«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
методическая разработка на тему
Для современного общества все более характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Источниками инновационного процесса общества являются потребности общества и интеллектуальная деятельность человека. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования, потому что именно образование обеспечивает один из источников инновационного процесса общества – интеллектуальную деятельность человека. Происходит изменение целей образования – из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_pedagogicheskie_tehnologii._doklad.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
Для современного общества все более характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Источниками инновационного процесса общества являются потребности общества и интеллектуальная деятельность человека. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования, потому что именно образование обеспечивает один из источников инновационного процесса общества – интеллектуальную деятельность человека. Происходит изменение целей образования – из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный.
Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности, участию в инновационных процессах, приводящих к изменениям общества. Личностно-ориентированный подход в образовании обеспечивает формирование творческой активной личности. Одной из задач современного образовании становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без изменений в самом образовании, в связи с чем в образовании используются инновационные педагогические технологии.
Все это приводит к важности исследования инновационных аспектов образования, обеспечивающих формирование творческой активной личности. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием: между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать систему образования, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс».
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.
Поиски решения проблем педагогических инноваций связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И. Загвязинского.
- Теория и практика инновационных процессов в образовании.
- Инновационные процессы в образовании.
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления образования, права и др.
Поиски решения проблем педагогической инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И. Загвязинского.
В настоящее время происходит формирование новой научно-предметной отрасли – теории инноватики, истоки которой относятся к началу XX в.
Под ней понимается:
- наука о целенаправленных изменениях, нововведениях (А.А.Радугин),
- наука об управляемом развитии (А.И. Пригожин).
Педагогические инновации являются одной из разновидностей социальных инноваций. Применительно к педагогическому процессу инновация означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося». Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов прошлого столетия. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.
Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Процессы реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. С 1-го сентября 2014 г. в соответствии с приказом Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Само содержание ФГОС ДО является инновационным и определяет новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.
Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формированию предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Новизной данного документа является отсутствие в тексте ФГОС ДО, слова «занятие» и привлечение внимания педагогов к различным видам детской деятельности.
На смену традиционным методам приходят активные методы саморазвития ребенка. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами культурной практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, позновательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.
Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс образования является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности». В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
- Классификация инновационных педагогических технологий.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе образовательной деятельности.
Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести:
- технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания,
- технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания,
- технологию проблемного обучения и воспитания,
- технологию обучения и воспитания без насилия,
- технологию эффективной речевой деятельности,
- технологию диалогового обучения и воспитания,
- технологию рефлексивного обучения и воспитания.
При этом под качеством образования понимается соответствие образования интересам человека, общества и государства. Главное «вечные» ценности образования – приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, приобретение жизненно важных знаний и умений - реализуются в процессе воспитания и обучения. Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего, собственно, невозможно говорить о социальной ценности образования.
Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:
- Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.
- Эффективность: технологии должны быть результативными, то есть должны давать гарантированные результаты уже в течение пяти лет их применения.
- Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.
- Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания различных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.
- Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.
ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и использования инновационных процессов:
- соответствие принципу развивающегося образования, целью которого является развитие ребенка,
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования),
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»),
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста,
- построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей,
- построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе,
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования,
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Сообщение на заседании педагогического Совета №1 (из опыта работы) «Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста»
Сообщение на педсовете из опыта работы...
Презентация "Инновационные технологии, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Синквейн"
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала америк...
Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей дошкольного возраста
(из опыта работы)...
"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»
В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...
Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»
Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...
"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминани...