Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Работа с детьми в парах и подгруппах"
    консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Дегтяренко Наталья Петровна

    Рассматривать методику работы детей в паре (подгруппе) в контексте ФГОС ДО будем с точки зрения развивающей возможности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kopiya_kons.docx17.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рассматривать методику работы детей в паре (подгруппе) в контексте ФГОС ДО будем с точки зрения развивающей возможности.

    Смысл работы детей в паре состоит в том, что задание получает не каждый ребёнок в отдельности, а пара воспитанников, которая должна его выполнить совместно.

    Центральным компонентом развития умения взаимодействовать в паре является умение договариваться. Суть умения договариваться состоит в движении от простого получения позитивного опыта работы в паре под руководством взрослого к готовности к самостоятельному договору детей о том, кто, что и каким образом будет делать. Рассмотрим этот этап более подробно:

    Первый этап этого развития приходится на средний возраст (4-5 лет). В этот период воспитанники должны получить позитивный опыт работы в паре и группе сверстников под руководством педагога. Его слово, обращённое к детям, объясняет и побуждает действовать определённым способом, позволяет осознать своё поведение. Также детям важно понять «как нужно действовать». Это преподносится в виде игровой роли, поведения другого человека или правила.

    Например, детям в паре (подгруппе, команде) даётся задание выложить пирамиду из полосок цветной бумаги, соблюдая размер полосок. Задание даётся обоим детям. Работу детей на данном этапе можно организовать по системе «действующий-проверяющий». «Действующий» ребёнок будет выполнять задание, «проверяющий» ведёт наблюдение и оценивает правильность выполнения задания, при необходимости указывает на ошибки. «Действующий» ребёнок исправляет ошибки, «проверяющий» сообщает педагогу о том, что их задание выполнено. Затем дети меняются ролями.

    Таким образом у детей воспитывается навык самоконтроля как важнейший элемент саморегуляции. Взаимодействуя в паре, ребёнок не только обучается, накапливает представления об окружающем мире, но получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности и нормы.

    Чтобы дети стали работать в паре, их нужно замотивировать.

    Методика работы в паре:

    • Педагог объясняет, что, работа по принципу «один выполняет-другой проверяет» позволит детям более правильно выполнить задание, отследить ошибки.
    • Педагог даёт подробную пошаговую инструкцию обоим.
    • Оказывает детям помощь в процессе работы.
    • Меняет детей ролями в паре для выполнения нового задания, работа в котором осуществляется аналогично.
    • Анализирует индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них контроля и самоконтроля.
    • Завершает занятие заданием для пар детей, направленным на проявление креативности и творчества.

    В старшем возрасте работа должна быть направлена на получение детьми опыта договора пары о выборе предмета и (или) способа деятельности под руководством взрослого, развитие самостоятельности и творчества пары.

    Чтобы замотивировать 5-6 летних детей, нужно сказать им, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать совместно, выполняя одно задание для общей групповой работы. Такое взаимодействие обогащает детей и позволяет им одновременно стать и неповторимой индивидуальностью, и интегрированной частью социума.

    В старшей группе педагог вначале знакомит и обучает детей тем или иным видам действий с предметами и материалами, знакомит с инструментами, приспособлениями, правилами действий с ними, затем предлагает детям воплотить свой собственный замысел, самостоятельно выбирая материал для поделки, инструменты и способы работы. Чтобы выполнить работу «Птицы на кормушке», сначала детей учим лепить, работать с бумагой, пером. А затем дети самостоятельно выбирают из чего они будут это делать. Но договорённость пар детей что и каким способом они будут делать, достигается прямым указанием взрослого. Педагог говорит конкретно: «Договоритесь, из чего вы будете делать глазки, лапки и т.д.». В процессе деятельности педагог наблюдает, слушает как дети договариваются, при необходимости помогает. По завершении педагог интересуется, как детям удалось так быстро и красиво сделать работу (разделились на пары, договорились.)

    В большинстве случаев дети легко договариваются, передают друг другу лидерскую позицию, соглашаются ради выполнения общего дела. Если дети не готовы уступить, то договор тормозится. Тогда педагог подсказывает: «Крылья сделать можно такие, как говорит Маша, а глазки такие, как рекомендует Алёша»…

    В данном возрасте дети получают важный психологический опыт общения со сверстниками, умение слышать друг друга. Дети охотно делятся впечатлениями от совместной работы с другими детьми, например, с теми, кто не присутствовал на занятии.

    В подготовительной группе дети должны получить опыт осознанного и самостоятельного договора в паре и группе о предмете и способе деятельности. На этом этапе должны быть созданы условия для того, чтобы дети самостоятельно осознали необходимость и важность договора для достижения цели совместной деятельности, о чём следует договориться, кто и что будет делать, как (способ деятельности).

    Условием осознания необходимости такого договора является предварительная работа взрослого.

    Этапы:

    • Договор пары (команды) детей по побуждению взрослого. Например, дети получают задание выполнить макет на тему: «Зима в лесу». Макет нужно выполнить в парах, быстро. Совместно обговариваются детали содержимого макета (наличие животных, покрытия, деревьев, птиц), а дети сами выбирают, что конкретно будет выполнять каждый. Педагог задаёт вопрос: «О чём вам нужно договориться, чтобы успешно выполнить работу?». И контролирует чёткость ответов.
    • Самостоятельный осознанный договор пары (команды) детей. Например, детям дано задание раскрасить сапожки так, чтобы они были похожи каким-то признаком (узором) и составили друг другу пару, но при этом отличались бы одним признаком (левый-правый). Педагог наблюдает, при замешательстве детей говорит: «Мы обсудили, что вам нужно сделать, но как, вам нужно догадаться самостоятельно». Затем обсуждается результат работы пар, выяснятся, составляют ли сапожки пару друг другу, как ребятам удалось этого достичь. Если у какой-то команды детей не получилось справиться с заданием, они могут сделать повторную работу, но изменить цвет или узор.

    Варианты комплектования пар (подгрупп, команд) детей:

    • По желанию детей
    • Случайный выбор (жребий, через одного)
    • По определённому признаку (цвет носков, первая буква имени)
    • По выбору лидера группы
    • По выбору педагога

    Умение взаимодействовать в паре (команде) даёт детям готовность к общению с другими детьми, готовит дошкольников к взаимодействию в группе, создаёт условия для развития социальных мотивов поведения, опыт лидерства-сотрудничества-подчинения, развивает коммуникативные умения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Жестокое обращение с детьми"

    Л.Н. Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают…Желание наказать есть желание мести»....

    Консультация "Организация работы с детьми по проблеме охраны прав ребёнка"

    Консультация предназначена для педагогов ДОУ и СОШ. Её целью является разъяснить педагогам права детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь, а также позицию педагога в случае, если к его в...

    Конспект открытого психологического занятия для родителей с детьми подготовительной к школе подгруппы Тема: «Скоро в школу»

    Тема: Скоро в школуЗадачи:Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности, развивать мелкую моторику рук.Совершенствовать у детей психические процессы: ...

    Аппликация с детьми "Чайная пара"

    Данный конспект занятия подходит для детей 4-5 лет (средняя группа), направлен на формирование навыков сотрудничества со сверстниками в процессе продуктивной деятельности...

    Тема: Дом и двор. Домашние птицы. Как мы занимаемся в детском саду./Комплексное занятие с детьми старшей и подготовительной подгруппы/

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: коммуникативная...

    Консультация "создание развивающих игр с помощью ИКТ" Консультация для родителей "С детьми играть - ум. разум душу развивать!"

    Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное сред...