Главные вкладки

    Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников
    статья (подготовительная группа)

    Мельник Наталия Николаевна

    Одна из самых актуальных задач нашего времени – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc108.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ

    ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Подготовила:

    воспитатель

    МДОУ "Детский сад "Белоснежка"

    Мельник Н.Н.

    г. Надым, 2016г.

    Как у маленького деревца, еле поднявшегося над

    землей,  заботливый садовник укрепляет корень, от

    мощности  которого зависит жизнь растения на

    протяжении нескольких десятилетий, так учитель

    должен заботиться о воспитании у своих детей

    чувства безграничной любви к Родине.

    (В.А. Сухомлинский)

    1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.

    Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

    Социально-коммуникативное развитие детей  относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

    Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Одна из самых актуальных задач нашего времени – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. О значимости данного направления в современных условиях говорится в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2015г.

    Целью программы является «нравственно-патриотическое воспитание граждан РФ, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Согласно этому документу система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.

    Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Патриотизм является важным качеством личности. Любовь к Родине – это одно из наиболее глубоких чувств человека.

    Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотическое воспитание начинается в дошкольные годы, поэтому самую существенную помощь по воспитанию патриотических чувств оказывают работники детского сада.

    1. Анализ реализации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

    Данному направлению социально-коммуникативного развития дошкольников наш педагогический коллектив детского сада «Белоснежка» уделяет особое  внимание. Являясь начальным звеном системы образования,  наше дошкольное образовательное учреждение ставит своей целью: создание условий и системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ через проектную деятельность.

    Для достижения цели были определены задачи:

    • Воспитывать у ребенка любовь и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу.
    • Расширять представления о родной стране, ее столице.
    • Ознакомить с героическим прошлым России.
    • Развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
    • Воспитывать  чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
    • Воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
    • Проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

    В соответствии с задачами нравственно - патриотического воспитания работа с детьми строится в соответствии с  принципами:

    В соответствии с Государственной образовательной политики РФ:

    • воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности;
    • развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

      В соответствии принципов стандарта:

    • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
    • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
    • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

    В соответствии принципов ДОУ:

    • содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка
    • полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
    • поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
    • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
    • общества и государства;
    • формирования познавательных интересов и познавательных действий
    • ребенка в различных видах деятельности;
    • возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов
    • возрасту и особенностям развития);
    • учёта этнокультурной ситуации развития детей;
    • занятия требованиями к условиям реализации Программы.

    Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ориентируется на достижение планируемых результатов:

    • Дети имеют представления о родной стране, ее столице; приобретут первичные знания о героическом прошлом  России.
    • У детей сформированы:
    • чувства уважения к  близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу, к другим людям, народам, их традициям.
    • эстетически-нравственные нормы поведения и моральные качества.
    • Родители, как активные участникам педагогического процесса, заинтересованы в формировании чувства патриотизма у детей.

    Формируемые предпосылки УУД:

    Коммуникативные:

    • потребность в общении со  сверстниками и взрослыми;
    • владение определенными  средствами вербального и невербального  общения;
    • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
    • ориентация на партнера в общении;
    • умение слушать собеседника.

    Регулятивные:

    • умение  действовать по образцу и заданному правилу;
    • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
    • умение критично относится к  своим действиям;
    • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

    Познавательные:

    • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей  действительности; 
    • умение выделять параметры объекта;
    • умение выделять существенные признаки.

    Знаково-символические:

    умение использовать наглядные модели.

    При поступлении в школу:

    • умение положительно относиться к окружающим;
    • умение уважать достоинства других;
    • любит свою семью;
    • умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Организуя работу по патриотическому воспитанию используются разнообразные методы:

    Словесные:

    • Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
    • Рассказы детей по картинам, предметам, из личного опыта, творческие рассказы.
    • Чтение, рассматривание и обсуждение художественной литературы, энциклопедий.

    Наглядные:

    • Целевые экскурсии к памятникам, в краеведческий музей города, мини-музеев ДОУ.
    • Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
    • Знакомство с творчеством отечественных писателей и художников.
    • Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
    • Посещение тематических выставок.
    • Прослушивание тематических аудиозаписей.

    Практические:

    • Участие в праздниках и спортивных мероприятиях.
    • Самостоятельная организация тематических выставок.
    • Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
    • Работа в творческих мастерских.
    • Совместная деятельность взрослых и детей.

    Работа по патриотическому воспитанию ведется по двум направлениям.

    С детьми: проекты, занятия, дидактические игры, создание выставочных площадок, посещение музеев, викторины, акции, фотовыставки, выставки рисунков, целевая прогулка к памятным местам города,  возложение цветов к Вечному огню, физкультурные развлечения, праздники, встреча с ветераном ВОВ, изготовление подарков для ветеранов.

    С родителями: проекты, акции, видеопрезентации, круглый стол, гостевые гостиные, консультации, буклеты, праздники и спортивные развлечения, пополнение музейной среды ДОУ, целевая прогулка к памятным местам города, посещение музеев, создание альбомов и мини-сборников.

    Развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста используются средства:

    • Методическая литература
    • Наглядные и дидактические пособия
    • Государственная символика
    • Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
    • Современные средства ТСО
    • Аудио и видеозаписи
    • Художественная литература
    • Предметы декоративно-прикладного искусства.

    Решая задачи по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в ДОУ разработаны и успешно  реализуются авторские проекты педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию «Я – патриот», «Ожившие странички истории», по краеведению «В краю полярного сияния».

    • Проект «Я – патриот».

    Цель: развитие познавательной активности, направленной на повышение интереса к истории и культуре России, формирования чувства патриотизма и уважения к своему народу.

    Система и последовательность работы по проекту «Я – патриот» представлена в следующих блоках:

    • Семья;
    • Мой детский сад;
    • Правила, по которым мы живем;
    • Наша государство – Российская Федерация;
    • Гордость России;
    • Страницы истории – День Победы.
    • Проект «Ожившие странички истории».

    Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с героическим прошлым русского народа через различные виды деятельности.

    Система и последовательность работы по проекту  представлена по двум лексическим темам «День защитника Отечества», «9 мая – День Победы».

    • Проект «Ямал – наш дом родной»

    Цель: знакомство детей с характерными особенностями Крайнего Севера, жизнью и культурой ненецкого народа.

    В содержание проекта входят следующие формы работы:

    • создание экологического календаря ненцев;
    • экскурсии в Надымский «Дом природы», в Центр национальных    культур «Хозяйка чума»;
    • дегустация блюд ненецкой кухни;
    • изготовление атрибутов и проведение ненецких подвижных игр;
    • изготовление мини-макета «Стойбище ненцев»;
    • участие в акции «Подарок маленькому другу».

    В рамках проектов «Я – патриот», «Ожившие странички истории», «В краю полярного сияния»  в ДОУ «Детский сад «Белоснежка» ведется музейная работа.

    Музейно-выставочный комплекс, объединяет 2 тематических мини-музея:

    • Музей Боевой славы
    • Этнографический музей «Ямал – наш дом родной».

    Музей боевой славы способствует развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.

    Цель: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами музейной педагогики.

    Подготовительная работа проводилась  с привлечением усилий, как педагогов, так и родителей и социальных партнеров. Функционируют постоянные экспозиции:

    - «Военная форма»;

    - «Документы военных лет»;

    - «Награды»;

    - «Вечный огонь»;

    - «Города - герои»

    и временные:

    - тематическая выставка детского рисунка;

    - совместные творческие работы детей и их родителей.

    Цель этнографического музея «Ямал – наш дом родной»: приобщение детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера.

    В мини-музее дети могут познакомится:

    • с животным и растительным миром Ямальской земли;
    • с национальным разнообразием в одежде, украшениях, предметами быта и их назначениями (экспонаты, выполненные руками ненецких и хантыйских мастериц, помогают детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения);
    • с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты),  
    • с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»  видами орнаментов и их символикой.

    Таким образом,  нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  в условиях реализации ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

    • имеют представление о ценности труда родителей и  близких родственников;
    • имеют представление о семье, родственных отношениях (сестра, брат, тетя);
    • могут отличить символы государства России (герб, флаг, гимн) от символов других стран;
    • у детей сформированы понятия того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, понятия о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим детям.
    • повысился уровень осведомлённости старших дошкольников об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым  России в период Великой Отечественной войны;
    • сформированы первичные представления о жизни и культуре ненецкого народа, характерными особенностями Крайнего Севера;
    • накоплен богатый материал, который адресован всем педагогам ДОУ и широко используется в их работе с детьми;
    • создаются условия для формирования предметно-развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    Успешное формирование нравственных ценностей и патриотических чувств обеспечивается благодаря соблюдению необходимых условий:

    • разнообразие форм работы с детьми;
    • учет индивидуальных особенностей детей, их желаний, интересов;
    • создание доброжелательной обстановки в процессе совместной деятельности;
    • разработка и реализация проектов;
    • создание  и систематическое пополнение музейного комплекса ДОУ.

    Опыт работы педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию в системе социально-коммуникативного развития в соответствии  с ФГОС ДО показал, что одной из эффективных форм работы по данному направлению сегодня является проектная деятельность.

    1. Заключение.

     Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

    Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

    Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

     Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Взрослый (педагог и родители), также должен учесть, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начал патриотизма и первых чувств гражданственности) – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

    Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

    Созданные условия, целенаправленная и последовательная система работы по нравственно-патриотическому воспитанию позволили добиться хороших результатов. Использование технологии проектирования в руководстве воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

    Проекты «Ожившие странички истории» и «Я – патриот» получили высокую оценку на конкурсах различного уровня. В Международном интернет-конкурсе для педагогов «Здравствуйте, дети!» в номинации «Конкурс социально-значимых акций (проектов, программ)» за проекты «Ожившие странички истории» и «Я – патриот»  педагоги получили дипломы за лучшие социально-значимые  проекты по формированию гражданско-патриотического сознания;  во Всероссийском конкурсе «Росточек: «Мир спасут дети» проект «Я – патриот» завоевал золотую медаль, проект «Ожившие странички истории»  – серебряную медаль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

    Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.

    Система работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

    Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника

    Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"...

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.

    Автор: Криворотова Т.Н. МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида № 350"го Самара. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковкак одно из направленийв работе с родителями воспитанников...

    Выступление на МО воспитателей на тему: Ознакомление с родным краем, как одно из направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

    Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детск-ом саду»,  является патриотическоевоспитание детей.Патриотические чувства закла...

    «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».

    Уважаемые педагоги, тема моего выступления: «Трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста».Свое выступление хотелось бы начать...