу в мой дом.

Воспитатель: 

Лесовичок, ты говоришь, что любишь природу, почему же тогда у тебя все умерло? Трава засохла, деревья без листьев, кругом всё

Голо и уныло.

Лесовичок:

Это я для того сделал, чтобы защитить природу,  сохранить все растения. Хотите посмотреть, как я это сделал? Пойдемте.

Посмотрим на траву, как она выглядит?

Дети: Засохла.

Лесовичок: 

А вы внимательно посмотрите на землю (дать детям рассмотреть)

Увидеть зеленую травку у корней, семена, корневища с почками.

Лесовичок: 

Зеленые листья и растения зимой замерзают, поэтому я их сушу, а зимой снего укрываю. В почве останутся семена, корни. Они не замерзнут и на следующий год дадут новые растения.

Воспитатель:

Ну, травку укроешь, она маленькая, а большие деревья?

Лесовичок:

Чтобы листочки не замерзли, я их завернул в коричневые чешуйки, а кроя склеил смолой. Даже сильный ветер чешуйки не развернет. (дети рассматривают почки на веточках).

Воспитатель:

Давайте пойдем, погуляем, а вы мне будете называть деревья, которые встретятся нам на пути (береза, сосна, лиственница и т.д.)

Беседуют стараются описать каждое дерево, сравнить его с другими.

Лесовичок:

 Видите ребята, дерево можно узнать даже без листьев.

Воспитатель: 

Ты сказал, что снял все листья, а что там зеленеет? Времени не хватило?

Лесовичок: 

Это хвойное дерево – сосна. Ребята как вы думаете, буду ли я убирать листья – иголочки с этих деревьев? (предположения детей).

На иголках меньше снега, поэтому ветер легко проникает между ними и не ломает ветки. Иголки покрыты смолой и не боятся холода. Все деревья с иголками  называются хвойными.

Лесовичок:

 Эти деревья ни когда не цветут и не дают плодов, вместо плодов образуются шишки. Рассмотрим шишку (из чего она состоит?) (ответы детей)

Воспитатель: (смотрит на лиственницу) Ни как не пойму хвойное или нет?

Рассматривают почву под деревом обнаруживают много хвои- значит хвойное.

Лесовичок: Просто хвоя у лиственницы нежная не пропитана смолой, поэтому на зиму их приходится снимать.

Хочу сделать вам подарок. Соберите шишки и сделайте из них различные поделки

Воспитатель: Что-то птиц не слышно, ты тоже их спрятал?

Лесовичок:

Отправил в теплые края. Но не  всех. Какие остались с нами зимовать?

Ответы детей детей,

Дети: Почему одни улетели а другие остались? Ведь  им тоже придется трудно.

Лесовичок: Улетели насекомоядные, они не питаются семенами.

Дети и воспитатель благодарят Лесовичка и прощаются с ним до зимы.

Лесовичок: Ребята вы молодцы, в самом деле, умеете себя вести. Жду вас в гости и зимой, и весной, и лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок в старшей группе детского сада

Картотека прогулок  по материалам И. В. Кравченко...

Картотека прогулок для средней группы детского сада.

Методическая разработка картотеки прогулок для детей сренднего дошкольного возраста...

Картотека прогулок в средней группе детского сада

Картотека содержит наблюдения, опыты эксперименты и различные виды игр....

Картотека прогулок в старшей группе детского сада лето

Картотека прогулок в старшей группе. Летний период в соответствии с ФГОС...

Картотека прогулок в средней группе детского сада

В материале представлена картотека прогулок в средней группе детского сада с сентября по май, включающих в себя наблюдения за живой и неживой природой в соответствии с сезонными изменениями, а также п...

Картотека прогулок в подготовительной группе детского сада

Картотека прогулок в подготовительной группе детского сада...