Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (раздел "Развитие познавательно-исследовательской деятельности") в средней группе на тему : "Камешки"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Ганиева Лиана Ильясовна

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    города Когалыма «Березка»

     

     

     

                                                                 

     

     

     

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    по образовательной области «Познавательное развитие»

    (раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»)

    в средней группе

    на тему «Камешки»

     

                                                                               

     

                                                                                     Составила:

                                                                                Воспитатель: Ганиева Л.И.

     

     

    г.Когалым, 2017г.

    Цель: расширение и углубление представлений детей  о камнях в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

    Задачи:

    Образовательные:

    1.     Расширять представления детей о свойствах камня (прочный, твердый, тяжелый, не промокает) в процессе элементарных опытов;

    2.     Углублять представления детей о пользе камня, его использовании  (строительство – в сказке «Три поросенка», создание украшений, фигур, цветочных горшков);

    3.     Закреплять правило безопасного поведения во время игр (не бросаться камням;

    Развивающие:

    1.Развивать внимание, познавательный интерес, умение сравнивать;

    2. Развивать осязание путем прикосновения, поглаживания (камень – гладкий/неровный/шероховатый);

    Воспитательные:

    1.                Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание заниматься сообща;

    2.                Воспитывать желание совершать добрые поступки (дарить подарки, быть благодарными за подарки)

    Словарная работа:

    Активизация: камень, твердый, крепкий, гладкий, неровный

    Обогащение: шероховатый, прочный

    Предварительная работа:

    1.     Просмотр серии мультфильмов «Маша и медведь».

    2.     Чтение сказки «Три поросенка» с обсуждением;

    3.     Организация продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных материалов, в том числе, камешками;

    4.     Беседы по теме «Подарки для близких людей», «Правила поведения во время игр»;

    5.     Организация элементарных опытов в соответствии с возрастом детей.

    Методы и приемы:

    Наглядные:

    1.     Рассматривание камешков;

    Словесные:

    1.     Художественное слово (загадка);

    2.     Объяснение;

    3.     Словесные указания;

    4.     Рефлексия собственной деятельности.

    Практические :

    1.     Опыты;

    2.     Продуктивная деятельность;

    Методы повышения познавательной активности:

    1.     Метод вопросов.

    Методы повышения эмоциональной активности:

    1.     Сюрпризный момент (приход Маши, вручение подарка);

     

    Материалы и оборудование:

    Кукла Маша, ширма, коробка с камешками, вата по количеству детей, стаканчики с водой, листочки бумаги, пластилин, карточки со свойствами

     

    Ход НОД:

     

    Дети играют в группе. В это время раздается музыка из м/ф «Маша и медведь».

    В: Ребята, кто-то к нам идет.

    Д: Это наверно Маша.

    В: Присаживайтесь поскорее на ковер.

    Из-за ширмы появляется Маша.

    М: Какое добренькое утро!!! До чего ж я хороша (смотрится в зеркало)!. А вот теперь можно и познакомиться! Я - Маша. Зовите меня просто Машей.

    В: Здравствуй, Маша! (дети здороваются).

    - Мы рады тебя видеть! Что тебя к нам привело?

    М: Мне стало скучно у Мишки, не с кем в лесу  поиграть и я прибежала к вам. Я пришла не с пустыми руками – а с подарком! (показывает красивую коробочку).

    В: Спасибо, Маша! Наши ребята любят подарки, правда?

    Воспитатель открывает коробочку и видит камешки. Маша от души смеется.

    М: Вот так и подарочки! Ха-ха-ха!

    В: (вполне серьезно) Маша, ты зря смеешься! Камешки – очень полезные предметы. И нам с ребятами они пригодятся!

    М: Да какая польза может быть от камней?

    В: Как это какая? Вот посмотри, Маша, на мои сережки – они сделаны из красивого голубого камня. А еще из камня делают разные украшения, фигуры, горшки для цветов. Даже поросятам из сказки «Три поросенка» камешки пригодились! Расскажите, ребята, Маше.

    Д: Три поросенка построили из камня домик и волк не смог их достать. Домик был очень крепкий.

    М: Не верю я: у Мишки домик деревянный и тоже очень крепкий.

    В: А из камня  получается самый прочный дом и мы тебе это докажем, правда, ребята?

    Д: да.

    В: Сегодня мы узнаем много нового о таких, казалось бы,  обычных камешках. Ребята, проходите к столам. А ты, Маша, садись и смотри.

    Воспитатель берет камешки Маши и просит взять их по одному в руки.

    В: Сначала проверим, какой камень на ощупь? Возьмите в руки камень, какой он?

    Д: Твёрдый, гладкий/ неровный (шероховатый)

    В: Повторите «шероховатый» - «гладкий».

    - Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).

    ОПЫТ 1

    В: Молодцы!   Сейчас проверим их на прочность.  Возьмите в одну руку вату, а в другую камень. Попробуйте сжать. Что произошло с ватой?

    Д: Вату  сжалась.

    В: Что произошло с камнем?

    Д: Ничего, остался такой же.

    В: Почему?

    Д: Камень крепкий, прочный.

    В: Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).

    - Повторите «прочный»

    ОПЫТ 2

    В:  А сейчас проверим, какой камень – тяжелый или легкий.  Подуйте сначала на вату, а потом на  камень. Что произошло с ватой?

    Д: Вата – улетает. 

    В: Как вы думаете, почему?

    Д: Она лёгкая

    В: А камень боится ветра?

    Д: Нет, он остается на месте. 

    В: Почему? 

    Д: Камень тяжёлый.

    В: Верно, камень тяжелее ваты.

    В: Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).

    ОПЫТ 3

    - Сейчас будем проверять, боится ли камень воду. Возьмите ложечку, наберите ею воду из стаканчика и полейте поочередно на бумагу и камень. Что произошло с бумагой ? 

    Д: Бумага намокла,

    В: А что произошло с камнем?

    Д: Ничего,  камень не промокает. Вода стекает с камня.

    В: Верно. Ребята, камень не промокает.

    В: Обозначим это свойство вот такой карточкой. (прикрепляет к доске).

    - Так что мы можем сказать о камне, ребята? (показывает на карточки на доске).

    Д: Камень – твердый, прочный,  тяжёлый,  не промокает.

    В: Молодцы, ребята, проходите на ковер.

    Маша перемещается на ширму.

    - Вот видишь, Маша, сколько мы знаем о камне. А еще нам о нем может рассказать Настя. Выходи Настя к ребятам.

     

    Н: В сережках у мамы огнем он горит.
    В пыли на дороге ненужным лежит.

    Меняет он форму, меняет он цвет,

    А в стройке годится на тысячу лет.

     

    В: Молодец, Настя.

    М: Ребята, значит,  вы на меня не обижаетесь за мой подарок?

    В и дети: Конечно нет.

    М: Спасибо! Тогда давайте играть!!!

    Физминутка «Камешки»

    Ножка, ножка, не ленись

    Раз-согнись, два – согнись!

    Раз, два, три, четыре, пять

    Пришло время собирать

    Камешки любые,

    Шарики цветные.

     

    В: Молодцы! Присаживайтесь на ковер.

    - Ребята, но мы забыли сказать Маше что-то очень важное. Как вы думаете, что?

    Дети рассуждают и приходят к выводу: Камень  твердый, значит нельзя им бросаться.

    В: Конечно. Маша, камень может быть опасен – нельзя им бросаться в кого-нибудь, это больно и неприятно.

    М: Хорошо, я никогда ни в кого не буду бросаться камешками.

    В: Друзья, Маша нам сделала подарок – не хотите ее отблагодарить?. Как мы это можем сделать?

    Дети приходят к выводу: Подарить поделки.

    В: Проходите к столам. Камешки нам снова пригодятся. Чтобы Маша хорошо запомнила свойства камня, давайте сделаем для нее каменные домики.

    Практическая (продуктивная) деятельность.

     Воспитатель включает запись песни  «Маша и медведь».  Дети прикрепляют камешки по контуру (на пластилин) домика.

    В: Молодцы, сложите ваши поделки в коробочку и присаживайтесь на ковер.

    - Маша, вот  от нас подарки – тебе и Мише.

    М: Спасибо большое. Пойду обрадую Мишу. До свиданья!

    В: Ребята, вы такие молодцы. Я думаю, что и Маша, и вы, сегодня многое узнали о камнях. Что именно?

    Д: Что камень твердый, прочный, тяжелый, не промокает. А еще камень может быть гладким  или неровным/шероховатым. Еще что камень может быть опасен – им нельзя бросаться.

    В: Верно. В следующий раз, когда Маша снова к нам придет, мы еще что-нибудь ей интересного расскажем, правда, ребята? Ведь мы с вами столько всего знаем!

     

     

     

     

     

                 

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" (формирование элементарных математических представлений) в средней группе на тему: "Подготовка ко Дню рождения Нюши! "

    Обучающие задачи:Познавательное развитие:1.Продолжать знакомить детей с днями недели с их последовательностью.2. Продолжать упражнять в порядковом счете в пределах пяти.3. Закреплять представления о п...

    КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Волшебные звездочки»

    Данное занятие полностью построено на игровом сюжете. Интересные занятия в игровой форме способствуют легкому освоению детьми программных задач. Наличие презентации помогает детям самостоятельно осуще...

    Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» (Формирование Элементарных Математических Представлений) в средней группе МДОУ д/с п.Тихменево Тема: «Сказочное путешествие»

    Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений ориентированно на интеллектуально-  познавательное развитие 3-4 лет в свете реализации ФГОСТ ДО. Интег...

    Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) в средней группе по теме «Мой спортивный Бирск»

    Цель: продолжать знакомить детей с родным городом.Задачи:- обучающие:расширять представления детей о родном городе;формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ...

    Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» для детей средней группы на тему: «Кто в домике живёт»(интегрированное,с использованием ИКТ)

    -Закрепить знания детей о животных и птицах, их места обитания и проживания. учить находить сходства и различия ,развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к животным, желание о ...