План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
учебно-методический материал

Фасхиева Рушания Юсуповна

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Должность: воспитатель

ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна

Образование: высшее

Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020 г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».              

                                                                                           В.А.  Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисование;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Формы работы

С детьми

С воспитателями

С родителями

ООД

Развлечения

Игры

Эксперименты

Наблюдения

Консультации

Выставки

Презентации

Практикумы

Консультации

Собрания

Презентации

Анкетирования

Практикумы

Выставки

Перспективный план самообразования

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2015 – 2020 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Подбор и изучение научно - методической литературы:

Список литературы

  1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012
  2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  8. Электронные ресурсы
  9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
  11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
  13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
  15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
  16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
  17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
  18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
  19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
  20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
  21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
  22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.

В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме мною внедрено в свою практику новые технологии  таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.

  • 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике ;

  • 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе

Сентябрь 2015 – май 2020 г

2015 – 2020г

2015-2020г

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2015 – 2020 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Проведение мониторинга на начало года

I Работа с детьми  

  • Наблюдения.   
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.  
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.  
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.   

 Этапы работы

Первый этап - средняя группа.

  1. Игры с пальчиками
  2. Работа с бумагой. Аппликация.
  3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе.
  4. «Мозаика» - придумай симметричный узор.
  5. Обучение шнуровке.
  6. Работа с природным материалом.

Второй этап - старшая группа:

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

4. Декоративное плетение.

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

Третий этап - подготовительная группа.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

Проведение мониторинга на конец года

II Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений           пальцев рук у детей   дошкольного возраста»
  • Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
  • Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
  • Посещение родителями НОД.

  • Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

  • Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

  • Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

  • Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

  • 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей  по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

  • 5. Презентация  для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6.Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Оригами-цветок для мамы"

8. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Бумажные фантазии"

9. Посещение городских методических объединений  по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

  • 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2015 – 2019 г

В течении 2015 - 2020 учебных годов

2015 – 2016г

Сентябрь –май

2016-2017

2018-2019

Сентябрь –май

2017-2018

2019-2020

Сентябрь –май

Май 2016-2020г

Май 2016 – 2018г  

Сентябрь 2015г.

Октябрь 2016г.

Ноябрь 2017г.

  2015-2020 гг.

Октябрь 2015 г.

Февраль 2016

Апрель 2017г.

Январь 2020г.

В течении 2015-2020 гг.

В течении 2-15-2020гг.

2016-2020гг.

В течении 2015-2020 гг.

Ноябрь 2016г.

Апрель 2017г.

Ноябрь 2018г.

Февраль  2016г.

Февраль 2017г.

Март 2018г.

Декабрь 2019г.

2015-2020 гг.

III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ

2015 – 2020 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

2. Планирование деятельности и перспектив развития

3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства.

4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете:

                   № 4 2015 – 2016 учебного года

                   № 4 2016 – 2017 учебного года

                   № 4 2017 – 2018 учебного года

                   № 4 2018 – 2019 учебного года

                   № 4 2019 - 2020 учебного года

Май 2015 - 2020 г

Сентябрь  2015 - 2020 г

В течении года

Май 2016г

Май 2017г

Май 2018г

Май 2019г

Май 2020г

Практические выходы 2015 – 2016 учебный год.

1. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Снеговик» для педагогов и студентов Нижнекамского педагогического колледжа на базе МБДОУ№ 12 НМР

2. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Встреча весны» для педагогов и студентов Нижнекамского педагогического колледжа.

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.  

1. Выступление на семинаре-практикуме "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников".

 2.Участие в семинаре - практикуме для студентов ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж». Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: "Игры для развития мелкой моторики"

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: "Игрушки для развития мелкой моторики рук дошкольников"

5. Фотовыставка.         

Тема: "Подарок маме"

6. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: "Крупная польза мелкой моторики"

7. Проект.

Тема: "Чудеса из бумаги"

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Практические выходы 2016 – 2017 учебный год.

1. Показ организованной образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Барашек» в рамках «Недели творческих отчетов» для педагогов.

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

1. Выступление на семинаре «Инновационные подходы в национальном воспитании дошкольников с учетом ФГОС» для педагогов, студентов

2. Участие  в региональном семинаре «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников»

Тема выступления: «Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста»

3.Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: "Кукольный театр своими руками"

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: "Ум ребенка на кончиках пальцев"

5. Фотовыставка.

Тема: "Скоро Новый год"

6.Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема:""

7. Проект.

Тема: "Волшебная мастерская"

8.Отчет о проделанной работе за учебный год.

Практические выходы 2017 – 2018 учебный год:

1. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Крокодил Гена и Чебурашка» из природного

материала для педагогов и студентов Нижнекамского педагогического колледжа на базе МБДОУ №12 НМР

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.  

Выступление «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» на семинаре-практикуме «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» .Сертификат.

3.Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: "Оригами-цветок для мамы"

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: "Пальчиковая гимнастика"

5. Фотовыставка.

Тема: "Веселые ручки"

6.Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: "Творчество в детском возрасте"

7. Проект.

Тема: "Развитие творчество дошкольников через ручной труд"

8.Отчет о проделанной работе за учебный год.

Практические выходы 2018 – 2019 учебный год

1. Показ организованной образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Ежик» в рамках «Недели творческих отчетов» для педагогов.

2. Выступление на теоретико-методологическом семинаре «Кодексы этики образовательных отношений как средство повышения эффективности регулирования отношений в образовательной  организации» для педагогов, преподавателей и студентов, ИЭУП (г.Казань) Нижнекамский филиал, кафедра «Психологии и педагогики».

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «Использование нетрадиционных технологий по ручному труду»

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: «Оригами».

5. Выставка: «Дары осени».

6. Мастер –класс. Тема: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

7. Проект. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами ручного труда».

8.Отчет о проделанной работе за учебный год.

Практические выходы 2019 – 2020  учебный год:

1. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Колосок» в рамках «Недели творческих отчетов» для педагогов.

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: Участие в авторском семинаре-тренинге Мониной Г.Б.. Сертификат.

3. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «Бумажные фантазии»

4. Оформление папки-передвижки.

Тема: «Работа с природным материалом»

5. Фотовыставка.         

Тема: «Новогодняя игрушка»

6. Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема: «Игры и развлечения для развития мелких мышц рук»

7. Проект.

Тема: «Наши руки не для скуки»

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

 Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста путем графических упражнений

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста, путем графических упражнений...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредствам тестопластики.

  Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о коорд...

Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"

Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы ...

план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»

   Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...