Главные вкладки

    Ребенок заикается. Что нужно знать воспитателям
    консультация

    Ребенок заикается. Что нужно знать воспитателям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rebenok_zaikaetsya._chto_nuzhno_znat_vospitatelyam.docx20.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ребенок заикается. Что нужно знать воспитателям

    Особенности речевого поведения

    При заикании нарушается целостность и плавность речи. Ребенок повторяет или удлиняет звуки, слоги, слова и паузы в середине слова. Запинки проявляются в виде частых остановок в речи или в нерешительности начать говорить.

    Скрыть заикание ребенку помогают речевые уловки. Он часто вставляет в речь эмболы («да», «вот», «значит», «ну», «это самое» и т. п.), заменяет звуки и слова. Например, если на первом звуке «п» в слове «папа» происходит запинка, то он заменяет его на слово без звука «п» — отец.

    Кроме речевых уловок ребенок может использовать и двигательные уловки: раздувать крылья носа, зажмуривать глаза, кивать головой, раскачиваться туловищем, притоптывать, сжимать пальцы в кулаки и т. д. Они также помогают ему замаскировать запинку.

    Иногда уловочные движения настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Например, перед тем, как начать речь, ребенок на несколько секунд закрывает глаза и одновременно почесывает нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.

    Не запрещайте ребенку с заиканием использовать двигательные уловки — заикание может усилиться, или сформируется новый двигательный стереотип.

    Иногда речь заикающихся детей сопровождается вегетативными реакциями: краснеет или бледнеет лицо, учащается сердцебиение, усиливается потливость рук и тела.

    У детей с заиканием проявляется и неврологическая симптоматика: минимальная мозговая дисфункция, гипердинамический, астено-невротический синдром, резидуальные проявления диффузного поражения центральной нервной системы. Такие дети неуравновешенны, эмоционально лабильны, капризны, у них нарушается сон, снижается аппетит, ухудшается настроение. Поэтому родителям рекомендуют обращаться с ребенком к неврологу один раз в полугодие.

    Особенности коммуникативного поведения

    Некоторые дети с заиканием легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми, проявляют интерес к коммуникативным ситуациям. Но есть дети с неустойчивыми формами общения, а также с негативным и аутистическим поведением.

    Дети с неустойчивой общительностью сначала охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию и деятельности. Но постепенно у них нарастает пассивность, утрачивается интерес, появляется безразличие, невнимание к просьбам взрослого. Такие дети с трудом входят в проблемную ситуацию, чтобы выполнить требование, им нужна активная психологическая стимуляция и многократные повторения.

    Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны, иногда агрессивны. Требование выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, а иногда почти аутистическое поведение (избегание, изоляция).

    Общаются такие дети со сверстниками и взрослыми крайне избирательно: предпочитают одного воспитателя другому, дружат только с одним — двумя сверстниками, избегают общения с остальными детьми. Сопротивляются при попытке вовлечь их в групповую деятельность.

    Особенности игрового поведения

    Фрустрирующие ситуации:

    • встреча с незнакомыми взрослыми людьми и детьми, особенно с новым коллективом детей;

    • деятельность в условиях ограниченного времени;

    • взаимодействие, которое требует принять быстрое решение;

    • выполнение задания в условиях жесткого требования;

    • невозможность быстро получить желаемое;

    • конфликтные ситуации с детьми по различным поводам;

    • выступление перед большой аудиторией;

    • психотравмирующие ситуации (физическое и психологическое насилие, грубое отношение, резкие неожиданные звуки, угрозы от детей или взрослых, наблюдение случайных событий — аварии, катастрофы, драки, убийства и пр.)

    Кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Волкова исследовала игровую активность детей дошкольного возраста с заиканием и выделила группы.

    Дети группы А : сами предлагают тему игры и принимают ее от сверстников; распределяют роли и соглашаются на роль, которую предлагают; активно участвуют в оборудовании игрового места; вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников; охотно придерживаются правил и требуют этого от других участников игры.

    Дети группы Б: предлагают тему игры; распределяют роли; дают указания в ходе подготовки игрового места, но при этом иногда конфликтуют с детьми; в процессе игры навязывают играющим свой сюжет; не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают правила.

    Дети группы В: принимают тему игры и роль от товарищей; активно со всеми готовят игровое место; редко высказываются по ходу игры; согласовывают свою деятельность с замыслом товарищей, выслушивают от них пожелания по поводу исполнения роли; выполняют правила, но своих не устанавливают и не требуют исполнения от играющих сверстников.

    Дети группы Г: способны играть, только принимая тему и роль от сверстников, но чаще от взрослого; готовят игровое место по указанию более активных участников игры или только с помощью взрослого; высказывают предложения по сюжету, но действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей; соблюдают правила игры под контролем взрослого или играющих; пассивны, безынициативны.

    Дети группы Д: редко участвуют в игре, не испытывают потребности в игровом общении; затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли детьми или взрослым; готовят игровое место по подсказке других и могут выполнять действия и правила в ходе игры, которые предлагают сверстники; пассивны, полностью подчиняются решениям товарищей, быстро теряют интерес к игре.

    Если воспитатель знает эти особенности, то он может вовлечь ребенка в игру, адекватную его возможностям и постепенно перевести его из групп В, Г, Д, в группы, А, Б.

    Чем опасно повышенное внимание к дефекту

    Повышенное внимание на речевом нарушении формирует у ребенка страх речи. В дошкольном возрасте дети испытывают его неосознанно. Они переживают тревогу, беспокойство, волнение. При длительной и выраженной фиксированности внимания на заикании у детей нередко развивается логофобия — боязнь речевого общения.

    В.И. Селиверстов выделяет три группы детей по степени фиксированности внимания на дефекте:

    1. Дети с нулевой степенью — не испытывают ущемления, чувства стеснения или обидчивости от сознания своей неполноценной речи.

    2. Дети с умеренной степенью — испытывают неприятные переживания, скрывают заикание и компенсируют манеру речевого общения с помощью уловок.

    3. Дети с выраженной степенью — постоянно концентрируют свое внимание на речевых неудачах, долго и тяжело переживают их, им свойственны замкнутость, болезненная тревожность и мнительность, выраженный страх перед необходимостью говорить.

    Степень фиксированности внимания на дефекте усиливается с возрастом. В основном это происходит из-за неправильного отношения педагогов и родителей к ребенку с заиканием: излишне требовательны, чрезмерно зациклены на его нервной и речевой слабости, его психофизическом состоянии, уделяют недостаточно внимания.

    Какие условия создать в группе

    Учитель-логопед и педагог-психолог организуют коррекционно-логопедическую и психолого-педагогическую работу с заикающимся ребенком. Задача воспитателя — поддерживать и реализовывать эту работу вместе с ними, выполнять их рекомендации.

    Для этого следует собрать информацию о том, какой стаж и причина заикания ребенка, как он реагирует на ряд ситуаций затрудненного общения, получает ли коррекционную помощь за пределами детского сада. Для этого изучите педагогическую документацию, проведите анкетирование родителей, побеседуйте с ними и с ребенком.

    В беседе с родителями узнайте, какой коррекционный речевой режим соблюдается в семье, и придерживайтесь его в общении с ребенком. Речевой режим определяет специалист, который занимается с заикающимся ребенком: «режим молчания» (отсутствие речи; организуется деятельность, исключающая речевое общение), «режим ограничения речи» (общение предполагает односложные ответы), «щадящий речевой режим» (речевая активность ребенка постепенно увеличивается).

    Чтобы поддержать коррекционную работу, которую учитель-логопед проводит с заикающимся ребенком, необходимо создать в группе специальные условия:

    • организовать благоприятный эмоциональный фон, отслеживать психоэмоциональное состояние ребенка в течение дня, недели, не допускать психических и физических перегрузок;
    • заботиться о взаимоотношениях ребенка и воспитателей, ребенка и сверстников; учить других детей принимать и понимать детей с заиканием;
    • адекватно относиться к речевому нарушению ребенка;
    • организовать деятельность, которая способствует спокойной, плавной речи;
    • ограничить участие ребенка в общих зрелищных мероприятиях (праздниках, где присутствуют все группы, спектаклях с громким звучанием, с острыми волнующими сюжетными линиями);
    • минимизировать общение ребенка с гиперактивными, агрессивными и конфликтными детьми; чаще объединять его с детьми спокойными, уравновешенными, которые хорошо и неторопливо говорят, не склонны к конфликтам;
    • при обострении течения заикания вводить режим ограничения речи сроком на 7–12 дней по договоренности с родителями и специалистом;
    • поддерживать контакт с родителями, сообщать им об ухудшении речи ребенка, его психоэмоционального состояния;
    • если у ребенка в группе вдруг возникает заикание, а родители этого не замечают, сообщить учителю-логопеду и педагогу-психологу. Заручившись их поддержкой, предложить родителям временно прекратить посещение детского сада и пойти на прием к неврологу, логопеду, психиатру;
    • если ребенка с заиканием переводят в группу компенсирующей направленности, важно, чтобы ни он, ни другие дети не узнали настоящей причины этого.

    Чаще всего не замечают заикание у ребенка в неполных, неблагополучных, малообеспеченных семьях. Дети в таких семьях лишены необходимой заботы и внимания, предоставлены самим себе. Подобные семьи нуждаются в социально-педагогической поддержке и помощи со стороны педагогов и специалистов детского сада, чтобы процесс устранения заикания у детей был более успешным.

    Памятка для воспитателей

    Как вести себя с ребенком, который заикается

    1. Как можно меньше замечайте запинки в его речи, не произносите сами и запрещайте другим произносить слова «заикание», «заикается», «запинки».

    2. Не делайте замечания со словами «говори хорошо», «говори медленно», «расслабься», «вдохни перед началом речи» и другие замечания, которые касаются его речи. Отмечайте ситуации, когда у него получается хорошо говорить.

    3. Разговаривайте с ним, соблюдайте правила, неторопливо, размеренно, не задавайте много вопросов.

    4. Не обращайте внимания на сбивчивую речь, не произносите за него слова, которые он не может договорить из-за заикания, этому же учите других детей.

    5. Предупреждайте и не допускайте случаи, когда дети дразнят ребенка, обзывают, обижают его, исключают из общих игр, выражают ему свое негативное отношение.

    6. В процессе общения дайте ему почувствовать, что его внимательно слушают, спокойно реагируют и на то, о чем он говорит, и на то, как он говорит.

    7. Предоставьте ему возможность договорить, пусть с трудом, то, что он хотел сказать, не перебивайте, не торопите, поддерживайте постоянный зрительный контакт.

    8. Поощряйте и хвалите его как можно чаще, даже если у него что-то не получается.

    9. На занятиях учитывайте его интересы, поощряйте самостоятельность, поддерживайте его инициативу в игре.

    10. Не требуйте того, что он не может выполнить в силу своих особенностей; принимайте и любите его таким, какой он есть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

    Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

    Что нужно знать родителям о правах ребенка.Консультация воспитателя Перминовой В.Н.

    Дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве....

    Консультация для воспитателей "Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребёнка младшего дошкольного возраста?"

    3 года - может вести себя некоторое время нормально (хорошо):· способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры;· может помогать взрослым;· может в какой-то мере быть чутким к пере...

    Что нужно знать воспитателю ДОУ о речевом развитии ребёнка

    консультация для воспитателя ДОУ о речевом развитии ребёнка...

    Что нужно знать родителям о критериях выбора автокресла для ребенка ,правила перевозки ребенка в автокресле

    Информационный буклет будет полезен родителям ,его удобно взять с собой ...

    Рекомендации для воспитателей: «Если ребенок заикается»

    Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности   речи. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов....

    Что нужно знать современному воспитателю о развитии речи дошкольников?

    В этой публикации коротко рассказывается каким образом можно заниматься с детьми развитием речи, в какие игры играть. Материалы даны по книге Ефимова О.И. и Ефимовой В.Лю "15 мифов о детской речи...