Главные вкладки

    План самообразования по теме: «Развитие психомоторики у детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок»
    рабочая программа (младшая группа) по теме

    Калмыкова Ольга Николаевна

    Создания социально – эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста, учитывающих этапы онтогенеза ребенка в развитии психомоторики и психические процессы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya.docx68.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования воспитателя Калмыкова О.Н.

    по теме: «Развитие психомоторики у детей дошкольного возраста

    по средствам русских народных сказок»

    Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли.

    Жан Жак Руссо

    Пояснительная записка

    Моторика (от лат.motor - приводящий в движение) - двигательная активность организма, отдельных его органов и их частей. Психомоторика – индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательной реакции человека. Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Эта связь так сильна, а нарушения психического развития создают такие многочисленные и разнообразные взаимосвязи с двигательными нарушениями, что определение «психомоторное развитие» используется как в отношении нормы, так и патологии (М.И.Лохов).

           Движения ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических ощущений и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. Результаты исследований по двигательной сферы показывают, что у большинство детей дошкольного возраста, есть недостаток движений, который  наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук.  Недостаток, показал, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

    Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя традиции, наши предки занимались ранним развитием детей - сами того не зная. Они закаляли их, не создавая тепличных условий. Создавали адекватную картину мира, напевая колыбельные. Русские народные сказки - настоящий кладезь информации, не только классические «Курочка Ряба» и «Репка», но и сотни других сказок могут научить вашего ребенка думать, сравнивать, переживать за других людей. Сказки можно не только читать, но и обсуждать, а также является  средством развития  моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие мозга.

    Актуальность темы показывает, отклонении в моторной, психической, речевой и эмоциональном развитии, которые являются уже в раннем и дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений и школьной дезадаптации.

    Цель: Создания социально – эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста, учитывающих этапы онтогенеза ребенка в развитии психомоторики и психические процессы.

    Задачи:  развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику через использование системы упражнений на материале русских народных сказок;

    - совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

    - формировать точность и целенаправленность движений и действий;

    - осваивать навыки правильного речевого дыхания;

    - обогащать словарный запас;

    - развивать психические процессы: мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

    План работы разработан в соответствии с актуальностью проблемы.  Сказки подбирались с учетом: возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей 3-5 лет. Успешное решение поставленных задач возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи всех видов детской деятельности, работы с родителями.

            Психомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

    3 года. Называет 4 основных цвета. Переступает через препятствия высотой в 10 - 15 см. В речи использует сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Часто задает вопросы «почему?», «когда?», «зачем?». Проявляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», «воспитательница» и др. В игре используются сюжетные постройки. Рисунки карандашом отражают предметы, при лепке создаются простые фигуры из пластилина. Полностью сам одевается, пользуется салфеткой и носовым платком.

    4 года. Двигательные умения: свободные, координированные движения рук, бросает мяч двумя руками, ловит его, не прижимая к груди, прыгает с высоты и в длину    на 15-20 см, по сигналу сдерживает движения, любит лазать, заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии. Сенсорное развитие: знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку, знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставить по длине, ширине, высоте, правильно ориентируется в пространстве, узнает на ощупь предметы. Умственное развитие: считает до 5, знает время года, время суток. Задает вопросы «что?», «зачем?», «почему?», слушает и пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картин, речь фразовая, грамматически оформленная. Игровая деятельность. Появляются сюжетно-ролевые игры с другими детьми, продолжительность игры до  40 мин, появляются любимые игры, любит играть со строительным материалом. Занимается конструированием, обыгрывает постройку — «гараж», «дом». Поведение. Внимательно слушает взрослых, называет взрослых по имени, отчеству. Соблюдает правила поведения в обществе, сформированы основные гигиенические навыки: опрятность, умывание, мытье рук после туалета. Навыки: самостоятельно одевается, кушает, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой, самостоятельно умывается.

    5 лет. Двигательные умения: сформирована правильная осанка, хорошо координированы движения рук и ног при ходьбе, умеет ходить и бегать по кругу, без боязни прыгает с высоты, может ходить по бруску высотой 30 см и шириной 20 см. Подбрасывает мяч, ловит его, четко координирует движения пальцев при конструировании, хорошо рисует горизонтальные и вертикальные линии.

    Сенсорное развитие. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки, может расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке, ориентируется в частях собственного тела.

    Умственное развитие. Считает до 5, формирует обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты» и т. д. Речь фразовая с хорошим произношением. Нервная деятельность. Есть любимые игры, в игре отражается окружающий мир. Поведение. Выполняет правила поведения. Навыки: все умеет делать самостоятельно.

    Основные принципы работы:

    1. Ведущим принципом развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на индивидуальном развитии тех участков онтогенеза ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

    2. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода (выбор форм и методов работы осуществляется с учетом психологических особенностей каждого ребенка).

    3. Принцип сотрудничество (позволяет решать поставленные задачи в совместной деятельности взрослого и детей и как итог - самостоятельной деятельности).

    4. Принцип доступности  (проведение рационально спланированной, продуманной работы, в различных видах деятельности).

    5. Принцип активного привлечения к социокультурным нормам, традициям, общества.

     Сроки реализации рассчитана на 2 года  обучения   и предусмотрена для детей младшего дошкольного возраста (3-5лет). На 2 года обучения рассчитано - 36 занятия, курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по апрель). Занятия проводятся с группой детей 2 раза в месяц (во 2-й половине дня). В начале и конце педагогический мониторинг по выявлению особенности зрительно - моторной регуляции действий,  моторной координации, ловкости.

    Режим работы:

    Дни проведения

    Понедельник

    1 неделя

    Среда

    3 неделя

    Продолжительность занятий:

     1 год обучения (2 младшая группа) – 15 мин;            

     2 год обучения (средняя группа) –  20 мин.

    Вторая половина рабочего дня.

    В структуру занятий входит:

    - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

    - упражнения для развития психических процессов;

     - дыхательная гимнастика;

    - способность действовать по инструкции;

    - развития словарного запаса.

    Этапы реализации:

    I. Организационно-диагностический

    1. Стартовое обследование детей с целью точного определения состояния психомоторного развития.

    2. Изучить литературу по теме, составить перспективное планирование.

    3. Разработка образовательной деятельности, в соответствии  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    4. Совершенствование обогащенной предметно-развивающей среды.

    5. Формирование позитивной установки детей на участие в занятиях психомоторного развития посредством русской народной сказки.

    II. Практический - образовательный

    1. Проведение мониторинга (осенний, весенний)
    2. Реализация перспективного планирования по психомоторному развитию.
    3. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.

    4.   Повышение компетентности родителей в вопросах развития психомоторики и психических процессов дошкольного возраста.  

    5. Обеспечение преемственности в деятельности  воспитателей и родителей воспитанников.

    III. Результативный

    1. Мониторинг результатов с целью выявления динамики и особенностей продвижения в процессе психомоторного развития всех и каждого из воспитанников.

    2. Подготовка и организация итогового открытого занятия.

    3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для родителей воспитанников по организации дальнейшей работы по обогащению психомоторного развития ребенка.

    4. Составление отчета об итогах проведенной работы за учебный год.

    Формы  работы по теме:

    • Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических

    пособий по теме, проведение занятий.

    • Работа с детьми по всем образовательным областям:
    • в процессе НОД (продуктивной деятельности);
    • индивидуальной работе;
    • на прогулке;
    • утренней гимнастике;
    • самообслуживание;
    • самостоятельная деятельность.
    • Доклад (презентация) на педсовете.
    • Открытое занятие для педагогов.
    • Консультация, анкетирование, информация в уголке для родителей.
    • Практический материал «Домашнее задание» для родителей (с средней группы).

    Ожидаемые результаты:

    • Сформировать мышечную работу у детей, и достигнуть определенный результат

    за установленный срок.

    • Укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
    • Разучить  с детьми пальчиковые игры и физкультминутки.
    • Способствовать развитию психических функций у детей, как  мышление,  

    память, внимание,  речь; улучшить ориентировку в пространстве; воспитать такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

    • Умение создавать художественный образ своего изделия.
    • Развивать словарный запас, при помощи русских народных сказок.

    Информационные ресурсы:

    1. http://mamkam.spb.ru/about/psixomotornoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-ot-3-do-7-let/
    2. http://nsportal.ru
    3. festival.1september.ru
    4. medkurs.ru/lecture3k/child

    Методическое обеспечение:

    1. Барышева А., Далидович А. Развиваем мелкую моторику. ООО Издательство

    «Эксмо», 2015. – 33с.

    Вакуленко Ю. А. Физкультминутки. Упражнения, игры, комплексы движений, импровизации, инсценировки. Учитель, 2017 г. – 106.

    1. Васькова О. Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи

    детей дошкольного возраста. Издательство: Детство-Пресс, 2017 г. – 112с.

    1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве.

    Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г. – 336с.

    1. Выготский Л.С. Педагогическая психология .под ред. В.В. Давыдова. М.,

    2010. – 556с.

    5. Гальцова П.С., Дудка И.С., Ильина О.В. Логопедические сказки для самых маленьких. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.

    6Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких:

    Учебно-методическое пособие. – КАРО, 2012. – 128с.

    1. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая

    Младшая и средняя группа. Конспекты занятий. ФГОС. Учитель, 2017 г. – 163с.

    1. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для

    воспитателей детского сада и и родителей. Под ред. О.С. Ушакова. – ТЦ «Сфера» - 2017. -208с.

    1. Сутеев В.Г. Сказки и сказочные повести. М., 2006 – 126 с.

    Тематический план работы на 2017 – 2018 учебный год

    для второй младшей группы (3 -4 года)

    Тема и задачи занятия

    Сентябрь

    Мониторинг «Методика исследования психомоторного развития (стартовая)

    (Методика Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича)

    Цель. Выявить и изучить особенности зрительно - моторной регуляции действий,  моторной координации, ловкости.

    Аленушка и лиса

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Игра «Медвежонок» Учить вступать в общение с помощью речи и игровых действий. Упражнение «Апельсин» Развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Лепка «Угощение для лисоньки» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Подвижная игра «Мы топаем» Развивать остроту слухового восприятия, чувство ритма. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Октябрь

    Почему плакал котенок?

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая игра «Гуси» Умение управлять своими руками. Игра      «Чей голос?» Формировать умение соотносить названия взрослого животного  и его детеныша. Штриховка «Блюдце с молоком» Развитие графомоторных навыков. Народная игра «Девочки и мальчики» Учить вступать в общение при помощи игровых действий. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Ноябрь

    Сказка о глупом мышонке

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Игра «Кто кричит?» Учить различать на слух звукоподражания и соотносить их с определёнными животными. Физкультминутка «Бегут, бегут со двора» Развивать работоспособность, снятия нагрузки. Обводка по точкам «Рыбка» Развитие графомоторных навыков. Подвижная игра «Кошки-мышки» Развитие двигательных способностей, координации движений, быстроты реакций, ловкости, внимательности. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Декабрь

    Колобок

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Игра «Кто больше действий назовет?» Формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия. Физкультминутка «Вместе по лесу идём» Развитие общей моторики, способность действовать по инструкции. Рисование «Колобок для лисы» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

     

    Январь  

    Зимний теремок

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая игра «Мышка» развитие мелкой моторики, речи, внимания. Отгадывание загадок «Сундучок загадок» Формировать умение выразительно передавать  содержание, характеры с помощью слов. Аппликация «Теремок» Учить управлять своими руками. Подвижная игра «Мишка по лесу гуляет» Развитие двигательных способностей, координации движений. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Петушок и бобовое зернышко

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Упражнение «Петушок клюет зернышки» Способствовать снятию психофизического напряжения. Игра «Назови героев, кто помог петушку?» Побуждать эмоционально откликаться на происходящее в сказке. Рисование «Петушок» Развитие тонкой моторики рук. Игра малой подвижности «Мы – цыплята» Формировать умение действовать в соответствии с правилами. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Февраль.

    Зимовье зверей

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая игра «Елочка» Развивать чувство ритма, мелкую моторику. Игра  «Где мы были, мы не, скажем» Учить соотносить глагол с действиями, которое оно обозначает. Обводка по точкам «Разные животные» Развитие графомоторных навыков. Танец «На дворе мороз и ветер» Развитие танцевальных способностей, ловкости, внимательности. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Курочка Ряба

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку.  Игра «Кто что делает» Развитие активного словаря. Физкультминутка «Мышка Норушка» Закреплять навык двигаться по инструкции. Аппликация «Яичко от курочки» Развитие мелкой моторики пальце рук. Подвижная игра «Курочка и цыплята» развитие внимательности, наблюдательности, ловкости, гибкости и быстроты реакций. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Март

    Лиса, петух и заяц

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Дидактическая игра «Ручейки и солнышко» Развивать мелкую моторику, выкладывая ручейки и лучики из полосок. Пальчиковая игра «Дикие животные» Способствовать развитию творческой игры. Игра «Угадай и покажи» Формировать умение видеть детали в описании предмета. Подвижная игра «Зайцы и лиса» Развивать координацию в подвижной игре. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Три медведя

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Игровое упражнение «Преодолеваем полосу препятствий» Умение выполнять разнообразные движения по словесной инструкции. Игра «Один и много»  Учить понимать значение слов (один-много, большой – маленький, громко-тихо). Подвижная игра «Мишка косолапый» Развивать активность и творчество в процессе двигательной деятельности. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Апрель

    Репка

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку.  Пальчиковая игра «Ладушки» Развивать слуховое внимание, чувство ритма,  мелкую моторику. Игра «Кто что делает?» Учить отвечать на вопросы.  Аппликация «Большая, пребольшая репка» Наклеивание готовой формы, развитие мелкой моторики пальцев. Русская народная игра «Репка» Учить ориентироваться в пространстве, быстро и точно реагировать на сигнал. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Волк и семеро козлят

    Задачи. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Упражнение «Волк и козлята» Формировать умение воспринимать слова на слух и выполнять действия. Развивающая игра «Песня волка» Организовать тренировку носового дыхания, смыкания губ, повышать  дыхательные движения. Обводка по точкам «Дровосек» Развитие графомоторных навыков. Танец с лентами «Козлятки» Совершенствовать выполнение танцевальных навыков. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Май

    Мониторинг «Методика исследования психомоторного развития (итоговая)

    (Методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича)

    Цель. Выявить и изучить особенности зрительно - моторной регуляции действий,  моторной координации, ловкости.

    Подведение итогов обучения

    Методика диагностика психомоторного развития

    (Модифицированный вариант методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревича)

     Цель. Выявить и изучить особенности зрительно - моторной регуляции действий,  моторной координации, ловкости.

    Процедура диагностики. Проводится индивидуально, ребенку предлагают выполнить задания.

    Проба 1. Оценка функции равновесия. Исходное положение: пятка правой (левой) ноги примыкает к носку левой (правой) ноги, стопы расположены по прямой линий, руки вдоль туловища. Сохранять позу 15 секунд с закрытыми глазами. Отмечается смещение ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование.

    Проба 2. Оценка координации «Пальчик с носиком здороваются». После показа предлагают ребенку закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки кончика носа, мочки левого уха. Задание повторяется другой рукой.

    Проба 3. Оценка тонкой моторики рук «Уложи монетки в коробку».  На стол ставят картонную коробку размером 10х10, перед ней на расстоянии 5 см раскладывают 20 монет диаметром 2см. По сигналу ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Сначала правой рукой, потом левой. Время для ведущей руки – 15 с, для другой руки – 20 с.

    Проба 4. Оценка моторики пальцев рук «Нарисуй пальчиками кружочки».  В течение 10с. указательным пальцем горизонтально вытянутых вперед  рук ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера, но одинаковые для обеих рук, в противоположном направлении. Задание не выполнено, если ребенок осуществляет вращение одновременно в одну сторону или делает круги разного размера.

    Проба 5. Оценка механизмов автоматизации движений руки «Давай поздороваемся». Ребенку предлагают протянуть руку для препятствие: сначала правую, затем левую, затем обе руки.  Отмечают наличие лишних движений (сжимание кисти противоположной руки, приподнимание плеч, сохранение мышц лица, открывание рта и т.п.)

    Обработка результатов.  Заполняют диагностическую карту. Подсчитывают сумму баллов по всем пробам, на основе суммы баллов определяют уровень, составляют оценочные таблицы.  

    Бальная шкала оценка выполнение проб

    Критерии оценки:

    - выполняет правильно с первой попытки – 3 балла;

    - выполняет правильно с второй попытки  - 2 балла;

    - выполняет с помощью взрослого – 1 балл;

    - не выполняет – 0 баллов;

    Шкала оценки уровня психомоторного развития:

     - высокий – 15 – 11 баллов;

    - средний – 10 – 6 баллов;

    - низкий – 5 – 0 баллов.

    Тематический план работы на 2018 – 2019 учебный год

    для средней группы (4 - 5 года)

    Тема и задачи занятия

    Сентябрь

    Мониторинг «Методика исследования психомоторных функций» (стартовая) (Методика Г.А. Волковой).

    Цель. Выявить и изучить психомоторные функции у детей 4 - 5 лет.

    Репка (усложнённая)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Игра «Овощи» Координация слова с движениями. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Слова для бабушки» Обогащение словаря прилагательных. Штриховка Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Общее и различное» Развитие способности к сравнению и обобщению. Лепка «Репка» Развитие мелкой моторики рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Октябрь

    Теремок

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Лягушкины слова» Упражнение в подборе имен прилагательных. Штриховка «Зайчик» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Кто это?» Развитие воображения, умения передавать и распознавать эмоциональные состояния. Лепка «Теремок» Развитие тонкой моторики рук, умение работать в команде. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию в привычной для них к социальной среде.

    Маша и медведь

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Физкультминутка «За ягодами» Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Я знаю пять…» Обогащение словарного запаса, развитие памяти и общей моторики. Контурное изображение Медведя Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Лепка «Пирожки для бабушки и дедушки» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Ноябрь

    Лиса и журавль

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Чье это?» Развитие словарного запаса, способности к словообразованию. Штриховка «Кувшин» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Загадки «Птицы» Развитие вербального мышления. Разрисовывание тарелки Развитие тонкой моторики рук, развитие творческого воображения. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию в привычной для них к социальной среде.

    Три медведя (усложнённая)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Назови ласково» Обогащение словарного запаса, развитие навыков к словообразованию. Обводка посуды Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Противоположности» Развитие наглядно-образного мышления, развитие словарного запаса. Лепка «Горшочек меда» Развитие мелкой моторики пальцев рук, уточнение словаря прилагательных. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Декабрь

    Мужик и медведь (Вершки и корешки)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Овощи и фрукты» Развитие речеслухового внимания. Штриховка «Репка» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка «Фрукты – овощи» Развитие речеслухового внимания, обогащение словаря, развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Отгадай предмет по описанию» Развитие вербального мышления, обогащения словаря, расширение запаса общих сведений об окружающем. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Зайкина избушка

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Волчьи слова» Развитие словарного запаса, обогащение словаря прилагательных. Штриховка «Лубяная избушка» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Загадки «Домашние птицы» Развитие вербального мышления. Рисунок «Портрет любимого героя» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук.

     

    Январь

    Кораблик (В.Г. Сутеев)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Назови ласково» Развитие словарного запаса, способности к словообразованию. Обводка по точкам «Орех» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Назови одним словом» Развитие вербального мышления. Аппликация «Кораблик» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Яблоко (В.Г. Сутеев)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «С какого дерева упал лист?» Развитие словарного запаса, формирование словообразования. Штриховка «Яблоко» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Кто это? Что это?» Развитие словарного запаса, развитие вербального мышления. Лепка «Яблоко» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Февраль

    Под грибом (В.Г.Сутеев)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Портрет мышки» Развитие активного словаря. Обводка по точкам «Воробей» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Загадки «Грибы» Развитие вербального мышления. Аппликация «Гриб» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию в привычной для них к социальной среде.

    Три поросенка (С.В. Михалков)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Слова для поросенка» Развитие активного словаря. Штриховка «Домик из соломы» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Доскажи сказку» Развитие памяти. Аппликация «Домик для поросят» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «Выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию в привычной для них к социальной среде.

    Март

    Бычок – смоляной бочок

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Чьи дети?» Развитие активного словаря. Обводка по точкам «Воробей» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции.  Лепка «Бычок – смоляной бочок» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Кот, петух и лиса (усложнённая)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку.  Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Опиши Кота» Развитие активного словаря. Обводка по точкам «Петушок» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Лепка «Любимый герой» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Апрель

    Красная шапочка (Ш. Перро)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку.  Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Игра «Слова наоборот» Развитие вербального мышления. Штриховка «Волк» Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики пальцев рук. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Рисунок «Красная шапочка» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

     Разные колеса» (В.Г.Сутеев)

    Задача. Ритуал «Входа» Создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку.  Пальчиковая гимнастика Развитие мелкой моторики пальцев рук. Загадки «Транспорт» Развитие вербального мышления. Физкультминутка Развитие обшей моторики, координация движений, способности действовать по инструкции. Игра «Кто больше?» Развитие словарного запаса, развитие вербального мышления. Аппликация «Телега с разными колесами» Развитие мелкой моторики пальцев рук. Ритуал «выхода» Закрепление нового опыта, подготовка к взаимодействию к социальной среде.

    Май

    Мониторинг «Методика исследования психомоторных функций» (стартовая) (Методика Г.А. Волковой).

    Цель. Выявить и изучить психомоторные функции у детей 4 - 5 лет.

    Вступление по микро-группам  Семинар «Развитие психомоторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровую психогимнастику»

    Домашнее задание 

    (дети 4 – 5 лет выполняют с родителями)

    Сентябрь

    Репка

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Репка».

    2. Попросите ребенка перечислить названия овощей, которые он знает, и подобрать к каждому овощу определение (запишите их).

    Октябрь

    Теремок

    1. Попросите ребенка подобрать определения к лягушке, зайчику, медведю (запишите их). 

    2. Слепите с ребенком из пластилина любого обитателя теремка (фото).

    3. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Теремок». 

    Маша и медведь

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Маша и медведь»

    2. Слепите с ребенком короб, в котором пряталась Маша (фото).

    3. Попросите ребенка показать, как ходят медведь и другие лесные жители (заяц, белка, лиса).

    Ноябрь

    Лиса и журавль

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Лиса и журавль»

    2. Подберите с ребенком эпитеты для Лисы и Журавля (запишите их).

     (Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

    3. Слепите с ребёнком кувшин или тарелку (фото).

    Три медведя

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Три медведя»

    2.Обратите внимание ребенка на разные размеры предметов.

    Декабрь

    Мужик и медведь (Вершки и корешки)

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Мужик и медведь»

    2. Слепите с ребенком репу из пластилина (фото).

    Зайкина избушка

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Зайкина избушка»

    2. Подберите месте с ребенком слова определения для лисы и петушка. Например: Лиса какая? – Рыжая, хитрая. Петушок какой? – храбрый, добрый и т.п. (запишите их).

    Январь

    Кораблик

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Кораблик» (В.Г. Сутеев)

    2. Попросите ребенка пересказать сказку (запишите ее).

    Яблоко

    1.Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Яблоко» (В.Г.Сутеев)

    2. Подберите вместе с ребенком эпитеты к героям сказки (запишите их).

    (Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

    Февраль

    Под грибом

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Под грибом» (В.Г.Сутеев)

    2. Подберите вместе с ребенком эпитеты к героям сказки (запишите их). 

    (Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

    Три поросенка

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Три поросенка» (С.В. Михалков)

    2. Попросите ребенка подобрать определения к каждому дому. Например. Дом какой? – Соломенный, маленький и т.п. (запишите их).

    Март

    Бычок – смоляной бочок

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Бычок – смоляной бочок».

    2. Попросите ребенка пересказать вам сказку (запишите ее).

    Кот, петух и лиса

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Кот, петух и лиса»

    2. Подберите вместе с ребенком эпитеты к героям сказки (запишите их).

    (Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения)

    Апрель

    Красная шапочка (Ш. Перро)

    1. Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Красная шапочка»

    2. Попросите ребенка пересказать вам сказку (запишите ее).

    Разные колеса

    1.Нарисуйте иллюстрацию к сказке  «Разные колеса» (В.Г.Сутеев)

    2. Попросите ребенка подобрать определения к каждой машине. Например. Машина  какая? – Грузовая, маленькая и т.п. (запишите их).

    Май

    Сказка на выбор

    1. Нарисуйте иллюстрацию к любимой сказке.

    2. Выполнить любое задание на выбор.

    Мониторинг «Методика исследования психомоторных функций» (стартовая) (Методика Г.А. Волковой).

    Цель. Выявить и изучить психомоторные функции у детей 4 - 5 лет.

             

    Методика № 1.       Исследование особенностей  общей произвольной моторики

    Цель: Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статической и динамической координации, одновременность, отчетливость движений.

    Задания:

    1. Исследование статической координации движений

    Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

    Оценка. Высокий уровень – 3 балла (свободно удерживает позы, слегка балансирует туловищем). Средний уровень – 2 балла (удерживает позы с легким  напряжением; раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой). Низкий уровень - 1 балл (удерживает позы с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает). Критический уровень – 0 баллов (открывает глаза и отказывается выполнять пробу).

    2.  Исследование динамической координации движений

    Выполнить подряд три плавных приседания. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

    Оценка. Высокий уровень – 3 балла (выполняет правильно). Средний уровень - 2 балла (с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками). Низкий уровень – 1 балл (крайне напрягается, становится на всю ступню). Критический уровень – 0 баллов (отказывается выполнять пробу).

    3. Исследование переключения движений

    Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

    Оценка. Высокий уровень – 3 балла (переключение движений сохранно). Средний уровень – 2 балла (выполняет с небольшими нарушениями). Низкий уровень - 1 балл (переключение движений нарушено). Критический уровень – 0 баллов (отказывается выполнять пробу).

    4. Исследование наличия или отсутствия движения

    Поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

    Оценка. Высокий уровень – 3 балла (выполнение движений с первого раза). Средний уровень – 2 балла (выполняет со второго раза). Низкий уровень - 1 балл (выполняет  движения с  третьего раза). Критический уровень – 0 баллов (задание не выполняет).

    5. Исследование пространственной организации движений (по подражанию)  Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по кабинету (залу), начиная движение справа и слева.

    Оценка. Высокий уровень – 3 балла (выполнение задания не вызвало затруднений). Средний уровень – 2 балла (задание выполнено с небольшими нарушениями). Низкий уровень - 1 балл (задание выполнено с трудом).  Критический уровень – 0 баллов (задание не выполняет).

    6. Исследование пространственной организации движений (по словесной инструкции)  По словесной инструкции проделать эти же движения.

    Оценка.  Высокий уровень – 3 балла (полноценное, четкое выполнение). Средний уровень – 2 балла (недостаточно четкое выполнение, ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела). Низкий уровень - 1 балл (задание выполнено минимально, ошибки в пространственной организации движений — неуверенность выполнения). Критический уровень – 0 баллов (задание не выполнено).

     

    Методика № 2.   Исследование произвольной моторики пальцев рук

    Цель: Определение качества и степени дифференцированности движений тонкой моторики пальцев рук.

    1.  Пальцы сжать в кулак — разжать.
    2. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно («Здравствуй, пальчик»).
    3. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз).
    4. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз).
    5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз).
    6.  На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз).

    Оценка. Высокий уровень – 3 балла (плавное, четкое выполнение проб). Средний уровень – 2 балла (проявляется напряженность, скованность движений). Низкий уровень - 1 балл (нарушение темпа выполнения движений, скованность, напряженность либо слабость). Критический уровень – 0 баллов (невыполнение движений).

      Итоговая оценка результатов эксперимента:

    Результаты  выполнения всех заданий методик суммируются, определяется степень выполнения по формуле:  Общая сумма баллов: на количество заданий = средний балл, по среднему баллу определяется уровень развития психомоторики.

    Высокий уровень – от 2,5 до 3,0 баллов

    Средний уровень – от 1,5 до 2,4 баллов

    Низкий уровень –  от 1,0 до 1,4 баллов.

    Критический уровень – от 0 до 0,9 баллов.

    Также можно высчитать средний балл по группе, по каждому заданию: общая сумма баллов всех детей: на количество детей = средний балл.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

    Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

    В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

    Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок.

    Статья: Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, по средствам русских народных сказок. Автор: О.В. Отченаш, воспитатель ГБДОУ детский сад № 52 Фрунзенского района Санкт-Петербу...

    План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

    Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

    Проект "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок"

    Данный проек  расчитан для детей младшего дошкольного возраста и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредствам приобщения их к русским народным сказкам....

    Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

    Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

    План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

    Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...