«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад Алёнушка» государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы № 3 города Похвистнево
городского округа Похвистнево Самарской области
Консультация для воспитателей:
«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Составила воспитатель:
Куркина Е.Л,
Похвистнево, 2019г.
Консультация для воспитателей:
«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих столетий.
Знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Прибаутки - рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах.
В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно (курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.) Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка, в детской саду. В младших и средних группах, в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:
Кто у нас хороший
например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели могут использовать потешки, чтобы побудить к действиям:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет!
Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. При подготовке детей ко сну желательно тоже использовать потешки:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят - поспят, всему миру спят велят.
Во время одевания на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Если дождичек пойдет,
Наденем калошики;
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
Во время прогулок необходимо играть с детьми в русские хороводные игры (Заря – зареница). Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент хороводные игры: развивают чувство ритма и музыкального слуха; способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега); располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать; знакомят детей с древними традициями и обычаями.
В старшем возрасте дети начинают использовать народные потешки в своих играх, во время кормления куклы или укладывание ее спать.
Для старших дошкольников можно использовать поговорки и пословицы, загадки, во время изучения сезонных изменений в природе, проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Загадки просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова.
В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать пословицы и поговорки, загадки и считалочки, для детей данного возраста наиболее интересными являются сказки и скороговорки. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей.
Необходимо подобрать в группах соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закрепить речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместите книги - игрушки, книги - раскладушки, с народными сказками. Здесь же поместить фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью будут рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание знакомых потешек.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей дошкольного образования
ВВедение 1. Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для развития речи ребенка. 2. Особенности развития связной речи дете...

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Консультация для воспитателей...

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Консультация для воспитателей, поднимающая проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Семинар для родителей: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет».
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому ну...

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3 - 4 лет
Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3 - 4 лет...
