Главные вкладки

    ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
    статья (младшая группа) на тему

    В данной статье затрагиваются вопросы организации условий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, а также содержание работы педагога в адаптационный период.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya.docx23.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду. Возраст ребёнка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.

    Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

    Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно одомашнить группу.

    Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой домик, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой домик можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

    Желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

    В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

    Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

    Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

    Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

    Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

    По мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2-3 месяцев).

    Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

    Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

    Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

    Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе семейный альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома

    Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

    Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

    Задача воспитателя - успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

    В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

    Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).

    Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

    знакомство, сближение детей между собой;

    знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

    знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

    знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

    знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

    Правило 1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

    Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

    Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

    Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

    Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! [8, c. 103-105]

    В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

    В первые дни нового учебного года воспитатель испытывает значительные трудности, связанные с организацией поведения детей.

    Учитывая особенности протекания адаптационного периода у детей раннего возраста, основными задачами работы воспитателя в этот период будут:

    Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников.

    Снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка.

    Формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения.

    Организация поведения детей.

    Создание условий, способствующих познавательной активности.

    1. Создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников

    Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Учитывая особенности поведения детей с психофизическими нарушениями в период адаптации (в частности, возможность негативных поведенческих, протестных реакций), воспитателю следует обращать на них внимание, так как ими может быть причинен вред здоровью других детей. Необходимо в этот период убрать из помещения те предметы, которыми можно нанести вред другому ребенку (острые, тяжелые предметы и т. д.), не оставлять детей одних в помещении без присмотра взрослого, стараться не упускать их из вида и вовремя, адекватно реагировать на их опасные действия.

    Как указывалось выше, процесс адаптации будет проходить быстрее, если ребенок как можно меньше пропускает детский сад. Одной из причин, влияющих на частоту посещений, являются болезни. Дети с психофизическими нарушениями более слабые, чем нормально развивающиеся, чаще подвержены простудным заболеваниям. Отсюда воспитателю следует проводить закаливающие процедуры по рекомендации или под контролем врача, медицинской сестры, не допускать переохлаждения детей. На этом этапе необходимо научить их некоторым санитарно-гигиеническим навыкам — мытью рук с предварительным закатыванием рукавов одежды, умению вытирать руки, навыкам опрятности, умению высмаркиваться, откашливаться, самостоятельно вытирать платком нос.

    Необходимо строго соблюдать гигиенические требования к содержанию помещения (проветриванию, чистоте игрушек и т. д.).

    Воспитателю следует учитывать и особенности поведения и состояния воспитанников в зависимости от времени года и погодных условий. Известно, что октябрь-ноябрь и март-апрель — наиболее сложные месяцы для детей с вегетососудистой дистонией, гипертензионно-гидроцефальным синдромом. Кроме того, они метеочувствительные. Повышение или понижение атмосферного давления, геомагнитные вспышки, магнитные бури и т. д. оказывают непосредственное влияние на состояние и, соответственно, поведение детей: появляются вялость, капризность, раздражительность, быстрая утомляемость, отказ от любой деятельности, аффективные вспышки. Зная это, воспитатель в такие периоды уменьшит познавательную и эмоциональную нагрузку.

    Процессу адаптации будет способствовать и знакомство родителей с режимом образовательного учреждения, его ролью в организации деятельности и самочувствия ребенка и необходимостью придерживаться режима образовательного учреждения дома в выходные дни.

    Охране и укреплению здоровья способствует и материально-техническое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса согласно медицинским показаниям.

    2. Снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка

    В период адаптации воспитателю не следует менять что-либо в интерьере помещения, необходимо обеспечить стабильный круг взрослых. Голос воспитателя должен быть ровным, ласковым, доброжелательным, неторопливым, негромким (как крик, так и громкий смех недопустимы в этот период), движения нерезкие, прямо не направленные на ребенка, находящегося в дезадаптивном состоянии.

    Воспитателю следует знать, что чувству защищенности и комфортности (помогающим преодолеть стрессовое состояние) способствует физическое проявление любви, внимания и заботы (поглаживания, объятия, ласковый взгляд, подбадривание). На этапе адаптации следует учитывать потребности и эмоциональное состояние ребенка, не боясь избаловать его, выполняя «капризы» (носить на руках, петь песенки, гладить по головке, обнимать, прижимать к себе, улыбаться). Таким образом, на этом временном промежутке существенно возрастает роль тактильного эмоционального контакта в снятии напряжения и стресса.

    Снятию напряженности могут способствовать и принесенные из дома любимые игрушки.

    В адаптационный период не следует ограничивать время для выполнения различных действий (например, недопустимо во время одевания на прогулку или уборки игрушек торопить детей и ограничивать временной промежуток, например: «Считаю до десяти» и т. д.). Также в этот период следует давать положительную оценку выполненным действиям ребенка и стоит временно отказаться от негативной оценки (лучше сказать или показать, как надо выполнить что-либо).

    3. Формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения

    На первом этапе пребывания в учреждении следует уделить особое внимание именно этой задаче.

    На наш взгляд, понимание особенностей протекания и структуры процесса общения взрослого и ребенка позволит найти адекватные пути включения ребенка в «интерпсихическое» пространство, а также создать обходные пути для процессов обучения и воспитания.

    Известно, что необходимыми условиями развития человека являются его психофизиологическая организация и пространство общения, внутри которого происходит становление культурных форм поведения. Общение задает возможность индивидуального внутреннего развития и овладения собственным поведением.

    М. И. Лисина определяет общение как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения результатов», постулируя активные, субъектные позиции каждого из участников и факт попеременной обращенности друг к другу. Экспериментальным путем были выделены следующие формы общения в младенчестве, раннем и дошкольном возрастах: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

    На этапе адаптации воспитателю необходимо определить, какая форма общения наиболее комфортна и доступна малышу и предложить именно се для снятия стресса и напряженности. Чаще всего для детей в адаптационный период требуется ситуативно-личностное общение, включающее тактильное взаимодействие.

    4. Организация поведения детей

    В первые дни пребывания детей в ДОУ воспитатель приучает их к определенному поведению в группе. Однако, работая с детьми, он сталкивается с тем, что часто они «не слышат, не понимают, не хотят» делать то, что им предлагают взрослые. Трудности эти вызваны эмоциональным состоянием детей (стрессом в связи с адаптацией); изменением ситуации общения (непониманием того, что слова воспитателя: «Дети, уберите игрушки», — относятся и к нему тоже); нарушениями речи (причем, не столько умением самого ребенка говорить, сколько нарушением понимания речи окружающих); невозможностью «удержать» (запомнить) всю инструкцию до конца (как правило, дети запоминают только последние слова фразы); несформированностью речевого способа овладения общественным опытом; незнанием норм поведения.

    Важность этой задачи заключается в том, что соблюдение режима и правил поведения способствует формированию у ребенка чувства уверенности (он знает, что будет дальше) и преодолению стрессового состояния.

    Организации поведения ребенка будут способствовать:

    знакомство с основными (их не должно быть много — иначе дети не запомнят) правилами поведения (например, нельзя бить другого ребенка, бросать в него предметы, самостоятельно покидать помещение и т. д.);

    спокойный доброжелательный голос;

    обращение ко всем детям, при необходимости перечисление их по именам: «Ребята, Оля, Никита, Алеша, садитесь за стол»;

    использование простой инструкции в обращении к детям (короткой, с одним глаголом, например: «Откройте кран. Намочите руки. Возьмите мыло. Намыльте руки. Положите мыло обратно»), если необходимо — с показом предметов и действий, о которых идет речь;

    использование различных способов овладения общественным опытом (от речевых инструкций, образца, подражания до совместных действий);

    не следует ограничивать время выполнения того или иного действия;

    положительная оценка (часто даже авансом) умения ребенка.

    5. Создание условий, способствующих познавательной активности

    Более успешному протеканию адаптации будет способствовать формирование познавательной активности воспитанников. Для решения этой задачи воспитателю следует формировать интерес ребенка к окружающему (живому и предметному миру). Работа начинается с формирования внимания (в первую очередь, доступного непроизвольного), для чего необходимым условием является создание предметно-развивающей среды.

    Предметно-развивающая среда — это система условий, обеспечивающих полноту развития всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Предметная среда должна на соответствующих возрастных этапах создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, а также способствовать развитию типичных видов детской деятельности. К предметно-развивающей среде относят природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровую среду, детскую библиотеку, игротеку, музыкально-театральную среду и другие

    При организации предметно-развивающей среды опираются на принцип системности, на положения о ведущей деятельности, зоны актуального и потенциального развития, учитывают возрастные и индивидуальные особенности. Предметно-развивающая среда предполагает вариативность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровнях с учетом специфики национальной культуры.

    Познавательной активности способствуют разнообразные сюрпризные моменты, «волшебные мешочки», поощрения, отсроченный комментарий действий.

    Учитывая одно из основополагающих положений культурно-исторической теории Л. С. Выготского о «единстве аффекта и интеллекта», в период адаптации к ДОУ не рекомендуется выявлять уровень сформированности знаний, так как ребенок может быть не способен показать все свои возможности в силу стрессового состояния.

    Для того чтобы помочь детям успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям обучения и воспитания, рядом авторов разработаны специальные программы, в том числе и для детей с нарушениями развития (Т. Н. Доронова, Н. Н. Иванова, Р. Калинина, Е. И. Морозова, Е. О. Ссвостьянова и др.). По мнению этих авторов, важно придерживаться принципа постепенного вхождения в новые условия воспитания: первоначально присутствие мамы на прогулке (1 — 1,5 часа), далее более длительное время (до полудня) нахождения в групповом помещении в течение первых двух-трех недель в зависимости от состояния ребенка, постепенная подготовка его к самостоятельному пребыванию в течение дня.

    Активность ребенка напрямую зависит и от характера общения с ним воспитателя. Проведенные исследования отечественных психологов показали, что использование таких приемов, как оценка, совет, прямое побуждение имеет более низкий развивающий эффект, чем использование приемов активного слушания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение плаванию в детском саду детей младшего дошкольного возраста

    Краткое содержание занятий в бассейне с детьми от 1,6 лет....

    Мастер-класс для педагогов СП д/с «Солнышко» Дидактические игры для работы по формированию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

    Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития м...

    Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

    В статье привед анализ понятия "адаптация" и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного у...

    Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста

    Особенности проведения диагностики уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...

    Развитие творческих способностей через использование «Полочки красоты» В детском саду в младшем дошкольном возрасте.

    Первоначальное знакомство с произведениями художественного искусства начинается с первой младшей группы....

    Статья: "Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста"

    Главным механизмом в обучении младшего дошкольника является его способность к имитации и подражанию поведения взрослых и других детей. В дошкольном возрасте, усваиваемые ребенком общественные модели п...

    Особенности адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста

    Данная статья полезна как для родителей, так и для воспитателей...