Психолого-педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"
проект (подготовительная группа) на тему

Выдра Ольга Викторовна

Проект для старших дошкольников содержит описание деятельности, которую может организовать педагог-психолог ДОО по теме осень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx496.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Аленушка»

Познавательно - творческий проект в подготовительной  группе

«Осень, осень в гости просим!»

        

http://wallpapers-images.ru/2560x1600/autumn/wallpapers/autumn-images-2560x1600-12.jpg

Составители:

Буханцева В.М., воспитатель

Выдра Ольга Викторовна,  педагог-психолог

Мусс Ю.В., музыкальный руководитель

р.п. Усть – Абакан,

2018год

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Актуальность темы

Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.

Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.

Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.

Участие детей в проекте Осень, осень - в гости просим!» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, коммуникативные навыки детей.

Цель:

- Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

- Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и коммуникативному развитию детей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщение и систематизация представлений детей об осени.
  • Расширение, уточнение и актуализация словаря по теме «Осень».

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Активизация речевой деятельности.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, общей и мелкой моторики, сенсорных, тактильных ощущений.
  • Развитие всех видов восприятия, творческого воображения.
  • Снижение психофизического напряжения.
  • Развитие невербальных способов общения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений в группе, навыков сотрудничества.
  • Воспитание внимательного отношения к природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

Дети эмоционально реагируют на мир природы, принимают заинтересованное участие в образовательном процессе. Дети интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Связь с образовательными областями:

  • социально - коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

2. Практический этап.

План реализации проекта.

Содержание деятельности по образовательным областям:

Познавательное развитие

Образовательное событие "Помощь домовенку"

Цель: расширение представлений о деревьях, развитие поисковой активности.

Ход: В группы детского сада психолог заносит куклу-домовенка и говорит, что нашел письмо от него. В письме домовенок просит, чтобы дети сделали фотоотчет о том, какие деревья растут на территории детского сада. Фотографии оформляются в папку с название и описанием деревьев.

Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).

Детям предлагают запомнить  лист. Далее этот лист надо закрыть и попросить детей отыскать точно такой же среди остальных.

«Простые аналогии».

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Дети должны выбрать из этих четырех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева.

Лето                                  Осень

платье                                сарафан, куртка, шорты, пуховик.

Зимой                                 Осенью

снегопад                            листопад

Игра-вырезалочка «Осенние листья»  (Приложение)

Этот материал поможет детям освоить вырезание ножницами на начальном этапе, когда ребенок уже умеет правильно держать ножницы и разрезать ими бумагу. А чтобы малышам было интересно, предложите им «пройти» ножницами путь падающего листочка, крадущейся кошки, движущегося автомобиля и многое другое. Эти упражнения усовершенствуют навыки вырезания, разовьют мелкую моторику и глазомер.

В данной игре ребёнку нужно разрезать лист по пунктирной линии (старшим детям можно предложить вырезать сами листочки). Педагог попутно рассказывает детям, что пожелтевшие осенние листья падают с деревьев и ветер кружит их, поэтому путь у каждого листочка получается разным. Попробуйте повторить этот путь ножницами.

Социально – коммуникативное развитие

Дидактические игры «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

 воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

«Узнай по описанию»

 Попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

"Отгадай загадку — нарисуй отгадку"

Участникам игры предлагают отгадать загадки. Задача усложняется тем, что надо не только назвать, но и нарисовать отгадку.

Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).

Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст , дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног).  Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят своими ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Мимическая игра «Осень»

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони мая. Изобразить плачущую Осень.
Наше настроение: Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы уди вились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широ ко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Художественно-эстетическое развитие

Изотерапия  «Дерево настроения» (рисование листочка и оформление дерева).

Показать детям заготовку дерева настроения (рисунок должен быть черно-белыми - бесцветным, без настроения) и спрашивает: какое это дерево-грустное, веселое? А почему? Детям предлагается нарисовать для этого дерева листочек настроения, которое он потом приклеит  на дерево, и дерево станет или грустным или веселым и т.д. (Можно прикрепить  пиктограмму  с соответствующим настроением рядом с деревом). Каждый ребенок рисует свой листок (он может быть уже вырезан или  просто нарисован на бумаге, лучше, если дети его нарисуют сами: и форму и размер, и цвет). В конце занятия листочек приклеивается на дерево и дерево дети берут с собой в группу, где несколько дней висит в группе.

"Дорисуй-ка!"

А здесь соединены два вида творчества: аппликация и рисование. Возьмите белый лист бумаги, приклейте любой понравившийся осенний листочек, а потом предложите ребенку посмотреть – на что похоже? – и дорисовать недостающие детали.

Физическое развитие

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев,развивать наблюдательность,внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается,каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет,проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг и игра начинается заново

Подвижная игра «Листопад»

Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
Взрослый: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:
“А-о-и-у”. (Под музыку они кружатся с листочками в руках.)
Налетел ветер, и листочки стали опадать.
Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на коврик и приседают).
Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на коврик и приседают).

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

В этой подвижной игре может быть задействовано столько детей, сколько позволяет площадь проведения игры.
Итак, дети сидят на корточках в кругах, начерченных на земле. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» малыши должны возвратиться на свои места. Важно, чтобы дети действовали по сигналу, улетали от «гнездышка» как можно дальше и возвращались бы
только в свое «гнездышко».

Речевое развитие

Дидактическая игра «Какой лист?»

[Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев,учить образовывать прилагательные,развивать устную речь,внимание,память.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок,говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

3. Заключительный этап.

1. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

- создание альбома «Деревья нашего детского сада»,

- альбом «Осенние странички»,

- оформление раздевалки с использованием работ детей.

2. Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались творческие способности,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки поделок, рисовали, подбирали стихи и фотографии на тему проекта.

Приложение

Игра-вырезалочка «Осенние листья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенний праздник в средней группе "Осень, осень, в гости просим!"

Веснушка и Дед Урожай в гостях у детворы. Интересный сценарий для детей среднего дошкольного возраста....

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для детей средней группы "Осень, осень - в гости просим"....

Осенний утренник для детей младшей разновозрастной группы "Осень, Осень, в гости просим!"

Создать праздничную атмосферу,вызывать активность детей при пении и подпевании, развивать речь детей....

Сценарий осеннего праздника для старшей группы "Осень, осень в гости просим"

Сценарий осеннего праздника для старшей группы«Осень, осень в гости просим» Дети под музыку заходят в зал и выстраиваются полукругом. 1. Вновь осенняя пора    Листья закружила...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...