Работа с родителями как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

Описание собственного опыта работы с родителями по социализации детей с особенностями в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Вонда Олеся Александровна, я работаю воспитателем группы «Особый ребенок» в дошкольном отделении ОЦ «Горностай». Группу посещают 7 особых ребятишек с различными нарушениями: двигательными (это тяжелые формы ДЦП), психическими (дети с расстройством аутистического спектра), с синдромом Дауна.  Дети находятся в учреждении 4 часа, я занимаюсь с ребятами художественно-эстетической (чтением художественной литературы, лепкой, рисованием, аппликацией), двигательной деятельностью, проводятся занятия с психологом, логопедом, дефектологом, а также музыкальные занятия.

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка, но и работы с семьей, где он воспитывается.

Думаю, все вы согласитесь со мной, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей, что целенаправленное включение родителей  особых детей  в единый с педагогами процесс воспитания и развития значительно повышает его эффективность.

Организуя работу с родителями особых детей, я решаю одну из важнейших задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - психологическое и социальное развитие детей. И  в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности.  Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д. Основными источниками социализации являются различные социальные институты – это семья, образовательные учреждения, центры досуга и дополнительного образования.

 Напомню всем вам известные стадии, через которые проходят родители особого ребенка: отрицание, гнев, торг или сделка, депрессия и принятие. Не смотря на то, что количество особых детей растет, мы не так уж часто встречаем их в парке, на концерте или в музее. Чаще эти встречи происходят в медицинском учреждении или в центре психологической или социальной помощи, в транспорте, то есть в тех местах, посещение которых неизбежно. Начиная работать с родителями особых детей, понимаешь, что многие из них еще не приняли его ребенка: они ждут изобретения чудесной таблетки; встречи с лучшим специалистом и стесняются необычной внешности своего ребенка, его проблемного поведения.  Василий Александрович Сухомлинский считал, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста».  Но после проведения бесед мамы и папы «особых» детей соглашаются с тем, что ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, как и всех детей, нужно учить ориентироваться в окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях. «Особый ребенок» должен уметь сам заботиться о других; знать, как и где покупается еда, и т. д.  Но у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, свой темп развития, двух одинаковых детей нет и не может быть. Родители воспитывают его до трех лет, а затем он приходит в детский сад. И здесь нужно отметить, что залогом благополучной работы с родителями являются не просто партнерские отношения с ними, как с равными участниками процесса. А признание педагогом того,  что каким бы успешным ни был опыт работы воспитателя с другими особыми детьми, у данного родителя с его ребенком  опыт общения богаче и к нему нужно прислушаться. Тогда родитель становится мне не просто партнером, а носителем сакрального знания о ребенке. Почувствовав заинтересованность педагога, родители готовы делиться с ним этим знанием, вместе искать пути решения проблем, пробовать новое с учетом старых ошибок.

Описанный момент является своего рода подготовительным этапом к организации процесса работы с родителями как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Далее следует первый этап. Он направлен на привлечение родителей к учебно-образовательному процессу ребенка. Члены семьи убеждаются в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Деятельность воспитателя здесь заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных бесед, анкетирования, привлечении узких специалистов.

       На втором этапе формируется увлечение родителей процессом развития ребенка. Свою задачу я здесь вижу в том, чтобы показать родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений.  Например, организуются выставки детских работ, открытые занятия, где родители являются наблюдателями; а чуть позже члены семьи приглашаются на открытые занятиях  в качестве участников. Нередко родители уходят с таких занятий воодушевленными и еще более открытыми к дальнейшему сотрудничеству. Они как бы попадают внутрь процесса и видят здесь своего ребенка другим, не таким как дома. Например, одна мама была очень удивлена, что ее девочка слушает пение музыкального руководителя и сама ей подпевает, так как Уля при чьем-либо пении закрывала уши, плакала и сама никогда не пела.

     Третий этап характеризуется расширением социального взаимодействия особого ребенка и его семьи с окружающим миром, выходом за пределы детского сада. Ведь многие семьи с особыми детьми живут по замкнутому кругу: дом, детский сад, центр психологической (или медицинской) помощи. Стремясь разорвать этот круг, внести в жизнь особенных ребятишек и их родителей разнообразие, новые эмоции и контакты, на этом этапе мы организуем совместное посещение музеев, спектаклей.  

     Удачное расположение нашего детского сада позволяет регулярно (осенью и весной) посещать музей железнодорожной техники, спектакли в центре социальной защиты, совершать целевые прогулки в лес.

     Традиционным стало для нас участие в фестивале талантов для детей с ОВЗ. Родители привлекаются к совместному изготовлению поделки со своим ребенком. Мы посещаем фестиваль, участвуем в выставке, мастер-классах и праздничной программе. Достигнув данного этапа, родители ждут приглашения на какие-либо мероприятия или предлагают свои идеи.

      Таким образом, работа с родителями помогает мне решать одну из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, социализировать их. Также подобным образом выстроенное взаимодействие с семьями особых ребятишек создает благоприятную эмоциональную среду для их развития.



Предварительный просмотр:

МАОУ ОЦ «Горностай» ДО «Золотой ключик» Советского района города Новосибирска

Вонда Олеся Александровна, воспитатель группы «Особый ребенок».

«Социализация детей с ОВЗ: из опыта работы»

«Люди с ограниченными возможностями - это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Люмила  Ивановна  Швецова

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.  Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%, по данным Интерфакса. 

Василий Александрович Сухомлинский считал, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». По мнению Л.С.Выготского, физический или психический дефект у ребенка создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего, личностного развития.

 Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д. Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования и т. д.).

Итак, детский сад – это вторая ступень социализации. Третий год я работаю с особыми ребятишками в группе кратковременного пребывания. Работа по социализации осуществляется мной на протяжении всего дня: в режимных моментах и в специально организованных ситуациях, а также вне группового помещения.

Несмотря на наличие специфических особенностей детей с ограниченными возможностями, все исследователи отмечают у них имеющиеся возможности личностного развития. Таким образом, целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

Как известно, особую сложность при адаптации и включении в группу детского сада составляют дети с аутизмом. Данная категория детей имеет грубые нарушения коммуникативного поведения, что значительно затрудняет процесс социализации. Половина деток нашей группы имеют аутистические расстройства.

Основным условием для возникновения межличностных отношений выступает совместная деятельность. Детей объединяют отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий. Ежедневно мы организуем в группе совместную деятельность: это может быть создание аппликации, чтение книг, игровая ситуация… Целостная система отношений начинает складываться в ходе возникновения ролевой игры. Но эту игру необходимо продумать и «завязать» воспитателю. Ежедневно мной планируется игровая ситуация, соответствующая теме недели. Например, если изучаемая тема «зимние забавы», то возможны такие игровые ситуации, как: игра в снежки, катание на санках, одевание куклы на прогулку, лазание по сугробам… Нужно отметить, что сначала это игра с одним действием без участия второстепенных героев. Постепенно ситуация усложняется, и в игре «лазание по сугробам» ребятам можно предложить не просто тепло одеться и имитировать лазание по сугробам, но и застрять в нем и помочь вытянуть товарища…  Один и тот же сюжет проигрывается нами несколько раз, после этого игровой навык усваивается и можно наблюдать, как дети самостоятельно выбирают данный сюжет для игры. Тогда можно предлагать новую игровую ситуацию, не забывая закреплять предыдущую.

Для детей с РАС важную роль играет четко организованная структура дня, поэтому в своей деятельности мы придерживаемся режима дня и расписания. В нашем режиме дня есть такой пункт, как дежурство по группе. При этом дети надевают фартуки и колпаки, поливают цветы, опрыскивают их, рыхлят почву. Сначала переодевание вызывало страх и отторжение, через месяц это стало ритуалом, сейчас ежедневно ребята сами берут форму и надевают ее. Остальные моменты такие, как пальчиковая гимнастика, музыкальное и спортивное занятия, даже поход в туалет, мытье рук также закреплены в нашем режиме дня, на каждый день имеются карточки, в которые ребенок вклеивает режимные моменты, они являются ожидаемыми и поэтому не вызывают нежелательного поведения или отторжения, а повышают успешность ситуации, развивают самостоятельность.

Когда положительные реакции и эмоциональное настроение стали устойчивыми, а  нежелательное поведение уменьшилось, мы стали расширять границы общения. Называя это приглашением в гости, мы раз в неделю на 20 минут организуем посещение нашей группы 5-тью воспитанниками средней общеобразовательной группы. Нужно отметить, что до посещения и в нашей группе и среди ребят, которые пойдут в гости проводится беседа, проигрываются ситуации похода в гости. Ребятам с нормой в развитии рассказываем о том, что есть дети с особенностями, беседуем о том, как надо себя вести в общении с ними. Иногда ребята нашей группы ходят в гости посмотреть уголок природы, выставку, поучаствовать в совместной деятельности или просто поиграть. Такая организация совместного времяпрепровождения необходима как нашим детям, так и детям с нормой в развитии. Ребята с особенностями в таких ситуациях учатся преодолевать свои страхи (а их может быть несколько: страх смены помещения, страх скопления большого количества людей, страх чужих голосов…), расширяют границы общения, усваивая нормы поведения в обществе. Дети с нормальным развитием учатся терпимости, проявлению заботы и внимательности.

Очень важным является создать условия для социализации не только в группе, в детском саду, но и за их стенами. Для многих наших деток  посещение незнакомого людного места – это страх неизвестности. Но если регулярно организовывать такие  мероприятия, привносить в них какое-то поощрение для ребенка, то страх со временем будет побежден детской любознательностью и доверительными отношениями со взрослыми. Подобные выходы организуются нами, конечно же, совместно с родителями. Удачное расположение нашего детского сада позволяет регулярно (осенью и весной) посещать музей железнодорожной техники, спектакли в центре социальной защиты, совершать целевые прогулки в лес.

Также мы участвуем в конкурсном движении. Здесь важным является признание.  У ребенка на глазах формируется гордость за самостоятельный труд, когда он может посетить выставку рисунков и среди них увидеть свой.

Традиционным стало для нас участие в фестивале талантов для детей с ОВЗ. С каждым воспитанником группы я готовлю к этому фестивалю рисунок, аппликацию, поделку или фотографию в зависимости от интересов ребенка. Мы с ребятами и родителями посещаем фестиваль, участвуем в мастер-классах, праздничной программе и награждении. Сейчас для наших ребят находится среди большого количества незнакомых людей в шумном месте, выйти в центр и получить диплом, сидеть в полумрачном зале и слушать концерт – это большой шаг вперед. Пока что наши детки не готовы рассказать со сцены стихотворение, спеть песню, но мы читаем и учим, поддерживаем и направляем и верим, в то, что когда-нибудь и эти ребята посмотрят на нас со сцены.

Подводя итог выступлению, нужно сказать о том, что регулярное применение представленных вашему вниманию приемов социализации, привлечение к их реализации родителей и специалистов детского сада, ведет к  проявлению успехов наших особых ребят в общении с окружающим миром. Эти успехи зарождают в нас новые идеи и цели, подтверждают то, что мы на правильном пути.

Литература:

  1. Интерфакс, 2017. [электронный ресурс]. URL:  http://www.interfax.ru/russia/445003 (дата обращения: 18.11.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

Опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном материале представлен опыт работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с диагнозом детский церебральный паралич....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ

В консультации представлена модель взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей работы при формировании позитивной социализации детей с ограниченными возможностями з...

Формы работы с родителями по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Роль родителя незаменима: он лучше других знает своего ребёнка, знаком с его поведением в различных ситуациях, имеет с ним эмоциональную связь, которая облегчает понимание. Именно родитель является лу...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры....

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе детей с ограниченными возможностями здоровья...