Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в шахматное королевство».
план-конспект занятия (старшая группа)

Фролова Наталья Петровна

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Грайворонского городского округа

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в шахматное королевство».

                               Автор разработки: Фролова Наталья Петровна

                воспитатель МБДОУ «Головчинский

                                      детский сад комбинированного вида «Солнышко»

                                 Грайворонского района Белгородской области.

Грайворон

2019

Цель: вызвать у детей интерес к игре в шахматы, активизировать мыслительную деятельность

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с понятием – шахматная доска, клетка. Дать начальное представление о шахматных фигурах (король, королева, слон, конь, ладья, пешка). Закрепить счёт от 1 до 10

Развивающие:

Развивать ориентирование на плоскости, память, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству, терпеливость.

Словарная работа: шахматная доска, белые поля, черные поля, шахматные фигуры: король, королева,  конь, слон, ладья, пешка.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности: Игровая; коммуникативная; познавательно – исследовательская; продуктивная; двигательная; восприятие художественное культуры.

Методические приемы:

Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровой упражнение.

Наглядные: ИКТ, демонстрационный материал, рефлексия.

Словесные: вопросы, указание, поощрение, решение проблемных ситуаций, беседа, рефлексия.

Практические: продуктивная деятельность.

Оборудование:

Мультимедийная установка, ноутбук, портативный проигрыватель, шахматная доска, ковёр самолёт, костюм клетки, маски пешек, кубик черно-белый, большие шахматные фигуры, кубики с цифрами от 1 до 10, ватман с расчерченными квадратами, черные квадраты для выкладывания шахматной доски, зонт с мелкими шахматными фигурами, шахматные пазлы, простые карандаши, листки с заданиями, волшебный сундучок.

Демонстрационный материал: Презентация: «Внешний вид и расположение фигур».        

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Петровна. (Воспитатель встречает детей)

- Проходите, пожалуйста. Я хочу с вами познакомится и узнать о вас побольше. (Дети встают кругом).

Воспитатель: У меня ребята есть волшебный кубик, (показывает кубик черно - белый) тот, кому я его брошу, называет свое имя.

(воспитатель кидает кубик каждому ребенку по очереди, ребенок называет свое имя)

Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите играть? (Да).

- А в какие игры вы любите играть? (Дети назвают любые знакомые

им игры).

- Как много игр вы знаете.

- А мультики любите смотреть? (Да).

- Тогда давайте посмотрим мультфильм о настольных играх. Будьте

внимательны. (Показ в презентации отрывка из мультфильма «Фиксики»

серия «Шахматы»).  

 (После просмотра происходит совместное обсуждение мультфильма).

- О каких играх шла речь в мультфильме? (Лото, домино, шашки, шахматы).

- А какая игра самая умная? (Шахматы).

- Как вы узнали из мультфильма, кто может играть в шахматы? (Взрослые,

дети, компьютер).

- Молодцы, вы очень внимательные.

- А вы бы хотели научиться этой самой умной игре? (Да).

Воспитатель: Тогда я предлагаю, отправимся в шахматное путешествие. (Слайд №1).

- А на чем можно путешествовать?

(Ответы детей: на самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).

 Воспитатель: Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться только на волшебном ковре самолете. (Садятся вместе на ковёр)

Воспитатель: А пока мы с вами летим, послушайте интересную сказку о шахматах.

(Сказка сопровождается показом слайдов презентации).

Жили-были в далёком Шахматном королевстве два брата: чёрный король и

белый король. (Слайд №2). Короли всегда ругались и спорили, кто же из них

сильнее. И вот однажды решили они помериться силами. Чёрный король

собрал свою армию чёрных шахматных фигур, а белый король - армию белых шахматных фигур. И сошлись две армии в бою. (Слайд №3). А так как

королевство было шахматным, то и сражение они вели на шахматной доске.

И каждый воин знал своё место, своё шахматное поле. Но во время

сражения началась такая суета, что шахматные фигуры-воины королей

растерялись и забыли, где находятся их поля.

- Ребята, я очень хочу помочь братьям королям, а вы? (Мы тоже хотим).

- Тогда вперёд!

Воспитатель: Вот мы и прилетели в шахматное королевство. Меня сегодня будут звать Клеточка, а вы ребята похожи на самые маленькие шахматные фигуры-пешки. (Воспитатель надевает маски пешек)

Ну- ка пешки, встаньте в ряд.

Нам дороги нет назад.

Прочнее чем орешки.

Хотя вы просто пешки.

Воспитатель: Итак, наше путешествие начинается!!! Давайте пройдем к столу. (Воспитатель берет детей за руки и ведет к первому столу.)

Воспитатель: Посмотрим, что же у нас здесь.

(На столе лежит  большая белая квадратная доска с множеством темных клеток.)

Воспитатель: Это шахматная доска. Но она белая. А вокруг разбросаны мои подружки клеточки. Давайте же поможем найти им своё место. А поможет нам в этом схема. (Слайд №4) (Дети выполняют задание)

Ты представь, что это поле.

Только в поле том не грядки-

Клетки в шахматном порядке.

Этот шахматный порядок

Очень просто как ночь и день.

Видишь: с белой клеткой рядом

Клетка чёрная, как тень!

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди

Воспитатель: Хорошо, ребята! Навели мы здесь порядок. Посмотрите на экран. Шахматное королевство стала черно-белой, мы расколдовали его,

(Слайд №5) 

Воспитатель: Идем дальше, шахматные жители ждут нашей помощи.

У каждого королевства есть свой правитель для того чтобы узнать его имя, надо поставить кубики с цифрами по порядку. (Дети собирают кубики, от 1 до10 получается слово король) 

Воспитатель: Правильно ребята, это шахматный король.

Самый главный, самый важный

Наш Король — боец отважный.

В заварушке не струхнет —

Врукопашную пойдет.

- А рядом с ним шахматная королева. Посмотрите какие они, какие у них короны: у короля высокая и острая, а у королевы …. (Дети отвечают какая королева).

Воспитатель: Молодцы! Королю и королеве очень понравилось, как вы умеете считать и читать. Посмотрите! Они встали на свои места на шахматной доске и хотят познакомить вас со всеми шахматными фигурами. (Слайд №6).

- У короля с королевой есть верный офицер. Это фигура называется слон.

Повторите, как называется фигура? (Дети повторяют)

Он на слона похож едва ли

Хотя зовём его мы - слон.

Своей родной диагонали

Всегда, как рыцарь, верен он!

Чтобы помочь слону найти соё место на шахматной доске необходимо выполнить его задание. Ребята посмотрите, у нас на ковре лежат пазлы, нужно их сложить, и если мы всё сделаем правильно, у нас получится шахматная фигура. (Дети собирают пазл).

- Молодцы! У нас получился слон и он встал на своё место на шахматной доске. (Слайд №7).

Воспитатель: Продолжаем путешествие. (Подходим к следующему столу) Посмотрите, кого вам напоминает эта фигура?(Ответы детей лошадь, конь). Эта фигура так и называется - конь. Повторите, как называется эта фигура. (Дети повторяют).

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

-Чтобы помочь коню найти соё место на шахматной доске необходимо выполнить его задание. Конь любит играть, бегать, прыгать и скакать. Давайте с ним поиграем. (Проводится физкультминутка)

Конь копытом застучал,

Головою покачал,

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.

- Молодцы! Посмотрите, конь встал на своё место на шахматной доске. (Слайд № 8).

Воспитатель: Следующее задание.

А фигура – то важна,

Раньше башнею была.

Сверху лучник там стоит,

Королевство сторожит.

Будет домик охранять,

Часовым в дверях стоять.

- Эта фигура похожа на башню. А называется она ладья. Повторите, как

называется эта фигура. (Дети повторяют).

Воспитатель: Чтобы помочь ладье найти соё место на шахматной доске необходимо выполнить её задание, мы должны присесть за столы, взять листочки с заданием и карандаши. Нам необходимо соединить все цифры от 1 и 10. Начинать мы будем с цифры 1. (Дети садятся и обводят по цифрам фигуру ладьи)

- Молодцы! Все справились. Посмотрите, ладья встала на своё место на шахматной доске. (Слайд № 9).

Воспитатель: Есть у меня волшебный зонт

Секретик спрятан в нем.

Польются вмиг фигуры

Здесь шахматным дождем!

- Эй, ребята не зевайте, все вы капли собирайте. (Дети собирают фигуры)

- Ой, посмотрите это же не капли а пешки.

-Давайте выложим их на столе и посчитаем. (Ответы детей).

А пехота, как всегда,

Впереди идёт она!

Пешка с пешкою плечом

Движутся всегда ладком

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, на экран белая армия. Шахматных фигур собрана и готова к бою. А Чёрная? (Нет). (Слайд №10).

- Давайте и фигуры чёрной армии поставим на их поля. А стоят они также

как и чёрные фигуры. (Педагог подводит детей к шахмотной доске с фигурами)

- Какие фигуры стоят рядом с королём и королевой? (Слоны). Правильно.

Сколько чёрных слонов? (Два). Берите фигуры, ставьте их на нужные поля.

- Следущая фигура-верный друг слона? (Конь). Сколько коней в чёрной

армии? (Два). На какие поля их поставим? Правильно, ставьте.

- Какая фигура стоит на краю шахматной доски? (Ладья). А сколько их?

Ставьте фигуры на нужные поля.

- Какие фигуры у нас остались? (Пешки). Сколько пешек? (Восемь).

И вас тоже восемь. Я вам дам по одной пешке, а вы по очереди их поставите. (Дети ставят ряд пешек)

Воспитатель: Молодцы, вы очень дружно потрудились. И вот теперь каждая фигура на своём месте. На своём шахматном поле. 

- Посмотрите, мы навели порядок в шахмотном королевстве, все фигуры заняли свои места. (Слайд №11).

- Ну а теперь пришло время возвращаться в детский сад. Где наш ковер самолёт. (Дети садятся и при полёте обсуждают путешествие в шахматную страну)

Воспитатель:  Молодцы ребята, а чтобы вы не забывали о нашем путешествии и продолжали учиться играть в шахматы вот вам подарок из шахматного королевства. (Вручает сундучок детям)

-Желаю вам больших побед. Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Спасем весну»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне и весенних признаках, создать условия для заучивания стихотворения наизусть. Задачи:1. Образовательные: Уточнить представления детей о весенни...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. ПрограммныезадачиОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».

Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней»....

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»

Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Чистая вода»

Цель занятия: формирование познавательных компетенций и активности воспитанников, в части многообразия воды в природе, её видов и форм, способов исследования воды и способов очистки воды (при помощи р...

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»...