Рабочая программа " Социокультурные истоки"
рабочая программа
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для разновозрастной группы. Занятия проводятся по подгруппам , один раз в месяц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya.docx | 75.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании педагогического совета МБОУ «Ватинская ОСШ» Протокол № ____ от ____________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ватинская ОСШ» _____________И.И. Туровская «____» ____________ 2017 г. |
Рабочая программа
«Воспитание на социокультурном опыте»
(Социокультурные истоки В ДО)
на 2017-2018 учебный год
Составители: Михайлова Р.Р.
Давыдова Р.А.
Согласовано:
старший воспитатель
______________А.Н. Хасанова
д. Вата
2017 г.
Содержание
1.Пояснительная записка | 4 стр. |
| 5 стр. |
1.2.Ожидаемые результаты. | 6 стр. |
| 7 стр. |
2.1. Перспективное планирование для детей четвертого года жизни. | 9 стр. |
2.2. Перспективное планирование для детей пятого года жизни. | 12 стр. |
2.3.Перспективное планирование для детей шестого года жизни. | 15 стр. |
2.4.Перспективное планирование для детей седьмого года жизни. | 18 стр. |
3.Работа с родителями. | 21 стр. |
4. Работа с педагогами. | 26 стр. |
Заключение. | 27 стр. |
Список использованной литературы. | 28 стр. |
- Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в младшей подгруппе (3-4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
в средней подгруппе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
- в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации.
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.
Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).
1.2. Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
1.4. Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
- Календарно - тематическое планирование.
Возраст | Темы разделов | Кол-во занятий | Планируемая дата проведения | Примечания |
Четвертый год жизни. | «Любимое имя» | 1 | Сентябрь | |
«Доброе слово» | 1 | Октябрь | ||
«Ласковая песня» | 1 | Ноябрь | ||
«Праздничная песня» | 1 | Декабрь | ||
«Любимый образ» | 1 | Январь | ||
«Образ света» | 1 | Февраль | ||
«Добрый мир» | 1 | Март | ||
«Добрая книга» | 1 | Апрель | ||
«Любимая книга» | 1 | Май | ||
Всего: | 9 | |||
Пятый год жизни | «Дружная семья» | 1 | Сентябрь | |
«Домашнее тепло» | 1 | Октябрь | ||
«Дорога добра» | 1 | Ноябрь | ||
«Сказочный лес» | 1 | Декабрь | ||
«Добрая забота» | 1 | Январь | ||
«Труд земной» | 1 | Февраль | ||
«Любимая сказка» | 1 | Март | ||
«Благодарное слово» | 1 | Апрель | ||
«Светлый праздник» | 1 | Май | ||
Всего: | 9 |
Шестой год жизни | «Верность родной земле» | 1 | Сентябрь | ||
«Светлая вера» | 1 | Октябрь | |||
«Радость послушания» | 1 | Ноябрь | |||
«Светлая надежда» | 1 | Декабрь | |||
«Доброе согласие» | 1 | Январь | |||
«Добрые друзья» | 1 | Февраль | |||
«Добрые дела» | 1 | Март | |||
«Мудрое слово» | 1 | Апрель | |||
«Мудрые люди» | 1 | Май | |||
Всего: | 9 | ||||
Седьмой год жизни | «Сказочное слово» | 1 | Сентябрь | ||
«Напутственное слово» | 1 | Октябрь | |||
«Жизненный путь» | 1 | Ноябрь | |||
«Светлый образ» | 1 | Декабрь | |||
«Великий чудотворный образ» | 1 | Январь | |||
«Мастера и рукодельницы» | 1 | Февраль | |||
«Старание и терпение» | 1 | Март | |||
«Семейные традиции» | 1 | Апрель | |||
«Книга - праздник души» | 1 | Май | |||
Всего: | 9 | ||||
Всего занятий во всех подгруппах | 36 |
2.1 Перспективное планирование для детей четвертого года жизни
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Любимое имя» | 1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови» Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя» 2.«Ласковое имя» Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?» Игра «Это мое имя» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». 2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя. 3.Развитие чувства само--ценности у ребенка. |
Октябрь | «Доброе слово» | 1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом. Чтение рассказа «Как кактус свое получил» 2 «Здравствуй, Катя!» Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя». Ресурсный круг «Доброе слово». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. |
Ноябрь | «Ласковая песня» | 1.«Спи моя радость усни» Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать». 2. «Ласковая песенка» Ресурсный круг «Колыбельная песня». Разучивание песни «Спи моя радость усни» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Песня». 2.Развитие умения слушать друг друга |
Декабрь | «Праздничная песня» | 1.«В лесу родилась елочка» Оформление страницы альбома: аппликация «Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.)
Ресурсный круг «Новогодняя елочка». Рисование новогодней елки | 1.Дальнейшее наполнение категории «Песня». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом. 3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей. |
Январь | «Любимый образ» | 1.«Моя мама». Ресурсный круг «Мамочка моя». Чтение рассказа «Сон о мамах» 2.«Любимый образ» Оформление страницы альбома: рисунок «Солнышко для мамы». 4.Игра «Поможем маме» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Образ». 2.Формирование способности понимать чувства других людей. 3.Развитие умения проявлять доброе отношение к людям. |
Февраль | «Образ света» | 1.«Чтобы солнышко светило, радость детям приносило» Разговор в круге о солнышке. Чтение рассказа «Для чего солнцу равновесие», «Как солнце за полдня плохим стало» 2 «Озорное солнышко» Игра «Солнышко и дождик». Ресурсный круг «Позови солнышко» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие умения выражать свои добрые чувства. 3.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Март | «Добрый мир» | 1 «Пришла весна, открывай ворота» Разговор в круге на тему: «Добрый мир». чтение «Почему все люди братьями зовутся» 2 «Нет милей дружка, чем родная матушка» Ресурсный круг «Добрый мир» 3.Игра «Наседка и цыплята» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ». 2.Развитие мотивации на общение друг с другом. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Апрель | «Добрая книга» | 1.«Репка» Работа в круге: рассматривание детьми книги «Репка». Ресурсный круг «Добрая книга». 2.«Дедушкины помощники» Оформление страницы альбома «Добрая книга»: раскрашивание иллюстрации к сказке «Репка». Игра –драматизация «Репка» | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Книга». 2.Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. 3.Развитие умения слышать друг друга. |
Май | «Любимая книга» | 1. «Книга- лучший друг» Совместное чтение книг. Ресурсный круг «Моя любимая книга».
Игра-викторина «Угадай название» | 1.Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга». 2.Развитие взаимодействия детей и воспитателя. 3.Создание позитивного настроя на общение в группе. |
2.2 Перспективное планирование для детей пятого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Дружная семья» | 1. «Домашнее тепло» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Дружная семья». 2. «Мама, папа, я- дружная семья» Работа в паре «Дружная семья». 3.Настольно-печатнаная игра «Семейная прогулка» (с участием взрослых). | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Семья». 2.Формирование у детей отношения к семье. 3.Формирование у детей способности договари-ваться, приходить к единому мнению. |
Октябрь | «Домашнее тепло» | 1. «Семеро по лавкам» Чтение рассказа Л. Нечаева Игра –драматизация по рассказу Л. Нечаева «Семеро по лавкам».
Ресурсный круг «Домашнее тепло». Оформление страницы альбома: раскрашивание иллюстрации к рассказу «Семеро по лавкам». | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Семья». 2.Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким. 3. Развитие умения слушать друг друга. |
Ноябрь | «Дорога добра» | 1.«По дороге с облаками» Работа в круге: беседа с детьми на тему «Куда ведут пути-дороги». 2. «Вместе весело шагать…» Игра-лабиринт «Дороги добра». Работа в паре «Дороги добра». | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Родные просторы». 2.Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Сказочный лес» | 1. «Снегурушка и лиса». Работа в круге, рассказывание сказки 2. «Сказочный лес» Работа в паре «Сказочный лес». Игра-драматизация по сказке «Снегурушка и лиса». | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2.Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Январь | «Добрая забота» | 1. «Плачет киска в коридоре, у нее большое горе…» Разговор в круге на тему «Как мы заботимся о животных?» Работа в паре «Добрая забота». 2.«Вышла курочка гулять Оформление страницы альбома: рисунок «Накорми цыплят». Игровое инсценирование песни «Вышла курочка гулять» | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей доброго отношения к животным. 3.Развитие способности договариваться, приходить к единому мнению. |
Февраль | «Труд земной» | 1. «Труд землян» Работа в круге: чтение детям рассказа К.Д. Ушинского «На что тебе?». Воспитатель читает рассказ, дети находят иллюстрации. 2. «Чему доброму научили вас взрослые?» Ресурсный круг. | 1.Дальнейше наполнение социокультурной категории «Труд земной». 2.Воспитание у детей уважения к труду. 3. Развитие мотивации детей на трудовую деятельность. |
Март | «Любимая сказка» | 1.Викторина «Угадай сказку». 2. «Моя любимая сказка» Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из сказки». Ресурсный круг «Моя любимая сказка». Оформление страницы альбома: «Любимый сказочный герой» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Труд души». 2.Воспитание у детей интереса и любви к сказке. 3.Развитие умения работать в паре. |
Апрель | «Благодарное слово» | «Волшебное слово» Разговор в круге о любимой игрушке. Ресурсный круг «Благодарное слово». «Когда говорят спасибо? » Оформление страницы альбома: рисунок на тему «Сегодня мне подарили…». Игры с подаренными игрушками. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие взаимодействия детей и взрослых. 3. Развитие у детей способности проявлять добрые чувства к близким. |
Май | «Светлый праздник» | 1.«Во поле березка стояла» Художественно-игровая деятельность детей. Ресурсный круг «Доброе слово березке». 2.Белая береза. Оформление страницы альбома «Украсим березку» | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Труд души». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
2.3 Перспективное планирование для детей шестого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Верность родной земле» | 1.«Русские богатыри» Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций. Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?» 2. «Друг за дружку держаться ничего не боятся» Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря». Режиссерская игра «Мы- защитники». | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3.Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Октябрь | «Светлая вера» | 1. «Вера маленького мальчика». Беседа с детьми по содержанию рассказа 2.«Святая вера». Работа в паре Чтение рассказа «Верный» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Радость послушания» | 1. «Не послушный братец» Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди». Ресурсный круг «Радость послушания» 2. «Мы послушные ребята…» Работа в микро группах: совместное обсуждение и принятие детьми правил жизни в группе детского сада. Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3.Развитие адекватной самооценки. |
Декабрь | «Светлая надежда» | 1. «Рождество» Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская. Игровое упражнение «Рождественская елочка». 2. «Рождественское чудо» Ресурсный круг. Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо». | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие умения слушать друг друга. 3.Развитие целостного восприятия. |
Январь | «Доброе согласие» | 1. «что такое согласие?» Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам). 2.«Построим дом». Работа в паре Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетно-ролевую или режиссерскую игру. | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда» 2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3.Развитие мотивации к сотрудничеству. |
Февраль | «Добрые друзья» | 1. «Крепкая дружба» Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях. Чтение рассказа «История о короткой дружбе» 2. «Настоящий друг» Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. |
Март | «Добрые дела» | 1. «Добрые дела». Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела. 2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь». 2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. |
Апрель | «Мудрое слово» | 1. «А за ним такая гладь –ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок). 2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко». Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку. | 1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Май | «Мудрые люди» | 1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге (беседа) 2. «Мудрость рядом с нами». Ресурсный круг Оформление страницы альбома «Мудрый наказ» | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость». 2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам. 3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких). |
2.4 Перспективное планирование для детей седьмого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Сказочное слово» | 1. «Путешествие по сказкам». Викторина. 2. «Сказка - правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». 2.Развитие самоутверждения в ходе общения в паре. 3.Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка. |
Октябрь | «Напутственное слово» | 1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие» Сюжетно - ролевая игра «Путешествие». 2. «Напутственное слово». Работа в паре | 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие умения общаться в паре. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь | «Жизненный путь» | 1. «Моя бабушка была…» Работа в микро группах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. 2. « Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Декабрь | «Светлый образ» | 1. Сергий Радонежский Работа в круге: разговор воспитателя с детьми о преподобном . Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского». 2.«Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского. Оформление страницы альбома: рисунок | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа». 2.Создание позитивного настроя на общение в группе. 3.Формирование ресурса успеха. |
Январь | «Великий чудотворный образ» | 1- 2 «Великий чудотворный Образ» Работа в круге: продолжение разговора с детьми о преподобном Сергии Радонежском, рассматривание детских рисунков. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Февраль | «Мастера и рукодельницы» | 1. «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. 4. «Русские узоры» Оформление страницы альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье) | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Воспитатние уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3.Развитие умения договариваться, приходить к согласию. |
Март | «Старание и терпение» | 1. «Терпение и труд - все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении. Работа в паре: «Старание и терпение». 2. Мастерская «Самоделкина»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру. | 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Апрель | «Семейные традиции» | 1. «Традиции нашей семьи» Работа в круге: разговор о семейных традициях. 2. «Семейные традиции» Оформление страницы альбома. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3.Развитие единого контекста в группе. |
Май | «Книга - праздник души» | 1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги). 2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки. | 1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Подготовка детей к созданию «Моей первой книги». |
3.Работа с родителями.
Возраст 3-4 года
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Любимое имя | Занятие №1 План 1. 1. Информация о целях и содержании воспитательной программы. 2. 2. Отечественные традиции имя наречения. Выступление воспитателя. 2. 3. Ресурсный круг «Имя моего ребенка» Литература:
3. Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4 касса общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 (с. 37-40). |
2 | Доброе слово | Занятие №2 План 1. Слово – главный инструмент воспитания в дошкольном возрасте. Выступление воспитателя. 2. Чтение текста «Семья и слово» 3. Работа в паре «Родительское слово» Литература: 1. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996 г.
|
3 | Ласковая песня | Родительское собрание на тему «Педагогическая мастерская Тема: Воспитание милосердия» |
4 | Праздничная песня | Консультация «Роль песни в воспитании ребенка» |
5 | Любимый образ | Занятие №3 План
3. Ресурсный круг «За что я благодарен маме?» Литература:
|
6 | Образ света | Консультация «Значение духовно-нравственного воспитания» |
7 | Святой образ | Анкета для родителей «Воспитание милосердия» |
8 | Добрая книга | Письменное размышление родителей на тему «Помогают ли испытания страдания быть милосердным к другим»(изготовление книги из изложений) |
9 | Любимая книга | Игровой сеанс «Любимая книга» |
Возраст 4-5 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Дружная семья | Занятие №1 План
3. Ресурсный круг «Дружная семья» Литература: Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание). |
2 | Домашнее тепло | Семейный конкурс «Моя семья» |
3 | Дорога добра | Анкета «Основы нравственности» |
4 | Сказочный лес | Занятие №2 План 1. Об авторитете. Выступление воспитателя. 2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете» 3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный» Литература: Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72 |
5 | Добрая забота | Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны» |
6 | Праведный труд | Занятие №3 План 1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя. 2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского 3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?» Литература: Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с. |
7 | Любимая сказка | Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку |
8 | Благодарное слово | Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова» |
9 | Светлый праздник | Занятие № 4. План 1. Работа в группе «Стратегии развития семьи» 2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?» |
Возраст 5-6 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Верность родной земле | Занятие №1. План 1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя. 2.Чтение текста «Верность» 3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18. |
2 | Святая вера | Рисунок родителей и детей «Храм» |
3 | Радость послушания | Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании. |
4 | Светлая надежда | Занятие №2 План 1. Надежда. Выступление воспитателя.
Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41. |
5 | Доброе согласие | Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» |
6 | Добрые друзья | Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе» |
7 | Добрые дела | Занятие №3 План
Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84 |
8 | Мудрое слово | Консультация «Во что играли наши бабушки» |
9 | Мудрые люди | Занятие №4 План 1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя. 2..Работа в четверке «Истоки победителя» 3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год» |
Возраст 6-7 лет
№ темы | Тема занятия | Школа для родителей |
1 | Сказочное слово | Занятие №1 План 1. Информация для родителей о целях и содержании воспитательной программы на предстоящий год 2. Работа в четверке «Жизненный круг» (по В. Белову) |
2 | Путь-дорога | Беседа «Дорога в детский сад» |
3 | Жизненный путь | Занятие № 2 План 1 Вступительное слово воспитателя. 2. Чтение текста «Честь» 3.Работа в четверке «Честь» Литература Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. |
4 | Светлый образ | Совместный рисунок «Икона» |
5 | Великий чудотворный образ | Оформление воспитателя и родителей папки «Великий чудотворный образ» |
6 | Старание и терпение | Занятие №3 План 1.Традиции праздника. Выступление воспитателя. Литература: 1.Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. 2. Работа по методу номинальной группы «Как провести праздник, посвященный выпуску детей из ДОУ?» |
7 | Мастера и рукодельницы | Консультация «Особенности русского национального характера» |
8 | Семейные традиции | Занятие №4 План
Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70 |
9 | Книга – праздник души | Ресурсный круг «Я знаю много добрых книг…» |
4. Работа с педагогами
Для повышения компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и внедрения в работу нетрадиционных форм взаимодействия с родителями был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию детей с педагогами МБОУ « Ватинская ОСШ».
Работа с педагогами проводиться 1 раз в квартал.
№ | Работа | Задачи |
1 | Слайд -презентация «Духовно нравственное воспитание в детском саду» | Заложить основы по духовно-нравственному воспитанию с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с детьми и родителями. |
2 | Показательное занятие «Доброе слово» | Познакомить воспитателей с методами работы по духовно нравственному воспитанию Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. |
3 | Мастер- класс «Рождественская игрушка» | Познакомить воспитателей с традициями праздника Рождество. Приобщение к нетрадиционной техники выполнения праздничного подарка- игрушки. |
4 | Тестирование «Значение духовно- нравственного воспитания в детском саду» | Выявление усвоения духовно нравственных основ при воспитании детей в детском саду. |
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
- Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по разделу программы «Истоки» «Мир, в котором мы живем»
Основная цель.Разностороннее, полноценное развитие личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей до уровня, соответствующего ...
рабочая программа по истокам
Полное содержание образовательной программы по всем разделам НОД...
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"
Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по ФГОС программа "Истоки"...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"
Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по ФГОС программа "Истоки"...