«Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».
методическая разработка по теме

Мокеева Мариана Борисовна

Статья поможет правильно организовать работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_pdd_2015g.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы структурного подразделения "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах».

        Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна.  Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице,  Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя»- это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов и родителей – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Вот Поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через игровые занятия, дидактические игры и упражнения, сюжетно – ролевые и подвижные игры,  практические занятия на площадках по ПДД.

        Именно поэтому актуальной задачей педагогического коллектива нашего детского сада является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.  С этой целью в нашем учреждении проводится работа по  ознакомлению  дошкольников  с правилами дорожного движения и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Решение этих задач требует совместного участия педагогов, воспитанников, их родителей и сотрудников ГИБДД.  На начальном этапе  мы провели анкетирование педагогов и родителей с целью изучения их отношения к данной проблеме. На 2015-2016 учебный год был разработан перспективный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, который предусматривает работу с педагогами, детьми, родителями и социумом (библиотекой, школой, ГИБДД), а также разработано календарно – тематическое планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения  и безопасного поведения на улицах по всем возрастным группам, в соответствии с перспективным планированием разработаны конспекты НОД по ПДД. Одной из задач годового плана работы учреждения была поставлена задача по формированию культуры безопасного поведения на улицах и дорогах к дошкольников. На первом  заседании педсовета    были определены цели и задачи по данной проблеме .         

        Для реализации перспективного плана была  изучена следующая методическая литература: это пособия Т.Ф. Саулиной «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»; О.В.Старцевой «Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения»; О.В Чермашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников» О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения»;Е.В. Бариновой "Безопасность малышей: улица ,транспорт, дорога";  Извековой Н.А, Медведевой А.Ф. « Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»; Н.В. Елжовой "ПДД в детском саду";  Шалаевой Г. П. «Дорожные знаки для маленьких пешеходов» и др.

Перед нами встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме. В помощь воспитателям были организована выставка методической литературы и пособий   по организации работы дошкольного учреждения по предупреждению дорожно-транспортного травматизма», 

        Совместно с педагогами в методическом кабинете собираем  и периодически пополняем материалы по ПДД. Это макеты улиц и перекрестков; дидактические игры; коллекции дорожных знаков; транспорт различного назначения; атрибуты к сюжетно-ролевым играм; альбомы  для рассматривания; обучающие игры по ПДД; плакаты, демонстрационные картины; видеокассеты по ПДД; альбомы-раскраски; пополняем библиотеку художественной  литературой  

- «Мы едим в автобусе», «Милиционер – регулировщик», «Мы пешеходы», «Водитель»;.

         Деятельность  нашего детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:

- организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;

 -повышение компетентности родителей посредством партнерских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать детей как дисциплинированных пешеходов);

 - использование в педагогической практике современных образовательных технологий, особенно проектного метода;

 -совершенствование предметно-развивающей среды.

 Работа организуется в ДОО в соответствии с нормативными документами:

 - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

 - Правила дорожного движения в Российской Федерации;

- основная общеобразовательная программа ДОО.         

        Работа по данной теме в учреждении ведется систематически и постоянно. Она охватывает все виды деятельности ребенка, что способствует тому, что полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность и затем реализует в самостоятельных играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

          В 2014 году была разработана и действует рабочая программа детского сада по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию навыков безопасного поведения. В рабочей программе излагаются содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет правилам дорожного движения, обозначены цели, задачи, распределены этапы работы, задачи работы по каждой возрастной группе, тематический план и мониторинг знаний. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования предусматривают такую образовательную область, как «Социально-коммуникативное развитие», которое включает «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе».  Решение  этой задачи осуществляется в интеграции с другими образовательными областями:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

В рамках организации образовательной деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах используются:

 - программа обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофор» Т.И. Даниловой;

 - программа "Основы безопасности детей старшего дошкольного возраста" под редакцией Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, одним из направлений которой является раздел "Ребенок на улице".

- пособия для работы с детьми и родителями в формате электронных презентаций и игр.

        При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД мы учитываем три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой : ребенок-пешеход; пассажир городского транспорта; водитель детских транспортных средств (велосипед, лыжи, санки и т.д.).

 Мы выделили три основных направления: работа  с детьми, родителями и педагогами.

        Работа с детьми включает в себя следующие формы работы: с детьми проводятся экскурсии, целевые прогулки по улицам поселка, к проезжей части, к перекрестку, проводятся наблюдения за движущимся транспортом, рассматривание знаков на дорогах;   организация сюжетно - ролевых игр,дидактических,подвижных, наглядное моделирование и театрализацию; творческое рассказывание; продуктивную деятельность; викторины; развлечения; праздники; организация выставок детских работ; "Встречи с инспекторами ГИБДД"; изготовление наглядных пособий и дидактического материала.

        Задачи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма решаются и в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми в течение всего года. Воспитатели планируют непосредственную образовательную деятельность в форме игровых занятий  в интеграции с другими образовательными областями. Данные формы работы с детьми способствуют успешному освоению детьми практических навыков путем введения их в игровую ситуацию.

         Так в течение 2015-2016 учебного года было организовано ряд интересных мероприятий  для воспитанников ДОУ.                                                                                                        В старшей группе был подготовлен и проведен праздник «В гостях у Светофора». На празднике дети рассказывали стихи, исполняли песни, играли в игры на дорожную тематику. Воспитанники подготовительной группы закрепили свои знания о правилах дорожного движения на занятии «Путешествие в страну дорожных знаков и правил дорожного движения». Детям средней группы было интересно узнать дорожную азбуку на интегрированном занятии « Правила дорожного движения должны знать все без исключения». С настоящим спортивным олимпийским азартом прошли соревнования детей подготовительной группы на спортивном  досуге «Веселые правила дорожного движения». А в гости в младшую группу пришли сказочные персонажи Кот, Лиса, Петушок и Медведь, чтобы в  увлекательной форме рассказать малышам о правилах дорожного движения. Инсценировали сказку «Происшествие в лесу» воспитатели ДОУ. Бабу-Ягу обучали соблюдению правил дорожного движения воспитанники старшей  группы на занятии «Путешествие в страну Светофорию».

Наш детский сад активно сотрудничает с органами ГИБДД. Неоценимую пользу приносят встречи педагогов и детей с сотрудниками ГИБДД, в ходе которых не только дети, но и взрослые узнают много новой и полезной, полной и достоверной информации о правилах дорожного движения. Они представляют аналитические справки о детском дорожно-транспортном травматизме, а дети демонстрируют свои знания и умения правил дорожного движения. Такие встречи необходимы и стали у нас традицией. Наше учреждение свою работу выстраивает в тесном контакте с инспектором отделения пропаганды по г. Самаре капитаном полиции Шиш А.А. В марте 2016 года она  была у нас в гостях и провела беседу со старшими дошкольниками о соблюдении правил дорожного движения на улице и в транспорте, показала наглядно, как надо действовать пешеходам и водителям на перекрестке. Ведь прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения.

         Частым гостем в нашем детском саду бывает и участковый уполномоченный полиции отдела полиции №34 «Сызранский район» МУ МВД России «Сызранское» Аникин Валерий Александрович, который в доступной форме знакомит детей с основами безопасности. В настоящее время информационную и методическую поддержку оказывает  инспектор ДПС ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» Жарков Андрей Олегович.

         В ФГОС дошкольного образования говорится о взаимодействии с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность. Работа с родителями осуществляется через такие формы как проведение общих родительских собраний с привлечением инспекторов ГИБДД; консультаций, оформление информационных стендов; агитация с раздачей листовок, брошюр; анкетирование; оформление уголка безопасности; организация выставки детских работ; совместная деятельность детей и родителей; помощь в подготовке к смотру-конкурсу.

         В начале учебного года было проведено родительское собрание на тему: «Обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении» с привлечением инспектора по пропаганде безопасного дорожного движения ОГИБДД  МУ МВД России  «Сызранское» Пинаева Ф.А., который провел беседу с родителями о необходимости применения ремней безопасности и  о правилах перевозки детей в салоне автомобиля с применением детских удерживающих средств. Встреча сопровождалась:  показом видео – фильма «О необходимости использования детских удерживающих устройств в машине»;  раздачей буклета «В детском кресле без забот отправляемся в поход». На групповых родительских собраниях, посвящённым началу учебного года, особое внимание  также было уделено вопросам обеспечения безопасного поведения детей на дорогах. Интересно прошел «Круглый стол» для родителей подготовительной к школе группы на тему «Еще раз о правилах дорожного движения». Педагоги подготовили и провели ряд консультаций на темы «Безопасность движения в наших руках», «Правила безопасного поведения на проезжей части дороги» и др.

        Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целенаправленно проводим с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в детский сад, так как считаем, что только в этом случае воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективной. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому находясь на улице с ребенком, они должны сами строго соблюдать правила дорожного движения. Активно в своей работе с родителями используем анкетирование, тесты, которые помогают выяснить, насколько родители заинтересованы в обучении детей правилам дорожного движения и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, села. Результаты учитываем в работе, как с самими родителями, так и с детьми. В группах представлены стенды «Уголок безопасности» по проблемам профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Действуют выставки детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности. Педагоги проводят беседы о психофизиологии восприятия дошкольниками дорожной среды, объясняя, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психологических особенностей поведения на улице. Раздачи родителям детьми памяток «Обучение детей наблюдательности на улице», «Правила поведения на остановке маршрутного такси», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», буклеты «Дорога и дети». Одной из форм работы с родителями является разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». После консультаций с родителями, изучения наглядной агитации, родители активно включились в изготовление плана-маршрута своего ребенка.

         Работа с педагогическими кадрами направлена на совершенствование теоретических знаний, эрудиции, повышения методического уровня в применение программ, учебных планов по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

         В данный период нами были разработаны и проведены тематические консультации с  воспитателями: «Задачи работы по ознакомлению с правилами дорожного движения в разных возрастных группах», «Что должен знать воспитатель о ПДД», «Организация предметно-развивающей среды в группе по обучению правилам дорожного движения», «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Перспективное планирование  и формы работы с дошкольниками по обучению  ПДД», «Создание игровой  среды в группах по  закреплению знаний ПДД  и поведения в общественном транспорте»  (уголок пешехода и др.)»

         Был подготовлены и проведены теоретический  семинар «Организация работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и безопасного поведения на улице в разных возрастных группах"  и семинары-практикумы по темам: "Методика ознакомления детей с правилами дорожного движения", «Изготовление пособий и игр для обучения детей безопасному поведению», «Оборудование на территории детского сада для обучения детей ПДД».

        В этом учебном году  для педагогов ДОО был проведен педсовет на тему: «Внимание: ребенок и улица», целью которого стало совершенствование работы педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.         Педагогами дошкольных групп разрабатываются педагогические проекты по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, предусматривающие работу по всем видам детской деятельности, а также и работу с родителями. В 2013-2014 учебном году реализован проект «Путешествие в страну Светофорию», цель - создание условий для усвоения и закрепления знаний у детей и родителей навыков безопасного поведения на улицах села и города. Коллектив детского сада постоянно принимает активное участие в акциях и профилактических мероприятиях проводимых в округе. АКЦИЯ «ВНИМАНИЕ - ДЕТИ!» С 20 августа по 30 сентября 2015 года в рамках Всероссийского целевого профилактического мероприятия «Внимание - дети!», проводимый в целях повышения уровня защищённости детей от дорожно-транспортного травматизма был разработан план мероприятий акции  и проведены мероприятия.

        Ежегодно воспитанники и педагоги активно принимают участие в районном конкурсе детских рисунков «Безопасная дорога глазами детей» и в  окружном конкурсе плакатов «Береги меня, водитель!», где постоянно занимают призовые места.

          Коллектив детского сада активно сотрудничает с социумом - библиотекой и школой. Это и экскурсии в библиотеку, где дети знакомятся с художественной литературой по правилам дорожного, рассматривают книги, энциклопедии, детские журналы, это проведение викторины "Мы едем, едем, едем", демонстрация мультипликационного фильма по стихотворению С. Михалкова "Вот какой рассеянный", оформление выставки творческих работ детей в читальном зале библиотеки.

         В течение года в детский сад приходит школьная агитбригада. Школьники рассказывают детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, показывают обучающие театрализованные представления по правилам дорожного движения.

         Целостность образовательного процесса обеспечивается в окружающем ребенка мире - среде, где он воспитывается и развивается. Построение предметно-развивающего пространства по теме безопасности на дорогах в соответствии с возрастными потребностями ребенка и деятельностным подходом помогает формированию устойчивых навыков и самоконтроля в его поведении. Центром по ознакомлению детей с ППД, формированию у них навыков безопасного поведения на дорогах является площадка на территории ДОУ. Кроме того, в каждой группе ДОУ создана соответствующая предметно-развивающая среда, представленная центрами сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр и формируется в соответствии с целями. Для самостоятельных игр детей воспитателями ДОУ изготовлены пособия по ПДД:

  • макеты улиц,
  • схемы прилегающей территории,
  • дидактические игры,
  • настольные обучающие игры,
  • напольные дорожные знаки,
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

 В ДОУ проводится мониторинг знаний детей правил дорожного движения со второй младшей группы. Диагностика осуществляется два раза в год

  • в сентябре с целью определения уровня знаний дошкольников на начало учебного года,
  • в мае с целью определения уровня овладения представлениями и навыками безопасного поведения на улице по итогам учебного года.

                Результатом работы нашего дошкольного образовательного учреждения  является отсутствие фактов детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад, а также повышение качества     знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.   воспитатели стали применять современные методы и приемы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах  у детей , обобщен опыт работы педагога Дорофеевой Т.В. по тематике создания и организации предметно-пространственной среды по ПДД.

                В планах на будущее мы бы хотели усовершенствовать наш автоплощадку: пополнить его детским транспортом (автомобилями, велосипедами, самокатами);  пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр; продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию с целью достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование интегративных качеств дошкольника Через освоение области «Безопасность» При ознакомление детей с правилами дорожного движения"

В статье говорится о ПДД, как можно у детей формировать навыки безопасного поведения на дороге через различные образовательные области......

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» (для детей 5–8 лет)

Картотека«Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах» (для детей 5–8 лет)...

«Система работы в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данной работы в...

Презентация - отчёт по теме: «Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Обучаем детей безопасному поведению в дорожной среде .Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного...

Вариативная программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД и формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города "Дети, дорога, безопасность".

Рабочая программа по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с ПДД «Дети - дорога - безопасность» разработана в соответствии с основной о...

«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»

Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...