«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»
методическая разработка на тему

Для современного общества все более характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Источниками инновационного процесса общества являются потребности общества и интеллектуальная деятельность человека. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования, потому что именно образование обеспечивает один из источников инновационного процесса общества – интеллектуальную деятельность человека. Происходит изменение целей образования – из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах,  образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_pedagogicheskie_tehnologii._doklad.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

    Для современного общества все более характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Источниками инновационного процесса общества являются потребности общества и интеллектуальная деятельность человека. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования, потому что именно образование обеспечивает один из источников инновационного процесса общества – интеллектуальную деятельность человека. Происходит изменение целей образования – из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах,  образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный.

Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская  механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности  к реализации собственной индивидуальности, участию в инновационных процессах, приводящих к изменениям общества. Личностно-ориентированный подход в образовании обеспечивает формирование творческой активной личности. Одной из задач современного образовании становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение  этих задач невозможно без изменений в самом образовании,  в связи  с чем в образовании  используются инновационные педагогические технологии.

Все это приводит к важности исследования инновационных аспектов образования, обеспечивающих формирование творческой активной личности. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием: между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать систему образования, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс».

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области  науки  и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения проблем педагогических инноваций связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей  протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И.  Загвязинского.  

  1. Теория и практика инновационных процессов в образовании.

  1. Инновационные процессы в образовании.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала  проблема  оценки  качественных  характеристик  инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных  проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления образования, права и др.

Поиски решения проблем педагогической  инноватики  связаны с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема   отражена  в  работах  М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б. Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И. Загвязинского.

В настоящее время происходит формирование новой научно-предметной отрасли  – теории инноватики, истоки которой относятся к началу XX в.

Под ней понимается:

- наука о целенаправленных изменениях, нововведениях (А.А.Радугин),

 - наука об управляемом развитии (А.И. Пригожин).

Педагогические инновации являются одной из разновидностей социальных инноваций. Применительно к педагогическому процессу инновация означает «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося». Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов прошлого столетия. Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации»,  употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Процессы реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. С 1-го сентября 2014 г. в соответствии с приказом Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Данный нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Само содержание ФГОС ДО  является инновационным и  определяет новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Идеология ФГОС ДО направлена на формирование принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования. Предлагается уделять особое внимание формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств,

формированию предпосылок учебной деятельности,

обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

     Новизной данного документа является отсутствие в тексте ФГОС ДО,  слова «занятие» и  привлечение внимания педагогов к различным видам детской деятельности.

На смену традиционным методам приходят активные методы  саморазвития ребенка. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно в соответствии с теоретико-методологическими основами считать приемлемыми формами культурной практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь назовем игру, игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, позновательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы.

Таким образом, специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс образования является, по сути, процессом «усвоения… в других (не учебных) видах деятельности». В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

  1. Классификация инновационных педагогических технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе образовательной деятельности.

Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести:

- технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания,

- технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания,

- технологию проблемного обучения и воспитания,

- технологию обучения и воспитания без насилия,

- технологию эффективной речевой деятельности,

- технологию диалогового обучения и воспитания,

- технологию рефлексивного обучения и воспитания.

При этом под качеством образования понимается соответствие образования интересам человека, общества и государства. Главное «вечные» ценности образования – приобщение человека к миру культуры, развитие личностных качеств, приобретение жизненно важных знаний и умений -  реализуются в процессе воспитания и обучения.  Важнейшим требованием к образовательному процессу является здоровьесбережение, без чего, собственно, невозможно говорить о социальной ценности образования.

Современным образовательным технологиям, также как и всем высоким технологиям, должны быть присущи следующие характеристики:

- Гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.

- Эффективность: технологии должны быть результативными, то есть должны давать гарантированные результаты уже в течение пяти лет их применения.

 - Наукоемкость: технологии должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе их применения, чтобы исключить возможность искажения.

- Универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания различных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития.

- Интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и усиливать друг друга.

ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и использования инновационных процессов:

- соответствие принципу развивающегося образования, целью которого является развитие ребенка,

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования),

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»),

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста,

- построение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей,

- построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе,

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования,

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

Презентация "Инновационные технологии, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Синквейн"

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала америк...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования, принятие ФГОС требует от педагогов более глубокого продумывани...

Консультация для воспитателей « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»

Консультация для воспитателей  « «Инновационные технологии, используемые для развития речи детей дошкольного возраста».»...

"Мнемотехника, как инновационная технология, применяемая для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминани...