Главные вкладки

    ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА В СОЗДАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
    статья (подготовительная группа) на тему

    Никифорова Анжела Владимировна

    В статье описан опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в доу и в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторы: Никифорова Анжела Владимировна

                                                                                                Филатова Наталия Валентиновна

    ИНТЕГРАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА                                                 В СОЗДАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

    Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.  В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен  современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1].    Вместе  с тем,  в  федеральном  государственном  образовательном  стандарте дошкольного образования выделено ряд задач, одной  из которых является  задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Наряду с этим, ставится не менее важная задача – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей[3]. В процессе внедрения данного стандарта перед педагогическим коллективом встает вопрос о механизмах и средствах реализации поставленных задач.

    Исходя их этого, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары  разработал и реализует в настоящее время образовательный проект по духовно-нравственному  и патриотическому воспитанию «Книга- кладезь мудрости».

    Как известно, дошедший до нас фольклор нашего народа является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки,былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры. Добрая книга — это бесценный дар, она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку самому стать добрым, благодарным, внимательным [2]. Отсюда,  темой проекта является формирование духовно- нравственной основы личности, присоединение детей младшего, среднего дошкольного возраста и их родителей к базовым духовно-нравственным социокультурным  ценностям посредством книги.

    Учитывая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей деятельность в доу ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. В связи с этим, педагоги считают, что использование социокультурного опыта будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников и формированию их самостоятельной творческой деятельности средствами художественной литературы и фольклора. Поэтому, основной целью проекта являетсяинтеграция деятельности доу, семьи и общества в создании социокультурного пространства для ребенка –  средствами художественной литературы и фольклора. Для  достижения цели, были определены задачи проекта: организация условий для многообразного эмоционального общения ребенка – дошкольника с книгой, активное включение его в деятельность по восприятию произведений художественной литературы, фольклора  и формирование книжной культуры; формирование у ребенка интереса к национальным традициям и развитие творческого поиска в игровой, музыкальной,  изобразительной деятельности; организация активного взаимодействия с семьями воспитанников, социальными институтами.                                                        

    По месту реализации проект является  дошкольным, по длительности – долгосрочный (12 месяцев), по содержанию -   интегративный. Сроки реализации проекта с  01.07.2016 г. по 31.08.2017 г. Для эффективного решения поставленной цели была выработана модель взаимодействия участников проекта, и прежде всего это их взаимодействие в тесной триаде «воспитанники – семья - педагоги». Вместе с тем велика роль социальных партнеров. По нашему  мнению, в результате  реализации проекта в полном объеме, у его участников  будет сформирован интерес к социокультурным ценностям нашего народа, отечественным традициям и праздникам, расширятся границы развивающей образовательной среды,  у воспитанников будет сформирована самостоятельная творческая деятельность, а процесс духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников в семье   в  доу  станет эффективным. В работе с педагогами на начальном этапе использовались традиционные формы обучения: консультация «Планирование и организация работы по программе «Социокультурные истоки». Далее педагоги доу были направлены  на обучение в рамках семинара по программе «Социокультурные истоки» на базе БОУ ДПО (ПК) С Чувашского республиканского института образования Минобразования Чувашии.

    Активно проводились  мастер-классы с педагогами: «Куколка народная – чудо из чудес!  Нет тебя пригожее и милее нет!», «Головные девичьи уборы»,  «Книга божий дар». В результате у педагогов расширились представления о народных тряпичных куклах, головных девичьих русских уборах, традициях празднования рождества. В 2017 году педагоги доу и родители приняли активное участие в районном конкурсе кукол -маслениц, сделанных своими руками, представив на конкурс более 15 работ.

    В системе проектных мероприятий особе место принадлежит работе с семьями воспитанников. На начальном этапе для них был организован   круглый стол «Обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания дошкольников. Знакомство с программой «Социокультурные истоки». В рамках мероприятия обсуждалась актуальность темы, положительное влияние примеров ознакомления дошкольников с социокультурными ценностями народа. Как известно, программа «Социокультурные истоки»для дошкольного образования предусматривает освоение детьми и их родителями системы ценностей, которое имеет ряд особенностей. Решая задачи программы, используется специально разработанный комплект книг для детей дошкольного возраста.  Основные ценности, на которые направлены книги-научить детей понимать, что есть Добро и Любовь в жизни человека.Совсем неслучайно программа для младших дошкольников начинается с постижения детьми и их родителями доброго слова, доброго мира и доброй книги. В рамках проекта использовались разнообразные формы взаимодействия. Одной из эффективных форм стали активные занятия с родителями, которые выстроены через эмоциональный, чувственный опыт семейных отношений, приобщение сердцем к истории, традициям, культуре. Проведение активных занятий с семьями «Дружная семья», «Имя моего ребенка», «В добрый путь», «Доброе слово», «Добрая забота», «Любимый образ»,«Добрый мир» позволило  осмыслить родителям свой опыт и познакомиться с имеющимся опытом воспитания у других родителей. В завершении занятий родители вместе с детьми создавали книги-самоделки. В них они отражали  полученный опыт, свои впечатления и эмоции. По результатам деятельности родителей  была организована выставка книжек-самоделок «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки»,  проводился конкурс семейной рукописной книги «С книгой жить – век не тужить». Совместно с родителями в рамках проекта была организована фотовыставка «Всякой матери свое дитя мило», посвященная Дню матери. выставка кукол  «Русская красавица»,  сделанных руками родителей.  В своей практике широко использовались совместные праздники: семейные посиделки, тематические вечера, народные гуляния, ярмарки. Они были приурочены к календарным событиям, как например, «Ларец-дворец» - праздник ко Дню матери, «Пасхальная ярмарка»,  или являются завершением серии активных занятий, например, «Вечер колыбельной песни», и обозначены в программе «Социокультурные истоки». Целью совместных семейных праздников является создание благоприятной эмоциональной обстановки, приобщение к культурным традициям народа, демонстрация своего семейного опыта и традиций. По нашему мнению, такое взаимодействие  является эффективными, поскольку именно таким образом происходит тесное взаимодействие педагогов и родителей, укрепляются связи в семье, у родителей появляется возможность стать активным участником праздника и проявить свое творчество.

            Наряду с этим, нельзя отрицать роль социальных институтов в деятельности по приобщению дошкольников к ценностям народной культуры. В связи с этим, было организовано сотрудничество с МБАУ ДО «Чебоксарская детская школа искусств № 2». Воспитанники   посетили русскую горницу, в которой познакомились с образцами декоративно-прикладного искусства, различной утварью, книгами, элементами одежды. В творческих мастерских школы был организован мастер-класс «Расписываем закладку для книги». В результате совместной деятельности у воспитанников расширились представились о книжной культуре, знания   о том, как в старину изготовляли закладки и расписывали с помощью узоров. Кроме этого, педагогический коллектив организовал взаимодействиес МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары» Центральная  городская  библиотека   им.   В. Маяковского. Была проведена   тематическая встреча для детей «Русские народные сказки». В ближайшем окружении находится СОШ, воспитанники посещают школьную библиотеку. Недавно прошла очень интересная встреча «Кто много читает, тот много знает».                            

    Для успешного решения задач социокультурного воспитания наш педагогический коллектив тесно сотрудничает с коллективами других детских садов города. Результатом такой работы стало проведение  совместных  мероприятий  с ДОУ 174 и 176 г.Чебоксары: семейный праздник ко Дню любви семьи, любви, верности «Семье тепло-душе отрада»; тематический праздник «Венец лета», посвященный празднованию трех Спасов; тематический праздник «При солнышке тепло- при матери добро» ко Дню матери; семейные Рождественские посиделки; праздник «Былинные богатыри-защитники земли русской»; фестиваль семейных театров.

    Педагоги активно делятся своим опытом с коллегами: в  2016 года опыт работы в рамках педагогического совета среди детских садов, реализующих программу «Социокультурные истоки». В декабре педагоги Никифорова А.В., Филатова Н.В. приняли участие в VI региональных Рождественских чтениях «1917-2017: уроки столетия в Чувашской Республике». Представили свой опыт работы на отчетном собрании по муниципальному проекту по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию «От чистого истока». Встречи с единомышленниками способствуют расширению взглядов и созданию поликультурного пространства в окружении детского сада.

    Опыта педагогического коллектива представлен в  сборнике материалов Республиканских Рождественских образовательных чтений «Организация проектной деятельности в доу как средство реализации принципа социокультурного развития ребенка-дошкольника», 2016 г. и Международной научно-практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» в 2017 году.

    Перспективой своей работы мы считаем разработку и реализацию мини-проектов на уровне ДОУ:  «Баю-баюшки-баю,  во лазоревом краю» (знакомство с колыбельными народными песнями) и «Куклы из бабушкиного сундучка» (знакомство с  народной куклой: игровой, обрядовой и  куклой-оберегом).

    Литература:

    1. Данилюк А. Я.    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN  978-5-09-022138-2
    2. Сборник рекомендаций по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.  – С. 160
    3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора".

    Предлагаю вашему вниманию презентацию " Речевое развитие дошкольников средствами художественной литературы и фольклора". Данная презентация может быть использована воспитателями всех возрастных групп ...

    Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

    Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

    Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

    Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

    Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

    Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

    Развитие личности дошкольника средствами художественной литературы и фольклора

    Художественная литература и фольклор имют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей....