Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"
методическая разработка по теме

Анися Аликовна Ахмерова

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:

как это сохранить?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

«Мир глазами детства»

Увидеть мир глазами детства,

Возможно это, или нет,

На столь простой вопрос сегодня,

Найти пытаемся ответ.

Он для одних детей прекрасен,

Он ярок, красочен, красив.

Жесток. Совсем не безопасен,

Он к сожаленью для других.

Ответ конечно очевиден,

Ищи хоть тысячи идей.

Зависит только лишь от взрослых,

Какой же мир в глазах детей.

 

Детство…. А что это такое?

Зачем нам, педагогам, понимать смысл феномена детства и его самоценности, то есть понимание того, ради чего каждому человеку дано детство? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, установок на воспитание ребенка, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии.

Современные родители считают, что ценность дошкольного этапа жизни ребенка состоит лишь в том, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к школе, как можно большему и быстрее успеть его научить чему-то. Родители пытаются начать подготовку к школьной программе, едва их ребенок начинает разговаривать. Они мечтают вырастить своих чад сильными и самодостаточными людьми, а сами управляют ими и не дают возможности проявить инициативу.

Наши дети задавлены жёстким расписанием: танцы, хоккей, иностранные языки, музыкальная школа. Кто-то скажет: «Отлично!»… но!!! Безусловно – это верный путь, но только лишь в том случае, если образование сориентировано на нужды самого ребёнка, а не на нужды родителя, который, зачастую, не обращают внимания на интересы своего ребёнка, на его психические и физические возможности.

Детство – это не подготовительный период в жизни человека, а самоценный, важный, ничем не заменимый период человеческой жизни. Эта мысль прослеживается и в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Само ценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни подчеркивал педагог и детский врач Януш Корчак: «Чем это сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни». Я. Корчак считал детство фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной.

Каптерев Пётр Фёдорович  писал: «… забота воспитателей должна быть направлена на предупреждение рановременного, скороспелого развития детского ума. Истощение энергии и жизненных сил в ранние годы непременно отзовется на всей последующей деятельности вялостью и слабостью. … Нормальный человек должен пережить все свойства возрастов, только тогда он и будет настоящим естественным человеком, а не сделанным…».

Педагогам необходимо убедить родителей воспитанников, чтобы не делали сильного упора на специальную подготовку к школе, ориентированную на знания, умения и навыки   для изучения учебных предметов в школе. Надо объяснить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно-образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Очень важно, чтобы у ребенка сложилось ощущение собственной важности, что его любят, что он нужен, что у него все получится. «Детство – это период сотворения своего «Я». Развитие личностного «Я» (образ «Я») одно из центральных звеньев становления личности на протяжение дошкольного возраста.

Большинство проблем уходят корнями в детство. Самые распространённые комплексы неуверенность в себе, неумение принимать решения, страх ответственности являются средством влияния на неокрепшую психику. Поэтому необходимо стараться оценивать именно поступок ребенка и не допускать отрицательной оценки его самого. Ведь он очень уязвим, так как у него недостаточно знаний о себе.

Хотелось бы подробнее остановится на ценностных основаниях педагогического взаимодействия с ребенком. Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированной. Для личностного подхода главным из ценностей является развитие ребенка, его становление как личности, приобретение индивидуальности, развитие самоценных форм его активности. Поэтому педагог должен создать условия для его саморазвития, самовыражения, самоопределение и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы этот развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. Вот тогда мы сможем получить качества ребенка, целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, способность к волевым усилиям.

Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития человека;

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. 

В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров: инициативность и самостоятельность ребенка, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность, способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. 

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста. 

В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, как было раньше, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

       

 В условиях существующего и действующего ФГОС дошкольного образования (ДО) проблема преемственности обострилась до невозможности. Стандарты ДО и НО вступают в противоречие друг с другом. Наш итог - целевые ориентиры, подразумевающие возрастные достижения детей. В начальной школе итог стандарта - УУД (универсальные учебные действия). Полагается, что целевые ориентиры - это основа, «подушка» для формирования УУД на последующей ступени образования. Но как это в реальном измерении сделать - непонятно. Задачи ФГОС дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности детства, социализация и развитие ребенка как субъекта деятельности; приоритетные формы организации образовательного процесса - игра и возрастосообразная деятельность, в которой обучение не лидирует. Ведущими становятся игровые ситуации, проблемные задачи и вопросы, проекты, экспериментирование и исследовательская деятельность детей и т. п. И все было бы радужно и прекрасно, если бы наш стандарт воспринимала и школа в том же ключе, на одной волне с нами. Начальная школа по-прежнему ждет ребенка, который бы умел читать и писать, с уже сформированными начальными УУД (начальными компетенциями) и безупречным поведением (посмотрите программы «Школа 2100», «Перспектива» и др.).

Сегодня образование в ДОУ мы рассматриваем не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Как сказал Александр Асмолов «Не ребенок должен готовиться к школе, а школа – к ребенку».

Главная проблема, по мнению педагогов, - в противоречии стандарта дошкольного образования и ФГОС начальной школы. Как устранить противоречие, а главное - как сохранить уникальность и самоценность детства?

  1. За счет части программы, формируемой участниками образовательных отношений (для этого у вас есть примерно 4 часа каждый день). 
  2. За счет ИОМ (ндивидуальный образовательный маршрут), построенных на интересе детей к чтению и письму (надо сказать, что такой интерес у детей сегодня выражен, детям это интересно).
  3. Создания условий, в которых ребёнок будет развиваться, полноценно проживая период детства,

     4. Развитие ребёнка проходит в игре, а не в учёбе. Не нужно торопить детей учиться читать и писать,

5.  Личностно-ориентированной модели  взаимодействия, где учитываются интересы и желания ребёнка

6. Сотрудничества между дошкольником и взрослым, когда их цели совпадают

В своей деятельности, определяя целевые ориентиры, одним из основных считаю – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с моей помощью через творческую, исследовательскую деятельность.

Таким образом, главной задачей педагога является направить свои усилия на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и научить ориентироваться в нашем не простом мире.

 

В заключение хотелось бы прочесть стихотворение под названием «Особенный ребенок». Автора, к сожалению, не нашла.

                Особенный ребенок

Я слышу часто за спиной,

Еще совсем с пелёнок,

Что я, какой-то не такой,

Особенный ребенок.

И мир особый нужен мне,

Особые картинки.

Совсем иной подход в игре,

Особые ботинки.

И взрослые вокруг хотят,

Найти такие средства,

Чтобы создать вокруг меня,

Особенное детство.

И мир становится не тем,

Доступным и привычным.

Другого я хочу совсем,

Ребенком быть обычным.

Чтобы смотрели на меня,

Обычными глазами.

Была обычной жизнь моя,

Чтоб был я нужен маме.

(Па́вел Петро́вич Бло́нский (14 (26) мая 1884Киев — 15 февраля 1941Москва) — русскийи советский философпедагог и психолог. Является одним из основоположников советской педологии (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.) .   

Ка́птерев Пётр Фёдорович (7 (19) июля 1849Клёново — 7 сентября 1922Воронеж) — российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии.

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949Москва) — российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Член Президиума Российской академии образования[1].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика развития детей дошкольного возраста. Самоценность дошкольного детства.

Презентация представляет собой педагогический лекторий для родителей.  Для родителей раскрывается понятие "сензитивный период развития", а так же раскрывается важность дошкольного возраста как са...

«Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?»

Рассуждение о значении самоценности детства для дошкольников...

"Самоценность дошкольного детства"

В статье рассматривается вопрос самоценности дошкольного детства, как необходимого и важнейшего условия развития личности дошкольника....

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?

laquo;Я пришел из детства, как из страны, - писал Экзюпери. Какая она, эта страна – светлая и радостная или темная и грустная? Конечно, это целиком зависит от близких, родных людей. Важно, чтоб...

"Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

В эссе раскрывается проблема самоценности дошкольного детства....