План работы с конструктором ТИКО
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с конструктором
«ТИКО»
на 2018-2019 учебный год
Воспитатель
Окишева Наталья Владимировна
МАДОУ №15 «Сибирячок»
Окишева Н.В.
Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Новизна: формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии; знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий 3 абстрактный словесно-логический уровень. Также конструирование с ТИКО обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования. Конструктор используют, воспитатели в образовательной деятельности, специалисты в индивидуальной работе с детьми с нарушением речи и зрения, а также он доступен для самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников.
Цель: формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
- способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
- формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
- улучшать моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
- развивать у дошкольников мотивационные сферы – интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
- развивать творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- тренировать дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта);
- тренировать дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта);
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
Методы проведения занятий:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- концентрации внимания;
- создавать собственные ТИКО - изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей
- умению взаимодействовать друг с другом;
- повышению уровня воображения и самооценки.
Реализация программы позволит определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие ребенка под определенный жесткий стандарт, обесценив его индивидуальность и творческие способности.
Месяц | Тема | Программное содержание | ТИКО- поделки |
октябрь | |||
13.10 | Вводное | Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали- форма, цвет, число | |
19.10 | Домашние животные | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. | Собака (4 вида) |
27.10 | Домашние животные | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. | Кот (5 видов) |
ноябрь | |||
02.11 | Дикие животные | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. 3. Изучаем животный мир лесная зона России | Лесные животные- зайчик (5 видов) |
10.11 | Дикие животные | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. 3. Изучаем животный мир лесная зона России | Лиса, медведь, белка, мышь (по выбору ребенка) |
16.11 | Дикие животные | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. 3. Изучаем животный мир | Жираф, слон, крокодил, верблюд (по выбору ребенка) |
24.11 | Птицы | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. 3. Изучаем птиц | Попугай, цыпленок, птенец |
30.11 | Птицы | Плоскостное конструирование 1.Классификация различных видов многоугольников. 2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу. 3. Изучаем птиц | Цапля, ворона, скворец |
декабрь | |||
08.12 | Пространственное Ориентирование | Плоскостное конструирование 1. Изучаем понятия над, под, слева, справа. 2.Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Квадрат, прямоугольник |
14.12 | Объемные геометрические фигуры | Объемное конструирование 1. Учимся конструировать четырехугольную, пятиугольную пирамиды. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Пирамида |
22.12 | Объемные геометрические фигуры | Объемное конструирование 1. Учимся конструировать куб 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Куб |
28.12 | Елка, новогодние игрушки | Объемное конструирование 1. Учимся конструировать треугольную пирамиду, шар 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Елка, шар- новогодняя игрушка |
январь | |||
11.01 | Мебель | 1. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Конструирование по собственному замыслу |
19.01 | Мебель | 1. Учимся конструировать мебель. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Стол, стул, кровать, шкаф |
25.01 | Мебель | 1. Учимся конструировать мебель. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Конструирование мебели по собственному замыслу |
Февраль | |||
08.02 | Транспорт | Плоскостное конструирование 1. Конструирование транспорта 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Машина, трактор – 4 вида |
16.02 | Транспорт | Объемное конструирование 1. Конструирование объемного транспорта по схеме 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | лодка |
22.02 | Военная техника | Объемное конструирование 1. Конструирование транспорта 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Танк, ракетная установка, пистолет, подводная лодка |
март | |||
02.03 | Цветы | Плоскостное конструирование 1. Конструирование цветов по схеме. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Ромашка, роза – 4 вида |
16.03 | Цветы, корзина | Объемное конструирование 1. Конструирование по схеме корзинка. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Корзинка с цветами |
22.03 | Свободная тема | Объемное конструирование 1. Конструирование по собственному замыслу. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Конструирование на свободную тему по замыслу детей |
30.03 | Свободная тема | Объемное конструирование 1. Конструирование по собственному замыслу. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Конструирование на свободную тему по замыслу детей |
апрель | |||
05.04 | Космос | Плоскостное конструирование 1. Конструирование по схеме. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Ракета, звезды |
13.04 | Космос | Плоскостное конструирование 1. Конструирование по собственному замыслу. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Ракета, звезды, летающие тарелки |
19.04 | Космос | Объемное конструирование 1. Конструирование по схеме. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Ракета |
27.04 | Космос | Объемное конструирование 1. Конструирование по собственному замыслу. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Ракета |
май | |||
03.05 | Лесные обитатели | Плоскостное конструирование 1. Конструирование по схеме. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Грибы, насекомые |
11.05 | Лес | Объемное конструирование 1. Конструирование по схеме. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Гриб |
17.05 | Насекомые | Объемное конструирование 1. Конструирование по схеме. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Божья коровка |
25.05 | Свободная тема | Объемное конструирование 1. Конструирование по собственному замыслу. 2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении | Конструирование на свободную тему по замыслу детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука» в коррекционной работе учителя-логопеда"
в проекте содержится более 20 игр и упражнений с конструктором ТИКО "Грамматика" ("Азбука") для использования в работе учителя-логопеда и воспитателя. Игры подобраны для развития ы...

Диагностика развития детей при работе с конструкторами 5-7 лет по реализации дополнительной программы "ТИКО-конструктор в образовании"
Диагностика при работе с ТИКО-конструктором...

Использование конструктора ТИКО в коррекционной работе учителя-логопеда
Практическая деятельность учителя-логопеда...

Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: " Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР"
Родительское собрание в подготовительной группе. Тема " Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР"...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"
Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер - класс: " Тико и нейропсихолог...
Использование конструктора ТИКО в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста
В статье описано, как можно использовать конструктор ТИКО в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников....

Диагностика развития детей при работе с конструкторами «ТИКО-конструирование»
Диагностика развития детей при работе с конструкторами «ТИКО-конструирование»...