Консультация: "Организация культурной практики литературно-творческая гостинная"
консультация (старшая группа)

Шубина Елена Петровна

...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация культурной практики «Литературно-творческая гостиная»

Воспитатель: Шубина Елена Петровна

Мы с вами живем в век новых технологий, компьютерных технологий, современных технологий. Средства массовой информации  почти вытеснили такую традиционную форму общения, как чтение. Дети все больше времени проводят у экранов телевизоров или играя в игрушки на смартфонах.  В семьях стали мало читать, потому обедняется словарный запас и как следствие понижается уровень интеллектуальных возможностей.

Нарушается процесс социализации, вхождение в общество. Не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей. Формально люди грамотны, они читают, но уметь читать не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Проанализировав все это, я поняла, что воспитатель должен участвовать в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношение к книге, как явлению культуры. Потому в своей работе я стала использовать такую культурную практику, как проведение «Литературной-творческой гостиной», определила цель и выделила задачи.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг.

Задачи:

  • Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
  • Расширить социальное партнёрство, привлечь родителей к чтению;
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к книге;
  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;
  • Расширять представление родителей о детской литературе;
  • Оказать семье информационную помощь.

Литературно-творческая гостиная – это гибкая форма организованного общения, импонирующая ребенку, потом я решила использовать эту форму организации в своей работе. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме, которая определена календарно-тематическим планированием ДОУ или какой-то знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты. Она может быть тематической, мемориальной или жанровой.  Были организованы книжные выставки: «Творчество А. Барто», «Сказки В. Степанова», «Зимушка-Зима» и тематические: «Новый год – пора чудес», «Наша Армия». Очень любят мои дети сказки и много книг приносят из дома и расположившись в  литературной гостиной, я им читаю, а они с довольствием слушают… Чтобы организовать детей на чтение,  использую прием – волшебная корона. Когда я  одеваю корону накинув на плечи шаль, сажусь на расписной стул, дети уже знают, будет сказка. Именно сказка помогает детям стать умными, любознательными, сообразительными. После прочтения сказки, обязательно обсудим ее: кто был добрым, кто был плохим, чей поступок хороший, а чей не очень. Иногда предлагая детям придумать новый конец в знакомой сказке. Дети с довольствием включаются в этот процесс. Это может занимать несколько дней.

Знакомые сказки дети могут рассказывать друг другу применяя  «Магнитный театр». Я изготовила магнитный театр по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три поросенка».  Дети выбирают себе персонажа и действуют от его имени, подражая интонационно. Могут что-то добавлять от себя, придумывать новое. Рассказывая, сочиняя сказку, ребенок развивает свою речь и обогащает ее своей фантазией. Сказки помогут предупредить у ребенка проявления черствости, жестокости, недоброжелательности. 

Заучивая программные стихи, отметила, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое время забывают. Потому я стала использовать прием инсценирования стихотворения. А для этого мы вместе с детьми изготавливаем атрибуты, несложные декорации. Это также работает на сплочение ребят, они становятся более самостоятельными активными. Стремятся помочь друг другу в затруднительных ситуациях.

За кружкой ароматного чая, в спокойной, не принужденной обстановке в литературно-творческой гостиной провожу литературные викторины, чтение стихотворений и этот прием хочу сделать традицией. Проведение такого рода мероприятий предусматривает большую подготовительную работу, поэтому обращаюсь за помощью к родителям. Они помогают организовывать тематические выставки, конкурсы чтения стихов, созданию собственной библиотеки в группе.

Литературно-творческая гостиная - удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действие, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию на любом возрастном этапе. В «Литературно-творческой гостиной» я стараюсь привлечь к участию всех воспитанников группы. Каждый ребенок находит здесь дело по душе. Особенность  гостиной  заключается в том, что она может объединить детей разных возрастов   и разного уровня подготовки.   Это способствует у детей такому важному качеству, как самостоятельность и инициативность. К нам в гости приходят дети из соседних групп, а также воспитатели и специалисты ДОУ. В ней могут участвовать  и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

В итоге, применение такой нетрадиционной формы обучения позволил значительно расширить поле моей деятельности, помог отойти от строгих рамок непосредственно-образовательной деятельности с ее неизменной структурой: беседа; ответы на вопросы; выполнение заданий, анализ. Для детей такие встречи с литературой становятся «трудом и творчеством, приобщением к культурно-нравственным ценностям русского народа, идеалам добра и красоты». Родители отметили возникший интерес детей к книгам и поддержали его.

Ход работы литературной гостиной (пример)

Хочу привести пример по теме «Путешествие по стране сказок»

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»

Дети находят конверт, где лежат иллюстрации к сказкам, какие трудности испытывают персонажи. Если у детей появилась стремление разобраться в ситуации, помочь героям сказок, возникает ЦЕЛЕВАЯ ОСНОВА предстоящей работы.

Появился ПОИСКОВЫЙ ЭТАП. Вот здесь важным является беседа с детьми. Во время беседы, выясняется в чем проблема, с которой столкнулся персонаж , обсудить, как восстановить справедливость, кто сможет помочь персонажу.

А вот следующий этап, будет ПРАКТИЧЕСКИЙ

С детьми подбираем (или изготавливаем) реквизит, распределяются роли, обыгрывается сама сказка или какой – то сюжет. Можно показать на примере рнс «Заюшкина избушка»

В конце обязательно будет РЕФЛЕКТИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Детям предлагается сравнить настроение персонажей и свое настроение, когда они играли роли.

В рамках «Литературной гостиной» педагог предлагает также нарисовать иллюстрации к сказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Презентация культурной практики музыкально-литературная гостиная

Наш детский сад осуществляет углубленную работу по социально-коммуникативному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. В своей работе использует инновационные формы работы, одной из которых я...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Образовательно-культурные практики. Авторская разработка «Литературная гостиная»

Создание условий для активного использования сказок в деятельности детей посредством  приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой....

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...