Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Использование технологии ТРИЗ на экологических занятиях в старшем дошкольном возрасте"
    методическая разработка по теме

    Джумагазиева Жаннат Зарлыхановна

    Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_triz_na_ekologicheskih_zanyatiyah.docx35.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

    Использование технологии ТРИЗ

    на экологических занятиях

    в старшем дошкольном возрасте

    консультация для воспитателей ДОУ

    https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=4c331b19a88c5c7edac25d8d88f86708&n=33&h=215&w=192

    Подготовила

    воспитатель

    Джумагазиева Ж.З.

    г. Покачи

    Проблема развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях с окружающим с элементами ТРИЗ, является актуальной в наши дни.

    Мир детства становится предметом пристального внимания и изучения ученых и практиков. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскую непосредственность. Детство выступает труднопостижимым самобытным пространством огромной части человечества, которое тесно сплетено с пространством взрослого мира, пространством маленького человека, который специфичным для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, мир, возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. В последние годы концептуальным вопросом педагогики стал вопрос о формировании творческой личности. Но если само понятие «творческая личность» можно считать в той или иной степени определенным, то разработка единой концепции и технологии ее развития находится в стадии поиска, становления. Правда, наметившаяся ныне тенденция к идеализации образования, способствует кардинальному изменению подходов к ребенку, который перестает быть лишь объектом приложения знаний педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Естественно, меняется и роль взрослого в этом процессе: теперь он выступает не столько в роли чуть ли единственного источника знаний, сколько в роли «направляющего». Задача, которого овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью – свободной, разносторонне развитой, мыслящей, способной адаптироваться к любым жизненным обстоятельствам, не пасующей перед трудностями и неудачами, т.е. творческой личностью.

    Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

    Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста – одно из требований, предъявляемых организации педагогического процесса в ДОУ. Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве - задача не из легких.

    Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие качеств у ребенка. Учебная деятельность в свою очередь, способствует реализации потребности творчества. Однако для того, того чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.

    В настоящее время появилось много инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей. Одной из таких эффективных технологий в этом направлении, является технология ТРИЗ. Более 10 лет использую технологию ТРИЗ в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста. На сегодняшний день мною разработан перспективно – тематический план с использованием элементов ТРИЗ на занятиях по ознакомлению с окружающим в старшем дошкольном возрасте.

    Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов, помогающая нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её сам находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ, наоборот надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопрос, тогда педагог должен казать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой то момент повторить исторический путь познания и преобразование предмета или явления.

    В технологии ТРИЗ используются методы и приемы, разработанные М.В. Ломоносовым, Г.С. Альтшуллером, Р.Кунцевым, Ч. Вайтингом. Например, «метод фокальных объектов» адаптирован к работе с детьми. Термин «фокальный» используется для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Этот метод был применен и апробирован мною в занятиях: «Осетия – наш край» - «Оживим героев нартских сказаний»; «Как появился календарь?» - «Придумай свой календарь»; «Тропический лес» - «Придумай фантастическое животное»

    Один из интересных методов ТРИЗ – это «мозговой штурм» (активизация творческого мышления). Он может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами, по ходу обсуждения, корректируют высказанные идеи, анализируют их. Метод был включен в занятие «Выбираем транспорт» - «Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле…».

    Один из приемов этого метода, символические аналогии. Они могут быть словесные или графические. С детьми проводятся задания – игры, связанные с символами. Например, придумывание сказки и зарисовка ее в виде символов, а затем воспроизводство ее или изображение их в символах реальных образов. («Знаки и символы вокруг нас» - зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи ее.)

    Названная технология способствует обогащению воображения, преобразованию, умению обнаружить скрытые закономерности и связи, а так же мыслить нестандартными образами. А для этого учим находить графическую аналогию самостоятельно, вычленять один из главных признаков предмета, сюжета.

    «Системный оператор» - один из методов, который применяют при изучении той или иной системы, при рассматривании системных свойств объектов или их элементов. Например: сосновый бор – сосна – части строения сосны; ножницы: детские, садовые, медицинские, для стрижки волос, автоматические.

    Системный оператор, включен во многие занятия, одно из которых: «Путешествие по тайге», «Кто как считает и измеряет время?».

    Следующий метод ТРИЗ – типовые приемы фантазирования (ТПФ). В основе – активизация мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

    Приемы: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

    Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Например: Пришел Волшебник Увеличения (или Уменьшения) и изменил размер объекта, его цвет. («Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?») в занятии «Зимушка – хрустальная»; «Зеленый шар на столе, портрет нашей Земли». - Что было бы, если бы не было воды на планете Земля? Как улучшить жизнь на Земле? «Дни и сутки» - Что было бы, если бы весь год была ночь? Такие занятия проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

    Метод моделирование маленькими человечками (ММЧ). С использованием ММЧ разработаны и апробированы познавательные занятия. Например: моделирование маленькими человечками ископаемых тундры: нефть, газ, уголь, металлы - «Путешествие по тундре»; моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды - «Чудесные свойства вод».

    Следует отметить, что технология ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя творческой педагогике. Главная проблема, стоящая перед воспитателями, - это предостеречь от желания взять готовые формулы и схематично переносить их в живую атмосферу занятий с детьми. Как правило, дети самого рождения пытаются, анализируя информацию взрослых, понять закономерности происходящих процессов, проявляя свою непосредственность и наивность. ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы: история изобретения карандаша; история изобретения стола; история колеса и т.п. Рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать, что изобретать – это значит решать противоречие. Невозможно описать все методы и приемы ТРИЗ, но с ними можно познакомиться в методической литературе.

    Включение элементов ТРИЗ и на занятиях по ознакомлению с окружающим позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как преодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных задач. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему-нибудь новому и стать лучше.

    Можно с уверенностью отметить: возможности ТРИЗ поистине неисчерпаемы и позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности.

    С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев всеми мыслительными операциями по сохранению творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Новейшие технологии дают нам большие возможности для развития творческой личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

    Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Выбранная мною тема работы: «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» дает ...

    СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

    СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

    Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

    СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

    Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

    "Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191123","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12191126","...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц...

    Инновационные технологии в экологическом развитии детей дошкольного возраста.

        Острота современных экологических проблем выдвинула перед дошкольным образовательным учреждением задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколени...