Главные вкладки

    Картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме:
    Упражнения на координацию речи с движениями

    Каукова Любовь Юрьевна

    Подборка речедвигательных упражнений и имитационных игр,  позволяющих «собрать» внимание детей и активно включать их в совместную деятельность. Эти игры и упражнения отличаются эмоциональной зажигательностью, подвижностью, шумностью. Они представляют большую ценность не только как стимул эмоционального заряжения и активизации детей, но и развитие координации движений и расширения объема двигательной памяти.

         В основу этих игр положен метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (Власова Т.А., Пфафенродт А.Н., 1989).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Упражнения на координацию речи с движениями.

    Текст

    Движения.

    1. Динамическое упражнение для стоп «Мишка».

    Толстый мишка не купался,

    Вкусных ягод не набрал.

    Он лягушки испугался,

    От лягушки он удрал…

    Вот какой трусишка

    Этот толстый мишка.

    Ходьба на пятках.

    Ходьба на носках.

    Ходьба на внешнем своде стопы.

    Ходьба на внутреннем своде стопы.

    Стоя на месте, перекаты с пятки на носок.

    1. Упражнение «Зайчики».

    Скок-поскок, скок-поскок,

    Зайка прыгнул на пенек.

    В барабан он громко бьет,

    В чехарду играть зовет.

    Лапки вверх, лапки вниз,

    На носочках подтянись!

    Лапки ставим на бочок,

    На носочках скок-скок-скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мерзли лапки.

    Движения выполняются соответственно тексту.

    1. Ритмическое упражнение «Капли».

    Капля – раз, капля – два!

    Капли медленно сперва.

    Стали капли ударять,

    Капля каплю догонять.

    А потом, потом, потом,

    Все бегом, бегом, бегом.

    До свиданья, лес густой,

    Побежим скорей домой!

    Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми.

    1. Динамическое упражнение «Это мы».

    Мы идем: та-та-та.

    Мы поем: ля-ля-ля.

    Мы едем: ту-ту-ту.

    Мы кричим: ау-ау.

    Обычная ходьба.

    Ходьба на носках.

    Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»).

    Стоя на месте, приложив руки «рупором» ко рту, произнести «АУ».

    1. Динамическое упражнение «Цветы».

    Раз, два, три – выросли цветы.

    К солнцу потянулись высоко, высоко!

    Цветам тепло и хорошо.

    Медленно встать из положения сидя.

    Поднять вверх руки, потянуться.

    Обмахивать лицо руками.

    1. Динамическое упражнение «Помидоры».

    В огороде

    За забором

    Поспевают помидоры.

    Держатся за колышки

    Греются на солнышке.

    Развести руки от себя, указать вниз с набольшим наклоном вперед.

    Руки поднять вверх, ладони прямые от себя, вытянуться с небольшим напряжением «в струнку».

    Руки упереть в бока, грудь и живот немного вперед («напыжиться»).

    Сжать кулаки, пальцы смотрят друг на друга; согнуть руки в локтях, ладони смотрят друг на друга, пальцы сомкнуты.

    Поднять лицо вверх, как бы подставляя солнцу, руки поднять вверх, как бы слегка развести, потянуться к солнышку.

    1. С Добрым утром.

    С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

    С добрым утром ушки! Вы проснулись?

    С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

    С добрым утром, Ножки! Вы проснулись?

    С добрым утром, солнце!

    Я проснулась (-ся)!

    Малыши широко открывавют глазки и улыбаются.

    Ладошками поглаживают ушки.

    Поглаживают то одну, то другую руку с обеих сторон. Пощипывают кончики пальцев, затем хлопают в ладоши.

    Поглаживают коленки, спускаясь к щиколоткам. Затем топают ножками.

    Поднимают руки вверх, смотрят на солнце, покачивают кистями рук.

    1. На окне в горшочках

    На окне в горшочках поднялись цветочки.

    К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.

    К солнышку листочки повернут цветочки.

    Развернут бутоны, в солнышке утонут.

    Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.

    Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.

    Ладони развернуть вверх.

    Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

    1. Помощники

    Дружно помогаем маме,

    Мы бельё полощем сами.

    Раз, два, три, четыре.

    Потянулись,

    Наклонились.

    Хорошо мы потрудились.

    Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо

    Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба

    Снова «полощут»

    Вытирают руку об руку

    1. Дом.

    Справа тук!

    Слева тук! 

    Впереди тук, тук, тук!

    Тук, тук молотком .

    Строим , строим новый дом.

    Вырос дом, огромный дом. 

    Будут дружно все жить в нем

    Правой рукой стучат по полу

    Левой рукой стучат по полу

    Одной рукой стучат перед собой

    Стучат кулачками друг о дружку

    Через верх разводят руки в стороны

    Поднимаются на цыпочки

    Делают приглашающий жест

    1. Наши мамы

    Много мам на белом свете,

    Всех их очень любят дети!

    Журналист и инженер,

    Повар, милиционер,

    Швея, кондуктор и учитель,

    Врач, парикмахер и строитель -

    Мамы разные нужны,

    Мамы разные важны!

    Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

    Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,

    затем на другой руке.

    Сжимают обе ладошки в «замочек».

    Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

    1. Листья

    Листья осенние тихо кружатся,       

    Листья нам под ноги тихо ложатся

    И под ногами шуршат, шелестят

    Будто опять закружиться хотят.

    Кружатся на цыпочках, руки в стороны

    Приседают

    Движения руками вправо-влево

    Поднимаются, кружатся

    1. Дождик

    К нам на длинной тонкой ножке

    Скачет дождик по дорожке.

    В лужице – смотри, смотри! –

    Он пускает пузыри

     Стали мокрыми кусты,

    Стали мокрыми цветы.

    Мокрый серый воробей

    Сушит перышки скорей.

    Прыжки на одной ноге по кругу

    Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания

    Руки вверх, потряхивания кистями

    Наклон, руки к полу, потряхивания кистями

    Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями

    1. Урожай

    В огород пойдем, урожай соберем.

    Мы морковки натаскаем 

    И картошки накопаем.

    Срежем мы кочан капусты,

    Круглый, сочный, очень вкусный,

    Щавеля нарвем немножко

    И вернемся по дорожке.

    Идут по кругу, взявшись за руки

    «Таскают»

     «Копают»

    «Срезают»

    Показывают круг руками – 3 раза

    «Рвут»

    Идут по кругу, взявшись за руки

    1. Капуста

    Тук! Тук! Тук! Тук!

    Раздаётся в доме стук.

    Мы капусту нарубили,

    Перетёрли,

    Посолили

    И набили плотно в кадку.

    Всё теперь у нас в порядке.

    Ритмичные удары ребром ладоней по столу

    Хватательные движения обеими руками

    Указательный и средний пальцы трутся о большой

    Удары обеими руками по столу

     Отряхивают руки

    1. Это я!

    Это глазки. Вот, вот.

    Это ушки. Вот, вот.

    Это нос, это рот.

    Там спинка. Тут живот.

    Это ручки. Хлоп-хлоп.

    Это ножки. Топ- топ.

    Ох устали вытрем лоб!

    Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

    1. Платье для Наташки.

    Это платье для Наташки –
    Красные горошки.

    А на платье два кармашка,
    Спрячем в них ладошки.

    Четыре ритмичных поворота влево-вправо, руки на поясе.
    Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
    «Рисуют» на животике два кармашка.
    Прикладывают обе ладошки к животику.

    1. Ботинки для Маринки.

    Вот ботинки для Маринки,
    Не ботинки, а картинки.    

    Чтобы в них гулять ходить

    Бегать прыгать и шалить.

    По два раза ритмично топают каждой ногой.
    Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах
    Ходьба по кругу друг за другом

     Бегут, делают два прыжка, топают обеими ногами.

    1. Топим печь.

    Чтобы печку истопить,
    Надо дров нам нарубить.
    Рубим, рубим мы дровишки –
    Пусть тепло будет детишкам.

    Имитировать движения рук дровосека, пальцы «сплести», соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее

    «Рубят»

    Развести руки в стороны.

    1. Заготовим дрова.

    Пилим, пилим, пилим, пилим,
    Вместе мы бревно осилим.
    Рубим, рубим мы дрова,
    Закатали рукава
    Хорошо мы потрудились,
    На лошадке прокатились
    Привезли дрова домой,
    Будет нам тепло зимой.

    Имитируют движения: «пилят бревно»

    «Рубят дрова» 
    «Закатывают рукава»

    «Вытирают пот со лба»
    Скачут, как лошадки.

    Поднимают руки вверх, имитируя крышу дома.

    Разводят руки в стороны.

    1. Чашка для Мити.

    Чашка синяя для Мити,
    Чтобы чаю мог попить он,
    Соку сливок, лимонаду.
    Нам украсить чашку надо

    Присели, правая рука на поясе, как ручка чашки.
    Встали, загибают пальчики на правой ладошке левой рукой на каждое название.
    Показывают, как украшают чашку точками.

    1. Посуда

    Вот большой стеклянный чайник,

    Очень важный, как начальник.

    Вот фарфоровые чашки,

    Очень хрупкие, бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца,

    Только стукни – разобьются.

    Вот серебряные ложки,

    Голова на тонкой ножке

    Вот пластмассовый поднос.

    Он посуду нам принес.

    Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

    Присели, одна рука на поясе

    Кружатся, рисуя руками круг

    Потянулись, руки сомкнули над головой

    Легли на ковер, вытянулись

    1. Козочка

    Я козочка: Ме-ке-ке, ягуляю на лужке.

    Острые рожки,

    Тоненькие ножки.

    На самой макушке – бархатные ушки

    Язык полотняный,

    Хвостик конопляный…

    Как прыгну – сразу забодаю.

    Идут по кругу

    Показывают «рожки»,

    Прыгают на носочках

    Ладошками показывают «ушки»

    Показывают язык «лопатой»

    Рукой показывают «хвостик»

    Подпрыгивают, показывая «рожки»

    1. Телёнок

    Бу-бу, я рогатый.

    Бу-бу, я хвостатый.

    Бу-бу, я ушастый.

    Бу-бу, очень страшный.

    Бу-бу, испугаю.

    Бу-бу, забодаю.

    2 прыжка, рожки из пальчиков

    2 прыжка, хвостик из руки – за спину

    2 прыжка, ушки из ладошек

    «Бодаются»

    1. Домашние птицы

    Наши уточки с утра –

    Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

    Наши гуси у пруда –

    Га-га-га! Га-га-га!

    Наши курочки в окно –

    Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

    А как Петя-петушок

    Раным-рано поутру

    Нам споет: ку-ка-ре-ку!

    Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток

    Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-«крылья» назад

    Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам

    Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки

    1. Цыплята и кот

    Цыплята по двору гуляли,

    Цыплята зернышки искали.

    Клю-клю-клю, клю -клю-клю.

    Так я зернышки клюю.

    А как выйдет Васька-кот,

    Лапкой мордочку утрет.

    Разбегайся кто куда,

    А то птичек ждет беда!

    Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

     

    Приседают, стучат пальчиками по полу.

     

    «Кот» выполняет движения по тексту.

     

    Дети убегают к маме «курочке».

    1. За грибами

    Все зверюшки на опушке

    Ищут грузди и волнушки.

    Белочки скакали, рыжики срывали.

    Лисичка бежала, лисички собирала.

    Скакали зайчатки, искали опятки.

    Медведь проходил, мухомор раздавил.

    Дети идут в хороводе

    Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы

     Бегут, собирают воображаемые грибы

     Скачут стоя, «срывают» грибы

     Идут в развалку, в конце топают правой ногой

    1. На водопой

    Жарким днём лесной тропой

    Звери шли на водопой.    

    За мамой-лосихой топал лосёнок,   

    За мамой-лисицей крался лисёнок,                         

    За мамой-ежихой катился  ежонок              

    За мамой-медведицей шёл  медвежонок,     

    За мамою белкой скакали бельчата,          

    За мамой-зайчихой –  косые зайчата

    Волчица вела за собою волчат

    Все мамы и дети напиться  хотят.

                               

    Спокойно идут друг за другом

     

    Идут громко топая

    Крадутся на носочках

    Приседают, медленно двигаются впе рёд

    Идут вперевалку

    Скачут вприсядку

    Скачут на прямых ногах

    Идут на четвереньках

    Поворачиваются лицом  в круг, делают движения языком – «лакают»)

    1. Зайка.

    Зайка в травке скок-скок.
    Зайка прыг за кусток.
    Смелый зайка не боится,
    Не поймать его лисице.

    Прыжки прямо на двух ногах.

    Прыжки вправо- влево на двух ногах.

    Прыжки на одном месте на двух ногах.

    Имитировать движения бега лисы.

    1. Елочка.

    Наша елочка-краса
    Поднялась до небеса.
    Стройная красавица
    Всем ребятам нравится.

    Идут по кругу, взявшись за руки.
    Останавливаются, тянутся руками вверх.
    Опять идут по кругу, взявшись за руки.
    Останавливаются.

    1. С Новым Годом!

    С Новым Годом! С Новым Годом!

    Здравствуй, Дедушка Мороз!

    Он из леса мимоходом

    Ёлку нам уже принёс.

    На верхушке выше веток

    Загорелась как всегда,

    Самым ярким, жарким светом

    Пятикрылая звезда.

    Дети стоят лицом в круг,

    Кланяются

    Идут по кругу, изображают, как несут ёлку на плече

     

    Стоят лицом в круг, поднимают руки

     Опускают руки
    Поднимают руки, раскрывают ладони с широко расставленными пальцами.

    1. Снеговик

    Давай, дружок, смелей, дружок,

    Кати по снег свой снежок.

    Он превратится в толстый ком,

    И станет ком снеговиком.

    Его улыбка так светла!

    Два глаза, шляпа, нос, метла.

    Но солнце припечет слегка –

    Увы! – и нет снеговика.

    Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок

    Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком

    «Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера

    Показывают руками на лице улыбку

    Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу

    Медленно приседают.

    Пожимают плечами, разводят руками.

    1. Зимние забавы

    Мы бежим с тобой на лыжах,

    Снег холодный лыжи лижет.

    А потом – на коньках,

    Но упали мы. Ах!

    А потом снежки лепили,

    А потом снежки катили,

    А потом без сил упали

    Встали, снова побежали.

    Дети изображают ходьбу на лыжах

    Изображают бег на коньках

    «Падают»

    Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями

    Катят воображаемый комок

     «Падают»

     Встают, бегут на месте.

    1. Снежная баба

    Сегодня из снежного мокрого кома

    Мы снежную бабу слепили у дома.

    Стоит наша баба у самых ворот,

    Никто не проедет, никто не пройдет.

    Знакома она уже всей детворе,

    А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»

    Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком

    «Рисуют» руками три круга, начиная с маленького

    Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой

    Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка

    1. Зима

    Закружились, завертелись

    Белые снежинки,

    Вверх взлетели белой стаей

    Легкие пушинки,

    Чуть затихла злая вьюга

    Улеглись повсюду,

    Заблестели, словно жемчуг,

    Все дивятся чуду!

    Дети кружатся на месте.

    Поднимают руки, кружатся.

    Опускают руки, встают прямо.

    Приседают, руки опускают.

    Встают, кладут руки на пояс.

    Имитируют движения.

    1. Синица.

    Скачет шустрая синица,
    Ей на месте не сидится,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Завертелась, как волчок.
    Вот присела на минутку,
    Почесала клювом грудку,
    И с дорожки — на плетень,
    Тири-тири, тень-тень-тень.

    Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

    Кружатся

    Приседают
    Почесывают пальчиками грудь
    Убегают на места
    Сидя, взмахивают кистями рук

    1. Снегири

    Вот на ветках, посмотри

    В красных майках снегири.

    Распушили перышки,

    Греются на солнышке.

    Головой вертят,

    Улететь хотят.

    - Кыш! Кыш! Улетели!

    За метелью! За метелью!

    По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку

    На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам

    По 2 поворота головы на каждую строку)

    Дети разбегаются по группе, взмахивая

    руками, как крыльями

    1. Снежок

    Раз, два, три, четыре                    

    Мы с тобой снежок лепили          

    Круглый, крепкий, очень гладкий  

    И совсем-совсем не сладкий,  

    Раз - подбросим

    Два - поймаем

    Три - уроним

    И…сломаем,                          

    Загибают пальчики, начиная с большого

    «Лепят», меняя положение ладоней

    Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую

    Грозят пальчиком

    Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок

    Приседают, ловят воображаемый снежок

    Встают, роняют «снежок»

    Топают

    1. Воробышки.

    Воробьи - воробышки, 

    Серенькие перышки! 

    Клюйте, клюйте крошки  

    У меня с ладошки!

     Нет, с ладошки не клюют, 

    И погладить не дают.

    Как бы нам поладить, 

    Чтоб дались погладить?

    Дети похлопывают руками по бокам.

    Машут руками вверх-вниз

    Стучат кулаками перед собой один о другой

    Дуют на раскрытые ладошки.

    Разводят руки в стороны, пожимают плечами.

    Руки на пояс, наклоны туловища вправо-влево.

    1. Кирюшина кроватка.

    Вот Кирюшкина кроватка,
    Чтобы спал Кирюшка сладко,
    Чтоб во сне он подрастал,
    Чтоб большим скорее стал.

    Разводят руки в стороны.
    Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.
    Медленно поднимаются.
    Встают на носочки, тянутся руками вверх.

    1. Винегрет

    Мы купили овощи

    Всем на загляденье.

    Приготовим винегрет

    - просто объеденье.

    Сварим мы свеклу, картошку,

    Сварим сладкую морковь,

    Лук мы быстро чистим, режем,

    Чтоб заплакать не пришлось.

    А соленый огурец

    Мы нарежем под конец.

    Маслом винегрет польем

    И на стол его несем.

    Дети протягивают обе руки вперед, показывая овощи.


    Гладят живот по часовой стрелке.

    Одна рука изображает кастрюлю. Называя овощи, дети «кладут» их по одному в кастрюлю.

    Имитируют движения.

    Качают головой.

    Имитируют движения.

    1. Компот

    В сад с друзьями мы пошли,

    Фруктов много там нашли.

    Сливы, груши мы сорвали,

    Яблоки все отыскали.

    Фрукты мы с друзьями мыли,

    Их в кастрюлю положили.

    Варим вкусный мы компот,

    С нами кто его попьет?

    Всем нальем мы, не стесняйтесь,

    Подходите, угощайтесь!

    Дети ходят по кругу или помещению

    Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.

    Наклоны вниз.

    Имитация движений.

    Одной рукой «держат кастрюлю», второй – «перемешивают ложкой в кастрюле компот».

    «Наливают компот», качают головой.

    Машут в направлении к себе одной, а затем другой рукой.

    1. Рубашка

    У рубашки два манжета,

    Воротник,

    И рукава,

    И застежка есть, чтоб легче

    Проходила голова.

    Пуговицы застегнем,

    А потом гулять пойдем.

    Дети показывают манжет на одной и на другой руке.

    Показывают воротник.

    Проводят руками по рукавам.

    Показывают застежку сверху вниз.

    Имитируют движения.

    Маршируют.

    1. Грибной марш

    Под осиной, под осиной

    Подосиновики в ряд,

    Подосиновики в ряд

    В красных шапочках стоят.

    Под березой, под березой

    Подберезовиков строй,

    Подберезовиков строй.

    Заберем их всех домой.

    Дети маршируют по кругу, ритмично произнося текст («идут» пальчиками по столу или отстукивают ритм) в темпе, заданном педагогом.


    Меняют направление движения и маршируют по кругу в противоположном направлении.

    1. Головные уборы

    Много головных уборов –

    Мой,  легко мне не найти,

    Но так хочется, ребята,

    На прогулку мне пойти1

    Много пилоток, фуражек и кепок,

    Много бейсболок, береток и шляп,

    Много панамок, платков и косынок,

    Шапку свою не найти мне никак!

    Дети дотрагиваются рукой до головы.

    Качают головой.

    Маршируют или двигают указательным и средними пальцами по столу.

    Поочередно загибают пальцы на руках, перечисляя названия головных уборов.

    Загибают последний палец и разводят руки в стороны, при поднимая плечи.

    1. Юла

    Я на месте не сижу –

    Все верчусь, верчусь, кружу.

    Повернусь, покружусь,

    Я потом остановлюсь.

    Дети сидят на корточках, затем встают на ноги.

    Руки в стороны, кружатся сначала в одну, затем в другую сторону.

    Останавливаются.

    1. Птица

    Мы загадку отгадаем

    И о ком она – узнаем.

    Есть и лапы, и глаза,

    Туловище, голова,

    Грудь, спина,

    Хвост и живот,

    Два крыла и клювик – рот.

    Ей на месте не сидится.

    Отгадали! Это птица!

    Дети показывают ноги, глаза.

    Проводят руками по туловищу, показывают голову.

    Показывают грудь и спину.

    Поворачиваются назад, «рисуют в воздухе дугу – хвост, показывают живот.

    Поднимают и опускают руки, показывают клюв.

    Качают головой.

    Взмахивают руками и подпрыгивают.

    1. Роза

    Я роза – Красива, чиста и душиста.

    Бываю высокой,

    Бываю и низкой,

    Бываю я красной, бываю бордовой,

    Оранжевой, желтой и даже зеленой.

    На стебле моем есть колючки – Шипы,

    Поэтому лучше меня ты не рви.

    Сорвешь –

    Очень быстро в вазе я завяну,

    Красивой, душистой

    Я быть перестану.

    Но если оставишь меня ты расти,

    То долго, красиво я буду цвести.

    Дети показывают на себя.

    Поднимают руки вверх.

    Наклоняются.

    Загибают пальцы на руке, рассказывая, какого цвета бывают розы.

    Грозятся пальцем.

    Имитируют действие.

    Опускают голову и руки вниз, расслабляют верхнюю часть туловища, произносят слова грустным голосом, с грустным выражением лица.

    Показывают ладони с разжатыми пальцами

    1. Защитники

    В пограничников играем,

    Землю нашу охраняем.

    Мы гурьбой садимся в санки,

    Мчимся вихрем в жаркий бой.

    Мы – танкисты,

    Санки – танки,

    Враг – сугробы под горой.

    Идут друг за другом, маршируя.

    Бегут друг за другом, размахивая над головой воображаемым оружием.


    Идут друг за другом, приложив руку к голове (козырьку).

    1. Кузнечик

    Скачет маленький кузнечик:

    Через мостик перешел,

    Через лужи перепрыгнул,

    В гости к бабочке пришел:

    «Эй, хозяйка, хватит спать!

    Выходи скорей гулять!

    Будем вместе веселиться –

    Ты летать,

    А я скакать!»

    Поскоки.

    Ходьба.

    Прыжки с ноги на ногу.

    Ходьба.

    Дети ритмично «стучат в дверь».

    Машут рукой в направлении к себе.

    Хлопают в ладоши.

    Машут руками.

    Поскоки на месте.

    1. Полет к звездам

    Отправляется в полет

    Наш волшебный звездолет.

    Надевай скорей скафандры!

    Занимай скорей места!

    С космодрома мы взлетаем,

    Прямо к звездам улетаем!

    Полетели, полетели,

    До Луны мы долетели.

    Походили, посмотрели

    И обратно полетели.

    Дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе в разных направлениях.

    Останавливаются у ориентиров, имитируют движения.

    Становятся в рассыпную, присаживаются.

    Встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют их над головой. Подпрыгивают.

    Бегут, руки в стороны. Останавливаются возле ориентира («планеты»).

    Ходят в группе в разных направлениях.

    Бегут, останавливаются возле ориентиров («космодром»).

    1. Пожарная машина

    Вот пожарная машина

    На пожар стрелой летит.

    Мы на месте, остановка.

    Что случилось? Где горит?


    Пламя высоко взлетает!

    Дыма черного клубы!

    Искры в воздухе сверкают!

    Все за дело! Шланг тяни!

    Шланг мы дружно размотали.

    Ну огонь, теперь держись!

    Бьет струя воды тугая,

    Пламя гаснет, потухает…

    Без подмоги обошлись!

    Даже детям стало ясно,

    Что с огнем играть опасно!

    Если вдруг опять беда,

    «01» звони всегда!

    Дети бегут по кругу, руки в стороны.


    Останавливаются.

    Смотрят вправо – налево, прикладывая то правую, то левую ладонь козырьком ко лбу.

    Поднимают руки над головой.

    «Рисуют» двумя руками круги в воздухе перед собой.

    Закрывают лицо руками.

    Машут рукой в направлении к себе, «тянут шланг».

    Согнутыми в локтях руками и сжатыми в кулак пальцами изображают разматывающийся шланг (от себя).

    Грозят огню пальцем.

    «Держат в руках шланг, заливают огонь».

    Поднимают руки над головой и, постепенно опуская их, присаживаются.

    Встают на ноги, «вытирают рукой пот со лба».

    Грозят пальцем.

    «Пишут пальцем в воздухе «01», прикладывают телефонную трубку к уху».

    1. Грядка

    Я давно весну ждала.

    У меня свои дела.

    Мне участок в огороде

    Нынче мама отвела.

    Я возьму свою лопатку,

    Я пойду вскопаю грядку.

    Мягкой грядка быть должна,

    Это любят семена.

    Посажу на ней морковку

    И редиску. А с боков

    Будут кустики бобов.

    Дети идут по кругу, взявшись за руки.


    Меняют направление движения.


    Останавливаются, показывают, как копают.

    Показывают, как рыхлят грядку граблями.


    Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

    1. Солдатик

    На одной ноге постой – ка,

    Будто ты солдатик стойкий.

    Ногу левую к груди,

    Да смотри – не упади.

    А теперь постой на левой,

    Если ты солдатик смелый.

    Раз, два – дружно в ногу.

    Три, четыре – тверже шаг.

    Дети стоят на правой ноге.



    Стоят на левой ноге.


    Шагают.

    1. Веснянка

    Солнышко, солнышко,

    Золотое донышко.

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Побежал в саду ручей,

    Прилетели сто грачей,

    А сугробы тают, тают,

    А цветочки подрастают.

    Идут по кругу, взявшись за руки

    Бегут по кругу

    «Летят» по кругу

    Медленно приседают

    Тянутся на цыпочках, руки вверх

    1. Ласточки

    Ласточки летели,

    Все люди глядели.

    Ласточки садились,

    Все люди дивились.

    Сели, посидели.

    Взвились, полетели.

    Полетели, полетели,

    Песенки запели.

    Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц

    Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья

    Бегут по кругу, взмахивают руками

    1. Аквариум

    Улитки ползут,

    Свои домики везут.

    Рогами шевелят,

    На рыбок глядят.

    Рыбки плывут,

    Плавничками гребут.

    Влево, вправо поворот,

    А теперь наоборот.

    Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной

    Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо

    Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад

    Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот

    1. Маленький кролик

    Маленький кролик, пушистенький кролик

    Всех нас смеяться заставил до колик:

    Прыгал за белкой, за уткой скакал,

    Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

    Ах, как смешно его уши торчали!

    Мы хохотали, души в нем не чая,

    Но, на опушке заметив лису,

    Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

    Дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед-назад

    Останавливаются, держатся за животики

    Сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку

    Останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу

    Делают «ушки» из ладошек

    Опять держатся за животики

    Смотрят из-под руки

    Подмигивают, разбегаются

    1. Самолет

    Руки в стороны – в полет

    Отправляем самолет.

    Правое крыло вперед,

    Левое крыло вперед,

    Полетел наш самолет.

    Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны

    Поворот через правое плечо

    Поворот через левое плечо

    Бегут по кругу, расставив руки в стороны

    1. Теплоход

    От зеленого причала

    Оттолкнулся теплоход.

    Раз, два –

    Он назад шагнул сначала.

    А потом шагнул вперед –

    Раз, два –

    И поплыл, поплыл по речке,

    Набирая полный ход.

    Руки вытянуты вперед и сомкнуты –

    Два хлопка

    Шаг назад, руки опущены

    Шаг вперед

    Два хлопка

    Руки вытянуты вперед и сомкнуты –

     это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками

    1. Лётчик

    Быть шофером хорошо,

    А летчиком – лучше,

    Я бы в летчики пошел,

    Пусть меня научат.

    Наливаю в бак бензин,

    Завожу пропеллер.

    «В небеса, мотор, вези,

    чтобы птицы пели»

    Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль

    Бегут, расставив руки, как крылья

    Остановились, наклонили воображаемый сосуд

    Круговое движение правой рукой

    Бегут, расставив руки

    1. Маляры

    Маляры известку носят,

    Стены кистью купоросят.

    Не спеша, разводят мел.

    Я бы тоже так сумел.

    Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра

     Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз

     Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре

     «Красят»

    1. Кровельщик

    То не град, то не гром –

    Кровельщик на крыше.

    Бьет он громко молотком –

    Вся округа слышит.

    Он железом кроет дом,

    Чтобы сухо было в нем.

    Стоят кружком, изображают удары молотком, тянутся на носочках, подняв руки вверх

    Изображают удары молотком

    Закрывают уши руками

    Изображают удары молотком

    Наклоняются, достают носки руками

    1. Клен

    За окном сосулька тает,

    Ветер тучи рвет в клочки.

    Разжимает, разжимает

    Клен тугие кулачки.

    Прислонился он к окошку.

    И, едва растает снег,

    Мне зеленую ладошку

    Клен протянет раньше всех

    Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

    Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо

    Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки

    4 прыжка

    Наклоны

    Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие

    1. Машины

    На улице нашей

    Машины, машины,

    Машины малютки,

    Машины большие.

    Спешат грузовые,

    Фырчат легковые.

    Торопятся, мчатся,

    Как будто живые.

    Эй, машины, полный ход,

    Я – примерный пешеход:

    Торопиться не люблю,

    Вам дорогу уступлю.

    Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль

    Сделав разворот, двигаются в другую сторону

    Когда все «машины проехали», один из детей – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова. Пешеходы – все дети по очереди

    1. Гусеница

    Этот странный дом без окон

    У людей зовется «кокон».

    Свив на ветке этот дом,

    Дремлет гусеница в нем.

    Спит без просыпа всю зиму.

    Но зима промчалась мимо –

    Март, апрель, капель, весна…

    Просыпайся, соня-сонюшка!

    Под весенним ярким солнышком

    Гусенице не до сна.

    Стала бабочкой она!

    Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга

    Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щечку

    Переворачиваются на другой бочок, руки под щечку

    Переворачиваются на спину, потягиваются лежа

    Медленно садятся

    Потягиваются сидя

    Бегут по кругу, машут руками, как крыльями

    1. Где вы были?

    Ножки, ножки, где вы были?

    За грибами в лес ходили.

    Что вы, ручки, работали?

    Мы грибочки собирали.

    Мы грибочки собирали.

    А вы, глазки, помогали?

    Мы искали да смотрели,

    Все пенечки оглядели.

    Ходьба на месте

    Вытягивают руки вперед

    Присели, «собирают» грибы

    Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо

    1. Ягодка-малинка

    За малиной в лес пойдем,

    Спелых ягод наберем, наберем.

    Солнышко высоко,

    А в лесу тропинка.

    Сладкая ты моя,

    Ягодка-малинка.

    Ходьба на месте

    Ходьба, обеими руками собирая воображаемые ягоды

    Встают лицом в круг, тянутся руками вверх;

    Пальчиками достают «тропинку», сделав наклон

    Улыбаются, держа в руке воображаемую ягоду.

    1. Солнышко

    Солнышко, Колоколнышко,

    Ты пораньше взойди,

    Нас пораньше разбуди.

    Нам в поле бежать,

    Нам весну встречать.

    Поднять руки вверх, показывая на солнышко.

    Поднять руки вверх, тянуться на носочках – вдох, фраза на вдохе

    Опустить руки – выдох, фраза на выдохе

    Бег на месте

    Поднять руки вверх, разводя в сторону.

    1. Береза

    Береза моя, березонька.

    Береза моя белая,

    Береза кудрявая.

    Стоишь ты, березонька,

    Посредь долинушки

    На тебе, березонька,

    Листья зеленые,

    Под тобой, березонька,

    Трава шелковая.

    Ходьба на месте

    Поднять руки вверз и опустить, показывая «кудряшки»

    Встали, подъем рук вверх, вдох

    Опустили руки, выдох

    Подъем рук, вдох

    Опустили руки, выдох

    Наклониться, вдох

    Опустили руки, покачать ими вправо, влево, выдох

    1. Питер играет с молотками.

    Питер играет с одним молотком,

    С одним молотком, с одним молотком.

    Питер играет с двумя молотками,

    С двумя молотками, с двумя молотками.

    Питер играет с тремя молотками,

    С тремя молотками, с тремя молотками.

    Питер играет с четырьмя молотками,

    С четырьмя молотками, с четырьмя молотками.

    Питер играет с пятью молотками.

    С пятью молотками, с пятью молотками.

    Кулаком правой руки ударять по столу.

    Кулаками обеих рук ударять по столу.

    Ударять по столу кулаками двух рук и топать правой ногой.

    Ударять по столу кулаками двух рук и топать двумя ногами.

    Ударять по столу кулаками двух рук и топать двумя ногами, кивая головой.

    1. Мороз.

    Ой, сердит мороз!

    Ветки снегом занес.

    Хватает за нос.

    Щиплет до слез.

    Ребятишки не испугаются

    И на лыжах покатаются.

    Над морозом сердитым потешаются.

    Качать головой.

    Поднять руки вверх, взмахи кистями рук.

    Ухватить себя за нос.

    Щипать себя за щеки.

    Грозить пальчиком.

    Прыгать с одновременным хлопанием в ладоши.

    1. Цветы.

    Ах! Какие хризантемы!

    Мы сорвем их без проблемы.

    Ух! Охапку мы набрали.

    Эх! Прихватим и для Вали.

    Эхе-хе, цветов не стало,

    Их и раньше было мало.

    Ох! Зачем мы их сгубили?

    Ведь не мы же их садили.

    Показать пальцами, как цветок распускается.

    Обеими руками «срывать» цветы.

    Показать охапку цветов.

    Махнуть рукой и «рвать» дальше цветы.

    Удивленно пожать плечами.

    Развести руки в стороны.

    Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой.

    1. Не плачь, куколка.

    Не плачь, куколка, моя.

    Остаешься ты одна.

    Нужно мне перестирать:

    Твои платья и носки,

    Твои юбки и чулки,

    Свитер, варежки, жилет,

    Шапочку, цветной берет.

    Я налью воды чуток,

    В таз насыплю порошок.

    Пену снежную собью,

    Постираю и пойду.

    Пока светит солнышко

    Натяну веревочку.

    К ней одежду прикреплю,

    Ветерком все просушу.

    Поработали вдвоем,

    А теперь мы отдохнем.

    Имитация укачивания куклы.

    Загибание пальчиков в кулак.

    Имитация движений по описанию действий.

    Положить руки на колени.

    1. Я – художник.

    Я взял бумагу, карандаш, нарисовал дорогу.

    На ней быка изобразил, а рядом с ним корову.

    Напрво – дом, налево – сад…

    В лесу двеннадцать кочек.

    На ветках яблочки висят и дождичек их мочит.

    Потом поставил стул на стол,

    Тянусь, как можно выше.

    Уф! Свой рисунок приколол.

    Совсем не плохо вышел.

    «Рисуют» карандашом.

    Сжимают, разжимают кулачки, показывают «рога».

    Показывают крышу дома, поднимают руки вверх, качая ими как ветками.

    «Рисуют» кочки.

    «Рисуют» яблочки.

    Тянутся вверх, как можно выше.

    «Вытирают» пот со лба.

    Разводят руки в стороны.

    1. Бабочка.

    Спал цветок
    И вдруг проснулся.
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется

    Бабочка кружит и вьется.

    Присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками 
    Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела
    Выпрямить спину, подняться;

    Слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»
    «Летать», имитируя движения бабочки

    1. Машины.

    По улице нашей машины спешат,
    Детишек машины везут в детский сад,
    Везут в магазины различные грузы.
    У каждой машины кабина и кузов,
    Колеса и фары у каждой машины,
    И бак у машины наполнен бензином.

    Бег нга месте, крутя воображаемый руль.

    Поднять руки вверх, опустить через стороны.

    Загибать пальчики в кулачок поочередно.

    1. Грузовик.

    Грузовик песок везет.
    Удивляется народ:
    «Вот так чудо-чудеса,
    В нем песок под небеса!»

    Крутить воображаемый руль.

    «Удивиться», пожать плечами,

    Развести руки в стороны.

    Поднять руки вверх и опустить через стороны.

    1. Строители

    Мы строгали, мы строгали
    Доски гладенькие стали.

    Мы пилили, мы пилили,
    Чтобы ровными все были.
    Мы сложили их рядком,
    Прибивали молотком,
    Получился птичий дом.
    Мы на улицу идем,
    Высоко его прибьем.
    Чтобы птички залетали,
    А котята не достали.

    Имитация движений.

    Поднять руки вверх, показать «крышу» дома.

    Маршировать на месте.

    Поднять руки вверх, постучатькулачками друг одруга.

    Махи руками

    Погрозить пальчиком.

    1. Доктор.

    Доктор, доктор, как нам быть?

    Уши мыть или не мыть?

    Отвечает доктор гневно:

    Уши моем ежедневно!!!

    Показать уши.

    Имитационные движения «моют уши».

    1. На шоссе

    По шоссе спешат машины. 

    Ш – ш – ш! – шуршат спокойно шины.

    И шипят со злом уже:  

    Не спеш – ш – ши на вираже.

    Еж с мешком и посошком

    По шоссе идет пешком       

    Над ежом кружится стриж:     

    Ты куда же, еж, спешишь? 

    Прямо в город, по шоссе  

    Тороплюсь я, как и все.

    Будь, дружок, настороже, 

    Не спеши на вираже!

    Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый  руль.   

    Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.

    Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу

    Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями,  бегут по кругу.

     

    Опять идут, изображая ежика.

    Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.

    1. Хозяйка однажды с базара пришла

    Хозяйка однажды с базара пришла

    Хозяйка с базара домой принесла

    Картошку Капусту Морковку Горох,  

    Петрушку и свеклу,                                           

        Ох!.        

    Вот овощи спор завели на столе —   

    Кто лучше, вкусней и нужней на земле.      

    Картошка? Морковка? Капуста? Горох?

    Петрушка иль свекла?

    Ох!

    Хозяйка тем временем ножик взяла 

     И ножиком этим крошить начала 

    Картошку, Капусту, Морковку, Горох,

    Петрушку и свеклу.

    Ох!                                                                    

    Накрытые крышкой, в душном горшке 

    Кипели, кипели в крутом кипятке  

    Картошка, Капуста, Морковка, Горох,

    Петрушка и свекла.         

     Ох! 

    И суп овощной оказался неплох! 

    Шагают» пальчиками по столу

    Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках

     Хлопок.

    Попеременные удары кулачками и ладонями.

    Загибают пальчики на обеих руках

    Хлопок.

    Стучат ребром каждой ладони по столу

     Загибают пальчики

    Хлопок

    Ладони складывают крест – накрест на столе.

    Загибают пальчики

    Хлоп

    Показывают, как едят суп)

    1. Осень

    Листья осенние тихо кружатся,  

    Листья нам под ноги тихо ложатся 

    И под ногами шуршат, шелестят,

    Будто опять закружиться хотят.

    Кружатся на цыпочках, руки в стороны

    Приседают

    Движения руками по полу вправо-влево

    Поднимаются, кружатся

    1. Сосулька 

    Вниз головой висит сосулька 

    От солнца насморк у неё

     То от тепла она заплачет 

    То платьице ушьёт своё 

    Придёт мороз и закалеет 

    Немного за ночь подрастёт 

    Окрепнет телом, потолстеет, 

    Тяжёлой станет, упадёт

    Кисти свисают вниз

    Показываем на нос

    Кулачки у глаз

    От подмышек движение рук вниз

    Руки в замок перед грудью

    Вытянуться, руки выпрямить вверх

    Руки на пояс,

    Присесть на корточки.

      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                              

                                                               

                                                                                                                               

                                                                                 

                     

                                  

                                                                                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в раз...

    Упражнения на координацию речи с движением.

    Упражнения на координацию речи с движением способствуют развитию общей и мелкой моторики, слухового внимания, темпа и ритма речи. Представлена картотека по лексическим темам....

    Картотека "Упражнения на координацию речи с движением

    В картотеке представлены упражнения на координацию речи с движением для детей 4-7 летПри организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста имеющими различные речевые нарушения ...

    Картотека упражнений на координацию речи с движением

    Основной целью использования упражнений на координацию речи с движением у детей с нарушениями речи - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом ...

    Система упражнений на координацию речи с движением

    Использование в деятельности всех специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения коррекционной р...