План работы с конструктором ТИКО
материал (старшая группа)

Окишева Наталья Владимировна

План работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_tiko_sad.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с конструктором

«ТИКО»

на 2018-2019 учебный год

Воспитатель

Окишева Наталья Владимировна

МАДОУ №15 «Сибирячок»

Окишева Н.В.

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования  является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.

Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Новизна: формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии; знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро».

Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий 3 абстрактный словесно-логический уровень. Также конструирование с ТИКО обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования. Конструктор используют, воспитатели в образовательной деятельности, специалисты в индивидуальной работе с детьми с нарушением речи и зрения, а также он доступен для самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников.

Цель: формирование у детей способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире, посредством геометрического моделирования.

Задачи:

Образовательная: 

  • систематизировать знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
  • способствовать лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
  • формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Развивающая: 

  • улучшать моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
  •  развивать у дошкольников мотивационные сферы – интерес к исследовательской деятельности и моделированию;
  • развивать творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
  • прививать художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

Воспитательная: 

  • воспитывать интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
  • тренировать дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта);
  • тренировать дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта);
  • воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умение сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).

Методы проведения занятий:

- словесные;

- наглядные;

- практические;

- игровые.

Ожидаемый результат:

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- концентрации внимания;

- создавать собственные ТИКО - изобретения путем комбинирования изученных геометрических модулей

- умению взаимодействовать друг с другом;

- повышению уровня воображения и самооценки.

Реализация программы позволит определить индивидуальное своеобразие развития каждого воспитанника и тем самым избежать попыток подогнать развитие ребенка под определенный жесткий стандарт, обесценив его индивидуальность и творческие способности.

Месяц

Тема

Программное содержание

ТИКО- поделки

октябрь

13.10

Вводное

Знакомство с конструктором ТИКО:

разные детали- форма, цвет, число

19.10

Домашние животные

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

Собака (4 вида)

27.10

Домашние животные

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

Кот (5 видов)

ноябрь

02.11

Дикие животные

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

3. Изучаем животный мир лесная зона России

Лесные животные- зайчик (5 видов)

10.11

Дикие животные

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

3. Изучаем животный мир лесная зона России

Лиса, медведь, белка, мышь (по выбору ребенка)

16.11

Дикие животные

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

3. Изучаем животный мир

Жираф, слон, крокодил, верблюд (по выбору ребенка)

24.11

Птицы

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

3. Изучаем птиц

Попугай, цыпленок, птенец

30.11

Птицы

Плоскостное конструирование

1.Классификация различных видов многоугольников.

2. Учимся делать выбор ТИК- фигуры и конструировать по образцу.

3. Изучаем птиц

Цапля, ворона, скворец

декабрь

08.12

Пространственное

Ориентирование

Плоскостное конструирование

1. Изучаем понятия над, под, слева, справа.

2.Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Квадрат, прямоугольник

14.12

Объемные

геометрические фигуры

Объемное конструирование

1. Учимся конструировать четырехугольную, пятиугольную пирамиды.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Пирамида

22.12

Объемные

геометрические фигуры

Объемное конструирование

1. Учимся конструировать куб

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Куб

28.12

Елка, новогодние игрушки

Объемное конструирование

1. Учимся конструировать треугольную пирамиду, шар

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Елка, шар- новогодняя игрушка

январь

11.01

Мебель

1. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Конструирование по собственному замыслу

19.01

Мебель

1. Учимся конструировать мебель.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Стол, стул, кровать, шкаф

25.01

Мебель

1. Учимся конструировать мебель.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Конструирование мебели по собственному замыслу

Февраль

08.02

Транспорт

Плоскостное конструирование

1. Конструирование транспорта

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Машина, трактор – 4 вида

16.02

Транспорт

Объемное конструирование

1. Конструирование объемного транспорта по схеме

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

лодка

22.02

Военная техника

Объемное конструирование

1. Конструирование транспорта

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Танк, ракетная установка, пистолет, подводная лодка

март

02.03

Цветы

Плоскостное конструирование

1. Конструирование цветов по схеме.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Ромашка, роза – 4 вида

16.03

Цветы, корзина

Объемное конструирование

1. Конструирование по схеме корзинка.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Корзинка с цветами

22.03

Свободная тема

Объемное конструирование

1. Конструирование по собственному замыслу.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Конструирование на свободную тему по замыслу детей

30.03

Свободная тема

Объемное конструирование

1. Конструирование по собственному замыслу.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Конструирование на свободную тему по замыслу детей

апрель

05.04

Космос

Плоскостное конструирование

1. Конструирование по схеме.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Ракета, звезды

13.04

Космос

Плоскостное конструирование

1. Конструирование по собственному замыслу.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Ракета, звезды, летающие тарелки

19.04

Космос

Объемное конструирование

1. Конструирование по схеме.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Ракета

27.04

Космос

Объемное конструирование

1. Конструирование по собственному замыслу.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Ракета

май

03.05

Лесные обитатели

Плоскостное конструирование

1. Конструирование по схеме.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Грибы, насекомые

11.05

Лес

Объемное конструирование

1. Конструирование по схеме.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Гриб

17.05

Насекомые

Объемное конструирование

1. Конструирование по схеме.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Божья коровка

25.05

Свободная тема

Объемное конструирование

1. Конструирование по собственному замыслу.

2. Соединение ТИКО фигур в определенном направлении

Конструирование на свободную тему по замыслу детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Игры и упражнения с конструктором ТИКО «Азбука» в коррекционной работе учителя-логопеда"

в проекте содержится более 20 игр и упражнений с конструктором ТИКО "Грамматика" ("Азбука") для использования в работе учителя-логопеда и воспитателя. Игры подобраны для развития ы...

Родительское собрание в подготовительной группе. Тема: " Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР"

Родительское собрание в подготовительной группе. Тема " Использование  конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР"...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер -  класс: " Тико и нейропсихолог...

Использование конструктора ТИКО в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

В статье описано, как можно  использовать конструктор ТИКО в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников....

Диагностика развития детей при работе с конструкторами «ТИКО-конструирование»

Диагностика развития детей при работе с конструкторами «ТИКО-конструирование»...