Консультация для педагогов «Организации работы педагогов по профилактике пожарной безопасности дошкольников»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Полтавчук Тамара Владимировна

Раскрываются принципы и методы воспитательной работы с детьми по профилактике пожаров

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Организации работы педагогов по профилактике пожарной безопасности дошкольников»

        «Самое дорогое у человека -  жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

         Поэтому педагоги и родители дошкольников  должны работать над реализацией следующих основных задач по ППБ

  1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
  2. Расширять представления детей о своем организме, ценности здорового образа жизни;
  3. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения в быту и природе;
  4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила пожарной безопасности.

Для решений этих задач необходимо:

  • Оказывать воспитывающее воздействие на детей на НОД и в свободной деятельности;
  • Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.
  • Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой  ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности.  В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

        

При планировании и организации работы по ППБ необходимо соблюдать следующие принципы: 

  • Принцип полноты: содержание программы по Пожарной безопасности должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
  • Принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня.
  • Принцип сезонности: следует, по возможности,  использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
  • Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
  • Принцип интеграции: содержание работы по ППБ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты.  
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Приведу некоторые советы и рекомендации, которые на мой взгляд, могут помочь педагогам в обучении детей навыкам безопасного поведения в обществе.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начинать с выявления уровня их знаний и интересов. Дважды в году проводить диагностическую работу по определению уровня знаний правил пожарной безопасности и по ее результатам планировать дальнейшую работу с детьми.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей правилам пожарной безопасности должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения.

Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже четко знали причины возникновения пожаров, действия при пожаре, правила пожарной безопасности.

Воспитывая дошкольников, можно применить такие методы как: внушение, убеждение, пример,  упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что нельзя трогать предметы опасные для возгорания, как действовать при возгорании.  Воспитывать детей следует постоянно: в процессе бесед, игр, прогулок, просмотре видеороликов, решении проблемных ситуаций, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по пожарной  тематике.

Особенно важен принцип наглядности в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил пожарной безопасности с родителями необходимо проводить определенную работу: беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлекать  родителей для изготовления атрибутов и т.д.

Только тесное взаимодействие семьи и детского сада, сотрудничество по всем аспектам формирует у ребенка основы безопасного поведения. Основная цель воспитателя – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам пожарной безопасности. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребенок навыками безопасного поведения в быту, на природе. Именно их поведение, личный пример имеет решающее значение  в вопросе обучения дошкольников. Воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей правилам пожарной безопасности.

Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал  К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только, глядя на мир, глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни  ситуациях.  Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"

В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»

В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...

Консультация для педагогов «Организация работы по профилактике безнадзорности и беспризорности»

Консультация для педагогов «Организация работыпо профилактикебезнадзорности и беспризорности»...

Консультация для педагогов «Организация работы с дошкольниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма»

Консультация: «Организация работы с дошкольниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма»...

Консультация для педагогов «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»

Консультация для педагогов «Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников»...