Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Статья опубликована в Научно - методическом сборнике Образование. Дети. Творчество в соавторстве со старшим воспитателем дошкольного отдления. Информационная часть статьи дополнена рекомендациями и самодиагностикой для родителей, рекомендованы различные формы работы с детьми, варианты игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Московский Международный
Театральный Фестиваль «Давыдовский» (ТФД)

ОБРАЗОВАНИЕ. ДЕТИ.
ТВОРЧЕСТВО

федеральный
научно-методический сборник

ВЫПУСК № 2 (40)

Российская Федерация, Москва

2016

1


УДК 373.2(47)
ББК 74.100(2Рос)

Рецензенты:

  • профессор РАЕ, писатель, президент Московского Международного Театрального Фестиваля «Давыдовский» И.А. Агапова;
  • доктор психологических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Вестник педагога искусств» В.В. Бобров;
  • кандидат педагогических наук, профессор, президент международного проекта «За мир!» А.П. Вайнштейн.

Образование. Дети. Творчество.

Федеральный научно-методический сборник. Выпуск № 2 (40). Составитель и главный редактор Давыдова М.Л. -М.. 2016. - 104 с.

В сборник включены статьи, в которых раскрывается ряд передовых направлений современной педагогики, наиболее актуальных на данном этапе образования и воспитания. Их авторы - педагоги ВУЗов, педагогических колледжей, школ, эстетических центров, дошкольных образовательных учреждений Москвы, Московской области, других регионов России.

Сборник адресован преподавателям, которым интересно использование перспективных тенденций воспитания и образования, а также педагогам школ и образовательных центров, воспитателям групп продленного дня, педагогам и музыкальным руководителям ДОУ, методистам городских и районных методических объединений.

ПРИГЛАШАЕМ К ПУБЛИКАЦИИ АВТОРОВ МЕТОДИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ, СЦЕНАРИЕВ, ЭССЕ, РАЗРАБОТОК, БЕСЕД И ДР.

По вопросам публикаций обращайтесь по
е-mail:
аgаре7575@mai1.ги. iа200938@narod.ги
ИЛИ ICQ 642052453

Давыдова М.А., составление, 2016 www.ТFD.ucoz.соm

2


СОДЕРЖАНИЕ

От редакции        4

Афанасьева Т.А. Сирень в вазе. Рисоваш1е с использованием нетрадиционной техники;

рисование мятой бумагой        4

Бикмурзина Е.М. Правила дружбы. НОД в старшей логопедической группе        6

Богданович М.Д., Новикова М.Н., Сухинина М.Ю., Атонян Л.И. Путешествие в Страну

непослушания. Спектакль-досуг для детей дошкольного возраста        8

Боркова Е.Б. Коллаж-это всегда творчество        12

Брагина Л.Н. Путешествие по реке времени. История создания книги. Познавательно-

исследовательское занятие                14

Виноградова Н.Н. Поможем воздушному шарику найти новых друзей        16

ВитенкоО.В., Хандукова А.В. 23 февраля. Празднике средней группе        18

Во-лошина Н.А., Спорыхина О.В. Игры тя развития артикуляционног о аппарата у детей

младшего возраста        21

Гордеева Ю.И., Царькова А.И., Лачугвна Л.В. Азбука витаминов. Внеклассное

мероприятие по здоровому образу жизни        23

Гунякова Е.В. В поисках клада. Зимний спортивный праздник        26

Дарьина Е.А. Виды театрализованной деятельности в работе с дошкольниками разного

возраста        27

Жукова И.Н. Психологический уголок группы. Проект        29

Захарова Г.А. Искусственный водоем и его обитатели. Проект для младшей группы        32

Зацепина М.Б. Театрализованная деятельность в раннем возрасте        34

Золотухина Е.В. Веселые обезьянки         42

Кварацхелия Ш.Р., Сивндова Л.В. Путешествие в Страну игр. Спортивный досуг в

старшей группе «Подсолнух»        44

Киселева О.А. Приобшение ребенка к книге как будущего читателя        46

Комарова В.Н., Маслова М.В., Гуськова С.О., Полетаева Т.Н., Моисеева М.М. День

защиты детей. Летний праздник        47

Костикова М.В. Язык и человеческое общение        50

Кукленкова И.А. Народные промыслы. Занятие для подготовительной группы        52

Кутумова Н.А. Навстречу к неизведанным планетам. Досуг в старшей группе        54

Лыкова А.А., Ковальчук Е.В. Развитие коммуникативных способностей детей старшего

дошкольного возраста        57

Мечева В. В. Актуальность проблемы совместного развития мелкой моторики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и

умственной недостаточностью        60

Михайлюта В.Г., Исаакян Д.С., Ешнна Л.Г. Эмоциональное благополучие детей в

младшей группе. Выступление на педсовете        64

Новикова С.Н. Мой пала самый лу чпшй. Спортивное развлечение в старшей группе ... .66

Петрова Н.Н. По гцучьему велению. Новогоднее развлечение        69

Петрова Н.К. Новогодний утренник в подготовительной группе        71

Попова В.Н., Бородина Т.Н., Витенко О.В. Снежок порхает, кружится, на улице бело!. .74 Похожаева Н.Б. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном образовании как средство развития творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста. Сообщение из опыта работы        77

Похожаева Н.Б. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на основе детского музыкального фольклора.

Сообщение из опыта работы        80

Романчук О.В. Наша армия. Ознакомление с окружающим миром в средней группе ..,.82

Рузманова Н.С. Игровая гостиная        85

Сачкова Л.Е. Условия успешной адаптации детей в детском саду        87

3


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лыкова А.А., Ковальчук Е.В.

«Делай великое, пока оно еще мало, потому что все великое начинается с малого».

(Китайская мудрость)

Общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: а) желание вступать в контакт с окружающими «Я хочу!»; б) умение организовать общение «Я умею!»; в) знание норм и правил общения «Я знаю!».

Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми - педагогами, воспитателями. Количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большшгетво детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из- за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходмно помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

В старшем дошкольном возрасте можно выделить несколько особенностей личностного развития ребенка, на которые следует обратить внимание, отвечая на вопрос: «Что помогает и что мешает ребенку общаться с другими людьми?»

Наиболее достоверным диагностическим методом можно считать наблюдение. Наблюдение за особенностями поведения ребенка. В ходе совместного взаимодействия (игра, рисование, лепка, чтение и др.) можно обратить внимание на то, как ребенок себя ведет, как он реагирует на ситуации успеха или неуспеха, готов ли принять помощь взрослого в случае затру дне нпй.

57


Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в общении, боятся смотреть в глаза собеседнику (повышенная тревожность), приобретают такие привычки, как навязчивые движения, грызение ногтей (показатель неудовлетворенности собой - ребенок как бы «поедает себя»), опущенные плечи (повышенная ответственность ребенка как реакция на непосильные требования со стороны окружающих), постоянно сжатые кулаки (подавленная агрессия). В ситуации повышенного напряжения ребенок может часто моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Такие действия могут свидетельствовать о психологическом неблагополучии. Не акцентируя внимание ребенка на этих проявлениях, необходимо оказать поддержку и заботу.

Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, боятся сделать лишнее движение. Нужно научить таких детей управлять своим телом, формировать телесную культуру ребенка.

Игра - наиболее значимый вид детской активности. В игре происходит формирование опыта межличностных взаимоотношений. Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства, которые скрыты для других, да и для него самого. Важно обратить внимание на уровень развития организаторских способностей и умений, какую позицию занимает ребенок. Он лидер или ведомый, он помогает друзьям или провоцирует конфликты? Способен ли ребенок признавать право других детей на игру, насколько привлекателен для других детей. Следует оценить умение ребенка вст\'пать в контакт со сверстниками.

Негативные установки | Позитивные установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить...»

Замкнутость,

отчужденность,

безынициативность,

подчиняемость,

приверженность

стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.

«Будь здоров, закаляйся!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, да1 пошепчемся!»

58


Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в общении, боятся смотреть в
глаза собеседник}' (повышенная тревожность), приобретают такие привычки, как
навязчивые движения, грызение ногтей (показатель неудовлетворенности собой - ребенок
как бы «поедает себя»), опущенные
 плечи (повышенная ответственность ребенка как
реакция на непосильные требования со стороны окружающих), постоянно сжатые кулаки
(подавленная агрессия). В ситуации повышенного напряжения ребенок может часто
моргать, подкашливать, как будто у него першит в горле. Такие действия могут
свидетельствовать о психологическом неблагополучии. Не акцентируя внимание ребенка
на этих проявлениях, необходимо оказать поддержку и заботу.

Некоторые дети как бы закованы в мышечную броню, боятся сделать лишнее
движение. Нужно научить таких детей управлять своим телом, формировать телесную
культуру ребенка.

Игра — наиболее значимый вид детской активности. В игре происходит
формирование опыта межличностных взаимоотношений. Зачастую в игре ребенок
проявляет те чувства, которые скрыты для других, да и для него самого. Важно обратить
внимание на уровень развития организаторских способностей и умений, какую позицию
занимает ребенок. Он лидер или ведомый, он помогает друзьям или провоцирует
конфликты? Способен ли ребенок признавать право других детей на игру, насколько
привлекателен для других детей. Следует оценить умение ребенка вступать в контакт со
сверстниками.

Влияние родительских установок на развитие детей

Негативные установки | Позитивные установки

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исгфавьтесь

«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить...»

Замкнутость,

отчужденность,

безынициативность,

подчиняемость,

приверженность

стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!»

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания.

«Будь здоров, закаляйся!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»

58


Чз^ство вины, страхи,
рассеянность, невнимание к
себе и своей внешности,
неразборчивость в выборе

друзей

«Как приятно на тебя

смотреть, когда ты чист и
аккуратен!»

«Неряха, грязнз'ля!»

«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь» (Барбара Л. Вульф) Закончите прерванные рассуждения (первый столбик), выбрав подходящий вариант

1. Если ребенок живет в атмосфере признания и дружбы, он учится....

1. Терпению

2. Если к ребенку относятся враждебно, он учится...

2. Находить любовь

3. Если ребенка высмеивакт, он учится...

3. Уверенности в себе

4. Если ребенка стыдят, он учится...

4. Чувствовать себя виноватым

5. Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится...

5. Быть застенчивым

6. Если ребенка поошряют, он учится ...

6. Благодарности

7. Если ребенка хвалят, он учится...

7. Любить себя

8. Если к ребенку относятся честно, он учится...

8. Доверять

9. Если ребенок растет в безопасности, он учится ...

9. Драться

10. Если к ребенку относятся с одобрением, он учится...

10. Справедливости

Б. Л. Вульф предлагает следзтощий вариант решения: 1-2;2-9;3-5;4-4;5-1;6-3;7 - 6; 8 - 10; 9 - 8; 10-7. Как вы считаете, чей вариант более точный?

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навьпш общения.

Перечислим, какие доступные формы работы вы можете для этого использовать.

  1. Беседа. Беседуя с детьми, взрослые побуждают их думать и говорить. Это позволяет понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. Ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
  2. Чтение и анализ «удожественвых произведений. Например: «Почему Олечка не сорвала цветок?» В.А. Сухомлинского, «Мы поссорились» А. Кузнецовой, «Умей обождать» К.Д. Ушинского, «Помощница» А. Барто. Литературный материал незаменим в воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Во многих русских сказках есть страшный персонаж- Баба Яга. Расскажите ребенку: «Знаешь, почему ее так зовут? Название «Баба Яга» произошло от древнего слова «ягать», то есть кричать, ругаться. Почему она злится и ругается? Можно ли ее превратить в добрую, ласковую, заботливую? Из-за чего ты можешь разозлиться? Что тебе хочется сделать, когда ты злишься?»

  1. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. В работе с детьми можно использовать коллективные игры, упражнения, инсцени)вки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. Игра может стать для ребенка средством преодоления страха, повышения самооценки, стимулом оказания тонизирующего эффекта, способом развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Вот несколько подобных игр, которые можно проводить с детьми.

59


«рукавички» (для детей с 5 лет). Для игры нужны вьфезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Вед>щий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Поварята» (для детей с 4 лет). Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прьн-нув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое «блюдо» - просто объедение.

«Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет). Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«Комплименты» (для детей с 4 лет). Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит; «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Добрые советы

В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, зависть. Человек становится злым, сердитым, недовольным и может даже причинить боль и неприятности другим. Назовем несколько приемов для того, чтобы справиться с гневом:

  1. Потопай ногами: это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.
  2. Надуй воздушный шарик «злостью». Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик, завязать крепко и отпустить в небо, посмотреть, как шарик исчезает далеко-далеко.

Конечно, универсального способа решения всех проблем, связанных с воспитанием детей, не существует. Но если вы любите своего ребенка, имеете большое желание и терпение, вы сможете поделиться с ним всем лучшим, чем обладаете сами. Чем раньше мы научим своего ребенка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти свое место в жизни, и тем лучше взрослые и дети будут понимать друг друга.

Использованная литература:

  1. Клюева Н.В., Филигтова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
  2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярос.чавль: Академия развития, 2000.
  3. Хухлаева О.В.Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. -М.: Генезис, 2006.
  4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

60


Зацепина Мария Борисовна — заведующая Кафедрой начального образования Московского Государственного областного университета. Доктор педагогических наук, профессор.

Золотухина Е.В. - воспитатель ГБОУ г. Москвы «Гимназия Х<: 1558 имени Росалии де Кастро» СП 4 СВАО г. Москвы.

Исаакян Джулиета Степановна - воспитатель Детского сада № 73 «Городок» г. Мытищи Московской обл.

Кварацхелия Шорена Резовна - воспитатель ГБОУ СОШ № 654 им. А.Д. Фридмана ДСП № 1374 «Светлячок» ЮВАО г. Москвы.

Киселева Олеся Алексеевна - воспитатель ГБОУ Школа №1381 СП детский сад № 1240 СВАО г. Москвы. Педагогический стаж - 4 года. 1-я квалификационная категория.

Ковальчук Елена Васильевна - педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 1512 (ДО № 1125) ВАО г.Москвы.

Комарова Вера Николаевна - музыкальный руководитель ГБОУ «Школа № 2114» Дошкольное отделение Детский сад «Любава» г. Москвы. Педагогический стаж - 40 лет. I- я квалификационная категория

Костикова Маргарита Витальевна - воспитатель МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 5 «Радуга» г.о. Химки Московской области. Педстаж - 1 год.

Кукленкова Ирина Анатольевна - воспитатель ГБОУ Школа № 1955 СП 8 (Детский сад № 2705) СВАО (Лосиноостровский) г. Москвы. Педагогический стаж - 16 лет. 1-я квалификационная категория.

Кутумова Наталья Александровна - воспитатель МБДОУ Детского сада № 4 г.о. Химки, мкрн. Сходня Московской обл.

Лачугина Лариса Владимировна - учитель обществознания и экономики МОУ «Планета детства» с. Спас-Заулок Клинского р-на Московской обл.

Лыкова Анна Алексеевна - старпшй воспитатель ГБОУ Гимназия № 1512 (ДО № 1125) ВАО

 г. Москвы.

Маслова Мария Владимировна - инструктор по физвоспитанию ГБОУ «Школа № 2114» Дошкольное отделение Детский сад «Любава» ЮЗАО г. Москвы. Педагогический стаж - 15 лет. 1-я квалификационная категория

Мечева Валентина Викторовна - учитель-логопед, дефекголог МАДОУ Детский сад № 18 «Росинка» Щелковского муниципального района Московской обл. Педагогический стаж - 6 лет. 1-я квалификационная категория.

Михайлюта Валентина Григорьевна - воспитатель Детского сада № 73 «Городок» г. Мытищи Московской обл.

Моисеева Марина Михайловна - воспитатель ГБОУ «Школа № 2114» Дошкольное отделение Детский сад «Любава» ЮЗАО г. Москвы. Педагогический стаж - 10 лет.

Новикова Марина Николаевна - старший воспитатель ГБОУ <(Школа» № 1929 ДО № 1 (ДОУ №> 2378) ЮАО г. Москвы.

Новикова Светлана Николаевна - воспитатель МБДОУ Детский сад № 4 (№ 29) г.о. Химки, мкрн. Сходня Московской обл.

Петрова Наталья Николаевна - музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР Детский сад № 6 г. Сергиев Посад Московской обл. Педагогический стаж - более 30 лет. Высшая квалификационная категория.

Петрова Нина Капитоновна - воспитатель МДОУ Беломорский Детский сад «Парус» г. Беломорск (Республика Карелия).

Полетаева Татьяна Николаевна - воспитатель ГБОУ «Школа № 2114» Дошкольное отделение Детский сад «Любава» ЮЗАО г. Москвы. Педагогический стаж - 12 лет.

Попова Вероника Николаевна - педагог ГБОУ Гимназия № 1576 дошкольное отделение «Аистенок» (Детский сад № 2012) САО г. Москвы. Педагогический стаж - 12 лет.

Похожаева Наталья Борисовна - музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 18 «Росинка» Ш,елковского района Московской обл. 1-я квалификационная категория.

102


«ДАВЫДОВСКИЙ» ФЕСТИВАЛЬ

ЭТО ЦЕЛЫЙ СПЕКТР
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

У нас можно:

  • Сделать публикацию и гарантированно стать

автором федерального сборника;
- Стать автором иллюстрированного
глянцевого журнала;

  • Принять участие в конференциях и семинарах

международного значения;
- Стать дипломантом одного из наших
открытых конкурсов;

  • Окончить дистанционные повышения

квалификации

и многое другое ищите
на сайте

WWW.TFD.UCOZ.COM

Пишите нам немедленно по е-mail
iа200938@уаndех..ru, аgаре7575@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....

Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Перезентация для педсовета на тему: "Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"....

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Очень точно, на наш взгляд значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М.И. Лисина, которая сказала: «Если у ребенка недостаточно сформирова...