Главные вкладки

    Проект "Юные друзья кадетов"
    проект

    Ревнивцева Елена Алексеевна

    Проект "Юные друзья кадетов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_yunye_druzya_kadetov.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент - патриотизм. От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного эффективного государства»  (Владимир Путин).

    В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 года, сказано следующее: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству».

    Воспитывать любовь к своей Родине необходимо начинать с ранних лет жизни ребенка, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

             В системе дошкольного образования ведется целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.

    Паспорт проекта

    Название проекта:

    «Юные друзья кадетов»

    Тема проекта:

    Вид проекта:

    Кружок «Юные друзья кадетов», как одна из форм гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста                    

    Информационно-практический

    Автор проекта:

    Ревнивцева Елена Алексеевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР - д/с «Сказка» ОП «Д/с «Светлячок» комбинированного вида» г. Ковылкино

    Место реализации проекта:

    МБДОУ «ЦРР - д/с «Сказка» ОП «Д/с «Светлячок» комбинированного вида» г. Ковылкино, Республики Мордовия, подготовительная группа «Акварельки»

    Проблема, на решение которой направлен проект:

    Создание педагогического процесса по патриотическому воспитанию в ходе организации кружка «Юные друзья кадетов»

    Цель проекта:

    Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории и культуры России; формирование позитивных установок в воспитании нравственности, патриотизма.

    Задачи проекта:

    - воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине; бережное отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну; поддерживание связей поколений;

    - создание условий для развития активной жизненной позиции, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;

    - расширение знаний о малой родине;

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

    - закрепление знания о праздниках России, о русских народных праздниках;

    - развитие интереса к русским и мордовским традициям и промыслам;

    - расширение представлений о городах России, Мордовии, знакомство детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн)

    - воспитание уважения к Российской Армии, чувства гордости за мужество и героизм наших воинов, чтить память погибших в Великой Отечественной войне;

    - воспитание трудолюбия;

    - формирование развития желания у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

    Сроки реализации проекта:

    Долгосрочный – на 2 года (август 2017 – май 2019 года).

    Ожидаемые результаты:

    Целевая группа:  

    У детей:

    - гордость за свою страну, интерес к истории Родины. Знание традиций родного народа, символики России, историю «малой родины». Глубокие знания о России;

    - сформированность представления о семейных ценностях; о духовных и нравственных человеческих ценностях; о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к труду, к результатам труда и к окружающему нас миру. Осознанное патриотическое чувство и формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

    - проявление благодарности, заботы и внимания по отношению к родителям, взрослым и  наставникам. Повышение значимости семьи;

    - желание самоотверженно служить на благо Родины, быть полезным своей Родине;

    - развитая физическая активность.

    У родителей:

    - активизация участия совместно с детьми и педагогами в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и творческой деятельности  по патриотическому воспитанию дошкольников;

    - проявление активной позиции участников в  воспитательно-образовательном процессе.

    У педагогов:

    - повышение уровня педагогического мастерства;

    - совместное нравственно-патриотическое взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через кружок «Юные друзья кадетов».

    Воспитанники группы «Акварелька», кадеты Ковылкинской СОШ им. М. Г. Гуреева и Ковылкинской гимназии № 1, родители, педагоги.

    Актуальность. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» - писал Сергей Михалков.

    Проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Однако хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие.  

    Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.  Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. А родной дом, дворик, где он порой гуляет,  вид из окна квартиры, детский сад, где ребенок получает радость от общения со сверстниками, родная природа – все это Родина. 

    В результате длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства, у него проявляется чувство патриотизма. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. 

    В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания.  Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности, так как рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения как бы отодвинули на второй план духовные ценности. Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине сама собой выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. А, ведь, дошкольный возраст – стартовый период всех высоких начал.

    С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии и содержании системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с историей страны, с ее национальным и региональным культурным наследием. Современный нравственный кризис, - считал академик Д. С. Лихачев, - связан именно с потерей культурных корней, с утратой «нравственной оседлости», разрушением духовно-личностных опор. Необходимо создавать условия, позволяющие формировать у молодого поколения систему нравственных регуляторов поведения с опорой на такие понятия, как «совесть», «честь», «долг», «достоинство», умение оценивать свои поступки, делать осознанный выбор между добром и злом. Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая человеку «духовную оседлость», так как без «корней» в родной стороне человек будет похож на иссушенное степное растение «перекати-поле».

    Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины, – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью, добротой и ответственностью, помня мудрые слова французского писателя Анатоля Франса Тибо: «Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

    Осуществляя преемственность звеньев дошкольного и начального образования, а также выполняя уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма,  нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству, с 2015 года в нашем детском саду действует кружок «Юные друзья кадетов» для детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время реализуется проект по теме «Юные друзья кадетов».

    Принципы решения задач проекта:

    - принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребенка);

    - принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству;

    - принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка, которые будут ему необходимы в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;

    - принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с Ковылкинской ОШ им. М. Г. Гуреева, Ковылкинской гимназией № 1,  семьей, детской центральной библиотекой, краеведческим музеем, ГИБДД.

    Этапы реализации проекта:

    I этап – организационный – сбор и анализ информации, создание предметно-развивающей среды, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом - август 2017 года.

    II этап – основной (деятельный)  - реализация проекта: проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства – с сентября 2017 по май 2019 года.

    III этап – заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом - май 2019 года.

    Условия реализации проекта:

    1. Интерес детей и родителей.
    2. Методические разработки.
    3. Интеграция образовательных областей.

    Для работы с детьми был составлен перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и «Истории кадетского движения» Коркуновой Е. Ю.  

    Решение образовательных задач осуществляется системно, охватывая все виды детской деятельности, поэтому практическая образовательная деятельность чередуется с теоретической составляющей. В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы: ООД, беседа, рассказ, разыгрывание проблемных ситуаций, игры, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов, разучивание песен и стихов, ознакомление с пословицами и поговорками, организация поэтических вечеров, спортивных досугов; викторины на военную тематику; изготовление кадетами  подарков на день Защитника Отечества -  для пап, дедушек; к 8 марта и День матери -  для мам и бабушек; проведение праздничных  мероприятий, посвященных Дню Защитника отечества; Дню Победы, Дню народного единства, Дню полиции.

    Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

     - анкетирование;

     - родительские собрания;

     - привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;

     - участие в конкурсах творческого мастерства;

     - консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

    I-й организационный этап реализации проекта. Работа началась с изучения методической  литературы:

    1) Алешина Н. Н. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Знакомим дошкольников с родным городом».

    2) Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду».

    3) Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

    4) Зеленова Н. Г. «Мы живем в России».

    5) Логинова Л. В. «Что может нам герб рассказать».

    6) Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

    7) Коркунова Е. Ю. «История кадетского движения» (Электронный ресурс: http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php).

    8) Петреченко В. Г. «Азбука кадетской жизни» Электронный ресурс: http://www.kadetperm.ru/ssylki-i-dokumenty.php).

    9) Региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем».

    Авторы предлагают разнообразный полезный материал: примерные конспекты занятий, утренников, развлечений, а также практический материал: пословицы, поговорки, дидактические игры,  критерии диагностики уровня знаний и навыков детей по теме.

    Для продуктивной работы в группе был оформлен в соответствии с возрастом детей «Уголок по нравственно-патриотическому воспитанию», где дети имеют возможность самостоятельно ознакомиться с государственной символикой России и Мордовии. Дети могут полистать книги, посмотреть фотоальбомы, покрутить глобус, познакомиться с картами России, Мордовии и Ковылкинского района.

     Кроме того, пополнилась картотека дидактических игр: «Военные профессии», «Собери герб. Флаг», «Мордовские узоры», «Военная техника», «Наряди куклу в мордовский костюм», «Собери матрешку». Так же, пополнилась библиотека книгами о достопримечательностях города Саранска, о спортсменах Мордовии, о городе Ковылкино и его древней истории, о Степане Терентьевиче Ковылкине (человек, в честь которого назван наш город), о Федоре Федоровиче Ушакове (знаменитый русский флотоводец, имя которого носит наш кружок «Юные друзья кадетов»). Согласно намеченному плану мероприятий  проводятся экскурсии по улицам нашего города.

    В прихожей дошкольного учреждения установлен информационный стенд «Юные друзья кадетов», где родители могут ознакомиться с краткой биографией знаменитого флотоводца Ф. Ф. Ушакова, мероприятиями, в которых дети участвовали и многое другое.

    Невозможно учить любить Родину, республику, город не зная прошлого. Наша задача: дать детям представление о культуре и быте коренных народов нашей республики – мордовского этноса. Решить эту задачу помогают:

    - экскурсии в краеведческий музей;

    - в городскую библиотеку;

    - видеоматериалы о жизни и быте мордовского народа;

    - оформление альбома о городе Ковылкино;

    -  выставка элементов мордовского костюма;

    -  собирание сказок, легенд, примет, пословиц, игр мордовского народа.

    II-й основной этап - Реализация проекта.  В ходе его реализации в рамках программы работы кружка «Юные друзья кадетов» дети познакомились с историей кадетского движения, биографией русского флотоводца Ф. Ф.Ушакова,  изучали историю и природу родного края, ее национальную символику, обсуждали примеры поведения кадетов в повседневной жизни и в строю, посещали  музей, были на экскурсии в пожарной части, осуществляли пеший поход  к историческим и культурным памятникам.  

    Также занимались строевой подготовкой, с музыкальным руководителем. Дети познакомились с репертуаром патриотического содержания: гимн кадетов, гимн России и другие произведения нравственно-патриотического содержания; разучили песню «Бескозырка» для дальнейшего исполнения ее в строю, и танец – «Кадетский вальс». В это же время происходит посвящение детей в ряды юных друзей кадетов кадетами Ковылкинской ОШ им. М. Г. Гуреева, участие в творческом конкурсе «Наследие» на базе Ковылкинской ОШ им. М. Г. Гуреева.

    В рамках ООД, бесед, рассказов, игровой, продуктивной и другой воспитательной деятельности расширялись представления детей о «малой Родине», им рассказывали о достопримечательностях, культуре, традициях  Мордовия; о знаменитых и замечательных людях, прославивших нашу республику. Расширялись представления детей о родной стране, стране многонациональной, о государственных праздниках. Воспитывалась любовь к Родине. Расширялись представления детей о Российской армии. Воспитывалось уважение к защитникам отечества, которые в военные годы храбро сражались и защищали нашу страну от врагов (прадеды, деды, отцы). С этой целью приглашали в детский сад военных, ветеранов войны. Рассматривали с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.

    Воспитывалось уважительное отношение дошкольников к старшему поколению, к сверстникам. Углублялось представление детей о семье, ее истории; вызывался неподдельный интерес к тому, где трудятся их родители и к тому, как важен для общества их труд.

    У каждого народа существует масса сказок, легенд и мифов, которые передаются как эстафета от поколения к поколению. В них испокон веков заложены нравственные человеческие ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Через образ мифического персонажа одной из мордовских сказок, Куйгорожа (сказка, записана на мокша-мордовском языке в 1948 году уроженцем города Ковылкино, известным сказочником И. Сезиным, по просьбе К. Самородова), дети в игровой форме познакомились с рядом профессий и народных ремеслов.  Затем полученные знания были закреплены на занятиях по лепке. В итоге, произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе нравственного патриотизма.

    Продолжал  формироваться интерес к окружающей среде: к зданию и помещениям детского сада, к домам, где живут дети, к окружающему участку и др.  Формировалась активная жизненная позиция участия в совместной проектной деятельности через взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие детей в жизни детского сада. Приобщались к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

    Формировались и закреплялись культурно-гигиенические навыки, самообслуживание.  Воспитывалось у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Воспитывались дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать друг другу.

    Началось формировать у детей предпосылок (элементов) занятий учебной деятельностью.

    Систематически продолжали учить детей помогать взрослым, расширялись представления детей о труде взрослых, результатах их труда, его общественной значимости.

    Воспитывалось умение правильно и культурно вести себя по отношению к природе,  любовь к ней и желание ее беречь.  

    Во втором году реализации проекта  с детьми закреплялись и усложнялись упражнения строевой подготовки, детей знакомили с правилами оказания первой медицинской помощи. Продолжали знакомить их с боевой славой русского народа; проводили экскурсии в библиотеку  и к памятникам,  были организованы пеший поход совместно с кадетами школы им. М. Г. Гуреева, встречи с ветеранами, участниками ВОВ. Дошкольники принимали участие в посвящении в кадеты  курсантов школы им М. Г. Гуреева, где  выступали с приветственным словом. Юные друзья кадетов не раз побывали в гостях у кадетов школы им. М. Г. Гуреева. Приятно было осознавать, что среди кадетов школы, много бывших выпускников нашего детского сада.

             В дальнейшем для успешного окончания проекта планируем проведение праздников ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, закрепление навыков упражнений строевой подготовки, с участием в процедуре возложения цветов у памятника воинам, отдавших свой долг в Афганистане и в Чечне, в кадетском балу, бессмертном полку на параде Победы. С музыкальным руководителем дети будут продолжать разучивать песни военно-патриотического содержания, танцы. Продолжится работа по формированию  базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережному отношению к ее историческому и культурному наследию; уважении к старшим и сверстникам, культуре и традициям русского, мордовского и других народов.

    Одного желания педагогов достичь хороших результатов в таком сложном процессе как нравственно-патриотическое воспитание детей без  участия родителей практически невозможно. Прикосновение к истории его собственной семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательнее относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями по данному вопросу, в свою очередь, способствует их бережному отношению к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей.  

    Положительный результат дала проводимая нами работа, такая как: родительское собрание «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», тесты, анкетирование «Воспитание патриота», беседы, консультации, наглядная информация в родительском уголке. Немаловажная роль принадлежит и оформлению: фотовыставок - «Мы в ответе за планету», «Мой край», «Праздники в моей семье», «Моя мама»; и выставок детских рисунков -  «Арапово», «Мой детский сад», «Мой папа», «Мамочка любимая моя», «День космонавтики», «Мамы всякие нужны – мамы всякие важны».

    Работа по изучению природы родного края и бережному отношению к природе проводилась в тесной связи с родителями. В рамках ежегодных акций «Кормушка для пичужки», «Покормите птиц зимой»  воспитанниками детского сада при активном участии родителей изготавливаются кормушки для птиц и вывешиваются в центральном парке города. 

    Патриотическое воспитание в рамках кружка «Юные друзья кадетов»  не разовая деятельность. У нас есть уже свои выпускники, которые обучаются в кадетских классах Ковылкинской гимназии № 1 и школе им. М. Г. Гуреева.  Планируется дальнейшее развитие нашего кружка по патриотическому воспитанию, поскольку, патриотизм – главная отличительная черта русского народа. Патриотизм помогает воспитать чувство любви к Родному краю и к окружающему миру. И от нас, взрослых, будет зависеть, какими вырастут наши дети, что они вынесут из своего детства.  

    Итоги проекта подводить еще рано, так как проект будет продолжать реализовываться вплоть до июня 2019 года. Но, уже сейчас можно сделать предварительные выводы, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным. Опишу результаты работы, достигнутые на данном этапе реализации проекта:

             - вырос уровень сформированных патриотических знаний;

             - повысился уровень правильного позитивного отношения к миру, стране, природе;

                - информирование о героическом прошлом страны;

    - стало знакомо детям многое из исторического прошлого города Ковылкино (кто был его основателем, в честь кого назван, родство с великим русским поэтом А.С. Пушкиным, в честь каких героических людей названы улицы нашего города, в честь кого возведены памятники и др.);  

    - дети получили представление о спортивных достижениях города и республики, о знаменитых спортсменах, уроженцах Мордовии;

    - расширен литературный кругозор о произведениях мордовских писателей, в том числе, и писателя нашего города, автора сказки Куйгорож;

    - продолжилась активная работа детей по охране природы родного города.  

    На занятиях дети стали внимательнее и с более глубоким интересом слушать рассказы о Родине, о своем крае, научились активно задавать вопросы, рассказывать о семейных традициях.  Стала заметнее проявляться любовь к родителям, уважение к воспитателям, интерес к жизни, как членов собственной семьи, так и контингента из детского сада, в частности. Ребята, оценивая себя положительно, научились проявлять доверие к окружающему миру. Отчетливо называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Оценивают свои и чужие поступки по нравственным критериям. Испытывают чувство гордости за свою страну. Проявляют интерес не только к жизни людей в родной стране, но, и в других странах, к многообразию народов мира. Уважительно относятся к маме, бабушке, любят свой родной дом, семью. Это для них святое. Стараются проявлять инициативу при выполнении трудовых операций, уважительно относятся к человеку и результатам его труда.

    Дети  начинают понимать смысл нравственных требований и правил поведения, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Дети проявляют сочувствие друг  к другу, способность уступать. Поведение их становится более целенаправленным и сознательным. Идет формирование ответственности за свое поведение: проявляются элементы самоконтроля, организованности.

    Изучая  опыт работы других педагогов над проектами по патриотическому воспитанию, ясно поняла, что в следующий проект обязательно включу тему родословия семьи детей и их генеалогическое древо. Изменив содержание перспективного плана по занятиям в кружке «Юные друзья кадетов», заменю часть строевых упражнений.  

    «Без прошлого - нет будущего», - так гласит народная мудрость. Замечательно, что традиции и моральные принципы кадетства возрождаются, а юный возраст – не помеха воспитанию ответственности, честности, нравственности и любви к Родине. Ведь, Родина для каждого из нас начинается с любви к семье, с доброго отношения к окружающим людям, с традиций и праздников в детском саду и в семье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    сценарий праздника "Посвящение воспитанников подготовительной группы "Пчёлка" в Юные друзья кадет

    Сценари может быть полезен всем сотрудникам детских дошкольный учреждений, которые взаимодействуют с кадетскими школами. корпусами, общественными организациями....

    Сценарий праздника «Посвящение в юные друзья кадетов»

    Сценарий праздника "Посвящение в юные друзья кадетов" для детей старшего возраста...

    Сценарий мероприятия «Посвящение в юные друзья кадетов» для детей старшего возраста 2018 г.

    Сценарий мероприятия  «Посвящение в юные друзья кадетов»  для детей старшего возраста  2018 г....

    Статья "Посвящение в юные друзья кадетов"

    Статья "Посвящение в юные друзья кадетов"...