«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков через различные виды деятельности, как способы развития речи и подготовки руки к письму»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Кабанова Светлана Геннадьевна

 План самообразования на 2017 – 2018 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2017_-_2018.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2017 – 2018 учебный год по теме:

«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков через различные виды деятельности, как способы развития речи и подготовки руки к письму»

Воспитатели:

С. Г. Кабанова

«Источники творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами,

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

«Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у старших дошкольников через различные виды деятельности, как способы развития речи и подготовки руки к письму»

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

 Цель - создание эффективных, оптимальных условий для развития речи и подготовки руки дошкольника к письму.

Задачи - повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);

 - развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений, развитие произвольной сферы.

 - совершенствовать знания в области специальной педагогики и психологии.

- консультировать родителей по вопросам подготовки руки к письму воспитанников.

- создание картотеки игр, как средство развития графомоторных навыков;

Этапы работы: 

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

3. Пополнить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

4. Обновить картотеку штриховок, обводилок и трафаретов для формирования графо – моторных навыков.

5. Апробировать возможности использования подобранных методик.

Перспективный план на 2017-2018 учебный год:

-Проанализировать психолого-педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

- Пополнение картотек игр.  

- Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков.

- Совершенствовать умение правильно держать столовые приборы и карандаш.

- Познакомить детей с понятием «строка»

- Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради.

- Закрепить навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

 

Продолжать работу, направленную на развитие мелкой моторики:

- Совершенствовать умение детей правильно держать карандаш.

-Пальчиковая гимнастика, физминутки.

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

- Пальчиковый театр.

- Лепка из пластилина, соленого теста, глины.

- Работа с конструктором Лего.

- Различные виды аппликаций.

- Рисование по трафаретам.

- Штриховка.

- Шнуровка.

- Игры с прищепками.

- Игры с мелкими предметами.

- Пазлы, мозаика.

- Работа с разными крупами (выкладывание последовательностей, картинок по показу, по образцу).

- Работа со счетными палочками.

- Игры с песком.

- Дорисовка.

- Лабиринты.

- Дидактические игры

- Применение нетрадиционных способов рисования

- Применение нетрадиционных способов аппликации

-Ниткография, изонить

- Работа в тетради «Дошкольные прописи в линию», Бурдина С. В.

- Работа в тетради в клетку (печатание букв, графический диктант на слух)

- Работа в тетради «Развиваем графические навыки», Бурдина С. В.

- Работа в рабочей тетради № 1 «Знакомство со звуками и буквами. Профилактика нарушений письма. Развитие мелкой моторики»,

 Лытякова И. Ю.

- Работа в рабочей тетради «Учимся рисовать. Клетки точки и штрихи», Салмина Н. Г.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков.

- Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

Октябрь

Поделка (открытка) ко дню пожилого человека)

Техника ниткопись.

Консультация на родительском собрании для родителей «Развитие графомоторных навыков у воспитанников».

По запросу коллег – педагогов.

Ноябрь

Поделка к дню мамы.

Плетение из бумажных полосок «Сердечко»

Декабрь

Поделка (открытка) «С новым годом» из ватных дисков.

Январь

Рождественские открытки. Рисование ватными палочками.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Февраль

Поделка к дню защитника отечества для пап и дедушек. Техника «Оригами»

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков  через элементы рисования»

По запросу коллег – педагогов.

Март

Поделка для мам и бабушек

«С женским днем»

Техника «Оригами»

Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»

Апрель

Коллективная аппликация к дню Земли. Модульное Оригами

Итоговое родительское собрание с фотоотчетом о проделанной работе по развитию графомоторных навыков в течение учебного года. Рекомендации работы на летний период

Май

Поделка к дню Победы

Цветы из салфеток

Итоговый отчет о проделанной работе по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у дошкольников по средствам различных видов деятельности

Папка по самообразованию. В ней изложены теоретические основы темы....

Эффективность воспитательно - образовательной работы по развитию мелкой моторики рук у детей через различные виды деятельности.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сфо...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности

Здесь представлены материалы, котрые могут быть полезны при работе по данной теме...

Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков

Перспективный план по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков...

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье говорится о развитии мелкой моторики и графомоторных навыков у детей дошкольного возраста...

Этапы формирования восприятия, пространственно-временных представлений, развития мелкой моторики и графомоторных навыков

Усвоение знаний должно проходить поэтапно, от простого к сложному. Развитие зрительного восприятия, формирование пространственно-временных представлений, развитие мелкой моторики и графомоторных навык...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков «Развивайка»

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков «Развивайка»...