Главные вкладки

    Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. (выступление на Педагогическом совете)
    статья на тему

    Федорова Светлана Викторовна

    Роль музыки в патриотическом воспитании
    детей дошкольного возраста.

    (выступление на Педагогическом совете)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_muzyki_v_patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx17.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль музыки в патриотическом воспитании
    детей дошкольного возраста.

    (выступление на Педагогическом совете)

     «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь 
    растения на протяжении нескольких  десятилетий,   так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

    В.А. Сухомлинский.

            Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

            Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», говорил Аристотель.

             Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

            Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания.   Широко используется  многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике.

            Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.

            Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей — это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:

           А для милой мамочки

          Испеку два пряничка.

    Данная песня стала уже классикой. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:

       Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,

       Что лучше всех на свете мамочка моя!

    И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»).

             Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, которые  вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания,  чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

             Особое значение в рамках нравственно - патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

            Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.

            Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

    Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

    «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Выступление на педагогическом семинаре.

    В данном выступлении отражен мой опыт работы с детьми в кружке "Умелые ручки", имеется информация о различных техниках нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. ...

    Индивидуализация детей дошкольного возраста (выступление на Педагогическом совете)

    В материале раскрыты вопросы: 1) индивидуализация детей дошкольного возраста; 2) формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников....

    Консультация для воспитателей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста» (выступление на пед.совете)

    Консультация для воспитателей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»...

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Доклад к Педагогическому совету

    Образовательная цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного врзраста состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказк...

    "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".(Выступление на педагогическом совете )

    Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей. Общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ре...

    Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете

    Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....