Главные вкладки

    Влияние труда взрослых на развитие детей дошкольного возраста.
    методическая разработка (средняя группа) на тему

    Кичина Наталья Анатольевна

     Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использование его возможности для нравственного воспитания дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Влияние труда взрослых на развитие детей дошкольного возраста.

    Обучение детей трудовым навыкам – это лишь одна из сторон деятельности педагога. Другой, наиболее важной стороной является формирование нравственных качеств у дошкольников. Ведь результат труда – чисто вымытые растения, новые поделки из природного материала, отремонтированные книги – завист не только от наличия тех или иных навыков, но и от умений детей прилагать усилия, старания, волю, от влияния тех мотивов, которые руководили ими в процессе деятельности. Если это забывается, труд остаётся, нейтральным процессом, не оказывающим влияния на нравственное воспитание.

     Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использование его возможности для нравственного воспитания дошкольников – одна из наиболее важных задач педагога детского сада.

      Постоянным видом труда дошкольников является самообслуживание. Несмотря на будничность, отсутствие видимых результатов, он является важным средством воспитания трудолюбия. Дети одеваются и раздеваются, готовятся к обеду и самостоятельной деятельности сегодня так же как вчера. И именно в этом наложены большие возможности для воспитания. Потому что сегодня, как и вчера, надо одеваться аккуратно, не забыть за собой задвинуть стульчик самостоятельно, без напоминания убрать игрушку, книгу, а в случае нечаянной оплошности – приложить усилия и исправить, починить, т.е. проявить старательность, бережливость. Многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления умений, влияют на развитие нравственных качеств.

      Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка в детском саду: и тогда, когда готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой, и когда готовиться к игре или заканчивает её, и когда собирается на прогулку или помогает другу, взрослому. Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие воспитательные возможности.

      Трудолюбие непременно сопряжено с воспитанием у ребёнка бережливости: беречь труд няни, игрушки, свой костюм, который стирал, гладила мама. Этому надо учить ребёнка с раннего возраста, иначе он никогда не оценит труд окружающих.

      Воспитанию бережливости помогает представление о том, что любая вещь – результат труда. Если дети с детства узнают, что нелегко вырастить, например: сад, сшить, изготовить любую вещь, что в каждую из них вложен труд человека, они наиболее глубоко осознают их цену. А сочетание знаний и собственной практики формируют упражнение к труду.

      Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиями и строителей, и работников транспорта. В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются возможности для воспитания у детей трудовых навыков и умений. К шести годам дети овладевают многими навыками, они самостоятельны в самообслуживании и выполнении элементарных обязанностей. Дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает всё большее место.  Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда и привлекать их к посильному участию в этом труде.

       Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нём участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея ввиду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей.

      При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

    - труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;

    - он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения;

    - в нём должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.

       Естественность, жизненная целесообразность труда – это важнейшие условия успешной организации совместного труда взрослых и детей. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе. Намечая дела совместного взрослого и детей, важно учитывать для совместного взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующие большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а так же монотонных, однообразных действий. Последнее требование – это осуществление естественного разделения труда между взрослыми и детьми.

      Очень важно учитывать, в какие взаимоотношения вступают между собой взрослые и дети, какие формы принимает это сотрудничество. Формы сотрудничества зависят от конкретного содержания работы и возраста детей, а так же от того, сколько взрослых и кто именно принимает участие в труде. В процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и такое сочетание уровней активности взрослых и детей, степени их участия в труде, которое способствовало бы заимствованию ребёнком опыта старших и в то же время побуждало его к самостоятельности в работе.

      Какое воспитательное влияние оказывает совместный труд на развитие детей? Влияние совместной работы детей и взрослых отчетливо оказалось на приобретении детьми трудовых умений. Действия взрослых, производимые естественно и многократно на глазах детей, вызывают у них активное подражание. В такой ситуации детей легче понимают, что требуется делать, быстрее овладевают умением.

      Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример взрослых. Жизненная наглядность обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.

      Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сами за собой убирает.

       Дети которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут и больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет формироваться психологическая готовность к труду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    влияние подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста

    Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослых, от того, как будут воспитываться дети, какие по...

    Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста

    Доклад "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

    влияние дидактической игры на развитие детей дошкольного возраста

    “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это и...

    Мастер-класс для взрослых: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.

                    Каждый взрослый человек испытывает различные эмоциональные состояния – радости, грусти, удивления, сочувствия, восторга и т.д. Взрос...

    Влияние труда взрослых на развитие детей.

    Влияние труда взрослых на развитие детей....

    Консультация для родителей: «Ознакомление детей с трудом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».

    Цель: систематизация знаний родителей по ознакомлению детей  дошкольного возраста с трудом взрослых. Задачи:- совершенствовать работу с родителями по ознакомлению дошкольников с трудом ...