Главные вкладки

    «Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
    статья (старшая, подготовительная группа) по теме

    «Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

    Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

     Ключевые слова: лэпбук, проектная деятельность, ФГОС, познавательные и коммуникативные способности, дети дошкольного возраста, совместная деятельность, работа с родителями.

    Аннотация: Данная статья рассказывает о создании «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей в процессе проектной деятельности. Из опыта работы с детьми воспитателей Ковалевой Е.Э., Денисовой И.А.. ГДОУ детский сад № 16 Адмиралтейского района  г. Санкт-Петербург.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_lepbuk.docx370.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Лэпбук» как средство развития познавательных и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

    Ковалева Елена Эдуардовна,

    воспитатель высшей кв. кат.

    ГБДОУ детский сад № 16

    Адмиралтейский район

    г. Санкт-Петербург

    Заведующий Н.И.Демченко

    Старший воспитатель Волкова Ж.А.

    ЛЭПБУК «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»

    Ключевые слова: лэпбук, проектная деятельность, ФГОС, познавательные и коммуникативные способности, дети дошкольного возраста, совместная деятельность, работа с родителями.

    Аннотация: Данная статья рассказывает о создании «лэпбука» в работе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей в процессе проектной деятельности. Из опыта работы с детьми воспитателей Ковалевой Е.Э., Денисовой И.А.. ГДОУ детский сад № 16 Адмиралтейского района  г. Санкт-Петербург.

    Введение

    Новое время диктует новые задачи и заставляет искать новые продуктивные формы работы с детьми по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, все чаще используется метод проектов, который позволяет вовлекать в эту работу не только детей, но и их родителей. Проектная деятельность,  бесспорно, является одним из инновационных средств. Обобщить, оформить результаты исследовательской деятельности, проделанной по определенной теме проекта, мы предлагаем в виде «ЛЭПБУКА». Лэпбук это современное средство развития детей дошкольного возраста, средство для повышения педагогического мастерства, проявления креативности, компетентности педагога, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что эмоционально окрашено, что можно потрогать, с чем можно действовать. Лэпбук соответствует всем этим критериям, может активно использоваться в работе, как педагогами, так и родителями, обучающими своих детей на дому. Таким образом, лэпбук способствует разнообразию предметно-развивающей среды группы; стимулирует развитие поисково-исследовательской  деятельности детей; учитывает индивидуальные особенности и интересы детей; создает условия положительного взаимодействия  ребёнка с ребёнком, ребёнка и взрослого.

    В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук».

    ЛЭПБУК – это интерактивная папка на заданную тему ( LAPBOOK - дословный перевод с английского языка – наколенная книга). Представляет собой книжку-раскладушку или самодельную папку с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по  определенной теме. Это книга, которую дети собирает с помощью воспитателя, склеивают ее отдельные части в единое целое. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор детей, но и формируя их навыки и умения. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Работая в коллективе, ребятам приходится общаться между собой, планировать работу, договариваться, что помогает развитию их коммуникативных способностей. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в группе. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

    В данной статье хочется поделиться опытом работы по созданию лэпбука «Ребятам о зверятах», который был создан в процессе проектной деятельности по ознакомлению детей с творчеством Евгения Чарушина. Евгений Чарушин  любил природу, животных, особенно детенышей животных. Эта любовь, жившая в его сердце   с детства, привела его к тому, что став писателем он начал писать о жизни и повадках «братьев наших меньших». Свою привязанность и бережное отношение к природе он передал своему сыну Никите, о котором писатель тоже рассказал в своих маленьких рассказах для детей и проиллюстрировал их с особой любовью.

    Знакомство детей с творчеством Евгения Чарушина, его рассказами, иллюстрациями  позволяет не только воспитывать внимательного слушателя, развивать интерес к художественной литературе и искусству, но и  помогает воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать нравственные и патриотические чувства ребенка. А материалы, собранные в «ЛЭПБУКЕ» помогают педагогу вести работу по всем образовательным областям.

    Чтение, рассматривание картин, рассказывание и пересказы, продуктивные виды деятельности, театрализация и игры были направлены на данную тематику. Выставка детских рисунков, встреча с внучкой писателя художницей Натальей Никитичной Чарушиной. Дети и родители с удовольствием принимали участие в работе по проекту.  Вместе с родителями собрали маленькую библиотеку книг Чарушина. Альбом о жизни и творчестве Евгения Чарушина. Викторины и загадки о животных. Создали игры на закрепление знаний детей. Все свои наработки мы собрали в лэпбуке, которые обобщили знания детей и обогатили развивающую среду группы.

        Вот что у нас получилось:

    Дидактическое пособие «Лэпбук» предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять.     Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

    Цель пособия: развитие познавательных и коммуникативных способностей детей посредством совместного создания пособия, выполнения развивающих заданий и игр.

    Задачи:

    1. Закрепить представления детей о творчестве писателя.

    2. Развивать у детей мышление, речь, воображение, память.

    3. Развивать у детей интерес к художественной литературе.

    4. Развивать у детей желание выполнять совместные игровые задания.

    Содержание:

    В нашей интерактивной папке «Ребятам о зверятах»  

    1. Альбом «Евгений Чарушин» (первоначальные  сведения о жизни и творчестве писателя и художника-иллюстратора Евгения Чарушина).

    2. Книжки–малышки с рассказами писателя и художника-иллюстратора.

    3. Альбом «Загадки» о животных»

    4. Театр оригами «Теремок»:

      -Книга Е.Чарушина «Теремок».

     - Книжка-раскладушка с декорациями к сказке.

     - Фигурки животных для театра.

    5. Литературная викторина по произведениям писателя и художника «Ребятам о зверятах»

    Игры с репродукциями иллюстраций художника:

    6. Развивающая игра «Почини книжку»

    7. Лото д/и «Чарушинские рассказы»

    8. Развивающая игра «Найди и назови»

    Игры и пособия для закрепления знаний детей о диких и домашних животных.

    9. Дидактическая игра «Найди пары» (животное и его след)

    10. Схемы «Пищевые цепочки»

    11. Алгоритм рассказывания о животных

    12. Развивающая игра «Следопыт»

    13. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

    Занимательный материал для развития мелкой моторики, закрепления знаний детей «Занимательные листочки»

    14. Веселая азбука

    15. Прописи

    16. Головоломки

    В заключение хотелось бы отметить, что в нашей маленькой книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

    С  педагогической точки зрения:

    1. Лэпбук помог организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

    2. Стал отличным способом для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

    3. Ребенок научился самостоятельно собирать и организовывать информацию.

    4. Создание лэпбука стало одним из видов совместной деятельности, формой представления итогов проекта тематической недели.

    5. Лэпбук стал содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

    6. Лэпбук  помог привлечь родителей к совместной деятельности по теме, стал как бы особым видом детско-родительского проекта.

    Литература:

    1. https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

    2. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

    Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?...

    Комплексное использование развивающих игр как средство формирования познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста. Принцип неутоленной жажды познания и сюжетное путешествие.

    Попытка научного осмысления практического опыта использования развивающих игр в работе с детьми. Статья посвящена актуальности использования развивающих игр в комплексе. Рассматривается один из с...

    Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста

    На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...

    Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

    Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

    Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

    В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

    Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

    Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

    Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...