Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Пицына Валентина Валентиновна

Методические рекомендации по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации160.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №90»

 

Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Подготовила:

Воспитатель:

Пицына В.В.

Саранск 2016

Содержание

  1. Введение
  2. Организация деятельности по ПДД.
  3. Сказка «Доктор Айболит за дорожную азбуку».
  4. Сценарий  игротеки для детей старшего возраста.
  5. Картотека подвижных игр по ПДД для старшего возраста.
  6. Тестирование по знанию правил поведения на улице.
  7. Заключение.
  8. Список литературы
  9. Информация для родителей. Приложение.

Цель:

формирование у воспитанников ДОУ сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

- создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;

- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать творческие и мыслительные  способности детей.

 Ожидаемый результат:

  • повышение правовой культуры участников дорожного движения
  • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма

Введение

      Ежегодно на дорогах страны тысячи детей попадают в дорожно – транспортные  происшествия. Анализ детского дорожного травматизма показывает, что большинство детей не знает правил дорожного движения или не умеет применять их на практике.

     

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира.

 Проблема  профилактики  дорожно-транспортного  травматизма  среди  детей,  как  и  прежде,  остается  актуальной и злободневной.  Попадание  ребенка  в  дорожно-транспортное  происшествие  - всегда трагедия.  Даже  если  ребенок  остался жив  и не  получил  тяжелой  травмы,  сильное  психологическое  потрясение  может  остаться  на  всю  жизнь.  Поэтому  родители  и  педагоги  должны  уметь  прогнозировать  вероятность  несчастных  случаев  и  аварий  и  уметь предотвращать  их.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом,  по оценке ГУ ГИБДД МВД России, свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке.  

Основными причинами  дорожно-транспортного  происшествия с участием детей  является:  

                - неумение  детей  оценивать  дорожную  обстановку;

 - незнание  мер  обеспечения  безопасного  движения;

 - нежелание  выполнять  правила, пренебрежение  ими;

 - подчинении  неверным,  опасным  привычкам  поведения  на улице;

 - недисциплинированность,  потеря  бдительности;

 - нарушение правил перехода проезжей части

- неподчинение сигналам светофора

- неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев

- игра на проезжей части  

- неумелое управление велосипедом

  В  нашей  жизни  всегда  существовали  и  будут  возникать  такие  ситуации,  когда  здоровье, безопасность,  а  иногда  и  жизнь  человека  зависят  исключительно  от  его  своевременных  и  грамотных  действий.

Кто  поможет  ребенку, оказавшемуся  на  улице  современного города  или  поселка,  где   бурлит  движение, и  машин  больше,  чем  людей?  Прежде  всего,  он  сам.

            Поэтому перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В семье, дошкольном учреждении, начальной школе необходимо заложить фундамент знаний, умений и навыков безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах.

        Воспитание культуры личной безопасности – основная и главная задача.

Организация деятельности по ПДД

  Доктор Айболит за дорожную азбуку

Сказка для детей по ПДД


Было ещё очень рано, когда доктор Айболит проснулся. Яркое солнышко в окошке всё время улыбалось ему, пока он одевался, умывался, чистил зубы, делал зарядку и завтракал. Доктор Айболит не любил опаздывать куда-либо, тем более к своим пациентам в больницу, поэтому никогда не вставал в последнюю минуту и из дома выходил заранее.

До его работы доктору Айболиту нужно было пройти сначала немного пешком по улице Цветочной, потом пересечь улицу Земляничную и затем проехать на автобусе до остановки «Больница». В то утро он шёл не спеша по тротуару и по пути приветливо здоровался со встречными пешеходами.

Когда доктор Айболит подошёл к остановке общественного транспорта, он заметил, и это показалось ему странным, что по дороге ему не встретились трое жителей сказочного города — Буратино, медвежонок Миша и робот Самоделкин.

Каково же было его удивление, когда в больнице в одной из палат он увидел всех троих на больничных койках.

Медвежонок лежал с перевязанной лапой, у Буратино была сломана нога, а рядом с кроватью Самоделкина на тумбочке лежали какие-то винтики и вместо носа у него была разбитая лампочка.

— Что случилось? — спросил доктор Айболит у друзей. — Как вы здесь оказались?

И вот какую историю рассказал доктору медвежонок:

— Вчера я был приглашён на день рождения к Белочке. Долго выбирал ей подарок в магазине, потом купил ещё огромный букет цветов. Я немного задержался, поэтому очень торопился и побежал через дорогу. Из-за букета я ничего не видел. На день рождения я так и не попал — меня сбил автомобиль. И вот я здесь...

— Ах, Медвежонок, — покачал головой доктор Айболит, — из-за своей беспечности ты испортил праздник и Белочке, и себе. Разве ты не знаешь, что через дорогу бежать нельзя — ведь автомобиль мгновенно остановиться не может. И переходить проезжую часть нужно только в специально обозначенных местах: там, где есть «зебра» и установлен специальный дорожный знак «Пешеходный переход». И в-третьих, при переходе пешеход должен хорошо видеть дорогу — нет ли транспорта. А тебе видеть дорогу мешал букет цветов. Придётся теперь лечить тебя, делать перевязки и принимать лекарство. — Ну, а с тобой что приключилось, Буратино? — Подошёл к деревянному мальчику Айболит.

— Я тоже торопился. В школе мне дали билет в цирк. Я всё делал правильно, как меня учили. Дошёл до пешеходного перехода на улице Садовой и начал переходить улицу. Вдруг, откуда ни возьмись, на меня налетел мотоцикл и сломал мне ногу. Я не виноват!

— А перед тем, как шагнуть с тротуара, ты посмотрел на светофор? — поинтересовался доктор Айболит.

— На светофор?..

— Вспомни, Буратино, на улице Садовой на переходе установлен пешеходный светофор! — Он каким глазом тебе светил?

— Ой, а я торопился и не посмотрел на него.

— Ты про него забыл, поэтому и попал в больницу. Пешеходу надо не только найти «зебру», но и выполнять распоряжения сигналов светофора. Ты, видимо, переходил на красный, чего ни в коем случае нельзя делать. Ведь в это время для водителей автомашин и мотоциклов горит разрешающий для проезда зелёный сигнал и они едут через переход по своим делам. Так что, дружок, виноват всё-таки ты сам. Поэтому тебе придётся долго лечиться.

Робот Самоделкин не выдержал:

— Но я-то уж точно ни в чём не виноват. Там, где на меня наехал грузовик, не было никаких пешеходных переходов вообще. Я с друзьями поехал за город, в деревню, к коту Матроскину в гости. Мы вышли из автобуса на просёлочную дорогу. Над цветами летали бабочки, кругом росли кусты и деревья, пели птички. На другой стороне дороги увидели встречавшего нас Матроскина. Я первым бросился к нему и почему-то оказался на пути грузовика, который меня задел. И мой красивый нос — горящая красная лампочка — разбился и из меня посыпались детали. Пожалуйста, доктор Айболит, помогите мне стать прежним Самоделкиным.

— Да ты, Самоделкин, удачно отделался, — сказал доктор Айболит. — Всё могло оказаться гораздо хуже для тебя. И ты не лежал бы сейчас в этой палате, а был бы просто сдан в металлолом! Жаль, что и ты не чувствешь за собой вины перед правилами дорожной безопасности. За городом, в сельской местности, где автомобилей много меньше, чем в городе, также нужно быть внимательным. Ты же сам сказал, что вблизи дороги росли кусты и деревья. А пешеход, если он хочет остаться живым и здоровым, должен быть виден водителю. Из-за кустов ты с друзьями водителю проезжавшего грузовичка не были заметны. Надо было не мчаться напролом к коту Матроскину, а убедиться в собственной безопасности: не только слушать пение птичек, а прислушаться к дороге, а ещё отойти в сторону от кустов и внимательно посмотреть — нет ли машин. Тебе должно быть стыдно. Уж у тебя-то голова поворачивается не только влево-вправо, а на все 360о вокруг твоей шеи. Ты опасность должен предвидеть первым!

Выслушав рассказы друзей, доктор Айболит выписал каждому пилюли и микстуры. Медвежонку Мише он как следует пришил к туловищу нитками его лапу, для Буратино выстругал из дерева новую деревянную ножку, послал санитаров в магазин за новой лампочкой для робота Самоделкина и ввернул ему все винтики до последнего.

Неделю, пока друзья лечились в больнице, они изучали Правила дорожного движения. А напоследок перед выпиской доктор Айболит ещё раз проверил их знания по дорожной грамоте и просил передать всем ребятам, что в магазине запасные части есть только для сказочных жителей сказочного города. Так что на улице будьте осторожными и внимательными!

Вопросы доктора Айболита:
-Что нужно делать утром, чтобы успеть вовремя в детский сад или школу?
-Какими словами ты приветствуешь на улице других людей?
-Кто такие пешеходы и как они должны идти по тротуару?
-Как обозначаются пешеходные переходы?
-Как ты узнаешь о месте остановки автобуса, троллейбуса, трамвая?
-
Сколько сигналов у пешеходного светофора?
-Какого цвета разрешающий сигнал светофора?
-Какие правила безопасности нарушили медвежонок Миша, Буратино и робот Самоделкин?
-Почему нужно знать и выполнять Правила дорожного движения?

                                                              

Сценарий игротеки по ПДД для детей подготовительных групп

Ведущая: Мы рады видеть в зале ребят и родителей, воспитателей и гостей. Сегодня мы приглашаем всех на спортивно - развлекательную игру по правилам дорожного движения.

Ребенок 1: Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву назвать букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог.

Город дает нам все время урок.

Ребенок 2: Вот она, азбука, - над головой.

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Ведущая:(показывая книгу ПДД)

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке

И учить их не слегка,

А всерьез, наверняка!

Ведущая: Позвольте представить вам членов жюри и участников нашей игры. Команды представятся чуть позже, а пока я представлю вам наше жюри.

Главным судьёй соревнований будет специалист по профилактике ДДТ … .

Методист: Здравствуйте! Очень приятно видеть всех в этом зале. Команды долго готовились к соревнованиям. Приятно, что рядом с детьми находятся и их родители. Знания правил дорожного движения необходимы всем. Умелое применение их в жизни поможет избежать сложных ситуаций на дороге, сохранить своё здоровье. И хочется пожелать участникам соревнований, чтобы задания были лёгкими, и всё удавалось. Пусть вам сопутствует удача!

Ведущая: Каждый правильный ответ наше жюри будет оценивать одним баллом, а капитаны команд будут вести счёт на мольберте.

Итак, наше соревнование начинается с приветствия команд.

Итак, первый конкурс " ПРИВЕТСТВИЕ”.

Команда "ПЕШЕХОДИКИ”

Капитан: Команда – «Пешеходики»

Наш девиз:

Мы команде "Светофорчик"

Шлем свой пламенный привет.

И от всей души желаем

Дать им правильный ответ.

Знать правила движения -

Большое достижение.

Капитан: Команда - «СВЕТОФОРЧИК”

Наш девиз:

С вами мы сразимся,

Но просто не сдадимся,

Будем правила движенья

Выполнять без возраженья.

Пусть всем сопутствует удача.

Стать грамотными пешеходами -

Вот наша задача.

Ведущая: Итак, команды поприветствовали друг друга. А теперь – разминка. первый вопрос команде «Пешеходики» (интерактивная доска)

1. «Куда бежим мы с пятачком… » три поросенка: Наф-наф, Ниф-ниф, и Нуф-нуф отправились на день рождения к своему другу. Когда они дошли до своего перекрестка, на светофоре горел мигающий зеленый свет. Наф-наф побежал через дорогу бегом, Ниф-ниф пошел шагом, а Нуф-нуф остался стоять на тротуаре. Кто из героев поступил правильно и почему?

Команда отвечает.

2. Следующий вопрос команде «Светофорчики»

Мальчик едет на велосипеде. На автобусной остановке видит Красную Шапочку и Незнайку.

- Довези меня до аптеки, - просит Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.

- Нет, меня, - просит Незнайка.

Кто поедет с мальчиком? (Никто. На велосипеде разрешается ездить только одному. Багажник служит для перевозки багажа. А рама для крепления основных частей)

Команда отвечает

3. Вопрос для «Пешеходиков»

На проселочной дороге катится Колобок, а навстречу ему Волк:

- Колобок, колобок, я тебя съем, если не угадаешь загадку! Еду я сегодня к лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне. Слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил? (транспортным средством разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны)

Команда отвечает

4. Задание для «Светофорчиков»

В Простоквашино пришла телеграмма от мальчика – он приглашал своих друзей в гости на каникулы в большой город. Пес Шарик и кот и Кот Матроскин собрались и поехали в город. Но они так долго жили в деревне, что забыли все правила дорожного движения. Им бы их выполнить, да куда там, друг ждет. Друзья приехали в город, вышли из автобуса и начали спорить. Шарик говорит, что обходить автобус надо спереди, а Матроскин, говорит, что сзади. Тут мальчик им объяснил, как правильно и безопасно переходить через дорогу. Что сказал мальчик? (проезжую часть дороги разрешается переходить только на перекрестках по пешеходным переходам или в местах, где дорога просматривается в обе стороны. Нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки.)

Команда отвечает

Ведущая: Молодцы, с заданием справились. Слово уважаемому жюри. Жюри подводит итоги 2 конкурсов: приветствие и разминка.

Ведущий: Мы переходим к следующему конкурсу.

звучит музыка, заходит Рассеянный

Рассеянный: Добрый день! Бонжур! Мерси!

Я приехал на такси!

Ехал, ехал, торопился_

В яму с квасом провалился,

Но не квас там был, компот

Заболел теперь живот

Но живот я полечил-

тряпочку водой смочил

приложил её к спине-

сразу легче стало мне

Ведущая: Что-то я вас не пойму?

Рассеянный: Не поймёте - почему? Что за станция такая, Дубины или Ямская?

Ведущая: Здравствуйте, это не станция. Это детский сад «Улыбка», у нас идут соревнования между командами «Светофорчики» и «Пешеходики»

А что с вами?

Рассеянный: Перебегал дорогу я, а теперь мне тяжко. Я хвораю, нездоров, раненный, бедняжка.

Ведущая: Вспомнила, вы - Рассеянный с улицы Бассейной. А случилась с вами беда потому, что вы не знаете правил поведения на дороге. Ребята! Помогите Рассеянному вспомнить эти правила.

Игроки двух команд перекликаются

1. Нельзя бегать по дороге

2. Не играть на проезжей части

1. Переходить дорогу только на зеленый свет светофора

2. Не подходить близко к дороге

Рассеянный: Я запомню эти правила и буду их выполнять. Ребята, я тоже хочу участвовать в соревнованиях!

Ведущая: Тогда давай, Рассеянный, приводи себя в порядок и возвращайся к нам.

Рассеянный переодевается.

Ведущая: Следующий конкурс называется «Пешеходный переход»

Эстафета «Пешеходный переход»

1 участник. Несет по 2 полоске от пешеходного перехода.

2 участник. Несет по 2 полоске от пешеходного перехода.

3 участник. Несет по 2 полоске от пешеходного перехода.

4 участник. Несет кубик для светофора КРАСНЫЙ.

5участник. Несет кубик для светофора ЖЁЛТЫЙ.

6 участник. Несет кубик для светофора ЗЕЛЁНЫЙ.

Затем паровозиком оббегают эту конструкцию.

Заезжает Рассеянный

Рассеянный: Ну, вот я ехал на своем автомобиле, хотел затормозить, а сам нажал на газ и со всей силы въехал в дерево. И от моей машины остался только руль.

Ведущая: Какой же ты невнимательный, Рассеянный! А вот наши ребята, очень ловкие и умелые водители. И сейчас они тебе это покажут.

Конкурс: "Прокати машину между знаками".

Последним прокатывает автомобиль Рассеянный, сбивает все знаки.

Ведущий: Какой же ты, Рассеянный, неловкий. А ты знаешь, из каких частей состоит автомобиль?

Рассеянный: Нет, не знаю.

Ведущий: А ребята наши знают. Вот тебе мячик, ты будешь ребятам и гостям бросать его, а они будут называть части автомобиля.

Игра со зрителями: "Из каких частей состоит машина? "

Рассеянный бросает мяч одному из них и говорит: "У автомобиля есть. " Ребенок ловит мяч и отвечает:" Багажник (стекло, кузов, бампер, зеркало обзора, фары, капот, стеклоочистители, мотор, дверь, бензобак, руль, номерной знак, колесо)

Ведущая: Жюри оценивает 2 конкурса

Ведущая объявляет музыкальную паузу

Песня «По секрету всему свету»

Рассеянный достаёт из своего чемоданчика разные предметы и раскладывает их на столе.

Ведущая: Чем ты занят, Рассеянный?

Рассеянный: Вот, пытаюсь собрать аптечку в дорогу, но не знаю, какие предметы нужны, а какие нет!

Ведущая: Объявляю следующий конкурс.

5 Конкурс «Кто быстрее соберёт аптечку»

6 Конкурс «Видео - вопрос» (конкурс со знаками на интерактивной доске)

Ведущая : Жюри подводит итог 2 конкурсов

Ведущая: Следующий конкурс капитанов.

Рассеянный: Я хочу быть капитаном! Можно я буду!

Ведущая и Рассеянный помогают капитанам в следующем конкурсе

7 конкурс капитанов «Расставь дорожные знаки на улице города»(на магнитной доске)

ребёнок читает стихотворение

8 финальный конкурс с родителями «Пешеходная семья»

1. Папа расставляет знаки;

2. Мама везет коляску между знаками;

3. Ребенок проезжает на самокате.

4. Папа бежит и собирает знаки.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги 7и 8 конкурса мы с ребятами споём песню.

песня «Вместе весело шагать»

Ведущая: Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты игры.

Рассеянный: Игра игрой сменяется

Кончается игра

Но дружба не кончается.

Дети: УРА! УРА! УРА!

Рассеянный помогает ребёнку на мотоцикле заехать в зал, угощает всех шоколадными медальками.

Подвижные игры по ПДД

Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

Игра «Автобусы»

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

Игра «Автоинспектор и водители»

В игре участвуют 5-6 человек.
На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки
(водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор- водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

Игра «Веселый трамвайчик»

Мы веселые трамвайчики,
Мы не прыгаем как зайчики,
Мы по рельсам ездим дружно.
Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»

Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета светофора.
Регулировщик – ученик старшего класса – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т.п.

Игра «Гараж»

Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.
Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

Игра «Грузовики»

 Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Игра «Дорожное - недорожное»

Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное» слово – игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту

Игра «Заяц»

Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
«Если я купил билет,
кто я: заяц или нет?» (А.Шибаев)

«Кондуктор» трамвая продает билеты пассажирам, которые усаживаются на стулья – сидячие места в трамвае. Но стульев, на один меньше, чем пассажиров. Как только все билеты проданы, и кто-то остается без билета, кондуктор догоняет этого «зайца», а безбилетник убегает.

Игра «Запомни сигналы регулировщика»

Здесь на посту в любое время
Стоит знакомый постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой.
Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

Подготовка. Дети делятся на команды. В каждой из них выбирают капитана. Капитаны располагаются за стартовыми линиями – одна напротив другой. Расстояние между командами 20-30 м.
Посередине площадки, между двумя линиями, которые ограничивают полосу шириной 2-3 м, в шахматном порядке раскладывают флажки.
Содержание игры. По сигналу регулировщика дорожного движения (красный свет – руки вытянуты в стороны или опущены – стой; желтый свет – правая рука с жезлом перед грудью -приготовится; зеленый свет – регулировщик к пешеходам боком, руки вытянуты в стороны или опущены - иди) игроки быстро подбегают к флажкам по команде регулировщика дорожного движения дети возвращаются на места, быстро строятся в шеренгу. Капитаны собирают и подсчитывают флажки, принесенные их игроками. За каждый флажок начисляется одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:
Во время перебежки игроку разрешается собирать любое количество флажков, лежащих на земле.
запрещается отнимать флажки друг у друга.
За линии, ограничивающие место для флажков, заступать нельзя.
Капитаны команд играют на равных правах со всеми.

Игра «Знающий пешеход»

Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья –
Знать, как таблицу должны умноженья:
На мостовой – не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!

Игра проводится на площадке в виде экскурсии с элементом соревнования. Дети строятся по командам. Они должны пройти путь, например, от школы к библиотеке. Подойдя к перекрестку или пешеходной дорожке, дети должны остановиться и выполнить практическую задачу, поставленную в связи с приближающимся транспортом и действующим светофором, потом спросить: «Улица, улица, можно нам перейти дорогу?»
На что улица отвечает: «Можно, если вы мне ответите на один вопрос». Задает один вопрос по правилам дорожного движения. И так у каждого перекрестка.
Отряд, правильно ответит на все вопросы, придет раньше в назначенный пункт, где ей будут вручен вымпел «Пешеходам - отличникам».

 

Игра «Иду по дорожке»

Игроки идут по дорожке, называя на каждый шаг, например, названия дорожных знаков и др. Побеждает сделавший больше шагов и назвавший больше слов.

Игра «Кого назвали – тот и ловит».

Играющие располагаются по кругу. В центре – регулировщик дорожного движения (водящий). Он называет имя одного из стоящих по кругу и бросает ему мяч. Названный ловит мяч, называет какой-либо вид транспорта и бросает мяч регулировщику. Тот, кто не поймал мяч, или не назвал слово, становится водящим. Побеждает тот, кто ни разу не был регулировщиком.

Игра «Лови – не лови»

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, при этом произносит слова, например, «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует).
Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

Игра «Назови шестое»

Играют несколько человек. Водящий обращается к кому-либо, кому бросает в руки мяч: «Назови шестое» - и перечисляет, например, пять видов транспорта (или дорожных знаков и т.п.). Тот, кого попросили продолжить перечень, должен словить мяч и быстро добавить еще одно название, не повторяя перечисленного прежде. Если слова последуют тотчас, отвечающий сам начинает задавать вопросы, если нет – водящий остается прежний.

Игра «Найти жезл»

Воспитатель до начала игры прячет жезл для регулирования дорожного движения на виду. Играющие стоят в шеренге или колонне по одному.
По сигналу воспитателя играющие двигаются в колонне по одному вокруг зала, и каждый старается первым заметить спрятанный предмет. Играющий, увидевший предмет первым, ставит руки на пояс и продолжает ходьбу, не показывая другим, где находится спрятанный предмет. Воспитатель, чтобы убедиться в том, что игрок действительно нашел предмет, может к нему подойти и тихонько спросить. Игра заканчивается, когда все или большая часть играющих нашли предмет.
Играющий, заметив спрятанный предмет, не должен останавливаться, замедлять движение, касаться или каким-либо другим способом указывать другим игрокам место нахождения спрятанного предмета.

Игра «Найди пару»

Играющим раздаются полоски бумаги с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг.
Усложнения: каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.

Игра «Необычный дорожный знак»

В этой игре детям предлагается придумать необычный дорожный знак.
Нужно выбрать какой-нибудь из предметов окружающего мира и попробовать перенести его свойства на дорожный знак. При этом возможны самые фантастические, самые невероятные варианты. Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь предмет живой или неживой природы
(кошка, дерево, цветок, дом, и др.). Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный знак чем-то напоминать кошку?». Дети отвечают: «Может!».

Игра «Огни светофора»

На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет! А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит. Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.

Игра «Паутинка»

Дети сидят в кругу. У водящего – регулировщика дорожного движения в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя причину несчастных случаев на дорогах: «Саша, ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара опасна», Саша держит нитку, а клубок бросает дальше. «Сергей! Неожиданный выход из-за стоящей машины может привести к несчастному случаю», Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Оля! Игры детей на проезжей части очень опасны».
Когда все дети примут участие в игре, у них в руках получилась «паутинка» и длинный рассказ о причинах несчастных случаев на дорогах.

Игра «Поездка в Сочи»

Для игры нужны стулья – одним меньше числа играющих. Стулья ставятся плотно по кругу, один возле другого, сиденьями наружу. Каждый из играющих занимает свободное место. Водящий стула не имеет. Он идет вокруг играющих, держа в руке флажок, и говорит: «Я еду в Сочи, приглашаю желающих». Все ребята один за другим присоединяются к нему. Водящий говорит: «В Сочи мы едим автобусом (поездом, самолетом)», и одновременно ускоряет шаг. «Автобус набирает скорость», - продолжает водящий и переходит на бег. «Сочи уже совсем близко», объявляет он (бег замедляется). «Внимание, остановка!» - неожиданно раздается команда водящего. По этой команде все бегут к стульям. Каждый старается занять любое свободное место. Водящий тоже старается занять место. Тот, кто остается без стула, становится водящим, получает флажок и повторяет игру. Водящий может увести учеников в сторону от стульев, повести их через зал и т.п. и подать команду «Посадка!» неожиданно в любом месте.

Игра «Перекресток»

Ведущий встает в центре перекрестка – это светофор. Дети делятся на две группы – пешеходы и автомобили. Раздается свисток ведущего. Перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускаются нарушения правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя. Тот выбывает из игры. Побеждают те, у кого не будет ошибок.
Для победителей организуется автопробег на трехколесных велосипедах и самокатах.

Игра «Поиски жезла»

Два стула ставят на расстоянии 8-10 м один от другого и на каждый кладут по жезлу. Возле стульев становятся играющие, повернувшись лицом друг к другу. Им завязывают глаза. По сигналу руководителя каждый из них должен пойти вперед, обойти стул своего товарища и, вернувшись обратно, найти свой жезл и постучать им о стул. Выигрывает тот, кто выполнит это раньше.

Игра «Разные машины»

Ведущий-регулировщик дорожного движения восклицает: «Грузовые машины!» - и грузовые машины быстро едут к своей черте. А легковые машины, пускаются за ними, стараясь осалить. Ведущий запоминает (или как-то отмечает) число осаленных. Наступает черед легковых машин ехать к своей дороге. И среди них будут неудачники, которых настигли грузовые машины. И так несколько раз. Ведущий не обязательно вызывает команды строго по очереди – интереснее будет, если он неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы общее число выездов у грузовых и легковых машин в конце концов вышло одинаковым. Чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит произносить по слогам. Вот звучит: «Ма-ши-ны лег-ко…»

Игра «Светофор»

Поле ограничено с 4 сторон (зависит от количества игроков), наподобие пешеходной дорожки, выбегать за пределы которой нельзя. Водящий в центре игрового поля, отвернувшись, назначает цвет, те игроки у которых данный цвет имеется на одежде спокойно переходят, остальные – «нарушители» должны перебежать через «дорогу», осаленный «нарушитель» становится водящим.

Игра «Регулировщик»

Во время ходьбы в колонне по одному, учитель (он идет первым) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выходит из строя, становится в конец колонны и продолжает игру. Через некоторое время запрещенным движением объявляется другое.
Физкультминутка
Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)
Людям машет: Не ходи!
(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо
(руки перед собой)
Пешеход, ты погоди!
(руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся
(руки на пояс)
Приглашает нас идти
(шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите!
(прыжки на месте)

Игра «Собери светофор»

Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора из прямоугольников. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку светофора. В двух коробках находятся по семь серых прямоугольников и по одному цветному: красный, желтый, зеленый. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок прямоугольники, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой прямоугольник, продолжая сборку светофора. Прямоугольники кладут один на другой в следующей последовательности: серый, серый, красный, серый, желтый, серый, зеленый, серый, серый, серый.

Игра «Сигналы светофора»

Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружочка, она сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная
(красная и зеленая).
Воспитатель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить ее только в установленных местах, где надпись «пешеход», сначала оглядываться налево, потом направо, чтобы убедиться, что нет близко машин, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С.Михалкова. недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь…» (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для…(движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте
(начинать надо с левой ноги), когда желтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Игра «Сдаем на права шофера»

В игре участвуют 5-7 человек: автоинспектор и водители. Играющие выбирают водящего (автоинспектора). Ему даются дорожные знаки (из набора «Настенные дорожные знаки»), на обратной стороне знака написано его значение. Автоинспектор показывает дорожные знаки (знакомые учащимся), поочередно меняя их, а водители объясняют значение знаков. За правильный ответ они получают очко (выдается цветной жетон, кусочек картона). В конце игры подсчитывается, кто из водителей получил большее количество жетонов. Ему присуждается звание шофера 1 класса, другим соответственно шофера 2 и 3 класса.
Игрок, первое место, становится автоинспектором.
Игра повторяется.

Игра «Собери картинку»

От каждой команды («Светофор», «Автомобиль», «Пешеход» или др.) при помощи считалки выбирается игрок для участия в игре. Необходимо собрать разбросанные на дороге части картинки, чтобы получилась картинка с тем же изображением, что и название команды.

Игра «Такси»

Группа детей делится на пары. Каждая пара («Такси») стоит внутри обруча («Такси»). Каждый ребенок держит свою половинку круга (обычно на уровне талии или плеч).
Дети бегают, стоя внутри обручей, пока играет музыка. Двое детей должны двигаться с одинаковой скоростью и в одном направлении. Каждый раз, когда музыка останавливается, дети из двух обручей объединяются вместе. Игра продолжается до тех пор, пока максимальное количество детей не поместится внутри обручей (до 6-8 человек).

Игра «Тише едешь…»

Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом ее конце, водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, раз, два, три, стоп» и оборачивается, игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть, тот, кто не успел вовремя остановиться возвращается к стартовой черте. Победитель, первым достигший территории водящего, сам становится водящим. Весь интерес заключается в том, что фраза может быть как угодно обрезана (вносится элемент неожиданности), но последним словом все равно должно оставаться «стоп», только после него водящий может обернуться.

Игра «Эстафета автомобилей»

Дети делятся на 2-4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия автомобилей: «Москвич», «Запорожец», «Жигули» и др. Перед впередистоящими игроками проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно 10-20 м ставится стойка (булава).на расстоянии 2 м от старта чертится линия финиша. Регулировщик дорожного движения громко вызывает любой автомобиль. Игроки, носящие карточку с названием этого автомобиля, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает очко для своей команды. Регулировщик дорожного движения вызывает автомобили вразбивку, некоторых может вызвать 2 раза.
Подвижные игры по Правилам дорожного движения

Игра «Цветные автомобили»

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих, дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по намеченной дороге, соблюдая Правила дорожного движения, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили
(называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

Игра «Самый быстрый»

Каждый чертит себе кружок (зеленым, желтым, красным мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде «Раз, два, три — беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три — в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

Игра «Лабиринт»

Эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).
Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5—0,7 м. Летом лабиринт можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливаются знаки. Зимой на санках, летом на велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков.
Тот, кто не нарушил правил, получает подарок.

Игра «В гости к Айболиту»

Для участия в этой игре можно пригласить школьников, сотрудников ГИБДД, которым можно поручить роли регулировщиков и доктора Айболита.
На полу
(или асфальте) мелом обозначаются перекрестки, пешеходные переходы, выставляются один или два регулировщика. Желательно, чтобы дорога шла по кольцу и была длиннее. Дети надевают разнообразные шапочки зверей. Доктор Айболит (воспитатель) занимает свое место в конце пути и ждет зверей на лечение. Дети по двое начинают движение к доктору на велосипедах или, если их нет, пешком. Регулировщики отмечают, кто нарушил правила перехода, остановки. Когда все «звери» прибывают к Айболиту, начинается разбор нарушений. Регулировщики по очереди вызывают нарушителей. Доктор Айболит объявляет, что такой-то зверь попал под машину, которая придавила ему лапу или голову. Эти звери идут лечиться к Айболиту. Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок. (В качестве подарка можно использовать мелкие игрушки, сласти, лучшие работы детей по изобразительной деятельности.)

Игра «Светофор», вариант II

На полу или участке детского сада мелом обозначаются перекресток, переходы. В центре встает мальчик («светофор») с красными кругами на спине и груди и зелеными — на плечах. Два желтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Ребята должны знать, что означает желтый свет. Если «светофор» поднял вверх руки с желтыми кругами, значит, переходить еще нельзя, нужно лишь приготовиться, а кто не успел перейти улицу, должен задержаться на середине улицы и ждать зеленого сигнала.
Эту же игру можно провести, заменив светофор регулировщиком. Нарушители в этой игре подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.

Игра «Перекресток»

На полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном — останавливаются, при желтом — маршируют на месте, при зеленом — идут вправо, влево или вперед.

Игра «Бегущий светофор»

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться 15—20 секунд. Кто ошибся — выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

Игра «К своим знакам»

На площадке произвольно стоят шесть человек (помощников), у каждого в руках по дорожному знаку: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход».
Дети делятся на группы, берутся за руки, образуя круг. В середину каждого круга входят помощники, показывают дорожный знак, объясняют его значение.
Затем ведущий
(воспитатель) подходит к каждому кругу и приглашает играющих детей за собой. Дети идут за ведущим и повторяют все его движения. Пока дети идут за ведущим, помощники опускают свои знаки и перемещаются по площадке, т. е. меняют свои места.
По сигналу ведущего
(свисток) все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, помощники в середине круга держат знаки над головой. Побеждают те, которые нашли свой знак первыми. Игра проводится 2—3 раза.
Ведущий, приглашая ребят за собой, старается отвлечь внимание игроков от помощников, показывая им различные движения (ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя» ходьба на корточках и др.).

Игра «Светофор и скорость»

Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые собирают. Третьи опять разбирают и т. д. Команда, закончившая задание первой, побеждает.

Игра «К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде воспитателя «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

Игра «Умелый пешеход»

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.
Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

   Развивающие игры по правилам дорожного движения.

Игра  «Поехали»

В этой игре дети получают разноцветные кружки. Воспитательница стоит в середине комнаты и поднимает разноцветные флажки по очереди, дети, у которых кружок такого же цвета, выходят на «проезжую часть» и изображают автомобиль, рычат, крутят руль и тому подобное. Когда флажок воспитательницы опускается, дети должны вернуться на свое место. Воспитательница затем поднимает флажок другого цвета, и выбегают уже другие дети. Задача детей состоит в том, чтобы не столкнуться с другими детьми.

Игра «Светофор»

 Дети делятся на две команды. Одна команда встает слева от воспитательницы, другая встает справа от нее. В руках у воспитательницы два кружка. Один кружок желтого цвета с одной стороны и зеленого цвета с другой стороны, другой кружок с одной стороны желтый, а с другой красный. Воспитательница объясняет правила: если она поднимает красный кружок, то все дети должны стоять на месте, если воспитательница показывает желтый кружок, все должны хлопать, если же зеленый, то дети должны маршировать на месте. Если кто-то из детей ошибается, он выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

Игра «Маленькие автомобилисты»

 Воспитательница сначала задает детям вопросы по правилам дорожного движения. Тем, кто правильно отвечает, она вручает водительские права. После того, как вопросы закончатся, воспитательница выдает всем владельцам прав автомобили (игрушечные, конечно же). Воспитательница напоминает детям, что нужно ездить по правой стороне, пропускать пешеходов и правильно реагировать на сигналы светофора. После этого дети ездят по комнате на своих машинках, воспитательница показывает различные сигналы светофора с помощью кружочков красного, желтого и зеленого цвета, а те дети, которым не достались права, являются пешеходами. Если кто-то из детей не соблюдает ПДД, воспитательница лишает их прав и автомобиля и они становятся пешеходами. Самому хорошему автомобилисту, который соблюдал все правила дорожного движения, вручается  грамота «Почетный водитель».

Конкурс «Автомобили»

Все дети становятся водителями. Каждому ребенку выдается обруч. Дети надевают обручи и держат их руками, это будет руль. Дети бегают по комнате и крутят руль влево или вправо согласно движению. Они должны никого не задеть. Если кто-то с кем-то сталкивается, он выбывает из игры. Побеждает тот ребенок, который останется последним «на дороге».

                                                                                                               

 Тестирование по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

1. Как называется участок дороги, где можно переходить проезжую часть?

А) пешеходная дорожка;

Б) пешеходный переход;

В) островок безопасности.

2. Для кого предназначена проезжая часть?

А) пешеходов;

Б) автомобилей;

В) пассажиров.

3. Как надо переходить проезжую часть?

А) посмотреть направо и начинать переход;

Б) посмотреть налево и начинать переход;

В) остановиться на тротуаре или обочине, посмотреть в обе стороны, убедиться, что нет автомобилей и переходить.

4. Как называется техническое средство, регулирующее движение транспорта и пешеходов на дороге?

А) семафор;

Б) светофор;

В) маячок.

5. Какой сигнал светофора разрешает движение?

А) красный;

Б) желтый;

В) зеленый.

6. Что означает зеленый мигающий сигнал светофора?

А) надо быстрее начинать переход;

Б) сейчас произойдет смена сигнала, начинать переход нельзя;

В) надо дойти до середины и остановиться.

7. Как ты поступишь, если загорелся зеленый сигнал светофора?

А) буду сразу переходить проезжую часть;

Б) подожду некоторое время на тротуаре и посмотрю по сторонам, не едет ли какая-нибудь автомашина;

В) не буду переходить.

8. Для кого предназначен тротуар?

А) велосипедистов;

Б) автомобилей;

В) пешеходов.

9. Как нужно двигаться по тротуару?

А) придерживаться правой стороны, не мешать другим;

Б) придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара;

В) как хочешь.

10. Что надо делать на остановке общественного транспорта?

А) выходить на проезжую часть и смотреть, не едет ли автобус;

Б) играть в мяч;

В) спокойно ожидать автобус, не выходя на проезжую часть.

      Детям предложены вопросы по безопасному поведению на улицах и дорогах и даны варианты ответов. Правильный вариант ответа необходимо отметить. Тест состоит из 10 вопросов. Система оценки результатов: нет ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3 ошибки - «3», более 3 ошибок - «2». Подведение итогов: общее количество учащихся, ответивших на «5», «4», «3», «2».

Заключение

            Система деятельности воспитателя по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, отражает творческие подходы к решению данной проблемы и показывает целенаправленную, спланированную работу.          Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя и сотрудников ГИБДД с детьми в рамках работы ДОУ, в которой, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с  воспитанниками.

            В  процессе   работы было проведено анкетирование, сценарии совместных досугов, бесед, рекомендации и памятки для родителей,     проводилась фото и видеосъемка экскурсий по городу. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающего в данном направлении.

            Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

            Предложенный материал – попытка показать на практике  деятельность  по обучению малышей основным правилам движения и воспитать в них умелых и осторожных пешеходов.

             Используемые  в   ходе   работы   ситуационные    формы     обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий подход воспитателя, сотрудников ГИБДД и  родителей, позволяют    ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать,   создавать   модель поведения на дороге.                                                                                                                                                                                                  Надеюсь, что данная работа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.  

       Я убедилась, что такая целенаправленная работа дает положительные результаты по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма. За время моей  работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Я  считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Список литературы.

  1. «Дорожная азбука» набор плакатов с изображением дорожных знаков и описанием к ним, «Дорога на зеленый свет» набор плакатов, содержащих иллюстрации дорожно-транспортных ситуаций с участием пешеходов, «Азбука юного пешехода» набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста, издательство «Кедр», М-2008.
  2. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей:        психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1.
  3. Е.А. Козловская, С.А. Козловский Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования под общей редакцией Главного государственного инспектора БДД РФ генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.
  4. Клочанов Н.И.  Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы/ Н.И. Клочанов.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.
  5. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003.
  6. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995.

Приложение.

Информация для родителей

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

 
* Неумение наблюдать.
* Невнимательность.
* Недостаточный надзор взрослых за поведением детей

При движении по тротуару. 

* Придерживайтесь правой стороны.
* Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
* Если тротуар находится рядом с дорогой,  держите ребенка за руку.
* Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

При переходе проезжей части 

* Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
* Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
* Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
* Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
* Не переходите улицу под углом,  так хуже видно дорогу.
 

При посадке и высадке из транспорта 

* Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
* Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
* Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
* Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.

Содержание 1.    Аннотация2.    Введение3.    Цель4.    Задачи5.    Ожидаемый результат6.    Организация ...

Методические рекомендации по организации работы в ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Проблемы роста дорожно-транспортного травматизма с участием детей в стране направило педагогов нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.Материал адресо...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взросл...

Использование театрализации в работе с воспитанниками по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

                  Цель данной работы - совершенствование методов и форм работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактик...

Методическая разработка по организации работы с родителями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма

Данная методическая разработка по организации работы с родителями  по профилактике детского дорожно -транспортного травматизма разработана в силу  актуальности  проблемы обеспечения без...