Главные вкладки

    Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
    презентация к уроку (средняя группа) на тему

    Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются:

    -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

    -понимание своих национальных особенностей;

    -формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

    Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.

    Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

    Цель опыта: приобщение детей к русской народной культуре посредством русских народных игр.

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Воспитатель: Дадельцева Анастасия Михайловна МБДОУ д/с «Золотая рыбка» Смоленский район

    Слайд 2

    Актуальность темы Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются : - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; -понимание своих национальных особенностей; -формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

    Слайд 3

    Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений ; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе . Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

    Слайд 4

    Педагогическая значимость русских народных игр : 1.Яркое отражение образа жизни людей, их труда, быта, национальных устоев 2. Содержание в играх юмора, шуток, задора 3. Доступность и выразительность 4. Расширение представлений об окружающем мире 5. Фольклорный текст, музыка, динамичность действий 6. Наличие определенных правил 7. Развитие физических качеств: быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости 8 . Формирование положительных, доброжелательных , коллективных взаимоотношений.

    Слайд 5

    Цель и задачи Цель : приобщение детей к русской народной культуре посредством русских народных игр. Задачи: 1. Развивать у детей эмоционально-активное отношение к русским народным играм; 2. Создавать условия для проявления детской игровой культуры; 3. Обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил народных игр ; 4. Способствовать действенному приобщению детей к русской народной культуре, её традициям с помощью народных игр; 5. Формировать положительные, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

    Слайд 6

    Планируемые результаты: 1. Дети знают разные виды русских народных игр: хороводные, подвижные, словесные 2. Знакомы с правилами данных игр 3. Могут самостоятельно организовывать знакомые игры 4. Знают народные считалки и используют их для выбора ведущего в подвижных играх 5. Дети доброжелательно относятся друг к другу

    Слайд 7

    Виды народных игр •Хороводные •Словесные •Игры с диалогом •Игры-забавы •Игры-соревнования •Подвижные игры

    Слайд 8

    Рекомендации по проведению народных подвижных игр Подбор игр 1. Содержание игры должно соответствовать возрасту, уровню развития и подготовленности играющих 2. Игровые образы должны быть понятны и интересны детям 3. Знание текста 4. Учёт времени года, погоды, температуры (в зале, на улице) 5. Учёт времени дня

    Слайд 9

    Время проведения игр 1 . Подвижные игры проводятся с детьми ежедневно 2. Народная подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику 3. Перед занятиями уместны игры средней подвижности 4. Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки

    Слайд 10

    Подготовка к проведению игр 1. Предварительное ознакомление воспитателя с содержанием народной подвижной игры 2. Подготовка к проведению уже конкретной игры: выбор места( на улице, в зале, в группе), количество детей, знакомство детей с неизвестным персонажем (картинка , игрушка) 3. Гигиеническое состояние места, безопасность 4. Одежда и обувь играющих 5. Подготовка атрибутов и пособий для игры

    Слайд 11

    Особенность народных подвижных игр Игры носят соревновательный , творческий, коллективный характер Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и другие Каждая игра имеет свои правила, необходимо чётко объяснить их.

    Слайд 12

    Считалки Как у нас на сеновале Две лягушки ночевали. Утром встали, щей поели, А тебе водить велели! Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи – тебе водить Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели. Сели пчелы на цветы. Мы играем – водишь ты! Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит-это он. Выходи скорее вон! Раз , два, три, четыре, пять , м ы собрались поиграть, к нам сорока подлетела И тебе водить велела. Тара-бара, Домой пора Коров доить – Тебе водить!

    Слайд 13

    « Жмурки» Считалкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас! - Лови мышей, а не нас! После этих слов участники игры разбегаются, а « жмурка » их ловит.

    Слайд 14

    У Маланьи, у старушки дети и взрослый движутся по кругу Жили в маленькой избушке Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то , о чем говорится в тексте: Семь дочерей, Семь сыновей , Все без ресниц, Все без бровей . С такими глазами , с такими ушами, С такими носами, с такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, Целый день сидели, На нее глядели, Делали вот так … Повторяют за ведущим любое смешное движение . « У б абушки Маланьи »

    Слайд 15

    « Кот и мыши» Дети, взявшись за руки, идут по кругу вокруг Кота . Мыши водят хоровод . На лежанке дремлет кот . - Тише, мыши не шумите ! Грозят пальчиком. Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот - Вытягивают вперед руки ладонями вверх. Разобьёт весь хоровод . Поочередно поднимают и опускают согнутые В локтях руки, пальцы сжаты в кулаки. Вот проснулся Васька- кот - Разбежался хоровод! Убегают на места.

    Слайд 16

    « Карусели » Дети со словами игры начинают движение вправо: Еле , еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише , тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два , раз-два, Вот и кончилась игра . Затем дети начинают движение в левую сторону.

    Слайд 17

    «Лошадки» Количество участников – любое, кратное двум. В паре один – «лошадка», другой – «возчик». С помощью «вожжей» — прыгалок, поясов – нужно «запрячь» лошадку. « Лошадки» и «возчики» бегают по площадке или по комнате. Ведущий-взрослый говорит такие слова: Еду , еду, к бабке, к деду На лошадке, в красной шапке, По ровной дорожке, На одной ножке, В рваном лапоточке , По ямам по кочкам, Гоп , гоп, гоп……..Тпру-у-у! Лошадки двигаются до тех пор, пока не услышат «Тпру-у-у!» Теперь дети меняются ролями «лошадки» становятся «возчиками», а «возчики» «лошадками».

    Слайд 18

    Мониторинг Проводился по следующим показателям: Ребёнок знает разные виды игр: хороводные, подвижные, словесные Ребёнок знает правила этих игр Выполняет правила игр Может самостоятельно организовывать знакомые игры Знает считалки и применяет их Доброжелательно относится к другим детям

    Слайд 19

    Результативность

    Слайд 20

    Выводы Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, ее традициям . В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание со сверстниками .

    Слайд 21

    Русские народные игры не должны быть забыты. Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

    Слайд 22

    Источники Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман , Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб . – М.: Просвещение; Владос , 1995 Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Программа,Учебно-методическое пособие – СПб:Детство-Пресс,2010 Литвинова.М.Ф.Русские народные подвижные игры.-М.: Айрис-пресс,2003 Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009 https://dohcolonoc.ru / Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста. https://infourok.ru / Народные игры для дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

    Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

    «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье».

    дошкольный возраст является, наиболее подходящим и интересным для осуществления духовно – нравственного развития и воспитания - являются народные игры....

    Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»

    Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...

    Русские народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Современное общество нуждается в гармонично развитых личностях, людях, обладающих высокой нравственной и духовной культурой, соответственно, нравственное воспитание становится актуальным вопросом. Сов...

    Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей 5-го года жизни

        В условиях реализации ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активиз...

    Тема: «Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

    Тема: «Народные игры,как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»....