Главные вкладки

    Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по теме

    Морараш Виктория Владимировна

    Морараш Виктория Владимировна, ГБДОУ детский сад №50

    Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

    В «Федеральных государственных образовательных стандартах»  особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций. Программа дошкольного образования должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Наличие коммуникативной деятельности при этом подразумевается как в отдельно взятой области «Коммуникация», так и во всех образовательных областях в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей .

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного развития ребёнка, когда закладываются основы развития личности, начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

    В «Федеральных государственных образовательных стандартах»  особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций. Программа дошкольного образования должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Наличие коммуникативной деятельности при этом подразумевается как в отдельно взятой области «Коммуникация», так и во всех образовательных областях в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей .

    А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. рассматривают понятие коммуникации не узко прагматически как обмен информацией, а в его полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, а так же выделяют три базовых аспекта коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие (интеракция), кооперация и условие интериоризации .

    В соответствии с этим к моменту поступления в школу ребёнок обычно демонстрирует базисный уровень развития общения:

    – потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

    – владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

    – приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

    – ориентация на партнёра по общению;

    – умение слушать собеседника .

    Взаимообмен мнениями, взаимопонимание, сотрудничество позволяют наполнить жизнь ребёнка интересными делами, переживаниями в совместной деятельности, выражают его чувства и отношение к миру в соответствии с культурными традициями и ценностями общества, дают возможность приобрести социальный опыт.

    Коммуникативная деятельность у детей дошкольного возраста будет происходить более эффективно, если предпочтение в процессе поиска новых средств и методов организации образовательного процесса отдаётся, во-первых, интегральным, многофункциональным по своему характеру средствам и методам; во-вторых, тем, которые способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересных детям, активизирующих их взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество. Таким средством активизации коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста является игра.

    Особенно важным данное средство оказывается в работе с детьми, которые отличаются скованностью, медлительностью, психологической закрытостью, обнаруживают неразвёрнутые формы вербального общения. Эффективность игры обусловлена тем, что каждый ребёнок проявляется в ней наиболее естественным образом, обнаруживая как признаки нарушений в развитии, так и потенциал своих позитивных качеств. В игровых упражнениях и играх успешно отрабатываются следующие навыки:

    1) пользование предметами быта (телефоном, компьютером и т.д.);

    2) пользование объектами инфраструктуры (покупка в магазине, сообщение сведений о себе родным или работникам экстренных служб и т.д.);

    3) обеспечение безопасности (поведение в разных ситуациях);

    4) общение со сверстниками, взрослыми;

    5) общение с родителями (когда требуется договориться с ними, в том числе в случае отрицательного ответа) .

    Отсюда можно сделать вывод, что в играх происходит освоение человеческих отношений, социальных форм поведения, ценностей своей культуры, традиций, необходимых для продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, развитие позитивного самосознания.

    Существует три блока работы для активизации базовых аспектов развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. Входящие в эти блоки игры можно использовать во всех образовательных областях – «Познание», «Социализация», «Коммуникация» и т.д.

    Первый блок направлен на активизацию такого аспекта коммуникативной деятельности детей, как взаимодействие. Основным его содержанием являются игры и игровые упражнения, ориентированные на учёт позиции собеседника или партнёра.

    1. Правильная передача своих эмоций с помощью жестов, мимики, пантомимики.

    «Лучшая модель». Звучит музыка. Модели выходят на подиум, показывают, кто что придумал (воображаемую причёску, обувь, шляпу, платье, сумку и т.д.). Дети хлопают, поддерживают моделей, после представления отгадывают, что было представлено, высказывают своё мнение, а жюри оценивает игроков, ставит баллы за показ.

    «Отгадай, кто герой». Воспитатель предлагает детям выбрать себе роль из сказки и пока никому не говорит о ней. Каждый ребёнок выходит на середину зала и изображает мимикой, пантомимикой своего героя. Остальные дети отгадывают, называют его. Затем все вместе могут разыграть понравившуюся сказку. Кто хорошо изображал главного героя, будет режиссёром постановки.

    Эти игры, а также «Тень», «Разговор с иностранцем», «Волшебное зеркальце», «День рождения» развивают в дошкольниках способность лучше распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, расширяют их эмоциональный опыт, позволяют замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

    2. Понимание возможности раз личных позиций и точек зрения на какойлибо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от собственной.

    «Кто прав?». Воспитатель рассказывает короткую историю (описывает ситуацию) из жизни группы. Дети должны ответить, кто прав в данной ситуации, и прокомментировать своё мнение. Другие дети могут возразить и доказать иную точку зрения. Воспитатель следит за тем, чтобы дети высказывались, дослушав собеседника.

    «Что чувствуете?». Ведущий говорит какоенибудь слово или сочетание слов, например: «Падает снег». Ребёнок рассказывает, что он чувствует в связи с этим, что ощущает («Свежо и хорошо»). Другие дети выслушивают говорящего, а затем или соглашаются («Да, мне тоже нравится снег. Я люблю играть в снежки»), или объясняют противоположное мнение («Мне нравится первый снег, но не нравится, когда его много. Постоянно двор чистим»). Педагог отмечает тех детей, кто чётко изложил своё мнение и аргументировал ответ. Время от времени, обращаясь к следующему ребёнку, он использует вопросы: «Согласен ли ты с этим мнением? А что ты чувствуешь?».

    Такие игры развивают доброжелательность, отзывчивость, чувствительность к ощущениям или точке зрения сверстника, умение высказать своё мнение, не ущемляя при этом интересы и достоинство других детей.

    Второй блок направлен на активизацию кооперации. Основным его со держанием являются игры и игровые упражнения, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организацию и осуществление совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности.

    1. Умение договариваться, находить общее решение.

    «Реклама». Дети делятся на несколько команд, состоящих из 4–5 человек, и получают задание: «Рекламируйте национальное блюдо». За тем группам выдаются различные блюда: мясное, молочное, мучное, рыбное и т.д. Дети в командах советуются, как они будут рекламировать «своё» блюдо, каждый высказывает ся по этому поводу, все сообща выбирают лучшее решение и показывают его другим детям. Остальные команды оценивают, чья реклама удачнее.

    «Сочиняем сказку». Дети сидят в кругу. Воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были Хороший Юдьийян и Худой Ходьугур». Дальше по кругу дети сочиняют сказку, причём каждый ребёнок дополняет мысль предыдущего. В конце игры участники обсуждают, как у них получилась сказка, как ещё её можно переделать. Так можно сочинять свою версию по любой якутской народной сказке, например «Как собака подружилась с человеком».

    2. Развитие вежливости и доброжелательности.

    «Встреча солнца». Дети встают лицом к солнцу, поднимают руки ладонями сперва к нему, а затем к себе, тем самым заряжаясь жизненной энергией «кутсюр» («душа»). После этого они высказывают стоящему рядом ребёнку благие пожелания. Педагог объясняет, что добрые слова нужно говорить с душой, искренне, смотря собеседнику в глаза.

    «Найди своего друга». Дети стоят по кругу. Когда звучит музыка, они танцуют, прыгают, резвятся. Музыка останавливается. Дети должны найти себе пару. Держась за руки, они говорят друг другу хорошие, добрые слова, например: «Мне нравится играть с тобой в шахматы». – «Спасибо, мне тоже нравится играть с тобой» или «Спасибо. А мне нравится твоя игрушка, ты мне дашь ею поиграть?». Дети должны высказываться так, чтобы партнёры не обиделись и добрые слова понравились им.

    Игры и игровые упражнения второго блока способствуют усилению сплочённости группы, помогают осуществлять взаимный контроль и помощь по ходу игры, приобретение навыков коллективных действий.

    Третий блок ориентирован на активизацию коммуникативной деятельности как условие интериоризации. Основное содержание этих игр и упражнений составляет обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.

    1. Правильное звукопроизношение, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности

    Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

    «Слово – не воробей». Ведущий подбирает различные типы текста: длинное предложение, известное четверостишие, пословицу. Каждую фразу он произносит медленно, внятно и только один раз, начиная с самой длинной. Первое предложение (четверостишие, пословицу) он говорит громко, а остальные всё тише и тише. За правильный (дословный) повтор дети получают очки. Победителем становится тот, у кого их окажется больше. Например, можно начать игру с короткой и хорошо известной пословицы о труде «Кто работает, тот ест», а закончить более длинной «Хорошо, когда оладьи с маслом, а работа с увлечением» и т.д.

    Кроме того, детям нравится играть в дидактические игры «Кто быстрее произнесёт скороговорки?», «Доскажи слово», «Продолжи предложение» и т.д.

    2. Обмен информацией, развитие умения задавать вопросы, строить высказывания, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

    «Моя семья». Ребёнок описывает занятия одного из членов своей семьи, остальные угадывают, про кого он рассказывает. Например: «Утром рано встаёт. Готовит вкусную яичницу. Дома ходит в шортах и футболке. У него (неё) волосы короткие». Надо сказать, что в якутском языке отсутствует понятие родовой принадлежности, это может быть мама или папа. Если дети не смогли угадать, ребёнок добавляет более существенные характеристики: «Он (она) занимается с гирями (гантелями). Когда целует меня, очень щекотно – у него щека колючая» и т.д.

    В любом игровом взаимодействии с ребёнком взрослый может быть наблюдателем, исследователем, партнёром, соучастником, организатором, комментатором. В игре усилия воспитателя должны быть направлены на создание дружелюбной, раскованной обстановки, которая даёт ребёнку абсолютную уверенность в себе и в других. Проводится коррекция поведения лидеров и поддержка тех, кто не пользовался популярностью в группе.

    Таким образом, игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и проявление собственной активности каждым ребёнком, развивает умения согласовывать свои действия, сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения, чётко и понятно излагать свои чувства, впечатления, знания.

    Литература

    1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] ; отв. ред. А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

    2. Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 // Российская газета. – Федер. вып. № 5125 от 5 марта 2010 г.

    3. Репринцева, Г.И. Игра – ключ к душе ребёнка : Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром : метод. пос. / Г.И. Репринцева. – М. : ФОРУМ, 2008. –


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

    Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и,  прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

    Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

    Опыт работы по формированию у старших дошкольников межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру...

    План по самообразованию «Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

    С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одним из направлений развития интеллектуальных способно...

    Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

       В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...

    Подвижные игры как средство социально - коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Умение общаться является одними из факторов успеха в любой сфере человеческой деятельности. Отсутствие элементарных навыков ...

    Опыт работы по теме: Технология проблемного обучения как средство активизации мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с правилами дорожного движения

      Все мы живем в современном обществе увеличивается количество машин.Важным остается тот факт, что дошкольники испытывают трудности в формировании навыка безопасного поведения на...