Главные вкладки

    Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Невская Ксения Вадимовна

    Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_razrabotka_20172018.docx159.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад № 104»                                                                      

    Методическая разработка

    «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

                                                                 

    Воспитатель: Невская К.В.

    Ярославль, 2017-2018 гг.

    Оглавление:

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей социализации детей с нарушением зрения………………………………………………………………6

    1.1 Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………….6

    1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………8

    Глава 2 Содержание работы по социализации детей с нарушением зрения……………………………………………………………………………..14

    2.1 Характеристика программы по социализации детей с нарушением зрения..................................................................................................................14

    2.2 Выявление эффективности программы по социализации детей с нарушением зрения……………………………………………………………...17

    Библиографический список……………………………………………………..24

    Приложения……………………………………………………………………...27

    Введение.

    Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

    Вопросы социализации детей с нарушениями зрения, решались в зарубежной и отечественной педагогике и психологии в различных направлениях и трактовались как социальные научения, социальные взаимодействия, самоактуализация, социальная идентификация. Проблемой социализации детей с нарушением зрения занимались тифлопедагоги и тифлопсихологи: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н Б. Коваленко, Л.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В. П. Ермаков, Л.И. Каплан, А. Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.Л. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

     Условиями успешной социализации рассматривались коммуникативные и адаптационные способности личности. В связи с этим дошкольное образовательное учреждение как социокультурная среда создает оптимальные условия для приспособления ребенка к обществу, включения ребенка с нарушением зрения в социальные нормы и нахождения самореализации в социальном пространстве сверстников и взрослых [1].

    Вопросы социализации, детей дошкольного возраста, актуализируются возрастом ребенка, входящего в новое пространство жизни – дошкольное детство, в котором складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, присвоения социального опыта (Е.В. Бондаревская, Р.М. Чумичева, И.Э. Куликовская В.С. Мухина и др.).

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В наше время наблюдается острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений у детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Педагогический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация детей с нарушением зрения – одна из важнейших проблем в воспитании.

    Рассмотрев ряд работ различных ученых по вопросам изучения особенностей социальной адаптации детей с нарушением зрения (М.И. Земцова,   Б.И. Коваленко, Н Б. Коваленко,  Ю.А. Кулагин,  Л.И. Солнцева,  А.Г. Литвак,) мы пришли к выводу о том, что, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме социальной адаптации детей описываемой категории, накопленные к настоящему времени данные в этой области, к сожалению, фрагментарны. Именно в этом и заключается актуальность данного исследования.

    Цель работы: разработка и апробация программы по повышению уровня социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    В соответствии с выдвинутой целью были определены следующие задачи:

    1. Теоретически изучить особенности социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    2. Выявить уровень социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    3.Разработать и апробировать программу по повышению уровня социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и выявить её эффективность.

    Практическая значимость исследования  состоит в том, что разработанная нами программа может быть использована  учителями-дефектологами и воспитателями в процессе работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

    Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей социализации детей с нарушением зрения.

    1.1Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    Как известно, социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для более комфортного ощущения себя человеку необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Для мобилизации своих внутренних сил, резервов, любому человеку необходимо пройти школу самопознания. Это особенно актуально для детей с патологией зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представлять свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а затем и сохранные анализаторы, чтобы адекватно ими действовать в окружающей действительности.

    В связи с этим выделяются две основные задачи:

     -  научить детей пониманию своих визуальных трудностей;

      - развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.

    В связи с этим необходимо пройти сквозь так называемую школу самопознания и развития ребенка того уровня сознания, при котором можно будет говорить о сознательном отношении к самому себе и окружающему миру. Иначе говоря, ребенок с патологией зрения сможет сознательно реализовать себя как полноценная личность только в условиях осознания своих проблем и трудностей зрительной ориентации и тех потенциальных возможностей, которые позволяют ему компенсировать имеющуюся зрительную недостаточность за счет активизации всех сохранных психических функций.

    За первые 5-6 лет жизни ребенок усваивает все основные виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Важная особенность психического развития дошкольников состоит в том, что приобретаемые ими знания, действия, способности имеют большое значение для их будущего развития, в том числе и для успешного обучения в школе.

    Проблема социализации в дошкольном  возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их реабилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.

    Особую сложность представляет развитие социальной компетентности у дошкольников с нарушениями зрения, социальные контакты которых часто оказываются ограниченными, а способности к восприятию и пониманию других людей развиваются на суженной сенсорной основе, что сказывается на овладении умением понимать эмоциональное состояние другого человека.

    Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). 

    Выбранный для работы возрастной рубеж – старший дошкольный возраст, – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, с взрослыми, в соответствии с нормами поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив.

    1.2 Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с нарушением зрения.

    Проблема социализации человека в современной мире, его адаптация к постоянно изменяющимся условиям жизни является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество». [30]

    Игра – сильнейшее средство социализации ребенка. Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и  одно из существенных условий развития личности ребенка.[27]

    Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.[23]
    Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.
    Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека.
    Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

    Надо отметить, что развитие сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии.

    Для дошкольника старшего возраста с  нарушением зрения наиболее характерна развитая творческая игра с подчинением своих действий ее законам. Ребенок 5-6-летнего возраста не только правильно употребляет игрушки, но и стремится мотивировать свои действия, объясняет их, активно добивается взаимодействия с товарищами. Это уже более высокий этап деятельности дошкольника. Ребенок не только подчиняется предметной ситуации, но и сам активно создает игровую ситуацию и подчиняет свои действия определенной цели. Если он изображает врача, то спрашивает «пациента», что у него болит и в 
    соответствии с жалобами и просьбами организует свою деятельность. Как в  младшем, среднем, так и в старшем возрасте у дошкольника с нарушением зрения игра нередко переводится в речевой план. Речь дошкольника вполне удовлетворяет его потребности в элементарном общении. С помощью речи он может многого добиться, и поэтому он использует речь и для решения практических проблем, представляющих для него трудность.  Дети с нарушением зрения стремятся играть вместе с детьми своего возраста. Однако самостоятельно преодолеть трудности ориентировки в пространстве и в координации общей деятельности они не могут поэтому, если отсутствует помощь со стороны педагога, дети играют в одиночку или рядом с товарищем и, выполняя элементарные действия все возникающие трудности пытаются решить словесно, приговаривая обращаясь к словесным описаниям. Дети старшего дошкольного возраста с нарушением зрения могут адекватно использовать элементарные предметы, имеющиеся у них под рукой, для замены ими других, необходимых в игре, домысливая те качества, которые диктуются предложенной ситуацией. Так, палка служит ложкой для кормления, а катушка от ниток – табуреткой или стульчиком. Отрыв действия от конкретного предмета у детей, скованных еще большими двигательными трудностями и сложностью ориентировки, идет дальше. Их двигательная и игровая активность заключается лишь в процессуальном или манипулятивном действовании с предметом, вся остальная ситуация додумывается и разрешается словесно. Бедность знаний и представлений об окружающем мире – серьезное препятствие в развертывании сюжетно-ролевой игры. Для дошкольника с патологией зрения характерно накопление некоторого запаса словесных знаний и представлений, не имеющих под собой конкретного образного содержания. Такие словесные знания могут успешно реализоваться и конкретизироваться в игре. Своеобразие развития сюжетно-ролевой игры проявляется в формировании игрового действия. Логика развития этого действия у дошкольника с нарушением зрения иная, чем у зрячего.
    Для игры ребенка с нарушением зрения диспропорциональность
    развития, с одной стороны, моторики, вторично в результате потери зрения, и, с другой стороны, знаний об окружающей жизни и речи,
     опережающих формирование двигательных навыков.  Игра для дошкольника с нарушением зрения не замена реального действия, а 
    сама жизнь, активное участие в жизни общества. Важное значение
    для развертывания игры имеет формирование взаимосвязанности, взаимодействия детского коллектива. Если игра детей с нарушением зрения находится лишь на стадии манипулятивных действий, коллективная игра не получается. С возникновением предметных действий, объединенных общей задачей и выполнением ребенком определенной роли, возникают первые зачатки коллективной игры. Сама игровая ситуация ставит дошкольника с патологией зрения перед необходимостью наладить связи со своими товарищами. Наличие развернутых форм речи позволяет осуществлять эти коммуникации, но вначале они остаются лишь речевыми. Таким образом, у слабовидящих детей вследствие недостаточности, зрительно - сенсорного опыта наблюдаются неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними, что приводит к сдерживанию хода развития предметно-игровых действий, обедненности сюжета игры и снижению уровня совместных действий детей в игре. Предметные действия характеризуются не только обедненностью и фрагментарностью, но и сам процесс овладения ими у слабовидящих детей растягивается во времени. [37]

    Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку с нарушением зрения понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
    У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до десяти, из которых два-три становятся любимыми. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют центральное ядро роли. Ребенок действует не так как хочет, а так как надо. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно-одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил
    отражаемую в игре сферу социальной действительности. Невыполнение правил приводит к распаду игры.

    Постепенно дошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок и кинофильмов. Особенно ярко эта особенность становится заметна с четырех лет. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причем воссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включения ребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетам присоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразие сюжета тесно связано с богатством детского воображения. Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.

    Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения взаимного контроля.[22]

     При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более активной стимуляции умственной деятельности, чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные психологические и социальные условия (недостаточный культурный уровень семьи, отсутствие педагогически целесообразного воздействия взрослых на ребенка, психотравмирующие ситуации) в свою очередь замедляют психическое развитие. Приоритетным в работе с детьми с нарушением зрения является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон педагога, заботливое, внимательное отношение к детям; поэтапное, продуманное (с учетом индивидуальных особенностей) объединение в партнерские игровые отношения, обучение соблюдению правил в игре.

    Выводы по 1 главе.

    1. Дети с нарушением зрения испытывают значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации. Основные проблемы социализации детей 5-6 лет с нарушением зрения - неумение детей  пользоваться сохранными анализаторами, невозможность познавать с их помощью окружающий мир не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в играх, в быту, на занятиях.

    2.  Среди средств и способов, способствующих социализации детей с нарушением зрения, особо важным является сюжетно-ролевая игра. 

    Глава 2 Содержание работы по социализации детей с нарушением зрения.

    2.1 Характеристика программы по социализации детей с нарушением зрения.

    Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.  

    Я разработала такую программу, которая не только научно обоснована, но и удобна в применении. Поэтому моя программа может быть использована в работе не только специалиста - дефектолога или психолога, но и воспитателя.

    На основании проведенного мною обследования, я выделила следующие параметры социализации, нуждающиеся в формировании:

    1.Самооценка ребенка.

    2.Межличностные отношения ребенка с окружающими.

    3.Отношение ребенка к сверстникам.

    Для детей с нарушением зрения, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В сюжетно-ролевых играх, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения.

    Психокоррекционная программа по повышению уровня социализации предназначена для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    Повышение уровня социализации зависит от психолого-педагогических условий:

    - формирование взаимодействия детского коллектива. Это условие реализуется в следующих сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Кафе-Чайная», «Поездка на автобусе в лес», «Зоопарк», «Морское путешествие».

    - обучение соблюдению правил в игре. Это условие мы реализуем в таких сюжетно-ролевых играх как: «Больница», «Туристическое агентство-Вокруг света», «В парикмахерской».

    - формирование в процессе занятий умения выражать свои эмоции и чувства в процессе сюжетно-ролевых игр. Это условие реализуется в следующих сюжетно-ролевых играх: «День рождение куклы Кати», «Магазин», «Строительство олимпийского городка».

    Целью данной программы является повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    На основе выделенной цели психокоррекционной программы

    были сформулированы следующие задачи:

    -формирование коммуникативных навыков детей;

    -воспитание нравственных качеств детей;

    -формирование интереса и положительного эмоционального отношения к сюжетно-ролевым играм.

    - формирование взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    -расширение представлений о социальном мире.

    Разрабатывая содержание психокоррекционной программы, я

    опирались на следующие принципы:

    1.Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка.

    2.Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

    3.Принцип интегративности, характеризующийся связью: игровая с речевой деятельностью.

    4.Принцип обучения и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков.

    Этапы работы:

    1.Диагностический: проведение первичной диагностики, разработка

    психолого-педагогической программы.

    2.Коррекционный: апробация программы.

    3.Контрольный: проведение повторной диагностики, обработка полученных результатов, оценка эффективности программы.

    Программа, направленная на повышение уровня социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения проводится мною на базе МДОУ «Детский сад № 104» города Ярославль. Программа состоит из 12 занятий, продолжительность каждого из них – 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раза в месяц и рассчитаны на подгруппу детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста численностью 7 человек.

    Структура занятия:

    1. Ритуал приветствия – направлен на сплочение группы и создание

    атмосферы доверия.

    2. Основное содержание занятия – совокупность упражнений и

    приёмов, направленных на решение задач данного занятия.

    3.  Рефлексия занятия – оценка занятия.

    4.  Ритуал прощания – для завершения занятия, подведение итогов.

    Работа по повышению уровня социализации детей с нарушением зрения осуществлялась поэтапно:

    1.Ознакомление с сюжетно-ролевой игрой.

    2.Знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым
    играм.

    3.Распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушением зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни.

    Тематическое планирование программы по повышению социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения представлено в приложении 5. С конспектами  сюжетно-ролевых игр направленных на повышение социализации детей с нарушением зрения можно ознакомиться в приложении 6.

    В основу программы легли разработанные занятия, которые имеют свою структуру построения и четко определенные задачи. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей.

    Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие общей осведомленности, восприятия, внимания, творческих способностей, фантазии, речи, а также определенных личностных качеств (самоконтроля, самоорганизованности, коммуникативных и нравственно-волевых навыков). 

    Материал равномерно распределен по сложности: сначала происходит формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

    2.2 Выявление эффективности программы по социализации детей с нарушением зрения.

    С целью апробации созданной нами психокоррекционной программы, было проведено обследование на выявление уровня социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Мы отобрали 2 группы испытуемых. В экспериментальную группу вошли 7 детей с нарушением зрения, в контрольную группу вошли дети с нарушением зрения, так же в количестве 7 человек.

    С детьми экспериментальной группы проводятся занятия по разработанной психокоррекционной программе в течение 12 месяцев, после чего будет проведена повторная диагностика на выявление уровня социализации детей с нарушением зрения. В исследовании используются методы диагностики личностных особенностей детей, межличностных отношений и личностных отношений между детьми см. Приложение 2.

    Результат проведения методики «Какой я?» автор Р.С. Немов представлены на рис.1.

    Рис. 1 Результаты диагностики уровня самооценки детей экспериментальной группы до специализированных занятий.

    По результатам проведения методики «Какой я?» автор Р.С. Немов, мы видим, что у детей экспериментальной группы при первичной диагностике уровень самооценки снижен.

    По моим данным,62,5 % исследуемых детей с нарушением зрения показали низкий уровень самооценки. Ответы детей типа "не знаю" или "иногда" свидетельствовали о неуверенности ребенка по отношению к себе. Средний уровень самооценки у детей составляет 37,5 %. Высокий уровень самооценки не показал никто. Отвечая на вопросы, дети испытывали затруднения, не с первого раза понимали инструкцию. В большинстве случаев дети искали поддержку со стороны взрослого. На основании данных, можно сделать вывод о том, что дети с нарушением зрения характеризуют себя отрицательно, что указывает на низкий уровень самооценки.

    Результаты обследования детей экспериментальной группы по методике автор Р.С. Немов «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» представлены на рис.2.

    Рис. 2 Результаты диагностики уровня межличностных отношений детей экспериментальной группы до специализированных занятий.

    Результаты методики автор Р.С. Немов «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», показали, что 50 % детей с нарушением зрения имеют низкий уровень коммуникативных качеств.

    Средний уровень показали 37,5 % детей с нарушением зрения.

    Высокий уровень коммуникативных качеств детей с нарушением зрения показали 12,5 %.

    Большинство детей находятся на низком уровне общения с окружающими людьми, им не свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.

    По первичному обследованию можно сделать вывод о том, что межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности детей с нарушением зрения значительно снижены.

    Результаты обследования детей экспериментальной группы по методике «Отношение ребенка к сверстникам» авторы  Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. представлены на рис.3.

    Рис. 3 Результаты исследования отношение ребенка к сверстникам экспериментальной группы до специализированных занятий.

    По результатам первичной диагностики «Отношение ребенка к сверстникам» авторы  Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. было выявлено: у детей с нарушением зрения трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям составляет 12,5 %. Трудности, обусловленные неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения или неуверенности в себе дети с нарушением зрения показали 75 %.

    12,5 % детей с нарушением зрения испытывают трудности в общении ситуативно или они обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребенка.

    С детьми контрольной группы проводятся занятия по традиционной программе детского сада в течение 12 месяцев.

    Результат проведения методики «Какой я?» автор Р.С. Немов на рис.4.

    Рис. 4 Результаты диагностики уровня самооценки детей контрольной группы при первичной диагностике.

    На констатирующем этапе исследования уровня социализации детей с нарушением зрения контрольной группы мы выяснили, что уровень самооценки детей снижен. Низкий уровень самооценки показали 37,5 % детей, средний уровень самооценки имеет 62,5 % детей. Высокий уровень не был выявлен. Дети контрольной группы, так же как и дети из экспериментальной группы испытывали неуверенность в себе при ответе на вопросы. Искали помощь на стороне.

    Результаты обследования детей контрольной группы по методике автор Р.С. Немов «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» представлены на рис.5.

    Рис. 5 Результаты диагностики уровня межличностных отношений детей контрольной группы при первичной диагностике.

    Результаты методики автор Р.С. Немов «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», показали, что 25 % детей с нарушением зрения имеют низкий уровень коммуникативных качеств.

    Средний уровень показали 75 % детей с нарушением зрения.

    Высокий уровень коммуникативных качеств детей с нарушением зрения никто не показал.

    Результаты показали, что большинство детей находятся на низком уровне общения с окружающими людьми, им не свойственна доброта, внимательность к людям, общительность, вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.

    По первичному обследованию можно сделать вывод о том, что межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности детей с нарушением зрения значительно снижены.

    Результаты обследования детей контрольной группы по методике «Отношение ребенка к сверстникам» авторы  Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. представлены на рис.6.

    Рис 6. Результаты исследования отношение ребенка к сверстникам контрольной группы при первичной диагностике.

    По результатам первичной диагностики «Отношение ребенка к сверстникам» авторы  Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д. было выявлено: у детей с нарушением зрения трудности в общении, связанные с негативным отношением к другим детям составляет 25%. Трудности, обусловленные неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения или неуверенности в себе дети с нарушением зрения показали 62,5%.

    12,5 % детей с нарушением зрения испытывают трудности в общении ситуативно или они обусловлены некоторыми индивидуальными особенностями ребенка.

    Выводы по 2 главе.

    1. В результате проведения диагностического исследования я пришла к следующим результатам: уровень социализации детей с нарушением зрения значительно снижен. Низкий уровень социализации обусловлен, тем, что у детей с нарушением зрения недостаточно развиты навыки общения, что препятствует успешной социализации детей в обществе.

    Библиографический список.

    1.Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. -224 с.

    2.«Авторская программа КПЦ по остаточному зрению» Рудакова Л.А., Денисова М.А. – Санкт-Петербург, 2011.- 45с.

    3. Алексеева Л.Ф. Проблемы активности личности в психологии: Автореф. Дис. Д-ра психол. Наук. Томск, 1997. – 41 с.

    4. Андреева Г.И. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2001. – 476 с.

    5. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. – 367 с.

    6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. -270 с.

    7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 112 с.

    8.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.  – 263 с.

    9. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная Психология. Ключевые Идеи. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2003. -512 с.

    10. Бюрклен К. Психология слепых: Пер. с нем. / Под ред. В. А. Гандера. М., 1934. – 264 с.

    11. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. – Санкт-Петербург, 2010. – 41 с.

    12. Вотчин И.С. Общение и личность. Новосибирск, 2005. – 93 с.

    13. Гоман А.М. Проявление личностных особенностей в коммуникации.  М.: - МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии, - 2000. – 201 с.

    14. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991. – 49 с.

    15. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблемы адаптации и здоровье человека. М.: Медицина, 1976. – 134 с.

    16.Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. – 80 с.

    17. Журавлев А.Л. Социальная психология. М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с.

    18.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – 34 с.

    19. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов.  М.: Академия, 2005. – 304 с.

    20. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Ярославль, - ЯГУ им. П. Г. Демидова, - 2003. – 339 с.

     21. Изиева Д.П. Влияние гендерных различий на развитие социальной активности слепого и слабовидящего ребенка. – Санкт – Петербург, - ГОУВПО, - 2008. – 19 с.

    22.Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.:Школьная пресса, 2004.-73с.

    23.Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд. "Скрипторий", 2003.- 112с.

    24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. – 304 с.

    25. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб. 2006. – 336с.

    26. Малкова Т.П. Социально-психологическая адаптация выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. – Санкт-Петербург, - РГПУ, - 2009. – 22 с.

    27. Михаленко Н., Н. Короткова "Организация сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009. – 43с.

    28. Немов Р.С.Психология.- 4-е изд. – М.: ВЛАДОС. 2003. – 56 с.

    29.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 38 с.

    30.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. – 79с.

    31. Ольшанский Д.В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

    32. Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения.– М., 1995. – 46с.

    33. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: / Под ред. Васильевой, М. А., Гербовой,  В. В., Комаровой, Т. С.  –          М.: Мозаика-Синтез, 2005. –  208 с.

    34.Программа «Детство» [Текст]: / Под ред. Логиновой, В. И. –                           М.: Просвещение, 2011. – 203 с.

    35. Программа «Развитие» [Текст]: / Под ред. Венгер, Л. А.- М.: Просвещение, 2012. – 220 с.

    36.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада [Текст]: / Под ред. Дороновой, Т. Н. –   М.: Просвещение, 2004. – 210 с.

    37.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  IV вида (для детей с нарушением зрения) Под ред. Л. И. Плаксиной - М: Экзамен, 2003. – 122с.

    38. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.

    39. Сокольский А.П. Вопросы психической адаптации. Новосибирск: НГУ, 1974. -56 с

    40.Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). – М.: Классике Стиль, 2006. – 256 с.

    41.Стернина Э.М. Деятельность пионерской и комсомольской организаций в школе слепых и слабовидящих. – Ленинград., -  1980. – 76 с.

    42.Шимгаева А. Н. Феномен тревожности и коррекция нарушений в эмоциональной сфере у слабовидящих подростков // Дефектология, 2007. № 2. – 31 с.

    43. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; Деловая книга, 2000. – 448 с.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос,1999 – 245с.

    Приложение

    Приложение № 1

    Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)

    1.Метод изучения личностных особенностей:

    Методика «Какой я?»

    Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (см. табл.), спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

    Протокол к методике «Какой я?»

    Формирование социальной адаптации у детей младшего школьного возраста с дефектами умственного развития в школе VIII вида

    Оценка результатов:

    Оценки типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» – в 0 баллов. Ответы «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

    Выводы об уровне развития:

    10 баллов – очень высокий;

    8-9 баллов – высокий;

    4-7 баллов – средний;

    2-3 балла – низкий;

    1. балл – очень низкий.

    2. Методы изучения межличностных отношений

    Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

    Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух-трех человек, которые относятся к нему более или менее эмоционально нейтрально, и при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка.

    Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка:

    Возможные ответы: «да», «нет», «когда как», «не знаю».

    1. Добрый ли ваш ребенок?

    2. Внимательный ли ваш ребенок?

    3. Правдивый ли ваш ребенок?

    4. Вежливый ли ваш ребенок?

    5. Общительный ли ваш ребенок?

    6. Щедрый ли ваш ребенок?

    7. Отзывчивый ли ваш ребенок?

    8. Справедливый ли ваш ребенок?

    9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?

    10. Ответственный ли ваш ребенок?

    Оценка результатов:

    Каждый ответ «да» получает 1 балл; «нет» – 0 баллов; «не знаю» или «когда как» – 0,5 балла. По каждому пункту высчитывается средний балл оценок всех взрослых. В итоге по средним баллам подсчитывается общая оценка.

    Выводы об уровне развития:

    10 баллов – очень высокий;

    8-9 баллов – высокий;

    4-7 баллов – средний;

    1. балла – низкий;

             0-1балл – очень низкий.

    3.Опросник для воспитателей: отношение ребенка к сверстникам. Методика направлена на оценку общения ребенка со сверстниками. Опыт общения со сверстниками оказывает весьма существенное влияние на формирование детского самосознания.

    Если отмеченная особенность поведения свойственна ребенку,

    соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет — 0 баллов.

    1. Старается устраниться от активного участия в игре.

    2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.

    3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.

    4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.

    5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания

    быть главным в игре.

    6. У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе.

    7. Избегает общения с другими детьми.

    8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает,

    отказывается играть.

    9. Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один.

    10. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.

    Оценка результатов:

    7—10 баллов у ребенка серьезные трудности в общении, связанные с

    негативным отношением к другим детям, они обязательно проявятся в отношениях с

    одноклассниками в школе;47

    4—6 баллов трудности обусловлены неумением устанавливать контакты со сверстниками чаще всего из-за недостаточного опыта общения и/или неуверенности в себе;

    1—3 балла — трудности в общении ситуативны и/или обусловлены

    некоторыми индивидуальными особенностями ребенка, которые, как правило, корректируются под влиянием детского коллектива.

    Приложение № 2

    Результаты первичного обследования детей с нарушением зрения экспериментальной группы. Методика «Какой Я?» Р.С. Немов.

    Ф.И.

            Баллы

     Маша К.

    4

    Сережа П.

    3,5

    Полина С.

    3,5

    Ярослав З.

    6,5

    Даниил П.

    2,5

    Лилиана М.

    4,5

    Лэйло Б.

    2,5

    Результаты первичного обследования детей с нарушением зрения контрольной группы. Методика «Какой Я?» Р.С. Немов.

    Ф.И.

    Баллы

    Олег Г.

    5

    Даша В.

    4

    Полина С.

    3,5

    Карина А.

    3,5

    Савелий Л.

    4,5

    Света Б.

    4,5

    Матвей Л.

    6,5

    Результаты первичного обследования детей с нарушением зрения экспериментальной группы. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» автор Р.С. Немов

    Ф.И.

            Баллы

     Маша К.

    4,5

    Сережа П.

    3,5

    Полина С.

    5,5

    Ярослав З.

    3,5

    Даниил П.

    3

    Лилиана М.

    8

    Лэйло Б.

    6,5

    Результаты первичного обследования детей с нарушением зрения контрольной группы. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» автор Р.С. Немов

    Ф.И.

    Баллы

    Олег Г.

    5

    Даша В.

    4

    Полина С.

    3,5

    Карина А.

    3,5

    Савелий Л.

    4,5

    Света Б.

    4,5

    Матвей Л.

    6,5

    Результаты первичного обследования детей с нарушением зрения экспериментальной группы. «Отношение ребенка к сверстникам» авторы  Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д.

    Ф.И.

            Баллы

     Маша К.

    6

    Сережа П.

    5

    Полина С.

    8

    Ярослав З.

    3

    Даниил П.

    5

    Лилиана М.

    6

    Лэйло Б.

    4

    Результаты первичного обследования детей с нарушением зрения контрольной группы. «Отношение ребенка к сверстникам» авторы  Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.Д.

    Ф.И.

    Баллы

    Олег Г.

    6

    Даша В.

    8

    Полина С.

    5

    Карина А.

    6

    Савелий Л.

    6

    Света Б.

    4

    Матвей Л.

    3


    Приложение № 3

    Тематическое планирование коррекционной программы сюжетно-ролевых игр для повышения уровня социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

    Тема занятия

    Цель

    Задачи

    Оборудование

                              1 занятие

    «Город мастеров»

    Ознакомление с различными профессиями.

     Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

                                                      2 занятие    

           

    Сюжетно-ролевая игра «Семья»

    Обогащение  социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья».

    Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

    Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», медицинские инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игрушечные телефоны, игрушки – заместители.

                                                      3 занятие                                                                                                                  

    Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати»

    Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры,подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

    Знакомим детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, знакомим детей со столовой посудой. Развиваем игровые умения и навыки. Учим правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащаем словарный запас-чашка, блюдце, сахарница, салфетки, чайник. Воспитываем желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение друг к другу. Формировать у детей положительные эмоции и чувства.

    Чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки(мишка с шишкой, заяц  с морковкой, лисичка с шариком. Можно использовать предметы-заместители.

                                  4 занятие

    Сюжетно-ролевая игра «Больница»

    Создать условия для формирования представления о труде работников больницы

    Формировать умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия; 
    Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Больница», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов; 
    Приобщать детей к внимательному отношению к заболевшему. 

    Детский набор «Больница», «пациенты –игрушки», одежда для врача, пластилин, картон, трафарет. 

                                                    5 занятие

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

    Формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром. Учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

    Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»: научить детей умению обращаться к продавцу, воспитывать культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи. Формировать у детей положительные эмоции и чувства. Учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь. Совершенствовать навыки счета.

    Мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапочки; атрибуты: касса, деньги, чек, ценники, муляжи фруктов, кондитерские изделия, торты, хлебобулочные изделия, книги, шляпы, одежда, таблички с названиями отделов магазина.

                                                          6 занятие

    Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»

    Расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера.

    Учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители. Учить производить по ходу игры простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого. Закреплять умения действовать в процессе совместно, проявлять отношения партнерства, взаимной поддержки; продолжить развитие способности использовать игровую композицию в процессе социально – бытовых действий. Продолжать обучение сопровождать игровые действия речью. Закреплять правила поведения в общественном месте. Расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.

    Игровая зона «Парикмахерская»

                                                         7 занятие

             

    Сюжетно – ролевая игра «Кафе-чайная»

    Формировать у детей умение реализовывать и развивать сюжет игры «Кафе «Чайная»»; расширять у детей зная о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.

    Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

    Посуда чайная детская. Чай в различной расфасовке. Салфетки бумажные и текстильные. Скатерти для столиков. Угощения (блины, пряники, варенье, баранки, лимон). Таблички с надписями: «Администратор кафе», «Официант» (2 штуки), «Кассир», «Охранник». Форма для официантов (фартучек и чепчик) и охранника (темная футболка с надписью «охрана» и кепка). Разносы. Папки-меню с картинками. Касса. Маленькие вазочки с цветами для декора столиков. Кошельки; сумки; деньги и чеки (игрушечные); ручки и блокноты для записи заказов.

                                                                     8 занятие

    Сюжетно-ролевая игра «Строительство олимпийского городка»

    Знакомство детей с различными строительными профессиями.

    Расширить знания детей о профессии строителя, познакомить с профессией архитектора, закрепить знания детей о маляре, штукатуре, плотнике, каменщике. Использовать в речи существительные, обозначающие предметы, нужные строителям: шпатель, молоток, плоскогубцы, кисть, цемент, кирпич, краска. Воспитывать уважение и чувство важности профессии строителя.  Развивать способности играть вместе, дружно, не ссориться. Формировать у детей положительные эмоции и чувства. Воспитывать уважение друг к другу и взаимопомощь, доброжелательное отношение.

    Конверт с письмом, строительный материал, атрибуты к играм: «Строители»,  «Больница», «Кафе». Конверт с проектами стадиона. Каски строителям с названием профессий, игрушечные машины, умывальник.

                                                                      9 занятие                                                                                                                                                                                                            

    Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе в лес»

    Знакомство детей с профессией шофера.

    Формирование у детей представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении позитивных гендерных стереотипов. Закрепление знаний о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Обучение детей реализации игрового замысла. Развитие коммуникативных и творческих способностей. Учить взаимодействовать со сверстниками и чередовать разные виды деятельности.

    Стульчики, руль, ключи, маршрутный лист, ручка, инструменты для ремонта автобуса, продукты, сумки, платок для бабушки, полосатый жезл, кепка полицейского, документы, деньги, одеяло, печенье, чай, посудка, лекарства и медицинские инструменты.

                                                       10 занятие                                                                                    

    Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

    Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

    Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»; Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал; Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение. Обогащать словарный запас. Тренировать память, внимание. Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры. Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

    Плакат «Зоопарк», атрибуты для ветеринара, костюмы животных.

                     11 занятие

    Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»

    Реализация задач нравственного воспитания через игровую деятельность.

    Формировать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе игры; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь; Закреплять знания о морских путешествиях, растительности и животном мире теплых морей; Воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота, культуру поведения.

    Атрибуты для игр: тельняшки, морской воротник, фуражка капитана, бескозырка, медицинский халат, радионаушники, компьютеры, руль, водолазный костюм, бинокль, микроскоп, пробирки, фотоаппарат, швабра, кухонный набор, игрушка-дельфин, сеть, рыбки.

                        12 занятие

    Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство-Вокруг света»

    Ознакомление детей со спецификой работы туристического агенства. Углубление знаний детей об окружающем. Формирование понятий о том, что на нашей планете много разных стран и континентов.

    Продолжать учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре (договариваться, мириться, убеждать, действовать, соблюдать правила игры). Учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Способствовать обогащению игры новыми решениями (с участием взрослого, изменение атрибутики и хода игры). Создавать условия для творческого самовыражения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий. Вызвать познавательный интерес к путешествиям.

    Костюмы сотрудников агентства (платок на шею, бейджик) ; карта России; флаг страны; вывеска названия агентства «Вокруг света»; рекламные журналы путешествий; деньги; банковские карты; путевки; билеты; кассовый аппарат; игрушечный компьютер, мобильные телефоны; иллюстрации достопримечательностей городов России и разных стран.


    Приложение № 4

    Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе.
    Тема: «Зоопарк»

    Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

    Задачи:

    1. Обучающие:

    - Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;

    - Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»;

    - Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;

    2. Коррекционно- развивающие:

    - Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.

    - Обогащать словарный запас.

    - Тренировать память, внимание.

    3. Воспитательные

    - Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,

    - Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

    Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А. Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

    - Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,

    - Рассматривание альбома «Дикие животные»,

    - Загадывание и отгадывание загадок о животных,

    - Чтение художественной литературы о животных.

    - Изображение животных трафаретами,

    - Раскрашивание изображения животных.

    Ход:

    Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Педагог вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк» .

    Организационный момент:

    Педагог: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

    - Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.

    - Давайте рассмотрим поближе.

    Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

    Педагог: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

    - Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

    - Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

    Зоопарк, как всем известно,— это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

    - Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

    Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

    Педагог: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

    - Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

    - Кто такой ветеринар? (Ответы детей).

    - Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

    - Ребята, посмотрите, чьи это следы?

    Педагог обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

    Педагог: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

    Педагог с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

    Основная часть.

    Педагог: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

    - А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

    - Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

    Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

    Педагог: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

    - Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

    Дети и педагог подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

    Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

    - Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

    Педагог: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

    - Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.

    - Из чего мы будем строить вольеры? ( ответы детей: из большого строительного материала).

    - Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

    Дети под руководством педагогаи под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

    Педагог:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

    Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

    Педагог: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

     Педагог  загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

    Педагог: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

    Педагог: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

    Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

    Педагог: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

    - Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

    - Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).

    - Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).

    - Где он спит? (Ответ: в берлоге).

    - Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

    - Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).

    - Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

    - Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

    Педагог: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком – либо животном?

    Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали.  Педагог дополняет ответы детей.

    Педагог: - Вот и наступило время обеда.

    Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

    Педагог  рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

    Педагог: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

    Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

    Педагог: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

    - Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

    Педагог обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

    Педагог: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

    Педагог вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

    Итог.

    Педагог: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

     Педагог открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

    Педагог: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

    Педагог  раздает печенье детям.

    Педагог: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!

    Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе.

    Тема «Кафе -Чайная»»

    Цели: сформировать у детей умение реализовывать и развивать сюжет игры «Кафе -Чайная»; расширять у детей зная о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах.

    Задачи:

    Обучающие:

    - Знакомить детей с профессиями администратора, официанта, охранника, кассира, повара, кулинара.

    - Углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении, традициях чаепития.

    - Закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах.

    - Формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

    - Формировать у детей умение правильно и последовательно выполнять игровые действия, называть атрибуты игры, уметь ими манипулировать.

    Коррекционно-развивающие: 

    - Развивать диалогическую речь детей, умение отображать в игре знания об окружающей жизни.

    - Развивать внимание и память, логическое мышление и воображение.

    - Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

    - Формировать навыки исследовательской деятельности.

    - Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

    - Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

    Воспитательные: 

    - Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

    - Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

    - Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

    - Приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.

    - Продолжать учить пользоваться чашкой с блюдцем во время  чаепития.

    - Закреплять умение самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.

    - Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

    Активизация словаря: кафе, повар, кулинар, официант, администратор, посетители, здоровое питание, чаепитие, чай, чайная посуда, папки-меню, заказ, и т.д.

    Роли: администратор, официант, посетители кафе, кассир, охранник.

    Оборудование:

    Посуда чайная детская.

    - Чай в различной расфасовке.

    - Салфетки бумажные и текстильные.

    - Скатерти для столиков.

    - Угощения (блины, пряники, варенье, баранки, лимон).

    - Таблички с надписями: «Администратор кафе», «Официант» (2 штуки), «Кассир», «Охранник».

    - Форма для официантов (фартучек и чепчик) и охранника (темная футболка с надписью «охрана» и кепка).

    - Разносы.

    - Папки-меню с картинками.

    - Касса.

    - Маленькие вазочки с цветами для декора столиков.

    - Кошельки; сумки; деньги и чеки (игрушечные); ручки и блокноты для записи заказов.

    Предварительная работа:

    Методические приемы:

    Беседы с детьми: Что такое «Чай?» Что такое кафе «Чайная»? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе «Чайная»? Что такое меню? Что нужно, чтобы попить чай? С чем пьют чай? Где можно попить чай?

    - Беседы о тульском самоваре и пряниках, рассматривание зеленого, черного, красного, травяного, фруктового чая в сухом и заваренном виде.

    - Беседа о труде работников столовых, кафе. О том, как мама готовит чай.

    - Наблюдение за приготовлением чая поваром, дома за мамой на кухне.

    - Рассматривание иллюстрации и картин с изображением чая, чаепития.

    Рассматривание иллюстраций о чае, о приготовлении чая.

    - Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;В.Маяковский «Кем быть?»; «День рождения кота Леопольда»).

    - Дидактические игры: «Кто есть кто», «Кто что делает», «Мамины помощники», «Профессии», «Валеология», «Вежливые слова».

    - Разучивание поговорок; стихотворений.

    - Отгадывание загадок.

    Рисование денег своей группы.

    - Ручной труд: изготовление муляжей пирожных, рисование денег (игрушечных), меню.

    - Работа с родителями: беседа о семейных традициях чаепития, консультации для родителей «Рекомендации родителям по развитию сюжетно ролевой игры у детей дошкольного возраста», «Правила питания дошкольника».

    - Экскурсия на кухню детского сада наблюдение за работой повара, помощника воспитателя.

    - Экскурсия родителей с детьми в кафе.

    Игровые действия и ситуации:  

    В кафе «Чайной» стоят столы и стулья для посетителей. Кулинары пекут пирожные, пироги, торты, повар заваривает чай разных сортов. В чайной пьют чай и едят сладости.

    На столах стоят салфетки, вазочки с цветами. Официанты подают чай и сладости посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать чай и сладости по желанию посетителя. Посетители платят за чаепитие в кассу, им выдают чек. Посетители, уходя, благодарят  за доставленное удовольствие.

    Ход игры.

    1. Организационный момент.

    Педагог: - Дети, попробуйте отгадать загадки, которые я вам сейчас загадаю.

    Среди ложек я полковник.

    И зовут меня… Половник!

    Суп, салат, пюре, котлеты

    Подают всегда в …

    Дети: Тарелке.

    Педагог:  А на чай и простоквашу

    Подставляй, дружочек, …

    Дети:  Чашку.

    Педагог: На плите - кастрюль начальник.

    Толстый, длинноносый…

    Дети: Чайник.

    Педагог: Я на кухне самый важный,

    Потому что есть свисток.

    Нагревал я не однажды

    Для заварки кипяток.

    Дети: Чайник.

    Педагог: По моей тарелке лодочка плывёт.

    Лодочку с едою отправляю в рот.

    Дети: Ложка.

    2. Беседа о профессиях в кафе.

    Педагог:  - Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Кафе «Чайная»».

    - Давайте вспомним, кто же работает в кафе?

    Дети:  Администратор, официант, кассир, повар, кулинар, охранник, уборщица.

    Педагог:  - А что должен делать повар в кафе?

    Дети:  Готовить еду, варить, жарить.

    Педагог:  - А за что отвечает администратор?

    Дети: Он отвечает за кафе.

    Педагог:  - Какие обязанности у официанта?

     Дети: Принести заказ, еду, напитки.

    Педагог: - Чем занимается уборщица? 

    Дети: Моет полы, собирает мусор.

    3. Распределение ролей.

    Педагог:  - А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.

    Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Чайная». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе. Нам надо распределить роли. В первый раз я тоже с вами поиграю и возьму себе роль администратора кафе. Это человек, который встречает посетителей, усаживает за столики и наблюдает за тем, чтоб им было уютно и хорошо. Еще нам нужны два официанта. Выбирайте нужные атрибуты и начинаем игру.

    Роли выбраны, не забывайте, что самое главное, вести себя культурно и вежливо.

    А вы знаете, как надо себя вести за столом?

    Дети: - В гостях и дома за обедом

    Говорить нельзя с соседом

    Не нужно чавкать и сопеть,

    А также головой вертеть,

    Есть спокойно, аккуратно

    Будет всем вокруг приятно

    Педагог: - А как следует себя вести в кафе?

    Дети: вежливо, есть спокойно, аккуратно.

    Педагог: - Молодцы, вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах.

    Диалог администратора и посетителей.

    Дети: (Посетитель) Здравствуйте!

    Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Чайная». Усаживайтесь по удобней. К вам сейчас подойдет наш официант.

    (Посетители усаживаются. Важно, чтобы мальчик пропускал девочку вперед, пододвигал стул и т. д.).

    Посетители: - Спасибо (мальчики сажают девочек за стол).

    Диалог официанта и посетителей:

    Официант: Добрый день,  меню, пожалуйста.

    Посетитель: Здравствуйте! Добрый день!

    Официант: Что будете заказывать? (Подает меню). У нас есть очень вкусный чай «Крепкие традиции» и очень вкусные пирожные.

    Посетитель: Чай «Крепкие традиции» и пирожное.

    Официант: Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.

    (Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.).

    (Повар заваривает чай. Наливает чай в чашку. Официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителю, красиво расставляет на столе).

    Официант: Приятного аппетита!

    Посетитель: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют чай, между собой общаются. Официант  в это время подсчитывает сумму заказа)

    Посетитель: Пожалуйста посчитайте нам.

    Официант: С вас 5 рублей за чай, 10 рублей за пирожное.

    Посетитель:  Спасибо, все было вкусно.

    Официант:  Приходите к нам еще.

    Подходит Администратор.

    Администратор: Вам у нас понравилось?

    Посетитель: Да все было замечательно.

    Администратор: Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.

    Посетитель: До свидания!

    Администратор: До свидания!

    Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги. Одновременно могут работать два официанта. Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита.

    В кафе можно общаться, рассказать друг другу интересную историю, послушать музыку.

    В конце игры посетители -  дети просят счет. Официант просит оплатить заказ,  приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола.

    Игра продолжается самостоятельно.

    Итог сюжетно-ролевой игры.

    В конце игры можно провести анализ.

    Педагог: - Что мы сегодня делали? Как играли? Хорошо играли? Как вы справились со своей ролью? Понравилось ли вам наше кафе? - Что больше всего понравилось, а что не очень?

    Можно похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

    Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

    Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

    сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

    презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

    «Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

    Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

    Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

    Проект «Здравствуй, Пушкин!» как средство развития детской познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

        Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве...

    «Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифициро...

    Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

    Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...