Главные вкладки

    Выступление на городском семинаре-практикуме «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
    консультация на тему

    Джумагазиева Жаннат Зарлыхановна
    Основной целью проектно - исследовательского  метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
     
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_ekologicheskom_vospitanii.doc181 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

    «Рябинушка»

    «Проектно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста»

    Выступление на городском семинаре-практикуме

    Подготовила

    воспитатель

    Джумагазиева Ж.З.

    г. Покачи

                               

        Основным направлением экологической деятельности детей дошкольного возраста  было выбрано развитие личности ребенка через эколого-исследовательскую деятельность, реализацию экологических проектов.

         Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима задача, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

          Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

         Основа  экологического проекта – исследование. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

         

    Метод проектно-исследовательской  деятельности я использую в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

         Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

    - он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;

    - является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    - это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

    Кроме того, проектно – исследовательская деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

    Основные требования к использованию проектно – исследовательской  деятельности в детском саду:

    1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
    2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
    3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

         Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников считаю, наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

        - педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

         - родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

        - деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

                                   Зачем нужны проекты?

    Проекты:

    - помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

    - помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

    -способствуют развитию творческих способностей детей;

    - способствуют умению наблюдать;

    - способствуют умению слушать;

    -способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;

    - способствуют развитию мышления;

    - помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;

    - развивают воображение;

    - развивают внимание, память, речь.

    Цели и задачи

    Основной целью проектного - исследовательского  метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

     

    Задачи развития:

    • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
    • развитие познавательных способностей;
    • развитие творческого воображения;
    • развитие творческого мышления;
    • развитие коммуникативных навыков.

    Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте это:

    • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
    • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Этапы проектно- исследовательской деятельности детей

    Первый этап – выбор темы .  Дети выбирают интересующую их тему или проблему или педагог ставит её, если дети ещё не подготовлены к выбору.

           Второй этап – Разработка проекта (план):

    постановка вопросов. Например, дети выбирают тему «Попугаи». Объясняем детям, что для того, чтобы подготовить сообщение о попугаях, надо собрать всю доступную информацию о попугаях и обработать её. Как можно это сделать? Надо рассказать о том, что есть много способов сбора информации. Дети сами предлагают все возможные варианты, записываем их:

    - подумать;

    - спросить у другого человека;

    (основной способ - родители, братья и сёстры, др. родственники, знакомые, старшие товарищи, друзья семьи и др.)

    - узнать из книг;

    - понаблюдать;

    - посмотреть по телевизору и т. д.

    - что мы знаем?

    - чего не знаем?

    - что хотим узнать?                                                                

    - как мы это можем сделать?                                                  

    - какие предметы (оборудование …)

    - мы будем использовать?

    - к кому обратимся за помощью?

    Далее мы приступаем к

    третьему этапу – сбору информации.  

    Собираемые сведения можно запоминать, но это трудно, поэтому их надо фиксировать. Дети с помощью родителей и педагогов могут зарисовать, наклеить картинки, записать все, что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д. Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить, а главное, придумать, что нового и интересного можно сделать, создать на основе полученных знаний, как потом представить продукт своей деятельности другим детям и взрослым, чтобы поделиться с ними тем, что узнали и сделали.

    По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.

    (материал энциклопедический материал по теме, подборка стихов, загадок, сказок, описание экспериментов, которые можно провести в домашних условиях и т.д.)

     

               Четвёртый этап - презентация проекта.

        Дети  представляют зрителям или экспертам продукт деятельности проекта.

    Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

    Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт: рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др.

            Экологический проект предусматривает решение определенных задач в процессе исследования. Объектом исследований нами были выбраны преимущественно представители живой  природы. Так как на их примере можно проследить все стадии развития живого, установить природные взаимосвязи, научить способам ухода за объектом, а главное, увидеть тот  живой организм, который нуждается в любви и защите ребёнка.

    Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

             При составлении плана работы над проектом поддерживаю детскую инициативу. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

           На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта,  уделяю внимание и продумываю организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке поставила яркие книги, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы.

    Первый исследовательский проект был реализован в 2005 году. Назывался он «Белоствольная красавица».

    Основной этап начался с выбора  детьми объекта исследования – березы.

          На данном этапе нашего проекта мы начали вести наблюдения за деревом. Изучали кору, ствол, ветви, листья. Наблюдали изменения в облике дерева в зависимости от времени года. В ходе исследования удалось проследить начало сокодвижения, набухание почек, появление первых листочков, цветение березы. Дети увидели как ветер помогает разносить семена березы, узнали, как появляются березовые рощи.

          При изучении коры, сравнивая с другими березами, сделали вывод, что наше дерево не молодое. Обнаруженный на коре лишайник «рассказал» ребятам о чистом воздухе. Листья рассматривали весной, летом, осенью. Проследили, что вверху листья крупнее, а внизу – мельче. Это зависит от солнечного света. Под лупой мы рассмотрели устьица, с помощью которого лист дышит. Провели опыт: заклеили клейкой бумагой внутреннюю сторону листа и при наблюдении обнаружили, что лист стал бледнеть (задыхаться). «Покормили березу»: в ямку под дерево положили листья, траву и через некоторое время увидели, что они превратились в труху. Дошкольники узнали откуда берутся в почве питательные вещества, необходимые для роста растений.

           Ребята ухаживали за березой: поливали в жару, весной подсеяли траву, зимой утеплили корни снегом, развесили кормушки на соседних деревьях. А еще заботились о березкиных соседях: осине,  ели.  Дети старались определить настроение березы.

          Заключительный этап – подведение итогов. Он включает фотовыставку, презентацию альбома, оформленного при участии родителей, праздник «День рождения березки», проведенный в группе.

         Реализовать проект помогли воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, учитель- логопед, родители.

         Позднее были разработаны и реализованы другие обучающие проекты:  «Наше дерево-рябинка», «Капелька в опасности», «Будь здоров, червячок!», «Расти, подсолнушек!».

        В результате реализации проекта    «Тропинки в природу» на территории ДОУ появились элементы экологической тропы; водоём, альпийская горка,  огород, клубничная поляна, цветочные клумбы.                                             

        Проект  «Нас осталось очень мало!..» был реализован в рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить». 

        

        Особое внимание в ДОУ уделяется детям с повышенной познавательной активностью. У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, большое  упорство в решении той или иной задачи, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

         С целью индивидуализации обучения одарённых детей  в ДОУ функционирует кружок «Юный исследователь».

          В первую  половину учебного года участники кружка проводят различные эксперименты, подгрупповые проекты с объектами неживой и живой природы. В ходе этой работы я детально выясняю способности каждого одарённого ребёнка. И уже к концу первого полугодия составляю перечень индивидуальных проектов,  разрабатываю материалы к ним. Во втором полугодии учебного года дети работают над индивидуальными исследовательскими проектами.

        В 2009-2010 учебном году были представлены 7 детских проектов: «Здесь живёт морская свинка», «Маленькое солнышко», «Волшебница вода», «Мой колючий друг - кактус», «Хома- хомячок», «Мои пернатые соседи», «А у нас растёт горох».

        Основоположник проектного метода   американский  философ и педагог  Джон  Дьюи  предложил обучение "путём делания", при котором дети  извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главную задачу проектной деятельности  – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

         Каждый проект – это маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Детский туризм как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Экологическое воспитание детей не возможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение является мощнейшим стимулом для развития  познавательных способностей, нравственно-...

    Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

    Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие  познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...

    Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

    Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

    «Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

    Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...