Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
    методическая разработка по теме

    Петрушкова Наталья Сергеевна

    Характеристика понятия "Звуковая культура речи".

    Этапы воспитание звуковой культуры речи.
    Задачи способствующие развитию правильной, хорошо звучащей речи.
    Формы работы по развитию звуковой культуры речи.
    Рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rodit_sobranie.docx17.28 КБ
    Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx15.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему:

    «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

    Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

    Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

    О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

    Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

    В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

    Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

    Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

    Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель и родители должны решать следующие задачи:

    1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

    - звуковысотный слух;

    - слуховое внимание;

    - восприятие темпа и ритма речи.

    1. Формировать произносительную сторону речи:

    - учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

    - развивать артикуляционный аппарат;

    - работать над речевым дыханием;

    - вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

    - вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

    - формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

    - фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

    1. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
    2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

    Работа по звуковой культуре речи в условиях детского сада проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    - дидактические игры («Чей домик?»)

    - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    - дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель и родители должны применять разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог и родитель;

    - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

    - хоровые и индивидуальные повторения;

    - обоснование необходимости выполнять задания педагогов;

    - индивидуальная мотивировка задания;

    - совместная речь ребенка, воспитателя и родителей, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    - оценка ответа или действия и исправления;

    - образная физкультурная пауза;

    - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог и родители должны учитывать особенности речи ребенка, постоянно воспитывать у детей правильную речь, а также поддерживать связь с логопедом.

       

    Учитель-логопед МАДОУ «Д/с №21»:

    Петрушкова Н. С.



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации для родителей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях».

    При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в непосредственной образовательной деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, неправильно произносят звуки или вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную, литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит примером для подражания.

    Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук.

    Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского.

    Читая их вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям, и родителям могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и словообороты, далекие от стандартов литературной речи.

    Ребенок хочет быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д.

    Для закрепления полученного в детском саду материала дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово,  «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат.  По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, заклички – все это развивает у ребенка дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата.

    Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб развития других речевых задатков. Механический способ обучения всегда менее эффективен чем тот, который строится на понимании звукового анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленяя звуки шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые паровозики» и т.д.

    Как только ребенок поймет слогослияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию, как разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек».

    Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям нужно:

    1)    правильно произносить все звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую речь;

    2)    следить за речевым окружением детей, пресекая сюсюканья, коверканья слов;

    3)    больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;

    4)    привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.

    Итак, семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.

     

     Учитель-логопед МАДОУ «Д/с №21»:

    Петрушкова Н. С.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

    Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

    Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

    Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

    Анкета для родителей по теме "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

    Коррекционо-образовательная работа требует тесного сотрудничества логопеда и родителей. Данная анкета поможет узнать отношение родителей к проблеме воспитания звуковой культуры речи у детей и выяснить...

    Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

    В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции.Восп...

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...