Главные вкладки

    Проект "Мы - славяне"
    проект (подготовительная группа) на тему

    Груздева Юлия Ивановна

    Проект по знакомству дошкольников подготовительной к школе группы с древней культурой славянского народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл my_slavyane.docx36.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  центр развития ребёнка детский сад №38                                                                        Красносельского района  Санкт-Петербурга

    ПРОЕКТ

    "Мы - славяне!"

    «Знакомство дошкольников со славянской культурой»

    Авторы-составители:  

    Груздева Юлия Ивановна, воспитатель

    Гусак Анна Вячеславовна, воспитатель

    Санкт-Петербург

    2018-2019

    " Мы - славяне!"

    "Знакомство дошкольников со славянской культурой"

    Проект

    Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г. – май 2019 г.)

    Тип проекта: познавательно-творческий

    Автор проекта: Груздева Ю. И., воспитатель, Гусак А. В., воспитатель

    Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатели                                                  Актуальность выбранной темы:

    Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Проблема современного дошкольника в искаженных представлениях о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме.То, что в данный момент призвано обогатить духовный мир ребёнка лишь дезориентирует его в культурной, нравственной, духовно-безопасной среде, не давая сформироваться самостоятельной, свободной от навязанных идеалов, личности.  

    В связи с этим актуальность изучения истории своего народа с самой ранней ступени его развития приобретает все большие масштабы. Поэтому приоритетным направлением в работе по данному проекту является приобщение детей к истокам русской народной культуры через различные виды деятельности.

    Цель проекта: создать особую предметно-развивающую среду, побуждающую дошкольников к стремлению изучать историю своего народа.

    Задачи:

    1. Знакомить дошкольников с историей, культурой, этапами развития славянской культуры.
    2. Учить применять в практической деятельности знания, умения, полученные в теории.
    3. Активно вовлекать родителей в познавательную часть проекта.
    4. Развивать воображение, образное и логическое мышление детей.
    5. Осуществлять индивидуальный подход в процессе освоения дошкольником теоретической части проекта.
    6. Дать первичные представления о себе, как о потомке великого народа.
    7. Воспитывать патриотические чувства.

    Ожидаемый результат:

    1.  Дети овладеют информацией о культуре славянского народа, его развитии, особенностях.

    2.  Повысится  уровень любознательности в данном направлении.

    3.  Проявится  устойчивый интерес к истории, как к науке в целом, так и к изучению более узких тем.

    4. Разовьется усидчивость, умение работать в группе и индивидуально.

    5. Расширится  кругозор, обогатиться  активный  словарь.

    Продукт проектной деятельности:

    1. Презентация проекта “Мы – славяне!”
    2. Выставка изделий народного творчества и быта.
    3. Фотоальбом по теме проекта.
    4. Альбом детских творческих работ по теме проекта.

    Ресурсное обеспечение проекта (методическая литература, интернет-ресурсы, демонстрационный материал):

    1. История культуры Древней Руси / Под общ. ред. акад. Б. Д. Грекова и проф. М. И. Артамонова. — Л., 1951.
    2. "Люди и нравы Древней Руси: Романов Б. А.  Историко-бытовые очерки XI-XIII вв." — М.:       Территория
    3. "Великое начало. Рождение Руси", Серяко М., Изд. "Вече", 2016 г.
    4.  "Древнерусская одежда IX-XIII вв."Рабинович Е. Г., М.Наука, 1986. — С. 40–111. — 273 с.
    5. "По следам древних культур. Древняя Русь". Фёдоров Г. Б.  — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
    6.  Летопись славян-россов. С древнейших времен до Рюрика. Яхонтов Юрий Александрович.
    7. "Декоративно-прикладное искусство Руси Х-XIII веков." Рыбаков Б. А. — Аврора, 1971. — 118 с.
    8.  "Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи." Рыбаков Б. А. — М.: Академический проект, 2016. — 495 с.
    9. "Боги и герои Древней Руси", Плотникова О. А., Изд. "Вече", 2016 г.
    10. "Возвращение русских богов. Тайный смысл древних сказов.", Белов А. 
    11. "История культуры Древней Руси.", Чёрная Л. А. — М.Логос, 2007. — 288 с.
    12.  "Музыкальная культура Древней Руси.", Владышевская Т. Ф.— М.: Знак, 2006.
    13. "Древняя Русь. История в рассказах для школьников.". Емец Д.А. 
    14. "По следам древних культур. Древняя Русь.", Фёдоров Г. Б.  — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.
    15. Интернет-ресурсы.

    16.  Картотека народных игр.

    17.  Демонстрационный материал:"Славяне. Русы", "Предметы старины","Как раньше шили одежду", "Персонажи", "Как раньше выращивали хлеб".

    18.  Развивающая аудиоэнциклопедия. "История. Путешествие в древнюю Русь".

    19. Презентации: "Традиционная одежда славян", фрагменты из м/ф "Бабка-Ёжка и другие", "Летучий корабль", "Святогор".

    Презентация проекта “Мы – славяне!”

    Этапы реализации проекта:

            I этап. Организационный.

            1. Постановка проблемы, определение цели и задач  деятельности.

            2. Изучение и подбор методической литературы, иллюстрированного материал по данной теме;

            3. Подбор материалов для работы с детьми и их родителями.

            II этап. Практический.

            1. Перспективное планирование работы с детьми по проекту

            2. Планирование работы с родителями

            III этап. Заключительный.

            1.Презентация проекта

    Перспективное планирование работы с детьми

    Месяц

    Образовательная область

    Непосредственная образовательная деятельность

    Задачи

    Сентябрь

    "Славяне – кто они?"

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Знакомство с понятием "славяне", "Русь", основными символами и атрибутами славян;                                           Беседа "Как появилась Русь?";                        

    Просмотр демонстрационного материала "Славяне. Русы.";

    Рисование "Солнышко (Коловрат)

    Знакомить с историей

    и культурой славянского народаславянской семье, ее бытом, обычаями.

    Создать благоприятные условия для отражения имеющихся представлений детей в разных видах детской деятельности.

    Знакомить с изделиями народного промысла, прикладным искусством.

    Дать чёткие представление о традициях и обычаях славянского народа, обратить внимание на  проявление этих традиций и обычаев в современном мире;

    Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

    Развивать познавательную сферу: внимание, мышление, память;

    Воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям славян.

    Воспитывать интерес и уважительное отношение к культуре других народов.

    Обогащать речь и словарь детей названиями предметов быта древних славян.

    Вызывать эмоциональный отклик на произведения декоративно-прикладного искусства, народные игрушки, иллюстрации.

    Расширять кругозор посредством знакомства и дальнейшего изучения художественной литературы о культуре славян.

    Обобщить и закрепить полученные знания.

    Октябрь

    "Мифы Древней Руси"

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Знакомство с понятием "славяне", "Русь", основными символами и атрибутами славян;                                           Беседа "Как появилась Русь?";                        

    Просмотр демонстрационного материала "Славяне. Русы.";

    Рисование "Солнышко (Коловрат) "                 Знакомство с мифами древней Руси.

    Чтение русских народных сказок;

    Рисование героя мифов по выбору детей.

    Ноябрь

    "Быт славян. Занятия славян"

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Просмотр презентации "Культура и Быт славян";

    Просмотр демонстрационного материала "Предметы старины";

    Загадки о предметах быта.;

    Коллективная работа "Изба русская" (с участием родителей);

    Чтение русских народных сказок.

    Декабрь

    "Традиции наших предков. Одежда"

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Рассказ-беседа  с рассматриванием иллюстраций "Как раньше шили одежду";

    "Презентация "Традиционная одежда славян";

    Игра "Платочек";

    Аппликация "Платье крестьянки";                                  Выставка "Традиции моей семьи.";                                             Чтение русских народных сказок.

    Январь

    "Культурное наследие славян: сказания, сказки, персонажи."

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Рассматривание демонстрационного материла "Персонажи"

    Просмотр фрагмента из м/ф "Бабка Ёжка и другие"

    Просмотр фрагмента из м/ф "Летучий корабль"

    Рисование "Запомнившийся мне персонаж"                                   Чтение русских народных сказок.

    Февраль

    " Былины. Летописи. Герои былин. Богатыри. "

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа "Кто такой Богатырь?";    Знакомство с историческим персонажем - Князем Святославом.;                                Просмотр м/ф "Святогор";    Аппликация (техника рваной аппликации) "Богатырь";               Коллаж "Мой папа - богатырь"; Чтение былин.

    Март

    "Традиции наших предков: праздники славян."

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Беседа-рассказ "Какие мы знаем праздники? Праздники славян."; Зимнее и весеннее солнцестояние;                        Рассматривание картинок "Как раньше выращивали хлеб"; Праздник жаворонков, какой он?;                                           Поделка из солёного теста (тетёрка);                                 Виртуальное путешествие в Музей хлеба;                                   Чтение русских народный сказок

    Апрель

    "Дети. Игрушки. Игры"

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Куколка из деревянной ложки;   Лепка  Матрёшка (пластилинография);

    Знакомство с видеороликом "Тайна игры";                            Разучивание традиционных славянских игр;                                Чтение русских народных сказок.

    Май

    "Пословицы. Поговорки"

    Познавательное развитие. 

    Художественно-эстетическое 

    развитие. Социально-коммуникативное развитие.

    Физическое развитие.

    Знакомство с русским народным творчеством: пословицами и поговорками.                             Развлечение на прогулке "Майское дерево";                         Чтение русских народных сказок.  Ручной труд: поделка из картона "Дерево жизни".

    Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

    Дата

    Мероприятие

    Форма работы

    Сентябрь

    Анкета "Нужно ли детям знать историю своего народа?"                                                              

    Анкетирование

    Октябрь

    Генеалогическое древо - поделка

    Совместная работа с ребенком

    Ноябрь

    Заочная Консультация "Устройство русской избы."

    Посещение музея Шуваловка.

    Консультация

    Экскурсия

    Декабрь

    Заочная консультация  "Как спасти детей от гаджетов"

    Индивидуальная беседа "Зачем ребенку телефон?"

    Консультация

    Беседа.

    Январь

    Заочная консультация "Чудеса из ненужных вещей"

    Консультация

    Февраль

    Выставка проектов "Мой папа - богатырь"

    Выставка

    Март

    Заочная Консультация "Весеннее равноденствие"                      

    "Моя мама мастерица. Жаворонки"

    Консультация

    Выставка

    Апрель

    ЗК "Кто в куклы не играл, счастья не видал"

    Мастер-класс "Куколка" (нитки)

    Знакомство с видеороликом "Тайна игры"

    Консультация

    Мастер-класс

    Демонстрация видео-материала

    Май

    ЗК "Красота своими руками"

    "Исторический музей"

    Консультация

    Экскурсия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

    Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

    Обереги древних славян.

    Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы....

    «Как наши предки – славяне защищали Русь от врагов»

    Программное содержание :1. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси;причины и предпосылки образования единого государства.Дать представление об укладе жизни древних славян.2....

    презентация "Жилища древнерусских славян" воспитателя Авсеевич И.М.

    о музее- реконструкции древнерусской посадской усадьбы 1237 года в городе Плёсе, Ивановской области ...

    Мы славяне. Мир наших предков (Боги и идолы )

    Боги и идолы,животные и растения в вере наших предков славян...

    Роль народной игрушки в жизни славян

    Роль народной игрушки в жизни славян...