Главные вкладки

    Консультация для родителей "КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВШАВАШ РЕБЕНОК?"
    консультация (средняя группа) на тему

    Колесникова Ольга Васильевна

     

     

    Как узнать, правша или левшаваш ребенок?

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_kolesnikova_o.v.docx20.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВШАВАШ РЕБЕНОК?

    Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей «не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

    Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься, неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклоняющимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

    ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

    Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет.

    Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

    Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

    Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

    Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

    Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:

    • завинтить крышку на бутылке, 
    • разрезать бумагу ножницами, 
    • нанизать бусины, 
    • почистить обувь щеткой,
    •  стереть ластиком крестики, 
    • намотать нитку на катушку, 
    • перелить воду из одного сосуда в другой, 
    • разложить карточки, 
    • отвинтить гайку рукой и ключом, 
    • проколоть дырочки дыроколом, 
    • продеть нитку в иголку, 
    • почистить одежду от пыли, 
    • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки, 
    • достать бусинку ложкой из стакана, 
    • позвонить колокольчиком, 
    • закрыть и открыть молнию на сумке, 
    • взять стакан и выпить несколько глотков воды). 

    Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

    • полить цветы, 
    • почистить зубы, 
    • перемешать песок лопаткой, 
    • толкнуть палкой шарик, 
    • достать книги с полки, 
    • вынуть пробку из ванной, 
    • положить фишки в коробку и другие.

    Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали.

    Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

    Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

    • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
    • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
    • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
    • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
    • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

    Тест 1. Рисование.

    Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

    Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

    Тест 2. Открывание спичечного коробка.

    Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите: «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

    Тест 3. Построй домик из палочек.

    Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

    Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

    Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т. п).

    Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

    Б) Раскладывание карточек лото.

    Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

    Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

    Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

    Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

    Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

    Тест 8. Развязывание узелков.

    А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

    Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

    Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

    Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

    Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

    Тест 10. Есть ли в семье левши? 

    Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

    АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА.

    Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В четвертом столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

    Если в семье были левши, ставим плюс в четвертый столбец таблицы. Если в семье только правши, то во второй столбец.

    Если в четвертом столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

    Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

    Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть, есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

    Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т. е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии

    Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

    Консультация для родителей "Первый класс, или как подготовить ребенка к школе"

    Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкол...

    Консультация для родителей «Жвачка: польза или вред?»

    Консультация для родителей «Жвачка: польза или вред?»...

    Консультация для родителей «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе».

    В консультации рассказывается, как родителям подготовить ребенка к школе. От того, насколько семья сможет понять особенность нового статуса ребенка и оказать ему  поддержку, во многом зависит усп...

    Консультация для родителей "Динамические паузы или физкультминутки для дошкольников."

    Консультация для родителей "Динамические паузы или физкультминутки для дошкольников."...

    КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

    Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно  перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Переучивание или н...