Главные вкладки

    «Методическое руководство педагога при организации сюжетно-ролевой игры младших и средних дошкольников»
    учебно-методический материал (младшая, средняя группа)

    Колесникова Ольга Васильевна

    «Методическое руководство педагога при организации сюжетно-ролевой игры младших и средних дошкольников»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Методическое руководство педагога при организации сюжетно-ролевой игры младших и средних дошкольников»

    Подготовил воспитатель:

    Колесникова О.В.

    МДОУ «Детский сад № 17. с. Пушкарное

    Белгородского района

    Белгородской области»

    Все, кто работает с детьми, понимают, что сюжетно – ролевая игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).  

    Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

    Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

    Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

    При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

    • развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

    • использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

    Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.  

    Принципы организации сюжетной игры:

    1. Воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».

    2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

    3. При формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику.

    4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.

     

    Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.

    Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру.

    Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

    Знания о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знания о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда, распределении между ними обязанностей дети получают:

    • на занятиях, во время наблюдений на прогулках,
    • в разговорах с детьми,  
    • при чтении книг,  
    • путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций,  
    • в свободное от занятий время и т.д.

    Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.

    Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный) к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.  

    Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей.

     Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.

    Прямые приемы руководства:  

    • ролевое участие в игре,  
    • участие в сговоре детей,  
    • разъяснение, помощь, совет по ходу игры,  
    • предложение новой темы игры и т.д.  

    Данные приемы  целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре.

    Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

    В ходе комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой выделяют 4 группы задач ("Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой" Е.В. Зворыгина и Н.Ф. Комарова).

    1 - задачи, направленные на развитие сюжета игры.

    2 - задачи, направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).

    3 - задачи формирования взаимоотношений.

    4 - задачи формирования самостоятельности и творчества.

    Эти задачи решаются 4 компонентами комплексного руководства: 

    1 компонент - Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)

    2 компонент - Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)

    3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)

    4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми ( активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).

     

    Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах

     

    Ранний возраст.

    Приемы прямого руководства

     – эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре

     - показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого

     - совместные с воспитателем игровые действия

     - включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)

     - демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов

     - применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком

    - подсказывающие вопросы

    Приемы косвенного руководства.

     - подбор игрушек с определенными свойствами

    - рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении

     - наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения

     - разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок) - подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)

     - рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций - создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)

     - изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)

     - постановка педагогом проблемной ситуации

    Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

    Младший дошкольный возраст.

    Приемы прямого руководства.

    Вторая младшая группа 

    Обучение способам игрового отражения действительности:

     - включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)

     - обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере

    - активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: - вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)

     - поощрение -побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная?)

    - помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)

    Средняя группа - включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)

     - вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)

     Приемы косвенного руководства.

    Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

    - внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

     - экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

    - создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

     - чтение художественных произведений, драматизация сказок

    - наблюдение за играми других детей -напоминания об интересных фактах из жизни.

    Организация предметно-игровой среды

     - сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек - внесение в среду новой игрушки

    - изготовление детьми атрибутов для игры

    Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

     - ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

     - создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

    Организация воспитателем игр обучающего характера:

    - театрализованные игры

     - игры типа «Угадай, кто пришел?», «Угадай, кого я изображаю?»

     - дидактические игры «Кому что нужно для работы»…

    Создание игровой проблемной ситуации:

     - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек) - с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

     - поощрение - привлечение в игру малоактивных детей.

    Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметноигровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

       Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков. Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Васильева М. А. Руководство играми детей  в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г.

    2. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. Речь, 2010г.

    3. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:Мозаика-синтез, 2015.  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме «Организация сюжетно – ролевой игры в младшей группе в условиях реализации ФГОС»

    Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потреб...

    Воспитание нравственных качеств при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников

    Нравственные качества, которыми обладают молодые супруги, создают определённую психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими  качествами  отличае...

    Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр»

    Методические рекомендации для педагогов «Особенности организации сюжетно – ролевых игр» рекомендованы  для воспитателей ДОУ с целью использования в работе с детьми дошкольного возраста....

    Консультация для педагогов «Методика организации сюжетно-ролевыми играми детей младшего и среднего дошкольного возраста»

    В статье подробно рассказывается о том, как выстроить линию сюжетно-ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного  возраста. Вся теоретическая часть подробно подкрепляется конкретными прим...

    Выступление на методическом объединении на тему " Организация сюжетно- ролевой игры в режиме дня дошкольника"

    Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры дл...

    методические рекомендации для воспитателей "Организация сюжетно-ролевых игр в средней группе"

    рекоендации для воспитателей как организовать сюжетно-ролевые игры в средней группе...