План по самообразованию «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"
учебно-методический материал
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Должность: воспитатель
ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна
Образование: высшее
Когда начата работа над темой: сентябрь 2015 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Формы работы
С детьми | С воспитателями | С родителями |
ООД Развлечения Игры Эксперименты Наблюдения | Консультации Выставки Презентации Практикумы | Консультации Собрания Презентации Анкетирования Практикумы Выставки |
Перспективный план самообразования
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2015 – 2020 учебный год | |
Мероприятия | Срок выполнения |
Подбор и изучение научно - методической литературы: Список литературы
В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме мною внедрено в свою практику новые технологии таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.
2. Картотека игр по мелкой моторике ;
4. Создание наглядных пособий, игр; 5. Пополнение материалов. Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе | Сентябрь 2015 – май 2020 г 2015 – 2020г 2015-2020г |
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ 2015 – 2020 учебный год | |
Мероприятия | Сроки выполнения |
Проведение мониторинга на начало года I Работа с детьми
Этапы работы Первый этап - средняя группа.
Второй этап - старшая группа: 1. Знакомство с различными видами ткани. 2. Аппликация из ткани. 3. Бумажная пластика 4. Декоративное плетение. 5. Работа с картоном. 6. Работа с соленым тестом. Третий этап - подготовительная группа. 1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров, 2. Изготовление поделок из природного материала; 3. Изготовление поделок способом Оригами 4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов. 5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц. 6. Плетение из полосок бумаги. Проведение мониторинга на конец года II Работа с родителями
"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация; «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»; «Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».
«Руки – не для скуки»,
«Играем с пальчиками – развиваем речь»; «Пальцы помогают говорить».
III Организационно-педагогическая работа 1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики 4. Консультации для педагогов: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда" «Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»
6.Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» 7. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Оригами-цветок для мамы" 8. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Бумажные фантазии" 9. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;
| Сентябрь 2015 – 2019 г В течении 2015 - 2020 учебных годов 2015 – 2016г Сентябрь –май 2016-2017 2018-2019 Сентябрь –май 2017-2018 2019-2020 Сентябрь –май Май 2016-2020г Май 2016 – 2018г Сентябрь 2015г. Октябрь 2016г. Ноябрь 2017г. 2015-2020 гг. Октябрь 2015 г. Февраль 2016 Апрель 2017г. Январь 2020г. В течении 2015-2020 гг. В течении 2-15-2020гг. 2016-2020гг. В течении 2015-2020 гг. Ноябрь 2016г. Апрель 2017г. Ноябрь 2018г. Февраль 2016г. Февраль 2017г. Март 2018г. Декабрь 2019г. 2015-2020 гг. |
III этап КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ 2015 – 2020 учебный год | |
Мероприятия | Сроки выполнения |
1. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе; 2. Планирование деятельности и перспектив развития 3. Размещение своих разработок на педагогических сайтах и участие в интернет- конкурсах педагогического мастерства. 4. Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете: № 4 2015 – 2016 учебного года № 4 2016 – 2017 учебного года № 4 2017 – 2018 учебного года № 4 2018 – 2019 учебного года № 4 2019 - 2020 учебного года | Май 2015 - 2020 г Сентябрь 2015 - 2020 г В течении года Май 2016г Май 2017г Май 2018г Май 2019г Май 2020г |
Практические выходы 2015 – 2016 учебный год.
1. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Снеговик» для педагогов и студентов Нижнекамского педагогического колледжа на базе МБДОУ№ 12 НМР
2. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Встреча весны» для педагогов и студентов Нижнекамского педагогического колледжа.
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
1. Выступление на семинаре-практикуме "Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников".
2.Участие в семинаре - практикуме для студентов ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж». Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: "Игры для развития мелкой моторики"
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: "Игрушки для развития мелкой моторики рук дошкольников"
5. Фотовыставка.
Тема: "Подарок маме"
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: "Крупная польза мелкой моторики"
7. Проект.
Тема: "Чудеса из бумаги"
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2016 – 2017 учебный год.
1. Показ организованной образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Барашек» в рамках «Недели творческих отчетов» для педагогов.
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
1. Выступление на семинаре «Инновационные подходы в национальном воспитании дошкольников с учетом ФГОС» для педагогов, студентов
2. Участие в региональном семинаре «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников»
Тема выступления: «Влияние дидактических игр на развитие математических представлений детей дошкольного возраста»
3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: "Кукольный театр своими руками"
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: "Ум ребенка на кончиках пальцев"
5. Фотовыставка.
Тема: "Скоро Новый год"
6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:""
7. Проект.
Тема: "Волшебная мастерская"
8.Отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2017 – 2018 учебный год:
1. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Крокодил Гена и Чебурашка» из природного
материала для педагогов и студентов Нижнекамского педагогического колледжа на базе МБДОУ №12 НМР
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Выступление «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» на семинаре-практикуме «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» .Сертификат.
3.Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: "Оригами-цветок для мамы"
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: "Пальчиковая гимнастика"
5. Фотовыставка.
Тема: "Веселые ручки"
6.Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: "Творчество в детском возрасте"
7. Проект.
Тема: "Развитие творчество дошкольников через ручной труд"
8.Отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2018 – 2019 учебный год
1. Показ организованной образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Ежик» в рамках «Недели творческих отчетов» для педагогов.
2. Выступление на теоретико-методологическом семинаре «Кодексы этики образовательных отношений как средство повышения эффективности регулирования отношений в образовательной организации» для педагогов, преподавателей и студентов, ИЭУП (г.Казань) Нижнекамский филиал, кафедра «Психологии и педагогики».
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «Использование нетрадиционных технологий по ручному труду»
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: «Оригами».
5. Выставка: «Дары осени».
6. Мастер –класс. Тема: «Использование новых технологий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
7. Проект. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами ручного труда».
8.Отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы 2019 – 2020 учебный год:
1. Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе, тема: «Колосок» в рамках «Недели творческих отчетов» для педагогов.
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема: Участие в авторском семинаре-тренинге Мониной Г.Б.. Сертификат.
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: «Бумажные фантазии»
4. Оформление папки-передвижки.
Тема: «Работа с природным материалом»
5. Фотовыставка.
Тема: «Новогодняя игрушка»
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «Игры и развлечения для развития мелких мышц рук»
7. Проект.
Тема: «Наши руки не для скуки»
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"
Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...
Консультация "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровье - сберегающих технологий."
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...
Проект на тему:" Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования разных видов деятельности"
Данный проект поможет ответить на вопрос:" Каким образом можно способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". Поможет развить познавательно- психические процессы ...
план по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда»
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошколь...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста" на 2020-2024 гг.
План по самообразованию...
Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
Консультация для родителей: "Система работы в развитии мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий"
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, через разные виды деятельности...