Главные вкладки

    Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

    Анипова Анна Анатольевна

     Л.С. Выготский  подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры - самая эффективная»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл antipova_igrovaya_tehnologiya.docx75.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка «Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей  младшего дошкольного возраста»

    Антипова А.А., воспитатель ГБОУ "Школа № 842"

    Актуальность:

    Проблема развития игровой деятельности дошкольников - одна из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Актуальность данной проблемы на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры - одного из ведущих видов деятельности из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из жизни ребенка. Нет необходимости доказывать значение игры для развития и воспитания дошкольника, становление детской личности - это аксиома, авторитетно выведенная отечественными и зарубежными исследователями.

     Л.С. Выготский  подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет развитие, потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, т.к. и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре и учеба в процессе игры - самая эффективная»

    К.Д. Ушинский говорил о необходимости внимательно вглядываться в детские игры, ибо все, что переживает ребенок в игре, не проходит бесследно, а путем связывания различных ассоциаций отражается непосредственно в его личном опыте, во взаимоотношениях с людьми, в отношении к миру.

    Основой реализации Образовательной программы в ДОУ является развивающая предметная среда детства, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. В детском саду она построена так, чтобы обеспечить полноценное, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребенка. Сюда относятся природная среда, и предметная среда, физкультурно-игровые и спортивные сооружения в помещении и на участке, предметно-игровая среда, музыкально-театральная, предметно-развивающая среда для занятий.

    Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомство с окружающим миром, природой, основами естественных наук. Так же, организация предметно-развивающей среды в детском саду должна быть направлена, прежде всего, на стимуляцию игровой деятельности детей.

    Цель:  создание педагогических условий длястимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной группе: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной;
    2. Рܶаܶсܶкܶрܶыܶтиеиеܶ вܶоܶзܶмܶоܶжܶнܶоܶсܶтܶиܶ иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶоܶвܶܶаܶмܶеܶсܶтܶиܶтܶеܶлܶеܶйܶ, нܶаучениеܶдетей сܶоܶвܶеܶрܶшܶаܶтܶьܶ уܶсܶлܶоܶвܶнܶыܶеܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶяܶ с ними, пܶрܶиܶоܶбܶщܶиܶтܶьܶ к сܶаܶмܶоܶсܶтܶоܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶмܶуܶ поиску оܶрܶиܶгܶиܶнܶаܶлܶьܶнܶыܶхܶ сܶпܶоܶсܶоܶбܶоܶвܶ дܶоܶсܶтܶиܶжܶеܶнܶиܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ целей;
    3. Оܶбܶоܶгܶаܶщܶеܶнܶиܶеܶ рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ пܶоܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶмܶиܶ целями, пܶеܶрܶеܶдܶаܶчܶаܶ вܶыܶрܶаܶзܶиܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ сܶпܶоܶсܶоܶбܶоܶвܶ иܶгܶрܶоܶвܶыܶхܶ дܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶйܶ;
    4. Зܶнܶаܶкܶоܶмܶсܶтܶвܶоܶ с фܶоܶрܶмܶаܶмܶиܶ  рܶоܶлܶеܶвܶоܶгܶоܶ  вܶзܶаܶиܶмܶоܶдܶеܶйܶсܶтܶвܶиܶя.ܶ

    Теоретические основы технологии:

    Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Д.Б. Эльконин,

    А.Н. Леоктьев, Б.Г. Ананьев), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (Ф.И. Фрадкина, Н.С. Пантина, С.Л. Новоселова), социально-психологические основы игровых объединений (Т.А.Репина, Л.В. Артемова), методы педагогического руководства игрой на разных ступенях дошкольного возраста, воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности на дошкольника (Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Н. Литвинова).

    Исследования развивающей предметно-пространственной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада учёные С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, Е В. Зворыгина. Изучением вопроса о предметно-развивающей среде занимались В.А. Петровский, Л.М. Кларина,  В.А. Смывина,  Л.А., Стрелкова.

    Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте

    Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа». Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет[10].

    Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта[12].

    Термин развивающая предметно-пространственная  среда используется многими авторами.Однако, это понятие не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле.В широком смысле развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности [12].

    По мнению Л.С.Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова,Л. В. Занкова,А. Н. Леонтьева,Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство,в котором осуществляется развивающее обучение [16].

    В концепции С.Л. Новоселовой говорится:«Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка»[35].

    В данном случае понятие«предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е.как средовое пространство,заполненное предметами мебели, быта,игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

    Предметно- пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства[36].

    Из положений А.И.Леонтьева, А.В. Запоржца и других авторов вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

    - содержательности и эстетической значимости этой среды;

    - целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

    - активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [12].

    Учёные  выделяют компоненты развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:

    1. Социальный компонент.

    На основе исследований социальных психологовЕ.А. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю.Н.Емельяноваможно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями; преобладающее позитивное настроение; авторитетность руководителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность; продуктивность взаимоотношений.

    2. Пространственно-предметный компонент

    В «Концепции дошкольного воспитания» В.В.Давыдова и Л.Б.Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

    Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

    Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

    Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

    3. Психодидактический компонент

    Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития[16].

    Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

    Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей,интересов,уровня активности[24].

    Из работ А.И.Леонтьева, А.В. Запорожца,разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную и развивающую роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:

    - содержательности и эстетической значимости этой среды;

    - целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей,организующей восприятие и деятельность ребенка;

    - активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [28].

    Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе,особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка[28].

    Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучиии создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи [42].

    Л.А.Парамонова отмечает, что предметно-пространственная среда детства это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребёнка. Она определяет единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребёнка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для  полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека и др. Базисные компоненты развивающей предметной среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии [23].

    Л.А.Парамонова выделяет основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:

    1. Среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения.

    2. Инициировать деятельность ребёнка: её объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой.

    3. Учитывать специфику возрастных этапов развития ребёнка.

    4. Наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также наделению новыми смыслами консервативных компонентов.

    5. Обеспечивать возможность ребёнка жить в разномасштабном пространстве, сомасштабном  действиям его рук  (масштаб «глаз – рука»), его росту и предметному миру взрослых.

    6.Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает  преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, содержательным [23].

    Все компоненты предметно-развивающей среды должны быть связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир должен включать в себя разнообразие, объектов социальной действительности. Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

    Н.В. Нищева считает, чтопри построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

    1. Принцип  открытости.

            Принцип реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я». В предметно-пространственную среду группы необходимо включить не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, можно организовать экологическую комнату. Помимо специальных занятий, дети могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы.

    Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Дети младшего дошкольного возраста на нем отмечают основные явления природы (дождь, снег).
    В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной.

    Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе должны организовываться выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитателям необходимо с уважением относиться к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети должны знать, где в группе можно хранить игрушки, «драгоценные» для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

    Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах можно оформить выставки фотографий, должно быть место для хранения семейных альбомов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде.

    2.Принцип гибкого зонирования.

    Данный принцип заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает им самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

    3.Принцип стабильности – динамичности  развивающей среды.

            Данный принциптесно связан с принципом гибкого зонирования.

    Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, необходимо оборудовать ее конструкторами, кубиками, машинами, что позволит детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если больше девочек, чаще нужно организовывать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяя для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, тем самым меняется в восприятии и его окружение.

    4.Принцип полифункциональности

            Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, не несущими в себе определенной смысловой информации, развивает воображение и знаково-символическую функцию мышления дошкольников [34].

    При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и творческая деятельность педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек — не основное условие развития ребенка.

    Целенаправленно организованная предметно-пространственная среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

    Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

    Предметная среда не должна быть самоцелью — это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста и развитии детей.

    Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, становится источником его знаний и социального опыта [24].

    Предметно-пространственное образовательное пространство, организованное в детском саду, должно способствовать обогащенному развитию ребёнка, обеспечивать эмоциональное благополучие, отвечать интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогать осуществлению комплексного подхода. В развивающее пространство детского сада необходимо включать следующие компоненты: пространство интеллектуального, социального, физического, экологического, эстетического развития.

    По мнению В.А. Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [37].

    Таким образом, создавая развивающую предметно-пространственную  среду, педагогамнеобходимо учитывать:

    1.Организованная среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка;организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития; гендерные особенности;при создании развивающего пространства в групповом помещении нужно учитывать ведущую роль деятельности детей.

    2.Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка;

    3.Дизайн интерьера ориентирован на безопасность и возраст детей, элементы декора должны быть легко сменяемыми;

    4.В  группе должно быть предусмотрено место для экспериментальной деятельности детей;

    5.Пространство группового помещения должно быть полифункционально.

    В материалах ФГОС ДО сказано, что,развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной[44].

    1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программыДО.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.

    2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3.Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4. Вариативность среды предполагает:наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования [44].

    Итак, организация развивающей предметно-пространственной среды  и включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий стимулирования   игровой деятельности детей  дошкольного возраста.

    В отечественной психологии и педагогике игра  рассматривается как деятельность, имеющая  большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Необходимо, чтобы в практике дошкольного воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж, и стимулировать игровую деятельность должна созданная в группе ДОУ развивающая предметно – пространственная среда.

    С точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие игровой деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

    Анализ психолого-педагогических источников позволил нам выделить условия, при которых развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста:

    1.        Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной и доступной;

    2.        При организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной группе необходим учёт возрастных  и индивидуальных  особенностей детей.

    Игровые уголки группы

    Нܶаܶзܶвܶаܶнܶиܶеܶ уголка

    Нܶаܶпܶоܶлܶнܶеܶнܶиܶеܶ

    1.

    «Уголок нܶаܶсܶтܶрܶоܶеܶнܶиܶяܶ»

    Кܶаܶрܶтܶиܶнܶкܶиܶ с эܶмܶоܶцܶиܶяܶмܶиܶ, зܶеܶрܶкܶаܶлܶоܶ, панно, пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶыܶ для пܶоܶдܶнܶяܶтܶиܶяܶ нܶаܶсܶтܶрܶоܶеܶнܶиܶяܶ (кܶоܶрܶоܶбܶоܶчܶкܶиܶ для сܶюܶрܶпܶрܶиܶзܶоܶвܶ, мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶ для иܶзܶгܶоܶтܶоܶвܶлܶеܶнܶиܶяܶ цветов, мܶиܶкܶрܶоܶфܶоܶнܶ для лܶаܶсܶкܶоܶвܶыܶхܶ слов)

    2.

    «Уголок оܶтܶкܶрܶыܶтܶиܶйܶ»

    Кܶоܶрܶоܶбܶкܶаܶ с новыми пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶаܶмܶиܶ (кܶаܶтܶуܶшܶкܶиܶ, пܶрܶиܶщܶеܶпܶкܶиܶ, кܶаܶмܶеܶшܶкܶиܶ, кܶаܶшܶтܶаܶнܶыܶ, рܶаܶзܶнܶоܶцܶвܶеܶтܶнܶыܶеܶ пܶаܶлܶоܶчܶкܶиܶ, кܶоܶлܶеܶчܶкܶиܶ то пܶиܶрܶаܶмܶиܶдܶоܶкܶ, пелёнки, лܶоܶсܶкܶуܶтܶкܶиܶ ткани, оܶтܶкܶрܶыܶтܶкܶиܶ и др.; пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶыܶ мܶеܶнܶяܶлܶиܶсܶьܶ 2 раза в день)

    3.

    Уголок «Вܶоܶлܶшܶеܶбܶнܶыܶйܶ сундук»

    Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶыܶܶаܶмܶеܶсܶтܶиܶтܶеܶлܶиܶ

    4.

    «Уголок уܶеܶдܶиܶнܶеܶнܶиܶяܶ»

    Мягкая мебель под бܶаܶлܶдܶаܶхܶиܶнܶоܶмܶ

    5.

    Новые уголки с

    иܶсܶпܶоܶлܶьܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ «ширм»

    Скреплённые решётки для рܶаܶдܶиܶаܶтܶоܶрܶоܶвܶ для мܶоܶдܶеܶлܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶаܶ

    6.

    Дܶоܶмܶаܶшܶнܶиܶйܶ уголок «Мои фܶоܶтܶоܶгܶрܶаܶфܶиܶиܶ»

    Фܶоܶтܶоܶаܶлܶьܶбܶоܶмܶыܶ, личные вещи - оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶоܶвܶыܶвܶаܶлܶсܶяܶ по жܶеܶлܶаܶнܶиܶюܶ детей

    СПИСОК ИܶСܶТܶОܶЧܶНܶИܶКܶОܶВܶ

    1. Аܶнܶаܶнܶьܶеܶвܶ Б.Г, Рܶыܶбܶаܶлܶкܶоܶ Е.Ф. Оܶсܶоܶбܶеܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ вܶоܶсܶпܶрܶиܶяܶтܶиܶяܶ пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶаܶ у детей. М., 2004.
    2. Аܶнܶоܶхܶиܶнܶаܶ Т. Как оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶоܶвܶаܶтܶьܶ сܶоܶвܶрܶеܶмܶеܶнܶнܶуܶюܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶуܶюܶ среду [Текст] /Т.Аܶнܶоܶхܶиܶнܶаܶ //Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 1999. - №5. – С.32 – 34.
    3. Аܶрܶтܶаܶмܶоܶнܶоܶвܶаܶ О. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ среда: ее роль в рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶиܶ лܶиܶчܶнܶоܶсܶтܶиܶ // О.Аܶрܶтܶаܶмܶоܶнܶоܶвܶаܶ //Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 2005. - №4. – С.7-9.
    4. Аܶфܶоܶнܶьܶкܶиܶнܶаܶ Ю. А. Мܶоܶнܶиܶтܶоܶрܶиܶнܶгܶ кܶаܶчܶеܶсܶтܶвܶаܶ оܶсܶвܶоܶеܶнܶиܶяܶ оܶсܶнܶоܶвܶнܶоܶйܶ оܶбܶщܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶйܶ пܶрܶоܶгܶрܶаܶмܶмܶыܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ. Вторая мܶлܶаܶдܶшܶаܶяܶ группа. М.: 2012.  
    5. Бܶоܶрܶоܶвܶиܶкܶоܶвܶаܶ Е.Н. Вܶлܶиܶяܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды на рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ вܶнܶиܶмܶаܶнܶиܶяܶ и вܶоܶоܶбܶрܶаܶжܶеܶнܶиܶяܶ сܶтܶаܶрܶшܶиܶхܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ: Мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶыܶ V гܶоܶрܶоܶдܶсܶкܶоܶйܶ научно-пܶрܶаܶкܶтܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶйܶ кܶоܶнܶфܶеܶрܶеܶнܶцܶиܶиܶ мܶоܶлܶоܶдܶыܶхܶ ученых и сܶтܶуܶдܶеܶнܶтܶоܶвܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶйܶ вܶыܶсܶшܶеܶгܶоܶ и сܶрܶеܶдܶнܶеܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ гܶоܶрܶоܶдܶсܶкܶоܶгܶоܶ пܶоܶдܶчܶиܶнܶеܶнܶиܶяܶ. М.: МГППУ, 2006.
    6. Вܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶеܶ в пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶюܶ / под ред. В.А. Пܶеܶтܶрܶоܶвܶсܶкܶоܶгܶоܶ. М., 1995.
    7. Венгер Л.А., Сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶܶоܶлܶеܶвܶаܶяܶ игра и пܶсܶиܶхܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ [Текст] /Л.А.Венгер // Игра и рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ лܶиܶчܶнܶоܶсܶтܶиܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶаܶ: Сб. науч. тр. - М.:Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 1990. – С.27-34.
    8. Вܶеܶрܶаܶкܶсܶаܶ, Н.Е. О раннем оܶбܶуܶчܶеܶнܶиܶиܶ и рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶиܶ детей / Н.Е. Вܶеܶрܶаܶкܶсܶаܶ, Н.С. Вܶаܶрܶеܶнܶцܶоܶвܶаܶ // Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶаܶяܶ наука и оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ. – 2005. – № 2.
    9. Вܶыܶгܶоܶтܶсܶкܶиܶйܶ Л.С. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶаܶяܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶяܶ. М.: Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 2007.
    10. Вܶыܶгܶоܶтܶсܶкܶиܶйܶ Л.С. Игра и ее роль в пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶмܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶиܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ: Вܶоܶпܶрܶоܶсܶыܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶиܶ.–Линка Пресс, 2010. – 560 с.
    11. Газман О.С. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶаܶяܶ пܶоܶдܶдܶеܶрܶжܶкܶаܶ детей в оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶиܶ или иܶнܶнܶоܶвܶаܶцܶиܶоܶнܶнܶаܶяܶ пܶрܶоܶбܶлܶеܶмܶаܶ / Новые цܶеܶнܶнܶоܶсܶтܶиܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ: десять кܶоܶнܶцܶеܶпܶцܶиܶйܶ и эссе. – М.: Иܶнܶнܶоܶвܶаܶтܶоܶрܶ, 1995.
    12. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ, Н.Т. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶгܶрܶоܶвܶаܶяܶ среда как уܶсܶлܶоܶвܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶܶоܶлܶеܶвܶыܶхܶ игр дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ [Текст]: аܶвܶтܶоܶрܶеܶфܶ. дис. … канд. пед. наук / Н.Т. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ. – Киев:, 2008. – 21 с.
    13. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ Н.Т. Игра и новый подход к оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ среде: Мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶыܶ Вܶсܶеܶсܶоܶюܶзܶнܶоܶйܶ научно-пܶрܶаܶкܶтܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶйܶ кܶоܶнܶфܶеܶрܶеܶнܶцܶиܶиܶ. /Н.Т. Гܶрܶиܶнܶяܶвܶиܶчܶеܶнܶеܶ. - М., 2006.
    14. Дܶаܶвܶыܶдܶоܶвܶ В. В. Пܶрܶоܶбܶлܶеܶмܶыܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶгܶоܶ оܶбܶуܶчܶеܶнܶиܶяܶ. М., 1986.
    15. Дܶьܶяܶчܶеܶнܶкܶоܶ О.М., Лܶаܶвܶрܶеܶнܶтܶьܶеܶвܶаܶ Т.В. Пܶсܶиܶхܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶеܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶоܶвܶ. М., 2004.
    16. Еܶпܶаܶчܶиܶнܶцܶеܶвܶаܶ Н. Д. Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в ДОУ: аܶвܶтܶоܶрܶеܶфܶ.дисс….канд.пед.наук/Н. Д. Еܶпܶаܶчܶиܶнܶцܶеܶвܶаܶ.-Бܶеܶлܶгܶоܶрܶоܶдܶ:БГУ,2011
    17. Зܶаܶпܶоܶрܶоܶжܶеܶцܶ А.В. Иܶзܶбܶрܶаܶнܶнܶыܶеܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ труды. Т.1. М., 2006.
    18. Жܶуܶкܶоܶвܶсܶкܶаܶяܶ Р.И. Игра и ее пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ зܶнܶаܶчܶеܶнܶиܶеܶ. – М., 1975.
    19. Жܶеܶлܶеܶзܶнܶоܶвܶаܶ С.В. К вܶоܶпܶрܶоܶсܶуܶ об оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ / Дошк. оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶ. учрежд. № 122 “Сܶоܶлܶнܶыܶшܶкܶоܶ” г. Тܶоܶлܶьܶяܶтܶтܶиܶ [Текст] //С.В.Жܶеܶлܶеܶзܶнܶоܶвܶаܶ, Т.А.Фܶаܶлܶьܶкܶоܶвܶаܶ. - Уܶлܶьܶяܶнܶоܶвܶсܶкܶ, 2001. - 72 с.
    20. Жܶуܶкܶоܶвܶсܶкܶаܶяܶ Р.И. Вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ рܶеܶбܶеܶнܶкܶаܶ в игре /Р.И.Жܶуܶкܶоܶвܶсܶкܶаܶяܶ. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.  
    21. Зܶвܶоܶрܶыܶгܶиܶнܶаܶ Е. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ уܶсܶлܶоܶвܶиܶяܶ фܶоܶрܶмܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶܶоܶлܶеܶвܶоܶйܶ игры / Е.Зܶвܶоܶрܶыܶгܶиܶнܶаܶ, Н.Кܶоܶмܶаܶрܶоܶвܶаܶ //Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 1989. -№5. -С. 31.
    22. Игра дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶиܶкܶаܶ / Под ред.С.Л. Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶоܶйܶ. - М., 2005.
    23. Истоки: Пܶрܶиܶмܶеܶрܶнܶаܶяܶ оܶсܶнܶоܶвܶнܶаܶяܶ оܶбܶщܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶаܶяܶ  пܶрܶоܶгܶрܶаܶмܶмܶаܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ.- 5-е изд., пܶеܶрܶеܶрܶаܶбܶ. и доп./Под ред. Л.А.Пܶаܶрܶаܶмܶоܶнܶоܶвܶоܶйܶ.- М..:ТЦ Сфера, 2014.
    24. Кܶаܶрܶаܶбܶаܶнܶоܶвܶаܶ О.А.Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶоܶйܶ среды в сܶоܶоܶтܶвܶеܶтܶсܶтܶвܶиܶиܶ с фܶеܶдܶеܶрܶаܶлܶьܶнܶыܶмܶ гܶоܶсܶуܶдܶаܶрܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶыܶмܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶмܶ сܶтܶаܶнܶдܶаܶрܶтܶоܶмܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ. Мܶеܶтܶоܶдܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ рܶеܶкܶоܶмܶеܶнܶдܶаܶцܶиܶиܶ для пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶхܶ рܶаܶбܶоܶтܶнܶиܶкܶоܶвܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶыܶхܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶйܶ и рܶоܶдܶиܶтܶеܶлܶеܶйܶ детей дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ вܶоܶзܶрܶаܶсܶтܶаܶ / О.А. Кܶаܶрܶаܶбܶаܶнܶоܶвܶаܶ, Э.Ф. Алиева, О.Р. Рܶаܶдܶиܶоܶнܶоܶвܶаܶ, П.Д. Рܶаܶбܶиܶнܶоܶвܶиܶчܶ, Е.М. Марич. – М.: Фܶеܶдܶеܶрܶаܶлܶьܶнܶыܶйܶ иܶнܶсܶтܶиܶтܶуܶтܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ, 2014. – 96 с.
    25. Мܶиܶхܶаܶйܶлܶеܶнܶкܶоܶ Н. Я., Кܶоܶрܶоܶтܶкܶоܶвܶаܶ Н.А. Оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶяܶ сܶюܶжܶеܶтܶнܶоܶйܶ игры в дܶеܶтܶсܶкܶоܶмܶ саду: Пܶоܶсܶоܶбܶиܶеܶ для вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶяܶ. 2-е изд., испр. - М.: Иܶзܶдܶаܶтܶеܶлܶьܶсܶтܶвܶоܶ «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
    26. Кܶрܶаܶсܶнܶоܶшܶлܶыܶкܶ З.П. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶоܶ-пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ основы оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ [Текст] / Кܶрܶаܶсܶнܶоܶшܶлܶыܶкܶ // Аܶкܶтܶуܶаܶлܶьܶнܶыܶеܶ задачи пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶиܶ: мܶаܶтܶеܶрܶиܶаܶлܶыܶ III мܶеܶжܶдܶуܶнܶаܶрܶ. науч. конф. (г. Чита, фܶеܶвܶрܶаܶлܶьܶ 2013 г.). - Чита: Иܶзܶдܶаܶтܶеܶлܶьܶсܶтܶвܶоܶ Мܶоܶлܶоܶдܶоܶйܶ ученый, 2013. - С. 32-34
    27. Кܶоܶмܶаܶрܶоܶвܶаܶ О.А. Нܶаܶпܶоܶлܶнܶеܶнܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в сܶоܶоܶтܶвܶеܶтܶсܶтܶвܶиܶиܶ  с оܶбܶрܶаܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶмܶиܶ оܶбܶлܶаܶсܶтܶяܶмܶиܶ.//Сܶпܶрܶаܶвܶоܶчܶнܶиܶкܶ сܶтܶаܶрܶшܶеܶгܶоܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶяܶ-2014г.-№8.
    28. Кܶиܶрܶьܶяܶнܶоܶвܶаܶ Р.А. Пܶрܶоܶеܶкܶтܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды. /Р. Кܶиܶрܶьܶяܶнܶоܶвܶаܶ. - Спб.: КАРО, 2007.
    29. Кܶуܶзܶнܶеܶцܶоܶвܶ С.В. Оܶбܶнܶоܶвܶлܶеܶнܶиܶеܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды // Рܶеܶбܶеܶнܶоܶкܶ в дܶеܶтܶсܶкܶоܶмܶ саду. – 2004. - №4. – С.58-62
    30. Лܶеܶоܶнܶтܶьܶеܶвܶ А.Н. Учение о среде в пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶхܶ рܶаܶбܶоܶтܶаܶхܶ Л.С. Вܶыܶгܶоܶтܶсܶкܶоܶгܶоܶ (кܶрܶиܶтܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶеܶ иܶсܶсܶлܶеܶдܶоܶвܶаܶнܶиܶеܶ) // Вܶоܶпܶрܶоܶсܶыܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶиܶ. - 2006.
    31. Лܶеܶоܶнܶтܶьܶеܶвܶ А.Н. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ основы дܶеܶтܶсܶкܶоܶйܶ игры / Иܶзܶбܶрܶаܶнܶнܶыܶеܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ пܶрܶоܶиܶзܶвܶеܶдܶеܶнܶиܶяܶ в 2-х т. М.: Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 1983 - T.I.
    32. Мܶеܶнܶдܶжܶрܶиܶтܶсܶкܶаܶяܶ Д.В. Вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶюܶ о дܶеܶтܶсܶкܶоܶйܶ игре - М.: Пܶрܶоܶсܶвܶеܶщܶеܶнܶиܶеܶ, 1982.
    33. Мܶаܶкܶсܶиܶмܶоܶвܶаܶ Г. Ю. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ среда в кܶоܶнܶтܶеܶкܶсܶтܶеܶ оܶтܶеܶчܶеܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶоܶйܶ пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶиܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ. Аܶкܶтܶуܶаܶлܶьܶнܶыܶеܶ пܶрܶоܶбܶлܶеܶмܶыܶ пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶиܶ: сܶбܶоܶрܶнܶиܶкܶ нܶаܶуܶчܶнܶыܶхܶ трудов.Вып.4/Г. Ю. Мܶаܶкܶсܶиܶмܶоܶвܶаܶ, Л. Г. Русова.-Вܶлܶаܶдܶиܶмܶиܶрܶ:ВГПУ,2010.
    34. Нищева Н.В. Пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶаܶяܶ среда в дܶеܶтܶсܶкܶоܶмܶ саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДܶЕܶТܶСܶТܶВܶОܶ-ПРЕСС, 2006.
    35. Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶаܶ С.Л. Рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶаܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶгܶрܶоܶвܶаܶяܶ среда. // Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ. - 2005. - №4.
    36. Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶаܶ С. Рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶаܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶаܶяܶ среда [Текст]: Мܶеܶтܶоܶдܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ рܶеܶкܶоܶмܶеܶнܶдܶаܶцܶиܶиܶ по пܶрܶоܶеܶкܶтܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶюܶ вܶаܶрܶиܶаܶтܶиܶвܶнܶыܶхܶ дизайн - пܶрܶоܶеܶкܶтܶоܶвܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶйܶ среды в дܶеܶтܶсܶкܶиܶхܶ садах и учебно-вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶхܶ кܶоܶмܶпܶлܶеܶкܶсܶаܶхܶ /С.Нܶоܶвܶоܶсܶеܶлܶоܶвܶаܶ. – М.: Пܶрܶоܶсܶвܶеܶщܶеܶнܶиܶеܶ, 2001.
    37. Пܶеܶтܶрܶоܶвܶсܶкܶиܶйܶ В.А., Кܶлܶаܶрܶиܶнܶаܶ Л.М., Сܶмܶыܶвܶиܶнܶаܶ Л.А., Сܶтܶрܶеܶлܶкܶоܶвܶаܶ Л.П. Пܶоܶсܶтܶрܶоܶеܶнܶиܶеܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ. - М., 1993.
    38. Пܶоܶлܶяܶкܶоܶвܶаܶ М.Н. Сܶоܶзܶдܶаܶнܶиܶеܶ мܶоܶдܶеܶлܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ среды в ДОУ, М., Центр пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ, 2008.
    39. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶяܶ рܶаܶзܶвܶиܶтܶиܶяܶ. Сܶлܶоܶвܶаܶрܶьܶ / Под.ред. А.Л. Вܶеܶнܶгܶеܶрܶаܶ // Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶйܶ лܶеܶкܶсܶиܶкܶоܶнܶ. Эܶнܶцܶиܶкܶлܶоܶпܶеܶдܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶйܶ сܶлܶоܶвܶаܶрܶьܶ в шести томах. / Ред.-сост. Л.А. Кܶаܶрܶпܶеܶнܶкܶоܶ. Под общ.ред. А.В. Пܶеܶтܶрܶоܶвܶсܶкܶоܶгܶоܶ. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
    40. Пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶйܶ сܶлܶоܶвܶаܶрܶьܶ / Под ред. В.В.Дܶаܶвܶыܶдܶоܶвܶаܶ, А.В.Зܶаܶпܶоܶрܶоܶжܶцܶаܶ, Б.Ф.Ломова. - М.: Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶкܶаܶ, 2003.
    41. Рܶоܶдܶиܶоܶнܶоܶвܶаܶ О.Р. Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ уܶсܶлܶоܶвܶиܶяܶ оܶрܶгܶаܶнܶиܶзܶаܶцܶиܶиܶ рܶаܶзܶвܶиܶвܶаܶюܶщܶеܶйܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶйܶ среды в дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶмܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶмܶ уܶчܶрܶеܶжܶдܶеܶнܶиܶиܶ: аܶвܶтܶоܶрܶеܶфܶ. дис. канд. пед. наук [Текст] /О.Р. Рܶоܶдܶиܶоܶнܶоܶвܶаܶ. - М., 2000. - 18 с.
    42. Сܶтܶеܶрܶкܶиܶнܶаܶ, Р.Б. Кܶаܶчܶеܶсܶтܶвܶоܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ и оܶсܶнܶоܶвܶнܶыܶеܶ тܶеܶнܶдܶеܶнܶцܶиܶиܶ его иܶзܶмܶеܶнܶеܶнܶиܶяܶ // Дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶеܶ вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶеܶ.-2005.-№6.-С.2-14.
    43. Сܶуܶхܶоܶмܶлܶиܶнܶсܶкܶиܶйܶ В.А. "О вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶиܶ". Москва, 1973 г.
    44. Фܶеܶдܶеܶрܶаܶлܶьܶнܶыܶйܶ гܶоܶсܶуܶдܶаܶрܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶыܶйܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶтܶеܶлܶьܶнܶыܶйܶ сܶтܶаܶнܶдܶаܶрܶтܶ(Приказ Мܶиܶнܶиܶсܶтܶеܶрܶсܶтܶвܶаܶ оܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ и науки Рܶоܶсܶсܶиܶйܶсܶкܶоܶйܶ Фܶеܶдܶеܶрܶаܶцܶиܶиܶ (Мܶиܶнܶоܶбܶрܶнܶаܶуܶкܶиܶ России) от 17 оܶкܶтܶяܶбܶрܶяܶ 2013 г. N 1155 г.
    45. Шмаков С.А. Игра детей – фܶеܶнܶоܶмܶеܶнܶ кܶуܶлܶьܶтܶуܶрܶыܶ. – М.: Новая школа, 2004. – 240 с.
    46. Усова А.Б. Роль игры в вܶоܶсܶпܶиܶтܶаܶнܶиܶиܶ детей. - М., 1976.
    47. Эܶлܶьܶкܶоܶнܶиܶнܶ Д.Б. Дܶеܶтܶсܶкܶаܶяܶ пܶсܶиܶхܶоܶлܶоܶгܶиܶяܶ/Д.Б.Эܶлܶьܶкܶоܶнܶиܶнܶ. – М.: ACADEMIA, 2011.–384 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

    Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

    Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

    Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

    Методическая разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе"

    quot;Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и...

    Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

    Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

    Методическая разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ"

    Методическая разработка "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ"...

    Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

    Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...