Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «По морю эмоций, по волнам настроений»
    план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

    Сухенко Татьяна Александровна

    Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы и социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «По морю эмоций, по волнам настроений»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx45.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение |

                        «Детский сад № 5 «Теремок» с. Погореловка

                         Корочанского района Белгородской области

                                                  Конспект НОД

    по развитию эмоциональной сферы и социально-коммуникативных

               навыков детей старшего дошкольного возраста

            «По морю эмоций, по волнам настроений»

    http://www.mama.mk.ua/files/upload/1788000/1788229/707x409/korabl-300x297.jpg

    Подготовила:

    педагог-психолог

    МБДОУ «Детский сад №5

    «Теремок» с. Погореловка

     Сухенко Т.А.

    с. Погореловка, 2018

    Дети дошкольного возраста часто находятся в «плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, все это приводит к импульсивности поведения и усложняет общение со сверстниками и  взрослыми. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

    Цель: развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста о разнообразии эмоциональных состояний человека, формирование умения выражать свое настроение и эмоции адекватным способом.

    Задачи:

    - продолжать учить детей выражать свои эмоции с помощью мимики, жестов, пантомимики; показать детям способы отреагирования негативных эмоций (гнев, агрессия);

    - формировать у детей умение распознавать эмоции и составлять небольшие рассказы с помощью пиктограмм, выражающих эмоции;

    - развивать слуховое восприятие, внимание творческое воображение, умение определять настроение музыки,

    - воспитывать у детей навыки сотрудничества и культурного общения в процессе коммуникативной деятельности.

    Необходимое оборудование: просторное помещение, макет корабля, морская ракушка, колокольчик, пиктограммы эмоций, рисуночные схемы для упражнений «Шифровка», «Музыкальная шкатулка», детали для упражнения «Конструктор эмоций», музыкальное сопровождение.

    Ход:

    I этап. Организационный

    Приветствие: Дети находятся в кругу.

    Психолог: Ребята, давайте друг друга поприветствуем. Сейчас я передам тому, кто справа от меня вот эту морскую ракушку и скажу: «Имя ребенка, я рада тебя видеть», и вы так же будете передавать ракушку по кругу и приветствовать друг друга.

    II этап. Мотивационный

    Психолог: Сегодня мы отправимся в путешествие по морю эмоций, по волнам настроений, на прекрасном корабле. Вот он (макет корабля). Но к сожалению, у него нет названия. А вы знаете, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Вот перед вам смайлики (пиктограммы эмоций). Давайте выберем тот смайлик, с настроением которого мы хотим отправиться в путешествие. Как можно назвать настроение смайлика? (Веселое, радостное, задорное…) Давайте возьмем этот смайлик с собой. А если мы выбрали веселый, задорный смайлик, какое мы можем дать название кораблю (Ответы детей).

    Мы с вами отправляемся в путешествие, а что нам нужно обязательно взять с собой? (предположения детей)

    Ребята у нас с вами есть карта, на ней нарисован весь путь, который нам предстоит преодолеть, она поможет нам найти правильную дорогу и не заблудиться. А еще мы возьмем с собой звонкий колокольчик, по сигналу которого вся команда должна оказаться на борту корабля. Команда готова к отплытию. Давайте мы возьмем с собой хорошее настроение и займем свои места на борту. (Звучит шум прибоя)

    III этап. Практический

    Психолог: Ребята, нам нужно определить по карте куда мы отправимся в первую очередь? (Ответы детей) Да, вы правы, сейчас мы плывем к Острову Джина.

    А вот и первая наша остановка Остров Джинна. На этом острове живут волшебники-джины, они очень любят играть. И их любимая игра называется «Исполни желание».

    Игра «Исполни желание»

    Выбирается ведущий из ребят с помощью считалки, надевает шапку джина, и садится в круг. Дети встают вокруг джина и, поднимая руки, образуют бутылочку, из которой джин выйдет, когда дети произнесут заклинание. Дети должны загадать желание джину – «А желание мы должны загадать такое, чтобы наш джин мог изобразить сказочного героя с разным настроением: злого, хитрого, доброго, грустного или веселого». Давайте мы загадаем какого-нибудь героя, чтобы джин нам его изобразил.

    Звенит колокольчик.

    Психолог: Нам нужно отправляться дальше. Команде занять свои места!

    Давайте посмотрим на карту и определим куда плыть дальше. Мы отправляемся на Остров Загадок.

    На Острове Загадок дети находят запечатанную бутылку. Дети садятся в круг, открывают бутылку и находят «письма древних людей»

    Упражнение «Шифровка»

    Психолог: Ребята здесь нарисованы рисунки с разными эмоциями, это письма древних людей, они вот таким образом хотели нам, что-то рассказать, ведь раньше люди не знали букв, и не умели писать, а вот таким образом можно передать какой-то рассказ. Мы с вами попытаемся расшифровать эти послания, для этого нам нужно разделиться на команды.

    Эти письма можно расшифровать, таким образом, например, (письмо эмоция «Радость» – эмоция «Грусть») Мальчик бегал по улице и играл с мячом, ему было весело, но вдруг на небе появились черные тучи и пошел дождь, мальчику пришлось закончить игру. Дети составляют рассказ по своим письмам, и затем рассказывают ребятам.

    Звенит колокольчик.

    Психолог: Занимаем свои места! Смотрим на карту, ребята. Следующий остров называется Остров Потерянных эмоций. Мы должны найти эти эмоции.

    Упражнение «Конструктор эмоций»

    Дети выкладывают с помощью отдельных деталей, лицо сказочного героя. Называют настроение сказочного героя, объясняют, как выражаются эмоции героя.

    Психолог: Звенит колокольчик и команде пора занять свои места на корабле. Какой следующий остров по нашему маршруту? Называется остров «Музыкальная шкатулка». Давайте мы с вами отправимся на этот остров.

    Упражнение «Музыкальная шкатулка»

    Психолог: Ребята, на этом острове всегда звучит музыка, и у музыки, как и у людей тоже бывает разное настроение. У нас с вами есть разноцветные круги, которые помогут нам определить настроение музыки. Перед вами есть схема эмоциональной грамотности, рассмотрите ее, вспомните, что каждая эмоция имеет свой цвет. Слушайте задание, когда прозвучит музыкальный отрывок, вы должны будите показать тот круг, цвет которого соответствует данной эмоции. Ну, например, если вы услышите музыку радости, какой круг вы должны выложить? Дети отвечают – желтый круг. Хорошо, приготовились, слушаем внимательно первый музыкальный отрывок. Звучит 4 композиции: веселая, грустная, тревожная (музыка страха, музыка злости)

    Мы с вами узнали, что у музыки бывает разное настроение, а у настроения разный цвет. Теперь звенит колокольчик, нам пора на корабль.

    Звенит колокольчик.

    Психолог: Какой же остров нам предстоит посетить, давайте посмотрим на карте. Это «Необитаемый остров»

    Дети, посмотрите, на этом острове живет только один этот гном, какой он? А почему здесь никто больше не живет, как вы думаете, что случилось?

    Ребята, да на этом острове поселилась злоба, и нам с вами нужно расколдовать этот остров, самим научиться избавляться от злости. Ведь бывает такое, что и мы с вами испытываем чувство раздражения и чувство гнева, бывает? А какие вы знаете способы избавления от злости?

    Упражнение «Драка»

    Дети представляют такую ситуацию: «Они с другом поссорились. Он страшно разозлился. Сейчас ему очень хочется задать другу хорошую трепку. Поэтому его кулаки крепко сжимаются, даже косточки побелели (пусть ребенок изобразит это, с силой сжав кулаки). Челюсти сомкнуты, в них чувствуется напряжение. (Это напряжение должен почувствовать ваш ребенок, сильно сжав зубы)

    От волнения перед дракой ребенок даже дыхание затаил (попросите его в этом состоянии задержать дыхание на несколько секунд). И тут посмотрел мальчик (девочка) на своего друга и вспомнил, как тот его однажды выручил. Может быть, не стоит драться? Выдохнул ребенок и расслабился (пусть ваш ребенок сделает то же самое). Вот теперь все вопросы можно решать спокойно».

    Упражнение «Тух-тиби-дух»

    Психолог: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

    Когда мы с вами выплеснули свою злость и агрессию, что вы почувствовали? Какие эмоции испытываете после этого?

    IV этап. Рефлексия

    Психолог: Теперь нам пора возвращаться в детский сад, команда все на корабль.

     Что вам понравилось больше всего? Чему вы сегодня научились? Кого из героев вам понравилось изображать? – жадного или доброго, веселого или грустного?

    Награждение детей медалями за смекалку, актерское мастерство, находчивость, веселое настроение, внимательность.

    Спасибо за прекрасное занятие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

    Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

    Конспект занятия по развитию речи на тему "Мой город" Для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей о городе Новокузнецке,формировать представления о городе Новокузнецке как о самом родном городе, обогащать словарный запас,воспитывать патриотич...

    Конспект НОД по развитию речи "Дикие животные русских лесов" для детей старшего дошкольного возраста.

    Данный конспект можно использовать при ознакомлении детей с многообразным миром диких животных русского леса. ...

    Конспект занятий по развитию мыслительных операций по средством пескотерапии у детей старшего дошкольного возраста.

    Данный конспект занятия  имеет коррекционно - развивающую  направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми....

    Социально-коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Предлагаю вашему вниманию небольшую катротеку по социально-комуникативному развитию....

    Конспект НОД по ФГОС Социально-коммуникативная деятельность для детей старшего дошкольного возраста Тема: «9 мая - День Победы».

    Сценарий тематического занятия, посвящённого празднику 9 мая, для детей старшего возраста (5-6 лет) по теме: «9 амя - день Победы».Данный материал интересный, легко воспринимается восприят...