Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьей в ДОУ
консультация

Белоусова Елена Сергеевна

Работа с семьей в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздействие, на сегодняшний просвещённый век, подчас, могут быть несостоятельны, потому что могут не совпадать с приоритетами воспитания в одних семьях и стать причиной делегирования своих прав самому ДОУ в другом случае.

Современные педагоги изменили целевые основы содружества с семьей дошкольника, начали осваивать новые методы и формы работы, помогающие поддерживать дружеские и партнёрские отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitatsiya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология фасилитации — философия сотрудничества с семьей в ДОУ

Работа с семьей в ДОУ является традиционным направлением воспитания ребёнка, в основе которого лежит педагогическое просвещение родителей. Методы, которые направлены на традиционное воздействие, на сегодняшний просвещённый век, подчас, могут быть несостоятельны, потому что могут не совпадать с приоритетами воспитания в одних семьях и стать причиной делегирования своих прав самому ДОУ в другом случае.

Современные педагоги изменили целевые основы содружества с семьей дошкольника, начали осваивать новые методы и формы работы, помогающие поддерживать дружеские и партнёрские отношения.

Технология фасилитации (от английского «помогать») – это новая философия работы с семьей, суть её можно представить так:

- равное взаимодействие, но независимое;

- инициируется родителями и педагогами на стимулирование других субъектов, заинтересованных в потребностях семьи и возможностях педагогов;

- знания для родителей не являются целью, они служат средством для решения задач и возникших проблем;

- продуктивное и творческое взаимодействие с детьми и детским садом;

- необходимость обучения при возможности его применения для улучшения своей жизни;

- активные методы обучения (АМО) создают новый статус участника образовательного процесса как активного и заинтересованного субъекта.

Активные методы обучения имеют существенные отличия от традиционных приёмов, они ориентированы на раскрытие перед родителями дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков и повышения родительской компетенции, помогают найти оригинальные идеи и варианты в различных ситуациях.

Модификацией АМО интерактивные методы организации взаимодействия, которые ориентированы на более широкое общение родителей и педагога, позволяют стать соучастниками и соавторами воспитания себя и своего ребёнка. Именно технологии фасилитации настроены на то, чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили некоторые навыки общения и поведения, смогли преодолеет некоторые негативные установки по тем или иным пробле6мам, связанными с нахождением ребёнка в детском саду, это такие процедуры, направленные на стимулирование и актуализацию возможностей, инициирование, помощь и поддержку в форме взаимодействия, воздействия, диалога и косвенного влияния.

Педагог при общении с родителями должен следовать некоторым правилам:

- вызывать доверие и располагать к себе;

- помогать родителям сформулировать определённые задачи и цели, стоящие перед группой и каждым из них;

- искать у каждого родителя мотивацию к сотрудничеству;

- делиться своим опытом, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, открыто выражать свои чувства;

- проявлять эмпатию и симпатию;

- самому быть активным участником группового взаимодействия, владеть стилем неформального общения.

Таким образом, технология фасилитации обеспечивает особое взаимодействие для облегчения процесса обучения и воспитания, помогает формировать коммуникативные связи между взрослыми и детьми в ДОУ, способствует созданию зоны потенциального развития личности, педагогу должен устранить ограничения, которые мешают творческому развитию и ребёнка, и родителей, и самому педагогу. Результат совместных усилий, если он удовлетворяет всех, должен быть продемонстрирован и отражать вклад каждого участника взаимодействия, иллюстрировать достижения, формировать накопительный эффект.

Родителям важно видеть, в каком направлении развивается ребёнок, какие у него успехи и трудности, видеть в нём не просто маленького ребёнка, а растущую личность.

Предлагаю вашему вниманию одну их техник фасилитации, которая отлично себя зарекомендовала среди педагогов нашего детского сада.

Волшебная палочка 

Существует множество вариантов эстафет с общим названием «Волшебная палочка» (в своё время сконструированных А.П.Ершовой). «Родительский» вариант заключается в следующем.

«Волшебную палочку» — карандаш, линейку или зонтик — родители будут передавать друг другу по рядам. При этом им нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т.п.).

Первый кон — по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно подсказывать! Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание. Поэтому учителю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет по рядам несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.

Второй кон — теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.

Третий кон — вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа — одно из положительных.

Когда эстафета с мелком закончится, звучит команда: «Все встали!» Так начинается четвертый кон классной режиссуры.

Теперь, стоя, нужно сообразить, какое из отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переделать («кажется, я знаю как») в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, что из перечисленных качеств знает, как переделать ее в воспитанность, и соединяет их стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень, соединяет ее новой стрелкой с сообразительностью. И т.д. и т.п.

Теперь любой родитель, для кого это отрицательное качество их ребенка доставляет много хлопот и огорчений, может обратиться к авторам стрелок за помощью, разъяснениями и консультациями. Содержание пятого кона — взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам. Прямо открытие народного «родительского университета»! Воспитателю остается только похваливать инициативных и записывать тупиковые проблемы, чтобы затем в библиотеке поискать соответствующую литературу. И для себя, и для заинтересованных родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Сообщение из опыта работы "Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей "

Работа с семьей является одним из приоритетным направлением моей работы. Для более ефективного взаимодействия мы в своей группе используем нетрадиционные фрмы работы с семьей....

Семинар для музыкальных руководителей «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»

Семинар для музыкальных руководителей содержит подробно раскрывает технологию фасилитации по взаимодействию ДОО и семьи....

Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ

Хорошо раскрыто само понятие фасилитации. Выделены основные виды данной технологии, которые можно использовать на родительских собраниях. Последовательно расписаны, как роли так и сам ход меропри...

Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей.

laquo;Я - счастливый педагог! Родители моих воспитанников – мои единомышленники. Я стараюсь заслужить их доверие, показывая каждый день, каждую минуту, уважительное отношение к своим малышам. В...

Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей

Консультация для коллегСовременные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей...