Главные вкладки

    «Праздники и традиции в воспитательно-образовательной деятельности в детском саду»
    методическая разработка (младшая группа) на тему

            Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому важно возродить преемственность между ними, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. В нашей повседневной жизни малыши окружены в основном современными ритмами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок чаще видит диснеевские мультфильмы, чем чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло. И мы взрослые порой не вполне понимаем, о чём они говорят.  Поэтому особенно актуальной является задача – воспитать в детях любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, ввести ребенка в духовный мир. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 60 Красносельского района

    Санкт-Петербурга

    Методическая разработка

    Тема: «Праздники и традиции в воспитательно-образовательной деятельности в детском саду».

    Разработала:

    воспитатель

     Парфёнова Ольга Евгеньевна

                       

    Санкт-Петербург, 2018г.

    Актуальность

    Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Необходимость обращения к истокам народной культуры, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому важно возродить преемственность между ними, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. В нашей повседневной жизни малыши окружены в основном современными ритмами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок чаще видит диснеевские мультфильмы, чем чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло. И мы взрослые порой не вполне понимаем, о чём они говорят.

    Поэтому особенно актуальной является задача – воспитать в детях любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, ввести ребенка в духовный мир. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Цель моей методической разработки: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре посредством знакомства с русскими календарными праздниками, устным народным творчеством, русскими народными промыслами.

    Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

    1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях

    2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение совместных досугов, участие родителей в выставках

    3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

    4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

    5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

    6. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

    План работы в младшей группе на учебный год:

    Познавательное развитие.

    I..Беседы:

    Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок.

    II. Непосредственная организованная деятельность.

    - «В  гостях  у  Вани». Презентация «Русская изба».

    - «У самовара»

    - «Что нам осень принесла»

    - «Хлеб всему голова»

    - «Колыбельная песня»

    - «Где живет Дед Мороз»

    - «Весна-красна».

    III. Совместная деятельность.

    - Наблюдения за изменениями в природе.

    - «Зайчик на пальчик» - игрушки старины далекой.

    IV. Праздники.                                                                                                                                                                          - «Осенины»

    - «Новый год»

    - «Праздник масленицы»

    V. Игровая деятельность.

    1. Подвижные народные игры: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Карусели», «Колпачок», «Мороз Красный Нос», «Солнышко и дождик», «Угадай чей голосок», «Курочка Хохлатка», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня», «Хоровод».

    2. Дидактические игры «Найди праздничный пирог», «Составь узор для пасхального яичка», «Прокати яичко с горки».

    3. Сюжетные игры «Собираем урожай», «Пасхальный подарок».

    VI. Художественная деятельность.

    1. Рисование

    - «Игрушки-свистульки дедушки Филимона»

    2. Аппликация.

    - «Подарим матрешкам нарядный сарафан»

    - «Солнышко»

    - «Пасхальные яйца»

    - «Верба»

    3. Лепка.

    - «Баранки-калачи»

    - «Дедушку и бабушку угостим оладушками»

    - «Яйца и курочки»

    VII Развитие речи.

    1. Русские народные сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского;, «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;  «Гуси-лебеди»,обр. Булатова; «Бычок —черный бочок, белые копытца», «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова; «Лиса и Заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

    2. Песенки, потешки, заклички: «Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Травка-муравка...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще...», «Заинька, попляши...», «Чики-чики-чикалочки...», «Ночь пришла...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Радуга-дуга...», «Божья коровка...», «На улице три курицы...», «Тили-бом! Тили-бом!..», «Тень, тень, потетень...», «Курочка-рябушечка...», «Кисонька-мурысенька..», «Жили у бабуси...», 

    3. «Докучные сказки»

    VIII. Выставки совместного творчества детей и родителей.

    - «Веселый урожай»

    - «Домик для Деда Мороза»

    - «Пасхальная радость»

    IX. Досуговая деятельность. «Пришла коляда – отворяй ворота».

    Ожидаемые результаты:

    1. Устойчивый интерес к культуре русского народа.
    2. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
    3. Создание календаря праздников, состоящего из детских работ.                                           Для осуществления поставленных задач, была создана предметно–развиваюшая среда по данному направлению:  
    • уголок ряжения с народными костюмами.
    • наличие в книжном уголке сказок, книг, альбомов, знакомящих с народным бытом, обрядами, традициями, праздниками русского народа, аудиокассеты с народными песнями.
    • наличие картотек: «Народные игры», «Пословицы, потешки, заклички», «Загадки», «Прибаутки» и др.
    • макет русской избы;
    • атрибуты для проведения народных игр.

    Так как развивающая среда –   это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности, я создавала её опираясь на следующие принципы: доступности, эстетичности, информативности, безопасности и комфортности, гибкости зонирования, побуждению к   деятельности

    Развитие личности ребенка в системе календарных праздников – процесс, при котором ребенок получает положительное воздействие на эмоциональную сферу, и может проявить самостоятельность, импровизацию в любом виде деятельности.

      Вся работа ведется в соответствии с народным календарем и лексическими темами недели. Дети знакомятся с приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и традициями русского народа.

    С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам русской народной культуры. Это крайне важно в условиях нынешнего времени, когда материальные ценности доминируют над духовными и у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме

    Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

    При этом дошкольная организация в каждом поликультурном регионе страны, должна работать на опережение и становиться центром культурного обогащения и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте. Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны), другие – с религиозным календарем (Пасха). Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т. д. В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяют родственников, помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают нравственные чувства. При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народных праздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историии народа, формируется представление о государстве и этносах, понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей или группы.

    Для детей народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).

    Заканчивается праздник угощением традиционным праздничным блюдом: на Пасху – расписным яичком и куличом, на Новый год – конфетами, на Масленицу – блинами, на Осенины – фруктами или ягодами и т.д. Главное – оставить в детской памяти незабываемую радость и теплоту народного праздника, желание стать лучше, добрее.

    Осень – время сбора урожая и отлета птиц. Наши предки отмечали многочисленные народные осенние праздники, проводили обряды. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины. Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом взращивания различных садово-огородных культур. Появляется возможность узнать, в какой одежде наши предки обрабатывали землю, в каком наряде садились за стол, и в каком костюме проводили праздничные обряды.

    Главный зимний народный праздник, который с нетерпением ждут малыши: сказочный, веселый Новый год.

    С давних времен праздник Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приносит подарки. Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Издревле в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником. Этот обычай пользуется большой популярностью в детском саду. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и заводят вокруг елки хоровод.

          Каждый год проводится знакомство детей с рождественскими колядками. Дети в эти святочные дни переодеваются в разных зверей и идут по  группам, где поют:    Коляда, коляда!

                                         Подавай пирога!

                                         Дай блин, дай

                                         Свиную ножку,

                                         Всем понемножку.

                                         Неси не тряси!

                                         Давай – не ломай!

    Дети угощают колядовщиков. А потом все идут в музыкальный зал, где играют в народные игры «Бабка Ёжка», «Башмачник», Прялица». После – съедают угощение.

    Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. У детского сада устанавливается чучело Масленицы. С детьми проводятся Масленичные гуляния с  песнями, хороводами и потешками, где ребята принимают участие в русских народных играх, соревнуются, катаются на санях, запряженных лошадью. В конце праздника в группах едят блины.

    Пасха-самый светлый праздник! Дети приобщаются к традиции праздновать Пасху.

             В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки. Проводить народные праздники в детском саду педагогам крайне важно. Через фольклор детям прививается любовь к Родине, вкладываются знания о культурных традициях народа.

    Праздники стали рассматриваются как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как способствуют активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Родители привлекаются к подготовке к праздничным мероприятиям: украшению группы к праздникам, к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в играх, конкурсах, выставках.

    В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам «Пасха», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

    Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные детьми в процессе познавательной и в совместной деятельности педагога с детьми, могли быть использованы ими в самостоятельной деятельности (использование в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные игры, театрализация, использование атрибутов народной культуры и т.д. Поэтому создаются условия для возникновения самостоятельной деятельности детей, регулярно обновляется и пополняется содержание предметно-развивающей среды.

    Игра, как ведущая деятельность дошкольников и отражение детьми окружающей жизни является верным способом для развития духовно-нравственных качеств у детей. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры. Игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе. Это такие игры как: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди». «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Карусели», «Колпачок», «Мороз Красный Нос», «Солнышко и дождик», «Угадай чей голосок», «Курочка Хохлатка», «Пузырь», «Мыши водят хоровод», «Ходит Ваня», «Хоровод».                                                                                                                                

                      Приобщение детей к народному творчеству, к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям становится важнейшей задачей в наше время. Всё чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями.

                       Необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, поговорки, хороводы и т.д). Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей, в котором сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, заклички с раннего возраста служат не только для развития речи, но и звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  жителями-книгами.

                       Народное творчество - богатый материал для развития речи детей раннего возраста на занятиях и в режимных моментах. Так, на конструировании строим домик, избушку, приговаривая «Кошка в окошке рубашку шьёт» «Курочка в сапожках избушку метёт». На лепке лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечём оладушки». На рисовании раскрашиваем Филимоновскуюю свистульку. Во время умывания используем потешку «Водичка, водичка умой моё личико». Во время кормления: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку». При укладывании спать, включает записи русских колыбельных.

                   Каждый год на базе ДОУ проходит неделя русских сказок. Работа над сказкой начинается с её чтения, рассматривание иллюстраций, а затем проходит разыгрывание отдельных сцен в форме этюдов, в которых меняются исполнители. Главное, что всё это позволяет ребёнку как бы «проживать» в том мире, в котором жил его народ. В группе есть пальчиковый театр, кукольный театр.

                      Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.  

                      Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных, играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшки, дымковских игрушек и др., а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.

    Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры. Этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.

            Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

             Подводя итоги, можно сказать, что были достигнуты следующие результаты:

    - создана предметно – развивающая среда по данному направлению;

    - сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных праздников русского народа;

    - создан устойчивый интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству;

    - установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, педагогами и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.

    Литература:

    1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.

    2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

    3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

    4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

    5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    6. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

    7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

    ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

    ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

    ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

    Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

    Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

    Использование мультфильмов в воспитательно-образовательном процессе в детском саду.

    Данная статья раскрывает образовательный и воспитательный потенциал мультфильмов. Помогает определить критерии выбора полезных мультфильмов, используемых в образовательной деятельности....

    Виды и формы планирования воспитательно-образовательной деятельности в МБДОУ (консультация для педагогов)

    В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость пересмотра деятельности дошкольной образовательной организации в области...

    Использование мультфильмов в воспитательно-образовательном процессе в детском саду.

    Мультфильмы являются средством воспитания и образования, т.к. воздействуя на слух и зрение ребенка, могут быть эффективным наглядным материалом. Многие мультфильмы, которые обладают богатыми педагогич...