Главные вкладки

    План по самообразованию «Нравственное развитие детей через сенсорные дидактические игры»
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Валеева Фанузя Ранифовна

    Ф.И.О. воспитателя – Валеева Фанузя Ранифовна

    Образование – высшее.

    Тема:  «Нравственное развитие детей через сенсорные дидактические игры»

    Работа начата: 01.10.2014 г.

    Предполагается закончить – 30.05.2017г

    Цель:

    - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    - формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu_valeeva_f.r.doc295 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. воспитателя – Валеева Фанузя Ранифовна

    Образование – высшее.

    Тема:  «Нравственное развитие детей через сенсорные дидактические игры»

    Работа начата: 01.10.2014 г.

    Предполагается закончить – 30.05.2017г

    Цель: 

    - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    - формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

    Задачи:

    - научить детей различать основные цвета;

    - познакомить детей с величиной и формой предметов;

    - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

    - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

    - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

    - сплотить детский коллектив.

    Ожидаемые результаты:

    - закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

    - положительная динамика в математическом развитии детей;

    - совершенствование предметно-развивающей среды.

    Постановка проблемы

    Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед  педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.                  

    В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания,  является  проблема формирования сенсорной культуры.

    Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

    Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания:  умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.

    Важность сенсорного развития определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

    Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой  музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

    Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате  возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.

    Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

    В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский,  Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со  свойствами и признаками предметов.

    Специально организованные дидактические игры — хорошее дополнение к обучению на занятиях.

    Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.

    Проведя диагностику, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» программы «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой были получены следующие результаты: лишь у 10% детей — высокий уровень, у 60% - средний и у 30% - низкий. (Приложение 1). Сделала вывод  о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.

    Анкетирование родителей показало, что у 40% детей дома нет дидактических игр по сенсорике, у 50% есть только мозаика и всего у 10% детей дома есть разнообразные дидактические игры. (Приложение 2)

    В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и  реализации  проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей младшего возраста.

    Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

    Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

    Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

    Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

    1. Формирование практических способов ориентировки.

    «Поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «взор - рука».
    Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.

    2. Формирование восприятия цвета.

    Для  формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка. Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
    На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается  инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.). На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной  инструкции.
    На третьем он сам называет тот или иной цвет.

    3. Формирование восприятия формы.

    Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания. Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения  шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.

    4. Формирование восприятия величины.

    Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

    В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.

    5. Формирование восприятия пространственных отношений.

    Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)

    Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

    Этапы работы.

    Подготовительный этап

    № п/п

    Мероприятия

    Практические выходы

    Сроки

    1

    Размещение информации на стенде для родителей о дидактических играх по сенсорному развитию.

    Информационно-наглядного материала

    Октябрь, 2014г

    2

    Диагностика детей по сенсорному развитию.

    Диагностика

    Октябрь, 2014г

    3

    Анкетирование родителей

    Анкета

    Октябрь, 2014г

    4

    Изучение методической литературы по сенсорной культуре

    Октябрь, 2014г

    5

    Подбор дидактических игр для детей младшего возраста

    Картотека игр

    Октябрь, 2014г

    6

    Выбор оборудования для предметно-развивающей среды

    ПРС

    Октябрь, 2014г

    7

    Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста на 2014-2017 учебный год.

    Перспективный план

    Октябрь, 2014г

    8

    Разработка плана работы по совместной деятельности.

    План по совместной деятельности

    Октябрь, 2014г

    9

    Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала

    Картотека игр

    Октябрь, 2014г

    Основной этап

    № п/п

    Мероприятия

    Место проведения

    Практические выходы

    Сроки

    1

    Подбор и своевременное оснащение предметно-развивающей среды оборудованием и дидактическими играми.  

    группа

    Оборудования и картотека дидактических игр

    2014-2015 уч.год

    2

    Проведение консультаций для родителей.

    группа

    Конспекты консультаций

    2014-2016 уч.год

    3

    Разработка картотеки дидактических игр

    группа

    Картотека игр

    2014-2016 уч.год

    4

    Разработка конспектов занятий.

    группа

    Конспект занятий

    2014-2017 уч.год

    5

    Выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей.

    приёмная группы

    Выставка

    2014-2017 уч.год

    6

    Организация детей в совместной и самостоятельной  деятельности.

    группа

    Эксперименты, опыты.

    2014-2017 уч.год

    7

    Развитие сенсорного развития детей посредством бытовой деятельности в режимных моментах.

    Группа

    Эксперименты, опыты.

    Ежедневно

    8

    Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

    Интернет

    Обмен опытом

    2014-2017 уч.год

    Заключительный

    № п/п

    Мероприятия

    Место проведения

    Практические выходы

    Сроки

    1

    Проведение открытого занятия «Формирование сенсорных эталонов».

    группа

    Конспект занятия

    Май, 2017г

    2

    Проведение диагностики по сенсорному развитию

    группа

    Диагностика

    Май, 2017г

    3

    Фото-отчёт для родителей  «Вот и стали мы на год взрослее, и много чего мы умеем».

    Приёмная группы

    Фотовыставка

    Май, 2017г

    3

    Проведение итогового собрания для родителей.

    группа

    Протокол

    Май, 2017г

    4

    Презентация проекта для педагогов ДОУ на пед.совете

    Метод. кабинет

    Презентация

    Май, 2017г

    Литература для изучения:

    1. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
    2. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
    3. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

    Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей

    Форма

    1.«Сложи узор»
    2. «Игра с веревочкой»
    3. «Угадай, что в мешочке»
    4. «Разбери по форме»
    5. «Составь фигурку»
    6. «Игры со счетными палочками»
    7. «Найди такой же»
    8. «Собери цветочек»
    9. «Украсим платочек»
    10. «Конструктор»
    11. «Найди все фигуры как эта»
    12. «Зашей юбку»

    Цвет

    1. «Воздушные шары»
    2. «Улетающие шары»
    3. «Игрушки»
    4. «Красивый букет»
    5. «Живое домино»
    6. «Полосатые коврики»
    7. «Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложений»
    8. «Сделаем кукле бусы»
    9. «Игры с мозаикой»
    10. «Помоги куклам найти свои игрушки»
    11. «Спрячь мышку»
    12. «Самолет»

    Величина

    1. «Домики и дорожки»
    2. «Кто быстрее»
    3. «Широкая и узкая дорожка»
    4. «Скатай ленту»
    5. «Строимся на зарядку»
    6. «Сравни предметы»
    7. «Кто быстрее соберет бусы»
    8. «Лесенка»
    9. «Найди лишнюю фигуру»
    10. «Встань к дереву с самым толстым стволом»
    11. «Сбор урожая»
    12. «Построй башенку»

    Развитие тактильных и вкусовых ощущений

    1.«Угадай, что съел?»
    2. «Найди листок»
    3. «На что похоже»
    4. «Чудесный мешочек»
    5. «Найди ошибки»
    6. «Чего не стало»
    7. «Найди, о чем расскажу»
    8. «Посели животное

    9. «Определи на ощупь»

    10. «Платочек для куклы»

    11. «Узнай фигуру»

    12. «Найди пару»



    Перспективный план работы на 2014-2015 уч.год

    Тема занятий

             Задачи

    Октябрь

    Д/и «Составь фигуру»

    Учить анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия

    Д/и «Матрёшкино новоселье»

    Развивать цвет

    Д/и «Сбор фруктов»

    Формирование величины

    Аппликация «Лебёдушка»

    Закрепление цвета

    Ноябрь

    Лепка «Яблоки и груши»

    Формирование представлений о цвете и форме

    Заварка чая с лимоном

    Показать и назвать действия, которые в последствии дети могут перенести в игровую ситуацию

    Д/и «Чего не хватает»

     Формирование представлений о цвете и форме

    Д/и «Чудесный мешочек»

    Учить на ощупь находить геометрические фигуры

    Декабрь

    Д/и  «Найди все фигуры как эта»

    Дать представления о цвете, форме и размере.

    Д/и «Чем похоже, чем отличается»

    Развитие аналитических способностей, умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине

    Рассматривание меха и пальтовых тканей

    Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани, дать общее представление о способах превращения их в вещи

    Д/и «Украсим ёлочку»

    Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет

    Январь

    Д/и Домино

    Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете

    Д/и «Кто скорее соберёт»

    Учить собирать пирамидки

    Д/и «Что лежит в мешочке»

    Упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом.

    Февраль

    Д/и «Придумай сам»

    Учить использовать предмет в качестве заменителя других предметов

    Д/и «Сравнение шарика и куба»

    Познакомить с формой предмета

    Геометрическое лото

    Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической

    Март

    Аппликация «Украсим  салфетку»

     Цвет, форма, понятие середина листа, верхний угол, развивать композиционные умения, цветовое восприят ие

    Найди предмет такой же формы

    Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образом

    Конструирование «Башня»

    Закреплять представление об относительной величине предметов

    Аппликация  «Узор по кругу»

    Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа

    Апрель

    Ознакомление с деревом и резиной

    Познакомить с некоторыми свойствами дерева и резины

     Д/и «Орнамент»

    Учить воспринимать, воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета, формы

    Д/и «Чудесный мешочек»

    Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи

    Лепка «Миски трёх медведей»

    Учить лепить мисочки разного размера

    Май

    Д/и «Цвет и форма»

    Закрепить представление о пяти геометрических фигурах

    Д/и «Посади огород»

    Учить детей использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии расположенных заместителей

    Д/и  «Составь предмет»

     Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)

    Конструирование из песка

    Продолжать знакомить детей со свойствами песка

    План работы совместной деятельности на 2014-2015 уч.год

    № п/П

    Виды деятельности

    Содержание

    Дата

    1

    Опыты с водой:

    Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;

    Ноябрь

    «Цветные капельки»: капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;

    Ноябрь

    «Тонет – не тонет»: испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала;

    Декабрь

    Замораживание воды в разных формочках;

    Декабрь

    2

    Опыты с мыльной водой и пеной

    Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов

    Декабрь

    3

    Опыты с пуговицами, шнурками и пр.

    С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т.д.

    Январь

    Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков

    Январь

    4

    Опыты в быту

    Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т.д.

    Январь

    С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса.

    Январь

    5

    Дидактические игры:

    «Мы умываемся»

    Февраль

    «Умоем куклу Катю»,

    Февраль

    «Купание куклы».

    Февраль

    «Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам;

    Март

    «Магазин одежды»

    Март

    «Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т.д.;

    Март

    «Как звенят тарелки и ложки»

    Март

    «Накрой на стол»

    Апрель

    6

    Беседы:

    «Зачем мы моем руки»

    Апрель

    «Дары леса» «Дары огорода» « Дары сада»

    Апрель

    «Каждой вещи свое место»

    Апрель

    7

    Наблюдения:

    «Кто лучше сложит вещи» (Соревнование)

    Май

    «Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки»

    Май

    Мультфильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»;

    Май

    Личностный рост педагога. Отчет по самообразованию.

    Тема:  «Нравственное развитие детей через сенсорные дидактические игры»

    Работа начата: 01.10.2014 г.

    Предполагается закончить – 30.05.2017г

    Цель: 

    - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    - формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

    Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

    И в связи с этим передо мной были поставлены следующие задачи:

    - научить детей различать основные цвета;

    - познакомить детей с величиной и формой предметов;

    - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

    - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

    - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

    - сплотить детский коллектив.

    Работу проводила поэтапно:

    - на первом этапе – подготовительном, изучила методическую литературу по сенсорному развитию, разработала перспективный план работы по сенсорному развитию с детьми раннего возраста на 2014-2017 учебный год. 

    - на втором этапе – основном, начала разрабатывать картотеку дидактических игр, которые использовала с детьми в течение года. 

    Мною были разработаны следующие дидактические игры:

    - Сложи узор;

    - Собери цветы в корзинку;

    - Собери картинку;

    - Орнамент;

    - Шнуровка;

    - Что в коробочке лежит

    - Составь фигуру

    - Прищепки и т.д.

    Достигнутые результаты: Был составлен перспективный план работы с детьми. Начала разрабатывать картотеку дидактических игр.

    Планы на будущее: Изучить больше методической литературы по сенсорному развитию детей. Продолжить разрабатывать картотеку дидактических игр. Подключить родителей к совместной деятельности по разработке дидактических игр.


    Перспективный план работы на 2015-2016 учебный год

    Тема занятий

             Задачи

    Сентябрь

    Дидактическая игра «Найди предмет»

    Дидактическая игра «Веселые матрешки»

    Дидактическая игра «Длинное - короткое»

    Дидактическая игра «Подбери фигуру»

    Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

    Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

    Развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

    Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

    Октябрь

    Дидактическая игра «Три квадрата»

    научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

    Геометрическое лото

    учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

    Дидактическая игра «Какие бывают фигуры»

    познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником давая их в паре  уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Дидактическая игра «Соберем бусы»

    формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

    Ноябрь

    Дидактическая игра «Широкое - узкое»

    формировать представление «широкое - узкое».

    Дидактическая игра «Кому какая форма»

    учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

    Дидактическая игра «Наш день»

    закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

    Дидактическая игра «Составь предмет»

    упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

    Декабрь

    Дидактическая игра «Доползи до игрушки»

    учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.

    Дидактическая игра «Украсим платок»

    учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

    Дидактическая игра «Три медведя»

    упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

    Дидактическая игра «Узнай и запомни»

    учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

    Январь

    Д/и Домино

    Познакомить детей с величиной, закрепить понятие о цвете

    Д/и «Кто скорее соберёт»

    Учить собирать пирамидки

    Дидактическая игра «Спрячем и найдем»

    учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

    Февраль

    Дидактическая игра «Угадай, кто за кем»

    Цель: формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».

    Дидактическая игра «Ежик»

    учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

    Дидактическая игра «Ищи и находи»

    учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

    Дидактическая игра «Картина»

    учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

    Март

    Дидактическая игра «Красивый узор»

    учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату -ритмичному чередованию величин.

    Игра «Построй пирамидку»

    Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости.  Развитие эмоционального настроя.

    Дидактическая игра «Лото»

    учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

    Игра «Помощница»

    Развитие мелкой и общей моторики, координации движений, ловкости.  Прививать трудолюбие.

    Апрель

    Игра «Золушка»

    Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости.  Развитие эмоционального настроя.

    Игра «Найди клад»      («Найди шарик»)

    Развитие мелкой моторики.  Знакомство с качеством предметов, размером, формой.

    Игра «Посади деревце»

    Развитие координации движений, мелкой моторики и глазомера. Прививать  любовь окружающей нас природе.

    Игра «Где же наши ручки»

    Развитие мелкой моторики, координации движений.  Развитие ловкости, эмоционального настроя.

    Май

    ИГРА «Мешок игрушек»

    Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет.

    Упражнение « Узнай на ощупь»

    Формирование умения различать форму, используя тактильные ощущения.

    Цвет машины

    Научить ребёнка различать машины по цвету.

    Виды машин  

    Научить ребёнка объединять машины в группы.


    План работы совместной деятельности на 2015-2016 уч.год

    Содержание

    Дата

    1

    Игра «Взбей пену»

    Цель:  Развитие у детей мелкой и общей моторики рук. Работа над формированием и развитием темпа и ритма речи.

    Сентябрь

    2

    Игра «Поймай рыбку»

    Цель: Развитие у детей координации движений, общей моторики, внимания.  Формирование правильного захвата руки. Развитие ловкости.

    Октябрь

    3

    Игра «Запусти рыбку»

    Цель:    Развитие у детей  внимания, координации движений, общей  и мелкой моторики, формирование и закрепление представлений об обитателях водоёмов.

    Октябрь

    4

    Игра «Сдуй облако»

    Цель:  Развитие у детей  внимания, координации движений. Активизация мышц губ, формирование умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох.

    Ноябрь

    5

    Игра «Отгадай что под облаком»

    Цель:  Развитие у детей  внимания, общей и мелкой моторики рук.  Формирование и развитие  координации движений.

    Ноябрь

    6

    Игра «Тонет, не тонет»

    Цель: Знакомство со свойствами различных материалов, развитие  координации движений,  закрепление понятий «лёгкий», «тяжелый». Развитие логического мышления.

    Декабрь

    7

    Игра «Сделаем фонтан»

    Цель:  Развитие у детей  общей и мелкой моторики рук, внимания. Формирование правильного захвата рук, эмоционального настроя.

    Декабрь

    8

    Игра «Поймай льдинку»

    Цель: Развитие  у детей внимания, координации движения, мелкой и общей моторики. Знакомство со свойствами воды. Формирование правильного захвата руки. Развитие тактильной чувствительности и ловкости.

    Январь

    9

    Игра «Капитан»

    Цель: Развитие у детей внимания, психических процессов, координации движений,  формирования умения выполнять глубокий вдох и длительный плавный выдох. Работа над артикуляционной моторикой.

    Февраль

    10

    Игра «Половинки»

    Цель: Развитие у детей внимания, глазомера, координации движений. Формирование ловкости, эмоционального настроя.  

    Февраль

    11

    Игра «Достань ракушку»

    Цель: Развить у детей внимания, общей и мелкой моторики рук. Формирование и развитие координации движения и речи.

    Март

    12

    Игра «Напои слона»

    Цель: Развитие  у детей координации движения, мелкой и общей моторики, внимания.

    Формирование правильного захвата руки, развитие ловкости.

    Создание положительного эмоционального настроя.

    Март

    13

    Игра «Тёплый, холодный»

    Цель: Закрепление понятий «тёплый», «холодный», развитие эмоционального настроя,   развитие внимания.

    Апрель

    14

    Игра «Выбери нужного цвета»

    Цель:  Развитие у детей  сенсомоторики,  координации движений, зрительного внимания, закрепление цветовых оттенков.

    Май


    Перспективный план работы на 2016-2017 учебный год

    Месяц

    Сроки

    Тема

    Задачи

    Наглядный материал

    Сентябрь

    1-я неделя

    «Воздушные шары»

    Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый».

    Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

    2-я неделя

    «Подбери флажки к домикам»

    Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

    Дидактические картинки, карандаши, бумага.

    3-я неделя

    НОД «Радуга»

    Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом -  голубой.  Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    Письмо,  картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

    4-я неделя

    «Найди куклу по цвету»

    Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

    Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

    Октябрь

    1-я неделя

    «Большой-маленький»

    Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.

    1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.

    2-я неделя

    «В какую коробку?»

    Закреплять знания о величине предметов

     Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

    3-я неделя

    «Из каких фигур состоит машина?».

    «Коврик».

    Учить узнавать и называть геометрические фигуры.

    Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.

    Коврик из геометрических фигур

    4-я неделя

    «Геометрическое лото»

    Закреплять знание и название геометрических фигур.

    Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)

    Ноябрь

    1-я неделя

    «Разложи в коробки»

    Закреплять знание и название геометрических фигур.

    Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

    2-я неделя

    «Помоги шоферу»

    Познакомить с длиной предметов

    Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика»  разной длины.

    3-я неделя

    «Куклы собираются в гости»

    Продолжать знакомить с длинной предметов.

    Кукла, ленты разной длинны.

    4-я неделя

    «Самая длинная, самая короткая».

    Закреплять знания о величине предметов (длина)

    Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

    Декабрь

    1-я неделя

    «Путешествие на лесную полянку»

    Познакомить с шириной предмета

    Шнуры для изображения рек.

    2-я неделя

    «Определи на ощупь».

    Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

    Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

    3-я неделя

    «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».

    Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы.

    Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

    4-я неделя

    «Спрячь грибок за елкой»

    Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету.

    дидактические картинки, музыкальный центр, экран.

    Январь

    1-я неделя

    «Угости кукол конфеткой»

    Закреплять знания о величине предметов (высота)

    Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.

    2-я неделя

    «Самая длинная, самая короткая».

    Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной.

    Разноцветные ленты разной длины.

    3-я неделя

    «Дальше-ближе»

    Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

    Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.

    4-я неделя

    «Найди Котенка»

    Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами.

    Котенок, вся группа.

    Февраль

    1-я неделя

    «Кисло, сладко…»

    Упражнять в развитии  эталонов вкуса

    Яблоко, лимон, виноград, банан.

    2-я неделя

    «Узнай на вкус»

    Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус.

    Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.

    3-я неделя

    «Что как плавает»

     Закреплять знания свойств камней.
    Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает.

    Таз с водой, камни, деревянные палочки.

    4-я неделя

    НОД «Теремок»

    Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься.

    Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.

    Март

    1-я неделя

    «Научи зайца строить забор»

    Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

    Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.

    2-я неделя

    «Волшебный лес»

    Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»

    Деревья разные по высоте, толщине.

    3-я неделя

    «Подарки»

    Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.

    Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.

    4-я неделя

    «В гости к мишке»

    Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься.

    Две физкультурные скамейки разной высоты,  изображающие мостик через речку, игрушка мишка.

    Апрель

    1-я неделя

    Опыт «Прозрачность воды».

    Познакомить со свойствами воды.

    Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон, одноразовые стаканчики, ложка.

    2-я неделя

    Опыт «Разноцветная вода».

    Закреплять знания о свойствах воды.

    Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.

    3-я неделя

    «Теплый – холодный»

    Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная.

    Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.

    4-я неделя

    «Спрячь мышку»

    Программные  задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.

    Листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три  домика   и шесть дверец на каждого ребенка.

    Май

    1-я неделя

    «Найди куклу по цвету»

    Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироваться в семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы.

    Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги

    2-я неделя

    «Разложи в коробки»

    Закреплять знание и название геометрических фигур.

    Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.

    3-я неделя

    «Научи зайца строить забор»

    Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.

    Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.

    4-я неделя

    «Дальше-ближе»

    Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше.

    Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию "Физическое развитие детей в игровой деятельности"

    План по самообразованию "Физическое развитие детей в игровой деятельности"...

    Обобщение опыта "Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры".

    Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точность...

    Арт-студия «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

    Практические приёмы организации и проведения музыкально-дидактических игр для   музыкально- творчески -  способных детей....

    Тема педагогического опыта: «Сенсорное развитие детей через использование дидактической игры».

    Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью.  Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное воспитание....

    Конспект Открытого занятия во 2 младшей группе №1 Тема: Художественно-эстетическое развитие, посредством духовно-нравственного развития детей, через театрализацию.

    Расширить представления ребенка, обогатить его знания о действительности, главное - ввести его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий...

    План по самообразованию "Нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье"

    quot;Нравственное воспитание дошкольников через любовь к семье"...