Главные вкладки

    Мастер-класс "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
    методическая разработка на тему

    Скляренко Елена Станиславовна

    Мастер-класс поможет повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass_interakt.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАСТЕР-КЛАСС

    «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

    Скляренко Е. С.

    старший воспитатель

     МДОУ «Детский сад

    комбинированного вида № 25 «Светлячок»

    г. Зеленокумск 2013 год

    Послушай – и ты узнаешь,
    посмотри – и ты поймешь,

    сделай – и ты научишься. 

    Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

    Задачи:

    1. Представить свой педагогический опыт по внедрению интерактивных технологий в работу с дошкольниками
    2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных технологий
    3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

    Участники:  воспитатели ДОУ района

    Результат:  освоение  слушателями технологии  формирования  связной и  коммуникативной  функции речи   детей  старшего   дошкольного  возраста    средствами театрализованной  деятельности.  

    Ход мероприятия

    Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность 21 века: открытой к вешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Современная модель образования и Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы предполагают высокие технологии развития компетентности детей в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундаментального развития личности человека и очень важно подобрать такие педагогические технологии, которые будут ориентированы на осознание и установление гуманных взаимоотношений детей с окружающим миром и людьми. С этой точки зрения значение интерактивных технологий трудно переоценить.

    Понятие интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

    В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к организации процесса, направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана деятельности.

    Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная технология способствует становлению коммуникативной компетентности, развивает умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации, учит принимать решение и добиваться результатов.

    Кроме того, интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:

    • развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
    • развивают все компоненты устной речи детей;
    • способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

    Совместная деятельность дошкольников в ходе интерактивной технологии происходит в процессе доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивает их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие формы сотрудничества.

    Выбрав для себя метод интерактивного обучения, необходимо соблюдать основные его принципы.

    Основные принципы интерактивного обучения

    • Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.
    • Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.
    • Принцип деятельности — обучение через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.
    • Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.
    • Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение мероприятий.

     Так же ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:

    • мыследеятельность;
    • смыслотворчество;
    • рефлексия.

    Организация мыследеятельности заключается:

    • в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);
    • в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;
    • в смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;
    • в сочетании индивидуальных и групповых форм работы;
    • в проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий.

    Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния саморазвития, установление причин и следствий.

    Особенностями интерактивных методик являются:

    • Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
    • Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
    • Наличие ясной, конкретной цели.
    • Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
    • Групповая рефлексия.
    • Подведение итогов.

    В своей работе я использую такие интерактивные технологии как:

    • работа в парах, в малых группах (работа в тройках),
    • «карусель»,
    • «цепочка»,
    • «интервью»,
    • «хоровод»,
    • «аквариум»,
    • «большой круг»,
    • «дерево знаний».

    Используя данные формы организации совместной деятельности детей, я учу их взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать свои действия и поведение партнера.

    Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    В младшем дошкольном возрасте – используются технологии: работа в парах и «хоровод».

    Работа в парах - дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, ребёнок чувствует гордость за свои достижения и чувство собственного достоинства от выполнения задачи. Работа в парах положительно влияет на начальный этап формирования самооценки у ребёнка.

    «Хоровод» – в этом возрасте взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

    В среднем дошкольном возрасте - добавляются технологии: «цепочка», а в конце года - «карусель» и «интервью».

    «Цепочка» – начальным этапом работы была интерактивная технология «Хоровод». Используя технологию «цепочка», у детей продолжают формироваться навыки произвольного поведения, такие как: соблюдение правил очерёдности, умение работать в команде, подчинение своих желаний желанием команды. Но в отличие от других возрастов за соблюдением очерёдности следят сами дети.

    «Карусель» - в этой технологии созданная динамическая пара стимулирует общение между всеми детьми. Каждый новый диалог формирует у ребёнка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, умение принимать и понимать новый взгляд на проблему. Это достигается за счёт того, что каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (вопросами, интонацией), тем самым создастся ситуация успеха, в процессе чего у ребёнка продолжает формироваться положительная самооценка. Воспитатель предлагает детям договориться, кто с кем будет в паре, кто из пары детей будет стоять во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Дети внутреннего круга задают вопросы внешнему.

    «Интервью» - благодаря этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает детей к взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок».

    На начальном обучающем этапе воспитатель сам выбирает ребёнка, который будет брать интервью (считалочкой и т.д.). Вопросы используются не сложные, такие как: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что делали?» и т.д.

    Старший дошкольный возраст – добавляются технологии: работа в малых группах (работа в тройках), «аквариум», «большой круг», «дерево знаний».

    Малые группы (работа в тройках) – создаются для детей, которые боятся раскрываться в больших группах. За счёт того, что эти группы относительно устойчивые и небольшие по численности, создаются благоприятные условия для раскрытия таких детей. Детям предлагается договориться с кем бы они хотели встать в подгруппу и разрешается выбрать тех, с кем они бы себя чувствовали комфортно.

    В этом возрасте дети создают малые группы по желанию, в которых они чувствуют себя комфортно и раскрывают свой потенциал.

    «Аквариум» - в процессе деятельности у детей формируются такие навыки, как взаимопроверка и доброжелательное оценивание деятельности сверстников, умение обсуждать проблемы «перед лицом общественности», умение выражать свою мысль и умение улаживать конфликты. Воспитатель предлагает детям договориться, кто в какой команде будет работать, чья команда будет выполнять задание первой, а чья команда будет в роле «наблюдателей».

    Технология «Большой круг» – это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную проблему. Воспитатель создает проблемную ситуацию или дает описание логической задачи и предлагает обсудить ее, побуждая детей к конструктивному взаимообщению. Каждый ребенок в «Большом круге» высказывает свое мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.

    Технология «Дерево знаний» развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки-картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают,  анализируют и дают оценку.

    Несмотря на разнообразие интерактивных технологий, способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

    • Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
    • Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
    • В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
    • По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

    Практическая часть

    Интерактивная технология «Карусель»

    А сейчас я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Карусель».

    Для этого вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем.

    Запомните правила сотрудничества: дослушивать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.

    Стоящие во внутреннем круге, показывают слог и говорят фразу «Назови слово», а стоящие во внешнем круге называют слово и переходят по хлопку.

    Вам понравилась наша «карусель», катаясь вы назвали много слов по предложенным слогам.

     

    Работа в группах «Дискуссия  «ЗА  и  ПРОТИВ»

       У  каждого  из  присутствующих  есть  свое  мнение  использовать  или  не  использовать  интерактивные технологии  в  работе  с  детьми.  Вот  сейчас  я хочу  предложить  вам  дискуссию  на  эту  тему.  Для  этого  вам  необходимо  разделиться  на  2  команды.  Первая  команда  рассаживается  за  стол,  где  стоит  табличка  «ЗА»,  а  вторая  за  стол,  где  стоит  табличка  «ПРОТИВ»

     Задание  первой  команде  «ЗА» - аргументировано докажите  важность  использования интерактивных технологий  в  работе  с  детьми.

    Задание  второй  команде «ПРОТИВ» - аргументировано докажите,  что  интерактивные технологии  в  работе  с  детьми  не  столь  важны  и  не     эффективны.

        По  истечению  3  мин.  один  из  членов  команды  выступит  и  выскажет  мнение  коллектива.

    (Идет  первая  часть  дискуссии  «ЗА  и  ПРОТИВ»)

    Время  истекло, и я попрошу  первую  команду «ЗА»  высказать  свое  мнение.

    (Присутствующие  слушают  мнение   команды)

    А  теперь я попрошу  высказать  свое  команду «ПРОТИВ». 

     Спасибо за  Ваше  мнение, а теперь,  мне хочется подвести итоги нашей дискуссии и поблагодарить Вас за активное в ней участие.

    Таким образом, интерактивные технологии в работе с дошкольниками – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

    Рефлексия участников проводилась по трем вопросам:

    1. Цели прихода на мастер-класс;
    2. Что взял полезного;
    3. Хочется ли что-то отметить.

     На  этом  наша  встреча  закончилась,  надеюсь,  что  тема  нашего  разговора  была  для  Вас  полезна  и  интересна.  

       Желаю  всем  творческого  успеха  в  такой  важной  и  нужной  для  детей  работе!

    Литература:

    1. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.
    2. Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.
    3. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы

    международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

    ПАМЯТКА
    участника мастер-класса:

    1. Получи удовольствие!
    2. Позволь себе быть свободным!
    3. Доброжелательность к себе и другим.
    4. Постарайся быть внимательным.
    5. Избегай оценок и суждений.
    6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
      И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

    Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

    Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

    Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

    Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

    Доклад на тему: «Формы работы с детьми дошкольного возраста в рамках нравственного воспитания»

    Нравственное воспитание - одна из главнейших сторон многогранного движения развития личности, овладение индивидом нравственных ценностей, формирование им нравственных качеств, возможности ориентироват...

    Выступление на методическом объединении: «Изотерапия , как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста»

    Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять  дидактические подходы к процессу воспитан...

    нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста

    организация активной мыслительной деятельности у дошкольников...