«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».
консультация на тему

Куркина Елена Леонидовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedvgogov.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад Алёнушка» государственного

бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы № 3 города Похвистнево

городского округа Похвистнево Самарской области

                             

   

Консультация для воспитателей:

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

Составила воспитатель:

Куркина Е.Л,

Похвистнево, 2019г.

    Консультация для воспитателей:

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей».

    Понятие «фольклор» в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих столетий.

    Знакомство ребенка  с  народной  поэзией  начинается  с  малых фольклорных  форм:  пестушек,  потешек,  прибауток,   считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц.   Благодаря простоте и мелодичности звучания пестушек дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

     Прибаутки - рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах.

    В потешках  и  песенках  оживают  явления  природы («Ночь  пришла,  темноту  привела»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка,  сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только  поэтично,  но  и образно (курочка-рябушечка идет  на  реку  за  водичкой  -  цыпляток  поить; кисонька - мурысонька едет  на  мельницу чтобы испечь  прянички;  сорока-белобока кашку варит - деток  кормить; котик  идет на  торжок  и  покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.) Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни  жизни  ребенка, в детской саду. В младших и средних группах, в период привыкания к новой обстановке  он  скучает  по  дому, маме, еще не может общаться  с  другими детьми,  взрослыми.  Педагог  может выразительно  рассказать  потешку, которая  поможет  установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные  эмоции,  симпатию  к  пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.  Учитывая,  что  многие  народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание,  желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например:

 Кто у нас хороший

например:

 Кто у нас хороший?

 Кто у нас пригожий?

 Ванечка - хороший!

 Ванечка - пригожий!

    Нельзя забывать, что  словарный  запас  детей  раннего  возраста  невелик, реальный  мир  воспринимается  своеобразно.  Поэтому  потешки  должны соответствовать  уровню  развитию  детей. Простые,  короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково,  негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Воспитатели  могут  использовать  потешки,   чтобы   побудить к действиям:

 Киска, киска, киска, брысь!

 На дорожку не садись.

 Наша деточка пойдет,

 Через киску упадет!

  Удачно подобранная потешка может помочь и во время кормления. При подготовке детей  ко  сну  желательно  тоже использовать потешки:

                       Вот и люди спят,

                       Вот и звери спят.

                       Птицы спят на веточках,

                       Лисы спят на горочках,

                       Зайцы спят на травушке,

                       Утки на муравушке,

                       Детки все по люлечкам...

                       Спят - поспят, всему миру спят велят.

         Во время одевания на прогулку:

                       Вот они, сапожки:

                       Этот с левой ножки,

                       Этот с правой ножки,

                       Если дождичек пойдет,

                       Наденем калошики;

                       Этот - с правой ножки,

                       Этот - с левой ножки.

                       Вот так хорошо!

 

Во время прогулок необходимо играть с детьми в русские хороводные игры (Заря – зареница). Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент хороводные игры: развивают чувство ритма и музыкального слуха; способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега); располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать; знакомят детей с древними традициями и обычаями.

В старшем возрасте дети  начинают использовать народные потешки в своих играх, во  время кормления куклы или укладывание ее спать.

    Для старших дошкольников можно использовать поговорки и пословицы, загадки, во время изучения сезонных изменений в природе, проведения бесед о дружбе, семье, профессиях. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. Пословицы и поговорки, обращенные к детям, могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Загадки просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них - богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки – полезное упражнение для ума. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова.

   В работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать пословицы и поговорки, загадки и считалочки, для детей данного возраста наиболее интересными являются сказки и скороговорки. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей.

   Необходимо   подобрать   в группах соответствующие    настольно-печатные   игры, книги, наглядный материал, которые помогали бы  детям  закрепить речевые навыки и  знания  произведений    народного    жанра,    формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке  разместите книги - игрушки, книги - раскладушки, с народными сказками. Здесь же поместить фигурки  персонажей    знакомых    потешек,    прибауток, сказок,  дидактические  настольно-печатные   игры   по   мотивам   этих   же произведений. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью   будут рассматривать иллюстрации, пересказывать содержание  знакомых потешек.

    Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Применение в детском саду русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей дошкольного образования

ВВедение 1.     Понятие связной речи детей дошкольного возраста и ее значение для развития речи ребенка. 2.     Особенности развития связной речи дете...

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

«Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Консультация для воспитателей, поднимающая проблему развития речи детей младшего дошкольного возраста....

Семинар для родителей: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет».

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому ну...

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3 - 4 лет

Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3 - 4 лет...